URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Тумина Л.Е. Русская риторика  XVII-XX веков: учение о повествовании
Id: 4919
 
186 руб.

Русская риторика XVII-XX веков: учение о повествовании

URSS. 2002. 132 с. Мягкая обложка. ISBN 5-354-00097-1.

 Аннотация

В монографии доктора педагогических наук, профессора Л.Е.Туминой впервые в истории отечественной риторики рассматриваются теоретические основания выделения повествования как жанра риторики, рамки его бытования и смена традиций в его описании; определяются подходы к характеристике повествования и его разновидностей; выделяются наиболее традиционные разновидности повествования, которым отдается предпочтение на протяжении XVII—XX веков.

Монография содержит таблицы, позволяющие наглядно представить различные подходы к пониманию повествования у отечественных авторов. Книга снабжена “мини-хрестоматией”: отрывками из произведений основных авторов XIX века, характеризующих различные аспекты повествования. Материалы монографии могут быть использованы для чтения спецкурсов студентам --- филологам, культурологам, историкам.

Монография адресуется всем интересующимся историей отечественной риторики, а также преподавателям и студентам гуманитарных специальностей, учителям истории и литературы средней школы.


 Оглавление

Введение
1 Появление терминологического наименования
2 Вычленение признаков повествования
3 Выделение разновидностей повествования
4 Осознание биографии и автобиографии как жанров повествования
5 Сказка и притча как вымышленные повествования
6 Обоснование принципов классификации
7 Выделение трех основных "композиционных форм" речи
8 Методика обучения риторике
9 От мертвых схем к живому слову
10 Выводы
11 Приложение
 1.Таблицы и схемы
 Части речи у доломоносовских авторов
 Классификация родов слога у А.С.Никольского
 Разновидности повествования в русских риториках
 Система видов словесности по А.Ф.Мерзлякову
 Система видов словесности по Л.Г.Якобу
 Система видов словесности по Н.И.Гречу
 Система видов словесности по Н.Ф.Кошанскому
 Система видов словесности по В.И.Классовскому и др.
 Виды прозы в учебниках 1870--80-х годов
 Система видов прозы по П.Ф.Исаеву
 2.Материалы "Книги для чтения студентами"
 "Старообрядческая риторика"
 Биография в "Краткой риторике" А.Ф.Мерзлякова
 Повествование и описание у Н.Ф.Кошанского
 Расположение повествований у Н.Ф.Кошанского
 Биография у Н.Ф.Кошанского
 Биография у Н.И.Греча
 Свойства повествования по В.Т.Плаксину
 Биография у В.Т.Плаксина
 Правила исторического слога у А.И.Галича
 Характеристика истории у И.И.Давыдова
 Описание повествования у К.П.Зеленецкого
 Биография у К.П.Зеленецкого
 Повествование у М.Ф. де Пуле
 Биография и автобиография у М.Ф. де Пуле
 Повествование у П.В.Смирновского
 Повествование у Н.М.Ливанова
 Биография у П.Ф.Исаева
Библиография
Именной указатель

 Введение

Повышение коммуникативной компетенции будущего учителя-словесника в процессе подготовки его в педагогическом вузе чрезвычайно важно, так как педагогическая деятельность есть такой вид труда, "где общение из фактора, сопровождающего деятельность, сопутствующего ей, превращается в категорию кардинальную, профессионально значимую" (Кап-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1986. С.101.). Доказано, что "в основе педагогической деятельности лежит коммуникативная деятельность, с помощью которой учитель передает знания, организует обмен информацией, управляет познавательно-практической деятельностью учащихся, регулирует отношения между обучаемыми" (Ладыженская Т.А. Живое слово: Устная речь как средство и предмет обучения. М., 1986. С.30.).

В связи с этим обучение способам коммуникативной деятельности становится важным элементом профессиональной подготовки учителя. В то же время очевидно, что процесс педагогического общения является нравственно-этическим явлением, так как каждый элемент общения не может не быть обогащен нравственным опытом учителя.

Вот почему в последнее время большое внимание уделяется теоретическим и практическим разысканиям как в области методики речевого развития учащихся, так и в направлении профессиональной подготовки коммуникативно компетентного учителя-словесника.

В педагогической науке определены значение и специфика коммуникативной деятельности учителя, выявлены некоторые особенности коммуникативных умений, обеспечивающих эффективность и высокую культуру педагогического общения. Однако многие вопросы, связанные с содержанием педагогически ориентированной речеведческой информации и созданием системы работы по формированию у будущих учителей-словесников коммуникативных умений еще требуют своего решения. Так, например, не была предметом специального исследования проблема обучения будущих учителей-словесников созданию таких устных профессионально значимых жанров повествовательного характера, как биография и автобиография, притча и сказка, хотя общеизвестно, что учитель-словесник в своей профессиональной деятельности выступает не только как информатор, но и как рассказчик, а иногда и как сочинитель. Он должен уметь рассказывать о себе, использовать в своей речи притчи, рассказывать и сочинять сказки. Без использования устных повествовательных жанров трудно представить себе деятельность учителя.

Обучение устным жанрам повествовательного характера будущего учителя-словесника является составной частью его профессиональной речевой подготовки. В ходе обучения формируются важнейшие устно-коммуникативные умения. Обучение строится как овладение способом текстовой деятельности в определенной речевой ситуации, и основной дидактической единицей обучения является педагогический жанр.

В репертуаре педагогических жанров есть такие разновидности повествований, как биография и автобиография, притча и сказка. Включение этих жанров как специальных дидактических единиц в процесс обучения профессиональной устной речи позволяет максимально реализовать идеи профессионально-ориентированного обучения, где одинаково ценностны и формируемый опыт говорящего-пишущего, и развитие его коммуникативно-творческих способностей.

При организации современной практики обучения устной повествовательной речи целесообразно использовать накопленный отечественной частной риторикой опыт "научения" созданию высказываний на основе воспитания личности говорящего и развития его речевого вкуса.

Анализ литературы показал, что при характеристике родов и видов речи, как правило, рассматриваются:

-- цели анализируемых родов и видов речи;

-- возможные "содержательные темы";

-- существенные понятийные признаки текстов разных видов;

-- расположение материала в них;

-- традиции слога.

Учитывая задачи исследования и степень разработанности интересующих нас проблем, в данном пособии рассматриваются:

-- выделение повествования как жанра риторики, рамки его бытования и смена традиций в его описании;

-- подходы к характеристике повествования и его разновидностей;

-- наиболее традиционные разновидности повествования, которым отдается предпочтение на протяжении всего изучаемого периода отечественной риторики.

Принципы выделения этапов условны, но, как показало диахроническое описание, смена периодов, как правило, объясняется определенными изменениями в подходе к описанию видов речи. При этом мы также принимали во внимание исторический анализ письменных жанров речи Л.Г.Антоновой (Антонова Л.Г. Письменные жанры речи учителя. Ярославль, 1998.).


 Об авторе

Тумина Любовь Егоровна
Профессор кафедры управления персоналом Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС). Доктор педагогических наук с 1988 года.

Л. Е. Тумина вела занятия на факультете славянской и западноевропейской филологии, а также на филологическом и социологическом факультетах МПГУ; факультете государственного управления МГУ имени М. В. Ломоносова; юридическом факультете ИМПЭ имени А. С. Грибоедова. Читаемые учебные курсы: «Теория и история риторики», «Русский язык и культура устной речи», «Современное деловое общение».

Л. Е. Тумина — автор более 400 научных и научно-методических трудов по проблемам риторики, культуры речи и эффективной коммуникации, в том числе: трех индивидуальных монографий; двух словарей (соавтор); двенадцати учебников по педагогической и школьной риторике (соавтор).

Круг научных интересов Л. Е. Туминой: риторика и эффективная коммуникация, культура речи современного преподавателя, современное деловое общение, риторика уважения и современный деловой этикет, история русской риторики.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце