URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Крюкова О.С. Итальянские мотивы в русской поэзии XIX века. Сборник текстов
Id: 4874
 
472 руб.

Итальянские мотивы в русской поэзии XIX века. Сборник текстов. В 2-х книгах

URSS. 2002. 336 с. Мягкая обложка. ISBN 5-8360-0425-0.

 Аннотация

К книге 1

Монография посвящена рецепции образа Италии в русской поэзии ХIХ в. В работе анализируются основные мотивы, сопутствующие образу Италии, и их словесное воплощение. Материалом для исследования послужили стихотворения и поэмы А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Е.А.Баратынского, К.Н.Батюшкова, В.Г.Бенедиктова, П.А.Вяземского, И.И.Козлова. П.А.Плетнева, Н.А.Некрасова, А.Н.Майкова и др. В монографии предпринята также попытка проследить судьбу "итальянских мотивов" в русской поэзии Серебряного века.

Для специалистов в области филологии, исторической культурологии, а также для широкого круга читателей, интересующихся проблемами взаимодействия литератур и культур.

К книге 2

В хрестоматию собраны поэтические произведения А.С.Пушкина, Е.А.Баратынского, К.Н.Батюшкова, В.Г.Бенедиктова, П.А.Вяземского, И.И.Козлова. П.А.Плетнева, А.Н.Майкова и др., посвященные Италии.

Для специалистов в области филологии, исторической культурологии, преподавателей и учащихся гимназий и лицеев, а также для широкого круга читателей, интересующихся проблемами взаимодействия литератур и культур.


 Предисловие к Книге 1

Тема Италии в русской художественной литературе, в частности в русской поэзии XIX века, не редко была объектом внимания в отечественной литературной критике и предметом изучения в отечественном и, отчасти, зарубежном литературоведении: в работах М.Н. Розанова, М.П. Алексеева, П.Н. Беркова, Р.М. Гороховой, Э. Ло Гатто, К. Ласорса, Л. Удольфа и др. различные аспекты этой темы были раскрыты со всей широтой культурно-исторического освещения и с содержательной полнотой, присущей трудам этих исследователей. Однако не подлежит сомнению, что обозначенная тема обильна материалами и далеко не исчерпаны вопросы установления, описания и изучения взаимодействий и взаимовлияний итальянской и русской словесно-художественных традиций и задачи вдумчивого, исторически более точного и лингвистически более объемного раскрытия и осмысления образов, мотивов, словесно-поэтических структур произведений русских поэтов, воодушевленных образами края поэтических вдохновений par ecellence - Авзонии счастиливой, чья природа, города, быт и уклад жизни, художественное и поэтическое наследие, отражаясь в стихиях русской речи, преломлялись в разные эпохи по-разному. Сменялись литературные стили и направления, представления о поэте и поэзии, о роли слова в создании и воссоздании действительности -- менялось восприятие Италии. Образная многоликость поэтических представлений об Италии -- предмет книги О.С. Крюковой "Италия в русской поэзии XIX века".

Прослеживая судьбы итальянских мотивов в русской поэзии от эпохи так называемого романтизма к эпохе так называемого Серебряного века, О.С. Крюкова представляет читателю картину последовательного развития и углубления темы Италии в русском поэтическом воображении -- темы, ставшей устойчивым предметом поэтической мысли ряда поколений русских поэтов.

Каждое из этих поколений обнаруживало и воплощало как постоянные черты "русского восприятия Италии", закрепленные идущей от Батюшкова и Пушкина традицией, так и индивидуально-авторские штрихи и контуры этого образа. Как показывает исследование О.С. Крюковой, словесно-художественное мышление русских поэтов XIX века чуждалось поэтического техницизма в передаче образов Италии; обращение к этим образам более тяготело к соединению и взаимопроникновению своими национальными истоками, семиотическим окружением, поэтическим восприятием как пространственной среды, так и тайников поэтического вдохновения.

В XIX веке Италия была центром эстетического притяжения для России, но -- и странноприимным домом: в Италии, как и в России, нет отторжения иностранцев; чувство простительности и душевного простора человека -- притягивали и прельщали артистические, а то и просто беспокойные русские натуры, в чьих судьбах, однако, Италия сыграла неоднозначную роль. Итальянцы накормят и пожалеют, им чужда фанаберия, кичливость -- некому сопротивляться: за ними и с ними Рим. Италия уверена в своих эстетических достоинствах и горда ими.

"Образ Рима в русской поэзии XIX века" - первая глава книги О.С. Крюковой, развертывает картину этого вечного города в восприятии русских поэтов. Схожесть гармонической эмоции русских и итальянцев, проявляясь в разноязычной по способу выражения, но эстетически целостной гамме мотивов, обнаруживается во второй и третьей главах монографии: "Итальянские мотивы в русской поэзии XIX века и их словесное воплощение" и "Судьба итальянских мотивов в поэзии Серебряного века". В речевой ткани русского стиха (в приложениях к книге О.С. Крюковой помещена хрестоматия русских стихов об Италии) отражаются и этические воззрения народа, реализуется контакт с историей -- историей Италии и России, Рима и Москвы, Петербурга и Венеции: на протяжении почти целого века Италия властвовала умами и сердцами не одного поколения русских поэтов, художников, музыкантов и ученых.

Исследование О.С. Крюковой написано заинтересованно, а потому способно заинтересовать читателя.

А.П. Лободанов


 Оглавление к Книге 1

Введение

Глава 1. Образ Рима в русской поэзии ХIХ в

Глава 2. Итальянские мотивы в русской поэзии ХIХ в. и их словесное воплощение

Глава 3. Судьба итальянских мотивов русской поэзии ХIХ в. в поэзии Серебряного века

Заключение

Библиография

Приложения


 Оглавление к Книге 2

Хрестоматия

Объяснительный словарь

Рекомендуемая литература


 Об авторе

Крюкова Ольга Сергеевна -– кандидат филологических наук, доцент факультета искусств МГУ, автор 40 научных публикаций, в том числе словаря <Ономастикон романа А.С.Пушкина "Евгений Онегин">.

Сфера научных интересов: культурология, язык и общество, семиотика, взаимодействие национальных литератур, русская литература ХIХ в.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце