URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Иванов С.Б. Обеспечение НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ как необходимое УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ России
Id: 49008
 
299 руб.

Обеспечение НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ как необходимое УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ России

URSS. 2006. 224 с. Твердый переплет. ISBN 5-484-00944-8.

 Аннотация

В данном сборнике представлены ряд выступлений, статей и интервью Заместителя Председателя Правительства -- Министра обороны России С.Б.Иванова по вопросам национальной и международной безопасности, строительства Вооруженных Сил РФ, а также по вопросам научно-промышленной политики нашей страны в 2004-2006 гг. В сборник включена также статья С.Б.Иванова «Триада национальных ценностей», опубликованная в газете «Известия» 13 июля 2006 г.

Сборник предназначен для использования в учебном процессе в гражданских и военных вузах России и других стран СНГ, а также для всех интересующихся вышеупомянутыми вопросами.


 Оглавление

1 Статья Министра обороны РФ С.Б.Иванова "Вооруженные Силы России и ее геополитические приоритеты" (Журнал "Россия в глобальной политике". Том 2. N 1. Январь--февраль 2004 года)
2 Выступление Министра обороны РФ С.Б.Иванова на заседании Академии военных наук (г.Москва, 24 января 2004 года)
3 Выступление Министра обороны РФ С.Б.Иванова в неправительственном Совете по международным отношениям на тему: "Мир в XXI веке: противодействие новым вызовам и угрозам" (г.Нью-Йорк, 13 января 2005 года)
4 Доклад Министра обороны РФ С.Б.Иванова на Совещании руководящего состава Вооруженных Сил Российской Федерации (г.Москва, 9 ноября 2005 года)
5 Выступление Заместителя Председателя Правительства РФ -- Министра обороны РФ С.Б.Иванова на заседании Государственной Думы РФ в рамках "правительственного часа" по вопросу: "О мерах по повышению уровня социальной защищенности военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей" (г.Москва, 11 января 2006 года)
6 Выступление Заместителя Председателя Правительства РФ -- Министра обороны РФ С.Б.Иванова на 42-й Мюнхенской конференции по вопросам безопасности по теме "Вопросы международной безопасности в контексте развития отношений России с европейскими государствами" (г.Мюнхен, 5 февраля 2006 года)
7 Выступление Заместителя Председателя Правительства РФ -- Министра обороны РФ С.Б.Иванова на заседании Государственной Думы ФС РФ в рамках "правительственного часа" по вопросу: "О состоянии воинской дисциплины в Вооруженных Силах и мерах по ее укреплению" (г.Москва, 15 февраля 2006 года)
8 Ответ на вопрос, заданный Заместителю Председателя Правительства РФ -- Министру обороны РФ С.Б.Иванову, в ходе пресс-конференции 28 марта 2006 года
9 Выступление Заместителя Председателя Правительства РФ -- Министра обороны РФ С.Б.Иванова на втором Всеармейском совещании офицеров Вооруженных Сил РФ (г.Москва, 5 апреля 2006 года)
10 Выступление Заместителя Председателя Правительства РФ -- Министра обороны РФ С.Б.Иванова на пленарной сессии десятого Санкт-Петербургского Международного экономического форума по теме: "Роль высоких технологий на современном этапе экономического развития страны" (г.Санкт-Петербург, 14 июня 2006 года)
11 Статья Заместителя Председателя Правительства РФ -- Министра обороны РФ С.Б.Иванова "Триада национальных ценностей" ("Известия", 13 июля 2006 года)

 Из статьи Министра обороны РФ С.Б.Иванова "Вооруженные Силы России и ее геополитические приоритеты" (Журнал "Россия в глобальной политике". Том 2. N 1. Январь--февраль 2004 года)

Россия последовательно выступает за минимизацию значимости военной силы при решении международных проблем и сведение ее функций к сдерживанию войн и вооруженных конфликтов. Однако с учетом объективно существующих тенденций мирового развития российское военно-политическое руководство вынуждено корректировать свое видение роли и места военной политики и военных инструментов. Наличие у России достаточного военного потенциала и, прежде всего, современных и эффективных Вооруженных Сил, становится одним из условий ее успешной и безболезненной интеграции в строящуюся систему международных отношений.

Россия в международной системе военно-политических отношений

Существенное значение для понимания специфики внешнеполитических интересов России и, как следствие, роли и места ее Вооруженных Сил, приобретает анализ новых глобальных тенденций мирового развития.

Во-первых, в глобальной системе военно-политических отношений наиболее актуальным становится противодействие вызовам, стимулированным процессами глобализации. В числе этих вызовов: распространение оружия массового поражения и средств его доставки, международный терроризм, демографические проблемы и этническая нестабильность, деятельность радикальных религиозных сообществ и группировок, незаконный оборот наркотиков, организованная преступность. Характер этих вызовов таков, что с ними невозможно эффективно бороться в рамках отдельных государств. В связи с этим резко повышается важность международного сотрудничества силовых структур, включая спецслужбы и вооруженные силы.

Во-вторых, становится реальностью осуществление международных операций по применению силы вне традиционных военно-политических организаций и институтов. Военная сила все чаше применяется в рамках коалиций, сформированных на временной основе. Такая практика, вероятно, будет в дальнейшем расширяться. Россия продолжает настаивать на строгом соблюдении норм международного права при формировании подобных коалиций и будет вступать в них только в том случае, если этого потребуют ее национальные интересы.

В-третьих, экономические интересы государств становятся приоритетными по сравнению с их политическими и военно-политическими интересами. Более того, возникает все более сложное сочетание экономических интересов отдельных государств и интересов крупных транснациональных компаний. В результате, если раньше основанием для принятия решения об использовании военных средств чаще всего служило наличие прямой угрозы безопасности, то сейчас военная сила все чаще применяется и для обеспечения экономических интересов. Это объективно расширяет сферу востребованности военной силы.

В-четвертых, произошло сращивание внутреннего и международного терроризма. Попытки разделения террористической активности на внутреннюю и международную становятся бессмысленными. Это касается как подходов к политической оценке террористической угрозы, так и силовых мер по ее нейтрализации. Очевидно, что доля ответственности вооруженных сил, в частности Вооруженных Сил России, в противодействии терроризму существенно увеличилась.

В-пятых, возросло значение негосударственных субъектов системы международных отношений в определении характера внешнеполитических приоритетов различных государств мира. Неправительственные организации, международные движения и сообщества, межгосударственные организации и неформальные "клубы" оказывают широкое, зачастую противоречивое, воздействие на политику отдельных государств.

Данные тенденции дополняют, а порой и видоизменяют процессы, развивающиеся на уровне двусторонних политических отношений, а также в рамках традиционных межгосударственных организаций.

Важнейшим аспектом, определяющим подходы к строительству и развитию Вооруженных Сил России, является также характер отношений нашей страны с наиболее значимыми элементами современной системы международных отношений.

Россия стремится к активному участию в основных международных организациях для обеспечения различных аспектов своих внешнеполитических интересов.

Организация Объединенных Наций и Совет Безопасности ООН рассматриваются Россией в качестве важнейших элементов, обеспечивающих глобальную стабильность. Снижение их роли и переход к практике применения вооруженных сил на основании решений, принятых отдельными государствами, представляется крайне опасной тенденцией, способной в перспективе создать серьезную угрозу политическим и военно-политическим интересам России.

Развитие отношений с Содружеством Независимых Государств является для России одним из приоритетных направлений ее внешней политики. Наша страна стремится и дальше укреплять потенциал координации военно-политической деятельности стран СНГ в рамках существующих структур и институтов. И, прежде всего, Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Россия и дальше будет выступать за ее превращение в эффективную межгосударственную организацию, оказывающую стабилизирующее влияние на общую военно-политическую обстановку в Содружестве и прилегающих к нему регионах.

Отношения России с Организацией Североатлантического договора (НАТО) определяются Римской декларацией 2002 года. Россия внимательно следит за процессом трансформации НАТО и рассчитывает на полное изъятие из военного планирования и политических деклараций стран -- членов НАТО как прямых, так и косвенных компонентов антироссийской направленности. Однако, если НАТО сохранится в качестве военного альянса с существующей сегодня наступательной военной доктриной, российское военное планирование и принципы строительства российских Вооруженных Сил, включая их ядерную составляющую, будут адекватно пересмотрены.

Россия готова к дальнейшему развитию конструктивного и взаимовыгодного сотрудничества со странами Европейского Союза при безусловном признании территориальной целостности Российской Федерации и уважения ее права на борьбу со всеми проявлениями международного терроризма.

Россия рассчитывает на расширение разностороннего сотрудничества с Соединенными Штатами Америки, в том числе по проблемам обеспечения глобальной и региональной стабильности, а также укрепления режима нераспространения оружия массового поражения и средств его доставки. В отношениях с США Россия руководствуется необходимостью достижения компромиссных решений по любым международным проблемам на основе строгого соблюдения норм международного права и взаимного уважения национальных интересов.

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) играет важнейшую роль в обеспечении стабильности в Центральной Азии и в Дальневосточном регионе. Дальнейшее укрепление политического и военно-политического потенциала ШОС позволит сформировать зону мира и стабильности на Юго-Восточном и Дальневосточном направлениях, что, в свою очередь, исключит или сделает маловероятным возникновение там крупномасштабной военной угрозы. Если же произойдет полная или частичная ренационализация политики в области безопасности государств региона, Россия вынуждена будет рассматривать регион как потенциальный источник военно-политической нестабильности.

Таким образом, анализ глобальных политических тенденций свидетельствует, что современная международная обстановка, характеризующаяся динамизмом, противоречивостью, а также эволюцией ряда ключевых международных институтов, ставит задачу по-новому оценить систему угроз безопасности Российской Федерации и выработать на этой основе приоритеты военного строительства, соответствующие международному статусу России и имеющимся у нее ресурсам.

Угрозы безопасности России

Существуют три типа угроз, нейтрализация которых является в той или иной степени функцией Вооруженных Сил Российской Федерации: внешние, внутренние и трансграничные.

Необходимо отметить, что даже традиционные внешние угрозы приобретают новые аспекты. В частности, относительно новыми для российского военного планирования следует считать такие из них, как вмешательство во внутренние дела Российской Федерации со стороны иностранных государств или организаций, ими поддерживаемых, нестабильность в приграничных странах, порожденную слабостью их правительств, и некоторые другие.

Возрастает роль Вооруженных Сил в противодействии такой угрозе, как осуществление государствами, коалициями государств или общественно-политическими движениями программ по созданию оружия массового поражения или получению ими доступа к наиболее опасным видам вооружений.

Особенности современных внешних угроз требуют от российских Вооруженных Сил выполнения задач различного характера в разных регионах мира. Нельзя абсолютно исключать и превентивное применение силы, если этого будут требовать интересы России или ее союзнические обязательства.

К наиболее важным внутренним угрозам, участие в нейтрализации которых включается в число задач Вооруженных Сил, следует отнести:

-- попытки насильственного изменения конституционного строя и нарушения территориальной целостности России;

-- создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных вооруженных формирований;

-- незаконный оборот на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;

-- широкомасштабная деятельность организованной преступности, угрожающая политической стабильности в масштабах отдельных субъектов Российской Федерации;

-- деятельность сепаратистских и радикальных религиозно-националистических движений.

Особо следует остановиться на трансграничных угрозах, которые, будучи по форме проявления внутренними, по своей сути являются внешними.

Например, такие из них, как:

-- деятельность на территории России структур, связанных с международным террористическим сообществом;

-- подготовка на территории других государств вооруженных формирований для действий на территории России или ее союзников;

-- трансграничная преступность, включающая контрабандную и иную противозаконную деятельность.

Необходимость противодействия трансграничным угрозам безопасности России для военного планирования будет возрастать. Вооруженные Силы будут участвовать в нейтрализации внутренних и трансграничных угроз совместно с другими силовыми структурами на основе Конституции и законодательства России. В столь сложный для страны период безответственно ограничивать деятельность Вооруженных Сил только внешней сферой. Опыт Чечни нас многому научил. Ведь именно здесь, противодействуя угрозе, которая имела форму внутреннего мятежа, Россия столкнулась с внешней агрессией со стороны международных террористических организаций.

Особо следует учитывать возможность возвращения ядерному оружию свойств реального военного инструмента. Это крайне опасная тенденция, подрывающая глобальную и региональную стабильность. Даже незначительное понижение порога применения ядерного оружия потребует от России перестройки системы управления войсками и принципов их боевого применения.

В целом, можно констатировать, что ни одна из существующих конфликтных ситуаций за пределами территории России не создает прямой военной угрозы ее безопасности. Однако необходимо просчитывать ситуацию, которая может сложиться в будущем.

В обозримой перспективе российское военное планирование будет определяться существованием ряда факторов неопределенности. То есть конфликтов или процессов, развитие которых может существенно изменить геополитическую обстановку в приоритетных для интересов России регионах или создать прямую угрозу ее безопасности. К таким факторам, например, относится внутренняя ситуация в ряде стран СНГ и приграничных с ними районах.

Современное военное планирование должно учитывать и опыт, полученный в ходе вооруженных конфликтов конца прошлого -- начала нынешнего века. Правильное осознание этого опыта требует отказа от привычных стереотипов.

За прошедший период не выявилось какого-либо одного доминирующего типа вооруженного конфликта. Это означает, что боевая подготовка, планирование операций, военно-техническое обеспечение должны быть максимально гибкими. Ясно и то, что прежняя концепция обычных войн, как ограниченных, так и широкомасштабных, претерпевает значительные изменения. Поэтому необходимо готовиться и к классическим боевым действиям, и к борьбе с различными формами терроризма. Большинство конфликтов последнего времени развивались на ограниченной территории в пределах одного театра военных действий, но с широким использованием сил и средств, размещенных за его пределами. Это требует готовности не просто обороняться в случае внешней агрессии, но и способности тем или иным способом перенести боевые действия на территорию противника.

Совершенно ясно, что ход и исход вооруженной борьбы будут определяться главным образом противоборством в воздушно-космической сфере и на море, а сухопутные группировки закрепят достигнутый успех и непосредственно обеспечат достижение политических целей. Тот, кто до сих пор считает, что в современной войне по-прежнему решающими будут удары танковых клиньев, живет устаревшими представлениями.

Ясно также, что успех будет на стороне того, кто сможет функционально интегрировать все информационные потоки и корректировать планы боевого применения в зависимости от изменяющейся обстановки в режиме реального времени. Поэтому в оперативном построении группировки войск должны присутствовать следующие составляющие: разведывательно-информационный центр; автоматизированная, высокозащищенная система управления войсками и оружием; а главное -- воздушно-космический эшелон, выполняющий как разведывательные, так и ударные функции.

Особенности современных войн и вооруженных конфликтов поднимают проблему формулирования новых задач Вооруженных Сил Российской Федерации. Эти задачи должны учитывать как уже проявившиеся особенности развития военно-политической обстановки в зонах интересов России, так и возможные направления развития принципов вооруженной борьбы.

Задачи вооруженных сил России

Задачи российских Вооруженных Сил классифицируются по четырем основным направлениям:

1.Сдерживание военных и военно-политических угроз безопасности, включая обеспечение стратегической стабильности и территориальную оборону страны.

2. Обеспечение экономических и политических интересов, что может включать в себя проведение по решению Президента РФ операций с использованием Вооруженных Сил.

3. Осуществление силовых операций мирного времени, включая выполнение союзнических обязательств, а также миротворческих операций по мандату ООН или СНГ. Замечу, мы прорабатываем вопрос о создании в 2004 году в составе Сухопутных войск действующей на постоянной основе отдельной миротворческой бригады.

4. Применение военной силы для нейтрализации военной угрозы, в том числе и в условиях использования оружия массового поражения.

С учетом всего этого можно констатировать, что российские Вооруженные Силы должны быть способны:

-- в мирное время и в чрезвычайных ситуациях, сохраняя потенциал стратегического сдерживания и выполняя задачи силами постоянной готовности без проведения дополнительных мобилизационных мероприятий, успешно решать задачи одновременно в двух вооруженных конфликтах любого типа, а также осуществлять миротворческие операции как самостоятельно, так и в составе многонациональных контингентов;

-- в случае обострения ситуации обеспечить стратегическое развертывание и сдерживать эскалацию обстановки за счет стратегических сил и маневра силами постоянной готовности;

-- в военное время наличными силами отразить воздушно-космическое нападение противника, а после полномасштабного стратегического развертывания решать задачи одновременно в двух локальных войнах.

Таким образом, геополитические потребности развития России и характер задач, возлагаемых на ее Вооруженные Силы в сфере обеспечения национальной безопасности, позволяют сформулировать основные приоритеты строительства и развития российских армии и флота с учетом их нынешнего состояния.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце