URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Степанищев А.Т. История России IX--XVII веков: От Российской государственности до Российской империи Обложка Степанищев А.Т. История России IX--XVII веков: От Российской государственности до Российской империи
Id: 49912
Предварительный заказ!  1699 р.

История России IX--XVII веков:
От Российской государственности до Российской империи

URSS. 2007. 584 с. ISBN 5-484-00942-1.
Белая офсетная бумага
  • Твердый переплет

Аннотация

В пособии представлено доступное изложение курса истории России. Оно содержит разнообразные дидактические материалы: фрагменты первоисточников, средства наглядности, стихи, терминологические сведения, практические задания, вопросы для контроля трех уровней, в том числе проблемные задачи, опорные конспекты и т.д., -- а также рубрики «Мнение историка», «Порассуждаем вместе», «Стоит подумать», «Сатирическое отступление», «Это любопытно», «Версия»... (Подробнее)


Оглавление
top
Введение
Материалы для введения в курс "История России"
Глава I.Русь изначальная
 § 1.Славяне
 § 2.Государственные начала
Глава II.Древнерусское государство: образование и становление
 § 3.Русский пролог
 § 4.Князь Олег Вещий
 § 5.Игорь Старый и Ольга Святая
 § 6.Князь Святослав, сын Игоря и Ольги
Глава III.Русь православная
 § 7.Князь Владимир I Красное Солнышко, сын Святослава и Малуши
 § 8.От язычества – к православию
Глава IV.Великорусское княжение
 § 9.Междоусобица: "То мое и это"
 § 10.Ярослав Мудрый, сын Владимира I Красное Солнышко
 § 11.Владимир II Мономах-единоборец
Глава V."И разъдрася вся русская земля"
 § 12."Столичные" княжества
 § 13.Монгольское нашествие
 § 14."Ужас и бич России"
Глава VI.Объединение: под Москву или Литву?
 § 15.Великое княжество Литовское
 § 16."Почему было Москве царством быть, и хто то знал, что Москве государством слыть?"
 § 17.Испытание на прочность
 § 18."Деяния Царства, приобретающего независимость"
 § 19.Государи всея Руси
Глава VII.Эпоха Московского царства
 § 20.Власть, народ, личность
 § 21.Иван IV Васильевич: царь Грозный, царь реформатор
 § 22.Победы и одоления
Глава VIII.Смутные годы России
 § 23.Опричнина
 § 24.":Вчерашний раб, татарин, зять Малюты"
 § 25.Русская крамола
Глава IX.Русский Ренессанс
 § 26."И что была тогда Россия?"
 § 27.Дела внутренние
 § 28.Внешняя политика
Глава X.За великую Россию
 § 29.XVII век: от "Тишайшего" до Федора Алексеевича
 § 30.Церковная смута
 § 31.Великий бунт
 § 32."Волим под царя восточного"
Глава XI.Конец XVII века: от Федора Алексеевича до Петра I
 § 33.Старший брат Петра I
 § 34.Старшая сестра Петра I
Глава XII.Русь-Россия: материальная и духовная культура
 § 35.Бытовая и производственная культура
 § 36.Духовная культура
Литература

Введение
top

В ходе продолжающегося обновления отечественной истории основное внимание по-прежнему обращается на отбор ее содержательной части. Время показывает, что эта задача решается более или менее удовлетворительно. Однако проблемой, как и прежде, остается эстетическое и дидактическое обеспечение научной, учебной и популярной литературы, которое ориентировало бы читателя на ее осознанное и осмысленное изучение. В предлагаемом издании эта проблема решается по максимуму. Создание глубокой ориентировочной основы деятельности мотивирует читателя на разностороннюю, "почемучную" умственную деятельность в усвоении исторических знаний.

Книга включает:

  • содержательные тексты – по основным темам курса;
  • вопросы и задания (1-й уровень) – репродуктивные вопросы, требующие вспоминания знаний из только что прочитанных текстов;
  • вопросы и задания (2-й уровень) – продуктивные вопросы, требующие самостоятельного обоснования изучаемого материала;
  • проблемные задачи (3-й уровень) – их содержательным фундаментом являются учебные или реальные противоречия, требующие творческого поиска и нахождения информации "между строк" прочитанных текстов и приобретенных ранее знаний;
  • практические задания, выполнение которых обеспечивает частичное преломление исторического опыта к современности;
  • первоисточники (фрагменты) – для подтверждения достоверности и убедительности изучаемого материала;
  • стихи (фрагменты) – для усиления эмоционального восприятия исторических знаний;
  • сатирические отступления – для придания историческим событиям большей художественности;
  • рубрики "Стоит подумать", "Поразмышляем вместе" и т.п. – для активного размышления в диалоговой форме (читатель – автор) над спорными, альтернативными вопросами, возникающими по ходу чтения текста;
  • рубрики "Подвиг", "Город-герой" – для реализации воспитательной функции истории;
  • схемы (структурные и логические) и таблицы – для аккумулирования исторических знаний в более доступном для восприятия и понимания виде;
  • дефиниции к терминам, изрядно подзабытым или несущим высокую смысловую нагрузку (размещены по ходу текста) – с целью непрерывного и осознанного чтения отрезка текста;
  • опорные конспекты (условные обозначения-сигналы, отражающие необходимую для усвоения информацию, которая раскрывает себя при их расшифровке) – для обобщения знаний по каждому параграфу и более эффективного использования зрительной памяти читателей и др.

    Предлагаемое читателям пособие предназначено для работы с тремя категориями состава общеобразовательной школы и вуза: учащимися 6–9 кл.; учащимися 10–11 кл.; студентами. Такая постановка, естественно, вызовет недоумение, если не иронию: какой универсализм! Да, универсализм, но с учетом уровней образования и обучения, реальных способностей обучаемых, целей и задач обучения и преподавания истории и т.д.

    Учащиеся 6–7 классов только-только начали изучать отечественную историю. "По Сеньке и шапка": для них – чтение текста и ответы на контрольные вопросы 1-го уровня: прочитал, вспомнил, о чем прочитал, запомнил.

    Учащиеся 8–9 классов, прочитав текст, отрабатывают контрольные вопросы 1-го и 2-го уровней, выполняют наиболее доступные практические задания.

    Учащиеся 10–11 классов обращаются к истории России уже повторно и уже в достаточно зрелом ученическом возрасте. Для них и задания потруднее: наряду с прочтением текста и ответом на контрольные вопросы первых двух уровней, они решают проблемные задачи средней трудности (3-й уровень) и выполняют все практические задания.

    Все категории учащихся отрабатывают опорные конспекты.

    Студенты изучают историю на 1 курсе. Они только что поступили в вузы, у них еще достаточно свежи в памяти исторические знания и им нет смысла возвращаться к тому, с чем уже хорошо знакомы. Они читают тексты, при необходимости (для повторения) отвечают на контрольные вопросы 1-го и 2-го уровней, а главное, на что обращают внимание, – это решение проблемных вопросов и задач (3-й уровень), которые ими отрабатываются индивидуально или коллективно. В значительной мере это относится и к учащимся школ и классов гуманитарной направленности.

    Принесет пользу данное пособие учителям и преподавателям. Во-первых, наличие в нем современных дидактических средств значительно разнообразит подготовку и обогатит методы проведения занятий. Во-вторых, авторский подход к изложению текста может подвигнуть на использование более доступного и свободного языка в преподавании истории. В-третьих, материалы для введения в учебный курс "История России" (сущность понятия "история"; периодизация истории России; государственная символика; праздники и Дни воинской славы России и т.д.) облегчат поиски методологических ориентиров в преподавательской работе.

    В подзабытый мир прошлого России войдут "возрастные" читатели – папы и мамы, дедушки и бабушки учащихся и студентов, особенно те, кто с трудом вспоминает школьные уроки истории и имена своих учителей.

    Таким образом, предлагаемое учебно-методическое пособие обеспечит учащимся 6–8 классов узнавание, 9–11 классов – понимание исторического материала, учителям и будущим учителям, преподавателям – его применение в учебной практике, широкому читателю – просто удовольствие от ознакомления с интереснейшими страницами отечественной истории.

    Автор благодарит А.П.Богданова, О.И.Бородину, Н.О.Труфанову, С.А.Евдокимова за содействие в написании книги.


    Об авторе
    top
    Александр Тимофеевич Степанищев

    Профессор, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации. Автор учебников по истории для общеобразовательной школы, ряда учебных и методических пособий для учителей, студентов, учащихся.

    Основные авторские труды: "История России в вопросах, задачах, графике" (М., 1995); "300 задач по истории России с древнейших времен до наших дней" (М., 1999); "История России IX-XX вв. Схемы" (М., 2001); "Проблемные задачи по истории России" (М., 2001); "Методика преподавания и изучения истории" (М., 2002); "Опорные конспекты по истории России. 6–11 кл." (М., 2003); "Методический справочник учителя истории" (М., 2003); "Отечественная история: дидактическое обеспечение курса" (М., 2005). Кроме того, А.Т.Степанищев - соавтор коллективных трудов: "Регионы России" (М., 2003; с О.И.Бородиной); "Словарь-справочник по военно-исторической терминологии" (М., 2004; с Д.Н.Филипповых); "История России. XX век. Учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений" (М., 2001, 2002, 2004, 2005, 2006; с О.В.Волобуевым, В.В.Журавлевым, А.П.Ненароковым); "Синхроническая таблица: Россия–Запад–Восток" (М., 2006; с Д.Н.Филипповых).