URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Бузгалин А.В., Колганов А.И. Глобальный капитал
Id: 47996
 

Глобальный капитал. Изд.2, стереот.

URSS. 2007. 512 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-354-01161-2. Букинист. Состояние: 4+. .
Обращаем Ваше внимание, что книги с пометкой "Предварительный заказ!" невозможно купить сразу. Если такие книги содержатся в Вашем заказе, их цена и стоимость доставки не учитываются в общей стоимости заказа. В течение 1-3 дней по электронной почте или СМС мы уточним наличие этих книг или отсутствие возможности их приобретения и сообщим окончательную стоимость заказа.

 Аннотация

В работе известных ученых Московского государственного университета, авторов более 20 книг на многих языках мира, предлагается целостное, лежащее на стыке экономической теории и социальной философии исследование новейших изменений в экономике и обществе, происходящих под влиянием развертывающихся процессов глобализации и информационной революции. На базе обобщения широкого круга материалов, отечественных и зарубежных источников авторы доказывают, что господствующие ныне формы генезиса постиндустриального глобального общества --- это исторически тупиковая линия эволюции, противостоящая объективной логике трансформации "царства необходимости" в "царство свободы".

В работе выявлены противоречия и структура изменений в материальном и духовном производстве новейшей эпохи, анатомия современного сетевого рынка и основы рыночного фундаментализма, механизмы глобальной гегемонии современного корпоративного капитала и пути манипулирования работником, потребителем, гражданином, обусловленные этим изменения в социальной структуре.

Особое место в книге занимает исследование анатомии экономики постсоветской России и путей социального освобождения Человека.

Для специалистов в области социальной философии, экономической теории и политологии, исследователей глобализации и постсоветских трансформаций, преподавателей и студентов философских, экономических и политологических специальностей.


 Оглавление

Предисловие

I Конец предыстории

Введение к I части
1 Конец предыстории: некоторые эмпирические черты и методология исследования
 1.1.Конец предыстории: реалии или догма? Некоторые эмпирические черты процесса и подходы к их систематизации
 1.2.Конец предыстории: к проблеме систематизации современных западных теорий качественных изменений в общественной жизни рубежа веков
 1.3." Царство необходимости": структура развитой системы как ключ к исследованию процессов "заката"
2 Конец предыстории: "по ту сторону" материального производства
 2.1.Смена доминанты: от материальных ресурсов и потребностей к культурным ценностям. "Информационное общество"
 2.2.Смена доминанты: от репродуктивного к творческому содержанию деятельности. " Революция знаний" и "общество профессионалов"
 2.3.Смена доминанты: " производство" креатосферы. " Постиндустриальное общество" и "общество услуг"
3 Конец предыстории: противоречия снятия отчужденных экономических отношений
 3.1.К проблеме исследования социально-экономических систем (несколько предварительных замечаний)
 3.2.По ту сторону натурального хозяйства и рынка: на пути к сознательному ассоциированному регулированию распределения ресурсов и пропорций
 3.3.Преодоление отчуждения работника от средств производства: на пути к освобождению труда
 3.4.По ту сторону несправедливости и кризисов: несколько штрихов к характеристике отношений распределения и воспроизводства
4 Конец предыстории: трансформации классов, государства и духовного производства
 4.1.Социальная структура эпохи тотальной гегемонии корпоративного капитала
 4.2.Закат демократии: массовое политическое производство и потребление институтов власти
 4.3.От мировых войн к пандемии насилия
 4.4.Массовая культура и идейное манипулирование
 4.5.Снятие предыстории: предпосылки развития социального творчества
5 Конец предыстории: глобальные проблемы человечества как проявление противоречий заката царства экономической необходимости
 5.1.К проблеме определения и типологизации глобальных проблем
 5.2.Глобальные проблемы: технологические основы
 5.3.Глобальные проблемы: социально-экономические параметры
 5.4.Глобальные проблемы: социо-культурный уровень
 5.5.К проблеме контргегемонии (несколько слов в заключение к 5 главе и к I части)

II Глобальный капитал

1 Предыстория тотальной гегемонии корпоративного капитала: этапы эволюции "позднего капитализма" как слагаемые его содержания
 1.1.Основные вехи генезиса и развития капитала и стадии его самоотрицания
 1.2.Первая стадия позднего капитализма: монополистический капитал как подрыв основ рынка. Империализм
 1.3.Вторая стадия позднего капитализма: социально регулируемый капитал как ограничение власти денег (финансового капитала). Биполярный мир и неоколониализм
 1.4.Третья стадия позднего капитализма: виртуальный фиктивный капитал как подрыв капиталистического производства. Глобализация. (Пролог к главе 2)
2 Капитал XXI века как "снятие" предшествующей эволюции капитализма. Система отношений тотальной гегемонии корпоративного капитала
 2.1.Тотальный корпоративно-сетевой рынок
 2.2.Виртуальные деньги
 2.3.Тотальное подчинение человека капиталу. Эксплуатация XXI века
 2.4.Структура и каналы власти внутри транснациональной корпоративной группы. Корпоративное доминирование
3 Гегемония корпоративного капитала: нарастание противоречий глобализации
 3.1.Глобализация: новые черты заката экономической формации и гегемонии капитала
 3.2.Противоречия глобализации как социопространственного измерения тотальной гегемонии корпоративного капитала

III Пост-"социализм". Мутации позднего капитализма как продукт полураспада мутантного социализма

Введение
1 Генезис и мутации социализма
2 Этапы, векторы и типы трансформации
3 Закономерности генезиса мутантного капитализма
 3.1.Способ координации (аллокации ресурсов)
 3.2.Собственность: предварительные замечания
 3.3.Собственность: анатомия номенклатурно (мафиозно)-корпоративных структур
 3.4.Социально-экономические цели и результаты: к характеристике распределительных отношений и закономерностей воспроизводства мутантного капитализма
4 Закономерности функционирования трансформационной экономики кризисного типа
 4.1.Микроэкономические закономерности
 4.2.Макроэкономические закономерности
 4.3.Институциональные и геополитические аспекты трансформации
5 К проблеме выработки стратегии опережающего развития
 5.1.Стратегия опережающего развития: утопия или реальность? Еще раз о глобальном контексте российских "реформ" и диагнозе нынешнего состояния
 5.2.Новая экономика создает новые возможности для опережающего развития
 5.3.Стратегия опережающего развития: цели, сомнения и надежды
 5.4.Средства выхода российской экономики на траекторию опережающего развития
 5.5.Так можно ли реализовать в России стратегию опережающего развития?

IV На пути к освобождению Человека. (К теории ассоциированного социального творчества)

1 В поисках "формулы" свободы
 1.1.Потенциал и пределы "негативной" свободы: к критике практики либерализма
 1.2." Позитивная свобода": от познания необходимости к социальному творчеству (к критике теории либерализма)
 1.3.Классовая борьба: освобождение как снятие отчуждения (к критике постмодернизма)
2 Ассоциированное социальное творчество как сущность процесса социального освобождения
 2.1.Противоречия творческой деятельности (пролог к исследованию социального творчества)
 2.2.Закономерности взаимодействия креатосферы и мира отчуждения. Закон взаимообогащения прогресса культуры и социального освобождения
 2.3.Творение истории и творение культуры: интеллектуал и рабочий
 2.4.Свобода для всех и сейчас (на пути к общедоступной творческой деятельности): свободная ассоциация
3 Социальные революции: ассоциированное социальное творчество и культура
 3.1.Еще раз о проблеме взаимообогащения культуры и социального освобождения. Некоторые дополнительные комментарии
 3.2.Революция как праздник: диалектика созидания и разрушения
 3.3.Социальная революция как временное торжество царства свободы: противоречия социальных революций. Революции как "праздник культуры"
 3.4.Революция как творчество трудящихся
 3.5.Революции как локомотивы истории; революции и реформы
Социализм как процесс нелинейной трансформации " царства необходимости" в "царство свободы": эскизы к портрету (заключительные ремарки к IV части)

"Альтерглобализм": в поисках позитивной альтернативы новой империи (вместо заключения к книге)

 1.Новая имперская модель мира и ее альтернативы
  1.1.От неолиберальной глобализации к новой империи
  1.2." Протимперия" как исторический тупик: возможные альтернативы
 2.Альтерглобализм как предвестник позитивной альтернативы
  2.1.Альтерглобализм: к первичной систематизации фактов
  2.2.Принципы, противоречия и роль альтерглобалистского движения
  2.3.Позитивная программа альтерглобализма
Список использованной литературы

 Предисловие

Видеть солнце порой предрассветной -- Только так можно счастье найти.
Песня из кинофильма "Добровольцы"

Данная работа выросла как бы сама собой: на протяжении более чем 25 лет нашей научной деятельности мы разрабатывали в общем и целом одну главную проблему -- проблему перехода из царства необходимости в царство свободы.

