URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Миронов Н.М. Аргентинская Республика: конституционный строй, права человека, выборы Обложка Миронов Н.М. Аргентинская Республика: конституционный строй, права человека, выборы
Id: 49741
584 р.

Аргентинская Республика:
конституционный строй, права человека, выборы

URSS. 2007. 312 с. ISBN 978-5-9710-0131-7.
Белая офсетная бумага
  • Мягкая обложка

Аннотация

В сборник включены Конституция и законодательные акты Аргентинской Республики - одной из крупнейших стран Южной Америки. Предлагаемые документы ознакомят читателя с основами конституционного строя Аргентины, особенностями аргентинского федерализма, устройством парламента, избирательной системой, судоустройством, муниципальным правом страны.

Издание предназначено для научных работников, студентов, аспирантов, сотрудников государственных органов,... (Подробнее)


Оглавление
top
Предисловие
Аргентинская Республика (краткая географическая справка)
IКонституция Аргентинской Республики
II
 2.1.Закон N 346: Гражданство и натурализация
 2.2.Декрет N 3213/84: Регламентация Закона N 346
 2.3.Закон N 23.059: Гражданство и натурализация. Отмена закона de facto N 21.795. Восстановление действия закона N 346
 2.4.Закон N 16.569: Гражданство детей аргентинцев, родившихся в иностранном государстве в период высылки их родителей
 2.5.Закон N 16.986: Закон об ампаро
 2.6.Закон N 23.098: Процедура habeas corpus
 2.7.Закон N 24.417: Защита от насилия в семье
 2.8.Закон N 24.284: О Защитнике Народа
III
 3.1.Закон N 20.972: Закон об исполнении обязанностей президента и вице-президента. Отмена Закона N 252
 3.2.Регламент Палаты депутатов Конгресса
 3.3.Закон N 13.640: О рассмотрении вопросов, внесенных в национальный Конгресс
 3.4.Повестка дня N 137 (от 30 апреля 1992 г.)
 3.5.Закон N 25.320: Закон об иммунитетах
IV
 4.1.Национальный избирательный кодекс
 4.2.Закон N 15.262: Совмещение выборов
 4.3.Декрет N 17.265/59: Регламентарный декрет к Закону N 15.262
 4.4.Органический закон о политических партиях
 4.5.Закон N 25.600: Закон о финансировании политических партий
 4.6.Закон N 19.108: Организация национальной электоральной юстиции
 4.7.Декрет N 1246/2000(Гарантии участия женщин в политической жизни)
 4.8.Декрет N 1398/2002 о созыве избирателей на внутренние открытые совмещенные выборы кандидатов на должности президента и вице-президента Республики
 4.9.Закон N 25.684 о созыве избирателей на выборы президента и вице-президента Республики 27 апреля 2003 г. и, при необходимости, на второй тур выборов 18 мая 2003 г.
 4.10.Декрет N 294/2005 о созыве избирателей Аргентинской Республики на выборы национальных депутатов и сенаторов 23 октября 2005 г.
 4.11.Декрет N 292/2005, регламентирующий избирательную систему на внутренних открытых совмещенных выборах кандидатов от политических партий и избирательных альянсов на национальные выборные должности
 4.12.Декрет N 451/2005, утверждающий электоральную хронограмму для внутренних открытых совмещенных выборов кандидатов от политических партий и избирательных альянсов, назначенных на 7 августа 2005 г.
 4.13.Декрет N 535/2005
 4.14.Закон N 25.432: Обязательный и консультативный референдум
 4.15.Закон N 24.747: Народная законодательная инициатива
V
 5.1.Закон о Совете магистратуры
 5.2.Закон N 24.946: Органический закон о Прокуратуре
  Раздел II. Ведомство Генерального прокурора Республики
  Раздел III. Ведомство Генерального защитника Республики
VI
 6.1.Конституция провинции Буэнос-Айрес
  Раздел X. Переходные положения
 6.2.Органический закон о муниципалитетах (провинции Буэнос-Айрес)

Предисловие
top

Аргентина – одно из активно развивающихся государств с населением около 38 млн человек. Действующая аргентинская Конституция принята 1 мая 1853 г., однако парламент и другие институты демократии возникли в стране задолго до этой даты. Исторически Аргентина развивалась как федеративная республика.

Страна имеет богатый опыт политических реформ и контрреформ, авторитаризма и демократии, что сближает ее с Россией, несмотря на географическую удаленность и культурные различия. Однако правовая и политическая система Аргентины (весьма интересная и в теоретическом, и в практическом отношении) в нашей стране мало изучена. И совершенно напрасно. Мы могли бы найти кое-что интересное для себя в аргентинском опыте – опыте страны, которая, как и Россия, ищет пути к утверждению демократического правового строя, обеспечивающего согласование интересов богатых и бедных, формирование среднего класса, укрепление гражданского общества, демократической партийной системы. Аргентина лишена высокомерия традиционных либеральных демократий. Может быть, потому, что демократия в Аргентине складывается не по западному образцу и является "нелиберальной", если следовать терминологии американских политологов. Вместе с тем, Аргентина имеет свое видение "либерализма", понимая его в широких рамках экономической свободы с акцентом на благополучие и правовую защищенность каждого индивида, каким бы он ни был – богатым или бедным. Аргентина активно продвигается в международные структуры, является одним из ключевых акторов южноамериканского региона, стремится выйти на мировой уровень. Страна заботится о соответствии своего права международным стандартам.

Аргентинское право, в отличие от традиционного либерального права, не рассматривает индивида в противопоставлении с общественными и государственными структурами. Основная ячейка общества – семья. Важная правовая категория – "домашний очаг", домохозяйство. Законы уделяют внимание как личным, так и коллективным правам и интересам, стремясь обеспечить их баланс. Гражданин имеет права, но многие из них одновременно – обязанности, например, обязанность голосовать на выборах. Аргентина старается согласовать и гармонизировать социальные связи, создать стабильное и развитое общество при сохранении ведущей роли сильного демократического государства, представляющего разносторонние интересы. Эти процессы протекают на фоне развития страны как федерации, что выдвигает дополнительно проблемы сочетания местных и общенациональных интересов. Как видим, для Аргентины актуальны те же проблемы, что и для России.

Очевидно, что многие нормы аргентинского права (как и российского) существуют только "на бумаге". Но если познакомиться с жизнью страны, например, почитать аргентинские газеты и журналы, посмотреть телепередачи, взять книги аргентинских ученых и адвокатов, то становится ясно, что аргентинское общество добивается претворения своих норм в жизнь. В качестве примера можно привести радиопередачу, которая совсем недавно транслировалась на одном из общенациональных аргентинских каналов. Она была посвящена международным правовым стандартам. Речь шла о лицах, находящихся в местах предварительного заключения, о тюрьмах, затем о домашнем насилии (кстати, насколько часто эта тема поднимается у нас?), о недостаточной помощи старикам со стороны детей. Комментаторы не пытались выгородить свою администрацию, и не чувствовалось, что они боятся сказать "лишнее". Не было столь привычных для России обиняков, оговорок, намеков и т.п. Напротив, стало ясно, что суды в Аргентине в значительной степени независимы, что они могут действовать наперекор властям, что в обществе есть интерес к саморазвитию, политическому участию и утверждению гражданственности, что государство стремится к диалогу с людьми. Не чувствовалось пассивности, изрядно надоевшей в России, не возникало впечатления социальной депрессии и пессимизма.

Поэтому, сравнивая российские и аргентинские законы, не следует в первую очередь брать во внимание количество формальных норм и институтов. Аргентинское законодательство менее декларативно, чем российское. Зато оно больше сосредоточено на практической реализации вводимых правил.

Детально ознакомившись с правовой системой Аргентины, российский читатель, возможно, по-новому взглянет на достоинства и изъяны российских законов. В любом случае, аргентинские институты наверняка покажутся любопытными как специалистам, так и всем читателям, интересующимся другими правовыми системами и политическими культурами.

* * *

Предлагаемый Вашему вниманию сборник законодательных актов тематически разделен на шесть разделов:

I раздел – Конституция Аргентинской Республики;

II раздел – законодательство по вопросам гражданства, прав и свобод человека;

III раздел – законодательство по вопросам устройства федеральных органов государственной власти Республики;

IV раздел – избирательное законодательство;

V раздел – законодательство по вопросам судоустройства;

VI раздел – законодательные акты провинции Буэнос-Айрес.

Акты, включенные в сборник, переведены с испанского языка. Для перевода использовались тексты документов, доступные через официальные источники правовой информации Аргентинской Республики. Документы приводятся в действующей редакции.

При работе над сборником автор учитывал, что российскому читателю малодоступна актуальная и подробная информация о правовой системе Аргентины. Настоящее издание призвано по возможности восполнить этот пробел.

Тексты документов обработаны и расположены таким образом, чтобы они могли выступать не только справочным, но и учебным материалом. Логика структурирования разделов позволяет последовательно ознакомиться с основными институтами конституционного права Аргентины (с учетом тех случаев, когда один институт регулируется несколькими нормативными актами) и понять их взаимосвязь.

Большое внимание в сборнике уделено выборам (Раздел IV). На взгляд автора, знакомство с избирательным процессом позволит читателю уяснить широкие возможности для демократизации политической сферы, которые предоставляет корректное и эффективное избирательное законодательство.

Раздел VI введен с целью осветить разграничение полномочий Аргентинской Республики и ее провинций, изучить особенности аргентинского федерализма. В этот же раздел включен закон о местном самоуправлении провинции Буэнос-Айрес (не путать с городом Буэнос-Айресом, который является самостоятельным субъектом федерации). Он позволяет проследить особенности аргентинской муниципальной системы, традиционно обладающей политической и финансовой автономией и сильным демократическим потенциалом.

Автор счел нецелесообразным перегружать сборник законодательными актами других провинций, хотя они также представляют немалый интерес. Провинция Буэнос-Айрес выбрана потому, что она является одной из наиболее развитых и населенных в Республике, имеет устоявшиеся правовые институты. Право провинции Буэнос-Айрес – одно из самых старых в Республике, исторически во многом предопределившее развитие аргентинского права.

Примечания к текстам законодательных актов составлены автором с учетом оригиналов документов, а также дополнительной информации, которая была доступна из официальных источников и научно-справочной литературы. Примечания, касающиеся правовых институтов, приводятся, как правило, один раз – в том документе, для которого соответствующий институт является предметом правового регулирования. В текстах других документов на этот счет имеются отсылки, однако, чтобы не перегружать сборник массой однотипных примечаний, они сделаны только в тех местах, где указанные институты встречаются впервые.

В процессе работы над сборником автор стремился максимально сохранить лингвистическое и терминологическое своеобразие переводимых текстов и в то же время максимально передать существо аргентинских правовых институтов. Многие из них не имеют точных аналогов (либо вообще не имеют аналогов) в российском законодательстве. Поэтому соответствующее их уподобление российским институтам является весьма условным.

Там, где это было возможно, автор сохранял оригинальные наименования органов власти, принимаемых документов, правовых процедур и т.д. – либо путем транслитерации, либо приводя их на языке оригинала. Аналогичным образом приводятся географические названия: если то или иное обозначение прочно устоялось в русском языке (Буэнос-Айрес, Ла Плата и т.д.), оно приводится в традиционной форме; если же наименование является "редким" и с ним российский читатель, скорее всего, не знаком (например, Ouro Preto), оно приводится на испанском языке. Помимо этого, все географические названия приведены на испанском языке в географической справке, которой снабжен настоящий сборник.

При переводе документов сохранена их внутренняя структура, наименования и нумерация глав и разделов, нумерация статей. Если отдельные структурные единицы документов в сборнике не приводятся, об этом сделано соответствующее указание с сохранением номеров статей и разделов. Сохранен стиль внутренних отсылок, обозначений законов и декретов, примечаний и т.д. в соответствии с оригиналами документов.

В сборнике не приводятся нормы законов, имеющие переходное или временное значение, нормы, отменяющие ранее принятые правовые акты, а также малозначимые нормы, не имеющие важности для понимания особенностей правовой системы Аргентины. Соответствующие пропуски в текстах обозначены курсивом ("Не приводится"). Также автор счел возможным исключить из текстов законодательных актов нормы (или их части), отсылающие к другим актам. Сохранены лишь необходимые для понимания существа норм отсылки к документам, включенным в настоящий сборник. Случаи, когда в тексте не приводится отсылка, обозначены курсивом в квадратных скобках: "[следует отсылка]".

Поскольку стиль изложения правовых норм в аргентинских законах значительно отличается от российского, в частности, для него характерны длинные сложноподчиненные предложения с большим числом придаточных, во многих случаях для удобства нормы дробились, разделялись на несколько предложений, иногда – абзацев (в последнем случае всегда делалось соответствующее примечание).

В документах выдержан терминологический ряд, хотя сам аргентинский законодатель не всегда следует этому правилу. Меньшая формализация текстов (в сравнении с российским законодательством) давала дополнительные возможности для адекватной передачи существа правовых институтов с сохранением привязки к тексту оригинала.

Автор надеется, что его работа будет интересна читателю. Если Вы обнаружите в текстах документов ошибки или неточности, либо просто захотите поделиться своим мнением по поводу прочитанного, напишите, пожалуйста, об этом автору по электронной почте: mironov-nik@yandex.ru. Буду признателен за внимание.

Автор перевода и редактор-составитель сборника Н.М.Миронов

Автор перевода и редактор-составитель сборника
top
Николай Михайлович МИРОНОВ

Автор более 50 публикаций по избирательному, муниципальному праву, сравнительному правоведению. Основная область его научных интересов – международные и зарубежные аспекты демократии и прав человека, в том числе в странах Латинской Америки.