URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Голицын Г.А., Петров В.М. Информация. Поведение. Язык. Творчество
Id: 50171
 
329 руб.

Информация. Поведение. Язык. Творчество. Изд.2

URSS. 2007. 224 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-382-00175-3. Уценка. Состояние: 5-. Блок текста: 5. Обложка: 4+.

 Аннотация

Настоящая книга имеет междисциплинарный характер. Авторы рассматривают роль информации в возникновении жизни и развитии биологических видов, в поведении животных и человека, в развитии культуры и искусства, в формировании творческих способностей. Говорится о перспективах, которые открывает применение теории информации для изучения различных областей человеческого поведения.

Для широкого круга читателей, в том числе психологов, культурологов, специалистов в области информатики, лингвистов.


 Оглавление

Введение
Глава 1. Информация и поведение (Г.А.Голицын)
 1.1.Информация и энтропия
 1.2.Принцип максимума информации
 1.3.Двоичная модель
 1.4.Корреляция и организация
 1.5.Взаимодействие стимулов и реакций
 1.6.Восприятие формы
Глава 2. Интуиция (Г.А.Голицын)
 2.1.Формирование представлений
 2.2.Творческая задача
 2.3.Усиление
 2.4.Повторение
 2.5.Частичное совпадение
 2.6.Конкретизация
 2.7.Сотворчество
Глава 3. Рефлексия (Г.А.Голицын)
 3.1.Предыстория рефлексии
 3.2.Особенности эволюции человека
 3.3.Знак и образ
 3.4.Образ: опасный союзник
Глава 4. Иерархия (В.М.Петров)
 4.1.Принцип преемственности и эволюция
 4.2.Поступающая информация и признаки
 4.3.Оптимальное кодирование информации
 4.4.Пирамидальная информационная структура
 4.5.Память: ступени и их характерные черты
Глава 5. Язык (В.М.Петров)
 5.1.В поисках "предтеч"
 5.2.Три языковых "кита"
 5.3.Синтез модели
 5.4.Работа модели
 5.5.Основной канал
 5.6.Типы звуковых структур
 5.7.Звуковая траектория и ее венец
Глава 6. Информационная панорама культуры (В.М.Петров)
 6.1.Спектр информационных средств
 6.2.Социодинамика культуры
Литература

 Введение

Существует ли какая-то "идеальная" форма научной теории, общая для всех научных дисциплин? Можно ли в гуманитарных и биологических науках строить теории, подобные тем, которые мы находим в физике? Если да, то почему до сих пор нет таких теорий? Надо отметить, что некоторые биологические и гуманитарные дисциплины претендуют на звание теории, но физик отверг бы подобные притязания. Почему?

Чтобы ответить на эти вопросы, нужно сначала выяснить, какие черты физических теорий дают им безоговорочное право на это наименование.

Прежде всего заметим, что любая "настоящая" (с точки зрения физика) теория имеет два "этажа": помимо законов, связывающих друг с другом различные явления и образующих первый "этаж" теории, должен существовать также второй "этаж", который состоит из дедуктивных (логических) связей между самими законами. Эти логические связи позволяют выводить одни законы из других, "понять эмпирическую закономерность как логическую необходимость" (А.Эйнштейн). Если этот второй "этаж" отсутствует, то данная область может рассматриваться только как совокупность эмпирических знаний, но не как теория.

Возьмем в качестве примера психологию. Психологами найдено огромное количество закономерностей и фактов, многие из них даже выражены в математической форме (закон Вебера--Фехнера, закон Йеркса--Додсона и др.). Но теории в том строгом смысле, в каком употребляется это слово в точных науках, не существует. Причина в том, что эти законы разрозненны, не образуют системы, не выводятся друг из друга или из каких-либо общих принципов. Итак, жесткая дедуктивная структура, "логический скелет" есть необходимый компонент любой "настоящей" научной теории.

Но это еще не все. Как показывает история науки, логическая структура теории не остается постоянной, она эволюционирует к определенному идеальному состоянию.

Этот идеал научной теории обрисовал еще И.Ньютон: "Объяснить как можно большее количество фактов как можно меньшим числом исходных положений". И мы действительно наблюдаем, как в ходе эволюции теории число объясняемых фактов возрастает, а число исходных положений (постулатов, принципов) сокращается. В итоге оказывается, что все теории, завершившие свое развитие (такие, как механика, термодинамика, геометрическая оптика и т.п.), сходны по своей логической структуре: их дедуктивные связи (образующие "второй этаж") имеют единый центр -- некоторый общий принцип. Как правило, таким центром является принцип оптимальности, из которого следуют все частные законы и факты. Примерами могут служить принцип скорейшего пути в геометрической оптике, принцип наименьшего действия в механике, принцип максимума энтропии в термодинамике (подробнее об этом см. [18]). Так что при построении дедуктивной теории для новой области знания (такой, как физиология, психология, эстетика и т.п.) следовало бы принять за образец эту идеальную структуру и начать с главного -- сформулировать центральный принцип.

К настоящему времени предложены различные формулировки принципов оптимальности для биологии. Чаще всего они связаны с идеей экономии энергии (см. [91], [65], [80]). Однако при всей значимости энергетического подхода к биологическим и психологическим проблемам он является все же частным и не может объяснить все факты, связанные с поведением. В настоящей работе предлагается более общий принцип, основанный на понятии информации.

Информация наряду с материей и энергией является одним из трех китов, на которых стоит мир. Это относится отнюдь не только к органическому миру. Для любого уровня организации материи мы смело можем написать одну универсальную формулу: вещество = энергия + информация.

Старое, восходящее еще к Аристотелю понятие формы, более поздние идеи структуры, организации и прочее, без которых нет материи, -- все они обретают точную количественную меру, а с ней и новую жизнь с появлением понятия информации.

Еще в добиологической эволюции при возникновении элементарных частиц, химических элементов, соединений и минералов шли процессы естественного отбора, выбора из многих возможных вариантов развития какогото одного, т.е. шло накопление информации. Этот процесс приобрел качественно новый характер, когда возникла жизнь, появилась возможность кодирования и передачи этой информации от одного существа к другому.

Именно на стыке двух фундаментальных категорий -- информации и энергии следует искать основные закономерности живого. Это относится и к поведению человека, в частности к высшей форме человеческого поведения -- творчеству.

Эта книга посвящена приложению теории информации к объяснению феномена творчества и связанных с ним процессов, таких, как восприятие, эмоции, интуиция, сознание, рефлексия, язык, культура, наука, искусство и т.п. Читателю предстоит узнать, как глубоко законы теории информации пронизывают всю сферу творчества, как многое они позволяют понять и объяснить в этой наиболее загадочной области человеческой деятельности. В сущности, перспективность и плодотворность информационного подхода не должны никого удивлять: само возникновение жизни, развитие биологических видов, подъем по ступеням биологической эволюции имели в своей основе накопление и отбор информации. Неудивительно, что информационные закономерности остаются определяющими и на высших стадиях эволюции, обусловливая протекание таких явлений, как интуиция, сознание, вдохновение и т.п.

Авторы в течение двадцати лет систематически исследовали указанный круг вопросов. В итоге ими была сформулирована гипотеза, согласно которой психические процессы, и в частности творчество, подчиняются принципу максимума информации. Многие частные закономерности психологии могут быть выведены и объяснены на основе этого принципа. Из него же выводится целый ряд психологических и эстетических констант, таких, например, как "золотое сечение", отношения музыкального ряда и др. Формулировка и обоснование принципа максимума информации, объяснение на его основе закономерностей творчества составляют логический стержень книги.

Итак, информация и творчество. Творчество как накопление новой информации, законы информации как законы творчества. Из сказанного ясно, что тема эта более универсальна, чем может показаться на первый взгляд, и далеко выходит за рамки одной психологии. В сущности, речь идет о некоем информационном мировоззрении, в котором понятие информации занимает центральное, доминирующее место, а процесс эволюции -- социальной, биологической и предбиологической -- рассматривается как творческий процесс, сущностью которого является накопление информации.

Эта работа не претендует на то, чтобы быть некоей всеохватывающей теорией творчества. За пределами рассмотрения остались многие важные вопросы. Скорее это ряд очерков, посвященных отдельным узловым проблемам теории творчества и связанных общим подходом. При всей самостоятельности авторских позиций их объединяют по крайней мере две вещи -- приверженность к гипотетико-дедуктивному методу объяснения и вера в возможность синтеза гуманитарного и точного знания, в возможность преодолеть тот раскол "двух культур", о котором писал в свое время Ч.Сноу [72].

Работа велась в рамках секции психологии творчества Московского общества психологов, и мы хотели бы выразить признательность нашим товарищам по секции -- Н.Г.Алексееву, И.Н.Семенову, В.К.Зарецкому, Е.В.Лапиной, С.Ю.Степанову и многим другим, принимавшим участие в обсуждении различных фрагментов этой работы. В особенности же хочется поблагодарить Я.А.Пономарева, которому досталась нелегкая роль капитана столь непредсказуемой и пестрой команды. Но, разумеется, за все идеи, встречающиеся в этой книге, несут ответственность только сами авторы.


 Об авторах

Герман Алексеевич ГОЛИЦЫН (1937--1997)

Исследователь сложных систем (включая человека, социальные структуры и духовный мир социума) с помощью методов теории информации; кандидат биологических наук. Работал в широком круге дисциплин: от теории нервной деятельности (Институт нормальной физиологии им. П.К.Анохина) -- до моделирования мировоззрения и приемов искусства (Государственный институт искусствознания). Автор свыше 100 научных работ, включая монографии: "Информация и творчество: на пути к интегральной культуре" (М., 1997), "Информация и биологические принципы оптимальности: Гармония и алгебра живого" (в соавт.; М.: URSS, 2005), "Социальная и культурная динамика: долговременные тенденции (информационный подход)" (в соавт.; М.: URSS, 2005).


Владимир Михайлович ПЕТРОВ (род. в 1937 г.)

Специалист по проблемам применения методов точных и естественных наук при изучении проблем гуманитарной сферы; кандидат физико-математических наук, доктор философских наук, профессор. Главный научный сотрудник Государственного института искусствознания, действительный член Международной академии информатизации и Академии гуманитарных наук, вице-президент Международной ассоциации эмпирической эстетики. Автор более 400 научных работ по физике, социологии, психологии, культурологии, эстетике, включая 12 монографий, в том числе: "Количественные методы в искусствознании" (М., 2004), "Информация и биологические принципы оптимальности: Гармония и алгебра живого" (в соавт.; М.: URSS, 2005), "Социальная и культурная динамика: долговременные тенденции (информационный подход)" (в соавт.; М.: URSS, 2005).

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце