Материя есть первичное. Ощущение,
мысль, сознание есть высший
продукт особым образом организованной
материи.
Таковы взгляды материализма вообще
и Маркса–Энгельса
в частности.
В.И.Ленин [69, c.43] Сведения о материи содержат многие статьи и книги. Если исходить из того, что наш мир представлен разнообразными структурами из материи, то в каждой статье или книге (а не только в специальной литературе) затрагиваются те или иные свойства материальных образований, включая социологические. Несмотря на обширность информации о материи, содержащейся в научной, фантастической и художественной литературе, многие вопросы, касающиеся материи, остаются без ответа. Например, не существует единого мнения о видах или формах материи, а это, в свою очередь, не позволяет сформировать четкого представления о том, существуют ли много материй или же материя одна. Существует ли антиматерия? Является ли материя абстрактным понятием, аналогичным обобщающему слову "дерево" или же она всегда конкретная субстанция? Наконец, как отличить материю от ее свойств, характеристик и атрибутов? Вопросы, вопросы, много вопросов... и возникают они прежде всего потому, что процесс познания природы далек от завершения, нам многое еще не известно и это порождает необходимость продолжать исследования неизвестного. Существуют однако и другие причины недостаточности наших знаний о материи. Среди них следует отметить две: первая причина связана с самой природой научного знания, с тем, что наука – это не простое собрание безупречных истин, а сложное социальное явление, в котором, наряду с истинными знаниями, существуют заблуждения; вторая причина обусловлена существованием оппонентов материалистического учения о природе и их сопротивлением распространению и укреплению материализма. Для уяснения первой причины следует иметь в виду, что носителями знаний являются не книги, не компьютеры и не библиотеки, а ученые – особая социальная среда, являющаяся частью существующей общественной формации. В научной среде вырабатывается определенный подход к той или иной проблеме, некая парадигма, которой придерживается большая часть ученых. Негативный аспект функционирования научной парадигмы, являющейся результатом соглашения, часто априорного, заключается в том, что если какой-то ученый выйдет за пределы признаваемой парадигмы, то он автоматически отторгается научным сообществом (по мнению большинства перестает быть ученым), а его взгляды не признаются или объявляются лженаукой. Парадигма – понятие, введенное Томасом Куном [65], – является неким ограничителем, консервирующим знание, препятствующим развитию познания, в том числе появлению нового знания о материи. В случае с материей положение усугубляется еще и тем, что диалектический материализм является фундаментом и составной частью философии марксизма; учение о материи является краеугольным камнем этой философии. Поскольку марксизм не приветствуется большинством сильных мира сего, исследователи по проблеме материи особым почетом не пользуются, круг их довольно узок; он ограничен сторонниками марксизма, которых не так уж много по сравнению с оппонентами; в этой связи не существует широкого фронта исследований по проблеме. Ко всему, проблемой материи занимались исключительно одаренные личности и это способствовало тому, что высказанные ими положения были отнесены к разряду непререкаемых. Такая тенденция отношения к авторитетам соответствовала кумулятивной теории познания в которой считалось, что вновь добытое знание должно обязательно включаться в систему прежних представлений. Кумулятивная теория познания, совместно с боязнью ревизии марксизма, практически приостановила развитие учения о материи. И все это произошло вопреки мнениям классиков марксизма о том, что диалектический материализм, в том числе проблема материи, – развивающееся и непрерывно совершенствующееся учение, существующее в едином ритме с возрастанием объема научных знаний и с развитием социума. Таким образом, представление о материи застыло на уровне знаний столетней давности и это увеличило число безответных вопросов по проблеме материи. Неполнота представлений о материи отмечена также в капитальной монографии [15, с.366]. Привести представление о материи в соответствие с уровнем накопившихся знаний довольно сложная задача, особенно, если учесть глубокий кризис всего естествознания и попытки насаждения реакционных и даже мракобесных взглядов на устройство мира, предпринимаемые современными фидеистами. Для понимания второй причины, замедляющей решение проблемы материи и научного мировоззрения, необходимо иметь в виду, что оппозицию материализму составляли и составляют многочисленные философские школы и течения идеалистического направления, а также религиозные объединения. Казалось бы, чисто теоретическая дискуссия между материализмом и идеализмом должна была протекать в академических рамках, но она приобрела формы ожесточенной борьбы между разумом и невежеством, между светом и тьмой. И хотя истина была и остается на стороне науки и, следовательно на стороне материализма, сопротивление консервативных сил, поддерживаемых буржуазными правительствами и "денежными мешками" не позволило занять материализму по праву принадлежащее ему место в научных исследованиях. Не касаясь причин столь активного противостояния материализма и идеализма, следует отметить, что крах идеализма в общественной жизни неизбежен, по причине некорректных его оснований. В основе идеализма лежит признание (вера в) Бога, Творца, Духа, которые не могут не вмешиваться в созданный ими мир. Отсюда – ожидание чудес, признание ясновидения, полтергейста, астрологии, контактов с мировым разумом и других шарлатанских измышлений. Признание чудес исключает науку как таковую. В подобной ситуации для науки не остается места: всемогущий Творец способен изменять по своему усмотрению любые научные факты, лишая природу закономерностей. Научное мировоззрение, если такое возможно на базе идеализма, закономерно сменилось бы мифотворчеством и пещерным примитивизмом. Эта особенность ситуации связана с тем, что носители сознания, руководствующиеся ложными установками, продуцируют ложь и заблуждения. Несовместимость положений идеализма со здравым смыслом, в конце концов, должна привести к торжеству науки и научного мировоззрения. Оппоненты материализма нанесли огромный вред науке, прежде всего, тем, что отвлекались огромные материальные средства и интеллектуальный потенциал человечества. Несмотря на это и затяжной (с конца XIX в.) кризис естествознания, научные исследования на протяжении XX в. развивались интенсивно и довольно успешно. В этот период был получен ряд научных результатов, существенно укрепивших базу материализма. К фундаментальным достижениям науки XX в. можно отнести целую серию закономерностей об энергетических взаимодействиях простейших частиц вещества и их взаимных превращениях, промышленное освоение атомной энергии, выход человека в космос и исследование планет космическими аппаратами. К выдающимся результатам науки XX в. относятся также достижения в области биологии, медицины и генетики, изобретение телевидения и целого семейства лазеров, разработка и широкое применение на практике компьютеров. В этой связи нельзя не отметить целую серию открытий в науках о Земле, приведших к новому представлению о происхождении небесных тел, включающему перерастание планет в звезды, в том числе очень медленный рост Земли [9, 10, 66, 146, 149 и др.]. В результате отмеченных достижений, а также не упомянутых здесь, материализм существенно окреп, область его функционирования значительно расширилась. Огромный вклад в расширение сферы влияния и укрепления научной базы материализма внесли ученые СССР – передовой отряд научного сообщества, работавший в условиях государственной поддержки атеистических взглядов и опиравшийся исключительно на материалистическое мировоззрение. К сожалению, плодотворная работа советских ученых была прервана контрреволюционным переворотом в начале 90-х годов XX в. Под напором невежества, жадности и эгоизма разум не удержал своих позиций. История показывает, что наступление реакционных воззрений случалось и раньше, но в итоге торжествовал разум. Прогресс в развитии человечества лишь замедлялся, но не шел в обратном направлении, ибо мысль остановить невозможно. Именно поэтому можно надеяться, что нынешний разгул реакции и мракобесия не загонит человека в пещеру, что современное наступление консерваторов идеализма временное. Развитие диалектического материализма вширь привело к тому, что отчетливо обозначилось отставание в разработке ядра этой философии – учения о материи – от общего объема научных знаний. В этом отставании видится одна из причин кризисных явлений в физике. В настоящей работе предпринята попытка привести в соответствие разбухшую фактологическую базу материализма (научные достижения) с учением о материи. Сложность и обширность этой задачи очевидны, ее решение на современном этапе развития науки стало возможным лишь потому, что исследованиями делимости материальных структур (простейших частиц) установлена граница делимости, за которой отчетливо проявилась бесструктурная материальная субстанция. В результате исследования упомянутой проблемы понятие о материи стало неотъемлемой частью естествознания, оно вписалось (оказалось внедренным) в структуру научных теорий о природе. Внедрение понятия о материи в естествознание потребовало уточнения и ревизии исходных предпосылок ортодоксальных представлений, что в конечном счете стало причиной появления новой парадигмы, одинаково пригодной и для философии, и для естествознания. Таким образом, в основе усовершенствованного учения о материи лежит парадигма, существенно отличающаяся от парадигмы ортодоксальной науки. Автор далек от мысли, что предлагаемые вниманию читателей описание и трактовка явлений природы на основе новой парадигмы безупречны и доведены до совершенства. Этого невозможно сделать по причине исключительной сложности, новизны и обширности тематики. Материя причинно связана со всеми природными явлениями, в том числе социальными. В монографии описана лишь небольшая часть явлений неорганической природы, которые позволяют создать представления о кругообороте материи во Вселенной. По причине естественной ограниченности освещения проблемы, настоящая работа названа "Основы физики материи". Неограниченная ничем "Физика материи" рассматривает все без исключения проблемы бытия. Насколько удачно осуществлено описание неорганических явлений, подход автора к проблеме материи в целом и внедрение учения о материи в естествознание выносятся на суд читателей. Первые попытки вписать понятие о материи в структуру научных теорий были предприняты автором в рукописи "Динамика развития Земли и небесных тел" (Киев, 1976, в трех томах). Рукопись хранится в киевской библиотеке им.В.И.Вернадского (шифр по каталогу: С 10056 / 1–3). Внедрение понятия о материи в структуру естествознания было продолжено в статье "Наша растущая планета Земля" [10], а затем – в монографии [9]. Эти попытки показались автору заслуживающими внимания и эвристическими, что побудило продолжать исследования и решиться писать настоящую работу. В этой связи "Основы физики материи" являются своеобразным обобщением ранее выполненных разработок с включением новых аспектов учения о материи. |