Для нас это не просто вопрос колоссальной научной значимости. Это еще и дело всей жизни -- нашей, наших родных и учителей, наших товарищей по совместному поиску путей освобождения человека. Ныне, в период воинствующего прагматизма, эти слова, возможно, звучат несколько выспренно, но авторы были и остаются романтиками. Не потому, что мы слепо верим в лучшее будущее, но потому, что, исследуя прошлое и настоящее, варясь в гуще противоречий нашей переходной эпохи и в меру своих сил участвуя в борьбе против сил отчуждения, мы практически и теоретически убеждаемся в наличии тенденций движения к социальному освобождению Человека.

Да, это процесс долгий и нелинейный. Но, не вступив на эту дорогу, ее невозможно пройти. К тому же задача облегчается тем, что авторы -- всего лишь одни из учеников и последователей великого сообщества борцов за социализм.

Выросшая из рукописей (частично ранее опубликованных очень небольшими тиражами -- по несколько сот экземпляров) по проблемам самоотрицания "царства экономической необходимости" (предыстории, экономической общественной формации), анатомии позднего капитализма, пост-"социалистических" экономик и теории социального освобождения (социализма), эта книга осталась пока что лишь системой более или менее обоснованных теоретических очерков-гипотез. Этот, очевидно, недостаточный уровень проработки материала, на наш взгляд, извинителен, если учесть масштаб проблем, исследуемых в работе. В то же время авторы убеждены, что обоснование основных концептуальных тезисов каждой части достаточно для того, чтобы мы могли их с чистой совестью вынести на суд научной общественности.

Эта книга, как мы уже сказали, появилась не случайно. Ей предшествовала значительная работа авторов. Замысел этой работы вынашивался годами, так что она представляет собой лишь одно из звеньев в серии наших публикаций. Если оставить в стороне неопубликованные рукописи и отдельные пассажи, встречавшиеся еще в работах 70Нх--80Нх годов, следует назвать в качестве первой сколько-нибудь системной публикации на эту тему текст в сборнике "По ту сторону отчуждения" (М., 1990), где авторы представили определенную систему гипотез, во многом пересекающихся с содержанием данной книги. Затем появились статьи на данную тему, а с конца 90Нх мы подготовили небольшую монографию (Бузгалин А. "По ту сторону царства необходимости". М., 1998); серию работ по переходной экономике (Бузгалин. А. Переходная экономика. М., 1994; Бузгалин А., Колганов А. Введение в компаративистику. М., 1997; Бузгалин А., Колганов А. Теория социально-экономических трансформаций. М., 2003), достаточно интересный, хотя и несколько сырой обзор работ современных зарубежных авторов по проблемам постиндустриального общества (Социум XXI века / Под ред. А.И.Колганова. М., 1998.), а также серию статей в журналах "Вопросы экономики", "Вопросы философии", "Философия хозяйства", "Свободная мысль", "Альтернативы" и др. В начале нового века мы опубликовали ряд первоначальных фрагментов первой, второй и третьей частей в коллективной работе под нашей редакцией (Критический марксизм. Продолжение дискуссий. М., 2001.) и курсе лекций для молодежи (Бузгалин А. Ренессанс социализма. М.: УРСС, 2003.). Основные положения этих текстов (хотя, естественно, и не только они) вошли в эту книгу в переработанном виде.

Наряду с этими теоретическими книгами была опубликована и небольшая работа А.Бузгалина "Будущее коммунизма" (М., 1996), в которой сделана попытка связать теоретические размышления о рождении царства свободы с проблемами социально-экономического переустройства общества, политической борьбы и поиска той общественной силы, которая может обеспечить такие подвижки. Эта книга носит своеобразный характер, являясь своего рода программным, весьма политизированным материалом, так что для читателя, не интересующегося проблемами политики и желающего остаться в области чистой теории, последняя работа будет, пожалуй, чрезмерным и пугающим дополнением. Впрочем, часть теоретических пассажей "Будущего коммунизма" включена в данную работу.

Хотелось бы сразу подчеркнуть, что главным образом эта работа исходит из марксистской парадигмы, из старых марксистских тезисов (старых в том смысле, что они были высказаны 100--150 лет назад) о царстве свободы, которое лежит по ту сторону материального производства, о том, что будущее общество будет эпохой, которая снимает (в гегелевском смысле этого слова -- отрицает с удержанием положительного) все царство необходимости, весь мир отчуждения. В то же время, главным образом мы сосредоточили свое внимание на современной стадии заката царства необходимости (стадии глобальной гегемонии корпоративного капитала) и потому неслучайно назвали эту книгу "Глобальный капитал".

Таким образом, можно предположить, что основными слагаемыми этого будущего мира станет отрицание предшествующей системы как целого, в полной мере проявляющее себя именно на современной стадии развития позднего капитализма. Такой подход позволит нам хотя бы отчасти разрешить кажущееся фатальным затруднение с определением предмета исследования. В самом деле, чему будет посвящена эта работа? Характеристике царства свободы, которого еще нет? Отнюдь. Ее предмет -- объективно данное бытие -- тенденции самоотрицания, имеющиеся и прогрессирующие в рамках царства необходимости, мира отчуждения, особенно на современном этапе. Последние будут рассматриваться трояко: как (1) закат "царства необходимости" (конец предыстории) в целом, (2) самоотрицание позднего капитализма и (3) противоречивые трансформации ("мутации") бывшей мировой социалистической системы и возникающих на ее обломках обществ (при этом анализ заката прежде всего экономических отношений, а также основная профессиональная ориентация авторов обусловят акцент на исследовании преимущественно социально-экономической материи).

Отсюда и логика данной работы: последняя будет построена как система продолжающих друг друга и развивающих (конкретизирующих) друг друга текстов, начиная с проблем самоотрицания мира отчуждения (и исследования ростков отношений, лежащих "по ту сторону" материального производства, отношений отчуждения), двигаясь к анализу противоречий позднего капитализма, мутаций первых шагов его отрицания (пост-"социалистических" систем) и далее -- к поиску теоретически предсказуемых, обоснованных путей позитивного освобождения Человека.

В продолжение этих текстов мы намерены опубликовать (вторым томом, который выйдет, по-видимому, в 2005--2006 годах) работы, ставшие эмпирической основой этого тома, а также некоторые методологические тексты (в частности, авторскую гипотезу "периодической системы элементов", разработанной применительно к экономической материи), развернутую модель демократического планирования и самоуправления, анализ противоречий и перспектив развития экономики солидарности, ряд других.

По-видимому, несложно догадаться, что для такого исследования адекватным является диалектико-материалистический метод. Сложность и многообразие последнего не позволяют дать его краткое описание в предисловии, поэтому сошлемся лишь на то, что авторы относят себя к ученикам Э.В.Ильенкова (именно в этой традиции они будут проводить свое исследование) и сделаем лишь три акцента:

на диалектических противоречиях, как единстве противоположных, отрицающих друг друга (и, в силу единства, самих себя) сторон предмета; противоречие, разрешаясь, снимается в новом отношении (противоречии), где происходит отрицание, но и сохранение в генетическом приемнике прежнего отношения, и так далее, пока этот процесс развития (снятия) не доходит до предела, взрывающего системное качество, что вызывает гибель прежней системы и рождение новой; естественно, что нам придется рассматривать не только революционные, качественные изменения, но и изменения эволюционные, проходящие в рамках предшествующей системы, где определенное накопление "взрывного потенциала" (если так можно выразиться) будет не менее важной исследовательской проблемой, чем анализ самого скачка;

на принципе диалектического единства исторического и логического, когда система категорий (в теории) формируется в процессе "отслеживания" (методом движения от практики к теории и обратно исследователем, погруженным в практику) объективного процесса генезиса и развития самой материальной системы; при этом критерием "отслеживания" исторических случайностей и зигзагов служит воспроизведение ставшим целым основных компонентов своего генезиса;

на методе восхождения от абстрактного к конкретному -- от исходной абстракции ("клеточки"), в которой в потенции "спрятана" вся система (как дуб в желуде), до конкретного, которым является не результат ("конечный пункт"), а вся система в ее становлении и развитии.

Таковы некоторые важнейшие черты применяемого в тексте диалектического метода. Этот метод (в отличие от приписываемых ему постмодернизмом недостатков) принципиально открыт. Особенно важно то, что он открыт во времени, ибо утверждает историческое развитие и смену качественно разнородных систем (чего нет, например, у такого предтечи постмодернизма как Поппер, чье "открытое общество" на самом деле оказывается абсолютно "закрыто" в историческом измерении, что и показал своим "концом истории" Ф.Фукуяма).

Более того, диалектический метод не претендует на абсолютную метасистемность (в отличие от постмодернизма, возводящего свой плюрализм-равнодушие в абсолютную догму), он историчен. В частности, диалектический метод наиболее адекватен для эпохи "экономической необходимости" и может быть снят в методе диалогического, "полифонирующего" сотворчества как более адекватном для "царства свободы".

Несколько слов об эмпирической базе и источниках. В данной книге читатель не найдет значительного эмпирического материала, за исключением разве что первой главы, где мы предлагаем краткий обзор фактически данных изменений, происходящих на протяжении последнего полувека. При этом мы отнюдь не придерживаемся того взгляда, что анализ фактического материала не обязателен для теоретика. Напротив, работа над этой книгой шла параллельно с завершением другого проекта -- учебника для магистров экономических специальностей по сравнительному исследованию экономических систем, где представлены результаты анализа и обобщения больших массивов статистической информации и иных данных о социально-экономическом развитии современного глобального сообщества. Выводами этого исследования (равно как и результатами) мы широко пользовались в данной работе.

Авторы, как уже было отмечено, построили свое исследование на основе не только своих собственных размышлений, но и (пожалуй что в первую очередь) критического осмысления исследований других ученых. При этом, однако, мы в большинстве случаев не стремились к тщательному и систематическому разбору тех работ, на которые опирались в своем исследовании. Для этого у нас было несколько причин.

Во-первых, во многих случаях (это касается, прежде всего, работ, лежащих в русле творческого марксизма) они были многократно критически переосмыслены нами и потому лишь в начале авторы дают отсылки к этой школе.

Во-вторых, многие проблемы мы не стремились педантично разбирать, исследуя детали различных трактовок в рамках направлений, которые мы не принимаем (это касается, в частности, "мэйнстримовских" западных работ по проблемам информационного общества или глобализации) и подвергаем критике. Это связано не с нашим небрежением данным кругом исследователей, но со стремлением не потонуть в многообразии деталей. Мы хотели охарактеризовать прежде всего особые системные качества "леса", а не отдельных "деревьев", увлекаясь описанием которых большинство авторов не видит новой природы целого. Тем более, что мы могли исследовать специфику этого целого ("информационного общества" или глобализации), опираясь на результаты нашего предшествующего анализа (результаты которого были частично опубликованы) и выводы многочисленных систематизирующих работ других авторов. Тем не менее, и в этих случаях мы стремились указать хотя бы библиографические источники (пользуясь случаем мы хотим поблагодарить А.А.Пороховского, В.Л.Иноземцева, а так же наших зарубежных друзей, позволивших поработать с фондами их личных библиотек).

В-третьих, положения наиболее значимых для нас авторов мы, напротив, цитируем и довольно обширно, что обусловлено нашим признанием важности тех или иных выводов для данного исследования.

* * *

Отметим также, что данная книга содержит теоретические постановки, выработанные нами совместно. Однако непосредственно некоторые тексты писались одним или другим из нас, поэтому, в частности, тексты 2 и 4 написаны от первого лица (их непосредственно выполнил А.Бузгалин), как и публикуемое во 2 томе приложение, посвященное коллективной собственности и коллективному предпринимательству (его автор -- А.Колганов).

И самое главное. Мы выросли и сформировались как ученые под определяющим влиянием наших учителей на кафедре политической экономии экономического факультета МГУ, наших зарубежных коллег-социалистов и наших товарищей по совместной работе в ассоциации "Ученые за демократию и социализм". Вне диалога с ними эта книга была бы невозможна, и всем им мы выражаем свою искреннюю признательность. Особые слова признательности авторы выражают Михаилу Юрьевичу Павлову и своим молодым коллегам -- студентам и аспирантам экономического факультета МГУ -- за помощь в подборе ряда фактических и аналитических материалов, использованных в работе.


 Об авторах

Александр Владимирович Бузгалин и Андрей Иванович Колганов -- доктора экономических наук, работающие более 25 лет в МГУ им.М.В.Ломоносова. Начали свою общественную деятельность еще в годы застоя, организовав дискуссионный семинар в университете, на котором активно (хотя и не совсем легально) обсуждались проблемы внутренних противоречий советского строя. В годы перестройки были активистами "неформального" движения, позднее -- активными создателями Марксистской платформы в КПСС, как представители которой были избраны в ЦК КПСС (А.В.Бузгалин, на XXVIII съезде партии) и ЦК КП РСФСР (А.И.Колганов, на Учредительном съезде КП РСФСР), где до последнего боролись за демократическое обновление социализма.

После ГКЧП и распада СССР стали активными участниками интернационалистического демократического социалистического движения. В настоящее время они -- среди лидеров Общероссийского общественного движения в поддержку социального творчества трудящихся "Альтернативы". А.В.Бузгалин -- главный редактор, А.И.Колганов -- член редколлегии одноименного журнала. Активные участники "антиглобалисткого" движения как в России, так и в международном масштабе. Авторы более 400 работ (многие написаны совместно) по проблемам экономической теории, социальной философии, политики, социализма, опубликованных на многих языках мира.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце