В ходе продолжающегося обновления отечественной истории основное внимание по-прежнему обращается на отбор ее содержательной части. Время показывает, что эта задача решается более или менее удовлетворительно. Однако проблемой, как и прежде, остается эстетическое и дидактическое обеспечение научной, учебной и популярной литературы, которое ориентировало бы читателя на ее осознанное и осмысленное изучение. В предлагаемом издании эта проблема решается по максимуму. Создание глубокой ориентировочной основы деятельности мотивирует читателя на разностороннюю, "почемучную" умственную деятельность в усвоении исторических знаний. Книга включает: Предлагаемое читателям пособие предназначено для работы с тремя категориями состава общеобразовательной школы и вуза: учащимися 6–9 кл.; учащимися 10–11 кл.; студентами. Такая постановка, естественно, вызовет недоумение, если не иронию: какой универсализм! Да, универсализм, но с учетом уровней образования и обучения, реальных способностей обучаемых, целей и задач обучения и преподавания истории и т.д. Учащиеся 6–7 классов только-только начали изучать отечественную историю. "По Сеньке и шапка": для них – чтение текста и ответы на контрольные вопросы 1-го уровня: прочитал, вспомнил, о чем прочитал, запомнил. Учащиеся 8–9 классов, прочитав текст, отрабатывают контрольные вопросы 1-го и 2-го уровней, выполняют наиболее доступные практические задания. Учащиеся 10–11 классов обращаются к истории России уже повторно и уже в достаточно зрелом ученическом возрасте. Для них и задания потруднее: наряду с прочтением текста и ответом на контрольные вопросы первых двух уровней, они решают проблемные задачи средней трудности (3-й уровень) и выполняют все практические задания. Все категории учащихся отрабатывают опорные конспекты. Студенты изучают историю на 1 курсе. Они только что поступили в вузы, у них еще достаточно свежи в памяти исторические знания и им нет смысла возвращаться к тому, с чем уже хорошо знакомы. Они читают тексты, при необходимости (для повторения) отвечают на контрольные вопросы 1-го и 2-го уровней, а главное, на что обращают внимание, – это решение проблемных вопросов и задач (3-й уровень), которые ими отрабатываются индивидуально или коллективно. В значительной мере это относится и к учащимся школ и классов гуманитарной направленности. Принесет пользу данное пособие учителям и преподавателям. Во-первых, наличие в нем современных дидактических средств значительно разнообразит подготовку и обогатит методы проведения занятий. Во-вторых, авторский подход к изложению текста может подвигнуть на использование более доступного и свободного языка в преподавании истории. В-третьих, материалы для введения в учебный курс "История России" (сущность понятия "история"; периодизация истории России; государственная символика; праздники и Дни воинской славы России и т.д.) облегчат поиски методологических ориентиров в преподавательской работе. В подзабытый мир прошлого России войдут "возрастные" читатели – папы и мамы, дедушки и бабушки учащихся и студентов, особенно те, кто с трудом вспоминает школьные уроки истории и имена своих учителей. Таким образом, предлагаемое учебно-методическое пособие обеспечит учащимся 6–8 классов узнавание, 9–11 классов – понимание исторического материала, учителям и будущим учителям, преподавателям – его применение в учебной практике, широкому читателю – просто удовольствие от ознакомления с интереснейшими страницами отечественной истории. Автор благодарит А.П.Богданова, О.И.Бородину, Н.О.Труфанову, С.А.Евдокимова за содействие в написании книги. Александр Тимофеевич Степанищев Профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации. Автор учебников по истории для общеобразовательной школы, ряда учебных и методических пособий для учителей, студентов, учащихся. Основные авторские труды: "История России в вопросах, задачах, графике" (М., 1995); "300 задач по истории России с древнейших времен до наших дней" (М., 1999); "История России IX-XX вв. Схемы" (М., 2001); "Проблемные задачи по истории России" (М., 2001); "Методика преподавания и изучения истории" (М., 2002); "Опорные конспекты по истории России. 6–11 кл." (М., 2003); "Методический справочник учителя истории" (М., 2003); "Отечественная история: дидактическое обеспечение курса" (М., 2005). Кроме того, А.Т.Степанищев - соавтор коллективных трудов: "Регионы России" (М., 2003; с О.И.Бородиной); "Словарь-справочник по военно-исторической терминологии" (М., 2004; с Д.Н.Филипповых); "История России. XX век. Учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений" (М., 2001, 2002, 2004, 2005, 2006; с О.В.Волобуевым, В.В.Журавлевым, А.П.Ненароковым); "Синхроническая таблица: Россия–Запад–Восток" (М., 2006; с Д.Н.Филипповых). |