URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Панов М.В. История русского литературного произношения XVIII-XX вв. Серия 'Лингвистическое наследие ХХ  века'
Id: 47766
 
576 руб.

История русского литературного произношения XVIII-XX вв. Серия "Лингвистическое наследие ХХ века". Изд.3

URSS. 2007. 456 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-484-00783-7.

 Аннотация

Монография посвящена исследованию основных закономерностей изменения русской фонетической системы, изучению взаимоотношений внешних (социально обусловленных) и внутренних стимулов языковых изменений. Русское произношение описывается в связи с общими изменениями культуры - поэзии, театра, науки. Автор стремится связать изменение русского произношения с общей теорией языковой эволюции. Книга содержит новый фактический материал.

Для русистов, изучающих вопросы становления современного русского литературного языка, лингвистов, занимающихся общими проблемами развития языков, преподавателей, аспирантов и студентов филологических факультетов.

The monograph presents results of a study of main tendencies in the development of the Russian phonetic system and the interrelationship of external (socially conditioned) and internal stimuli of linguistic changes. The Russian pronunciation is described in the context of general changes in different spheres of culture --- poetry, theatrical arts and science. The author seeks to connect changes in the Russian pronunciation with the general theory of linguistic evolution. The book contains new factual data.

It is intended for specialists in the history of Standard Russian, for linguists concerned with problems of linguistic evolution as well as for university lecturers, postgraduates and students of philological departments.


 Оглавление

От автора
Глава первая. Вступительная
Глава вторая. Середина XX века
 Общая характеристика периода
 Состав фонем
 Функционирование фонем
  Согласные
  Гласные
 Фонетика заимствованных слов
 Ленинградское произношение
 Влияние диалектов
 Художественная речь
 Фонетические портреты
Глава третья. Вторая половина XIX - начало XX в.
 Общая характеристика периода
 Состав фонем
 Функционирование фонем
  Согласные
  Гласные
 Фонетика заимствованных слов
 Петербургское произношение
 Влияние диалектов
 Художественная речь
 Фонетические портреты
Глава четвертая. Первая половина XIX века
 Общая характеристика периода
 Состав фонем
 Функционирование фонем
  Согласные
  Гласные
 Фонетика заимствованных слов
 Петербургское произношение
 Влияние диалектов
 Художественная речь
 Фонетические портреты
Глава пятая. Вторая половина XVIII века
 Общая характеристика периода
Глава шестая. Первая половина XVIII века
 Общая характеристика периода
 Состав фонем
 Функционирование фонем
  Согласные
  Гласные
 Фонетика заимствованных слов
 Петербургское произношение
 Влияние диалектов
 Художественная речь
 Фонетические портреты
Глава седьмая. Заключительная
Принятые сокращения
Указатель имен

 От автора

Посвящаю эту книгу с благодарностью и любовью памяти замечательного ученого, педагога, мыслителя Владимира Николаевича Сидорова

Эта работа была завершена в 1970 г. и тогда же утверждена к печати Ученым советом Института русского языка АН СССР. После этого она несколько лет безмятежно лежала в архиве одного из секторов Института. (Спасибо тем, кто сохранил рукопись.)

В настоящее время расположение светил стало опять благоприятно для ее издания, и Ученый совет снова утвердил ее к печати.

Ни при первом, ни при втором утверждении никаких принципиальных претензий к содержанию работы высказано не было, и можно было бы печатать текст 1970 г., но время идет, и автор решил дополнить текст отдельными вставками, а некоторые факты описать более ясно и точно. Концепция, которая выдвигается в этой книге, осталась прежней -- и в целом, и в деталях. Никаких изменений, обусловленных конъюнктурой, сделано не было.

Автор исследования исходит из определенных теоретических положении, которые разработаны особым направлением в филологии -- Московской (или фортунатовской) лингвистической школой.

В 1958 г., на Международном съезде славистов в Москве, Р.О.Якобсон сказал: и в языкознании, и в родственных науках накоплено много ценного -- пора наводить мосты. Эта задача стала основной в работе многих коллективов, которые можно считать представителями разных направлений лингвистического структурализма. Идут поиски общих закономерностей, которые связывают: язык и другие семиотические системы, язык и всю совокупность явлений человеческой психики, язык и этнографически локализованные особенности поведения, язык и логику, язык и проблематику его практического применения и т.д.

Во всем этом разнообразии современных подходов к языку Московская лингвистическая школа занимает особое место. Она считает для себя наиболее важной задачей изучение сущности языка как уникальной человеческой ценности.

И.А.Бодуэн де Куртенэ и Ф.Ф.Фортунатов в отечественном языкознании, Ф.де Соссюр в европейской лингвистике стали рассматривать язык как систему. Термин "система" (по отношению к языку) сейчас стал затертым и изношенным. Говоря, что язык -- система, большинство языковедов понимает под этим весьма тривиальную вещь: упорядоченность единиц в языке. Понятие системы в языке гораздо глубже. Единицы языка подчиняются требованию: А может существовать в языке только в том случае, если есть соотнесенное с ней Б (и в то же время Б реально лишь при наличии А). Пример: формы мн. числа существительных возможны в языке лишь при их соотнесенности с формами ед. числа, а формы ед. числа непременно требуют существования форм мн. числа. Это требование относится и к фонетической системе: фонемы находятся в системных отношениях друг к другу.

Именно эта идея -- системность языка -- и была основной в научных построениях Ф.Ф.Фортунатова. Он впервые открыл существование немаркированных грамматических единиц, создал учение о грамматической форме (построенное именно на понятии системности языка), понял производное слово как функциональную соотнесенность назывных единиц... Это были не отдельные сдвиги в понимании частностей языка, а целостная теория.

Фортунатовские идеи развивали в своих трудах его ученики, первое поколение Московской лингвистической школы -- Д.Н.Ушаков, Н.Н.Дурново, М.Н.Петерсон, А.И.Томсон, В.Н.Щепкин и др. Их ученики и последователи, второе поколение этой школы, сделали большой шаг вперед в понимании сущности языка: они стали рассматривать язык как позиционную систему. Понятие позиции, впервые блестяще использованное И.А.Бодуэном де Куртенэ, было осознано в Московской школе как необходимый и всеобщий принцип научного описания языка. Эти ученые -- Р.И.Аванесов, Г.О.Винокур, И.С.Ильинская, П.С.Кузнецов, А.А.Реформатский, В.Н.Сидоров, A.M. Сухотин -- создали значительные труды не только в области фонетики ("московская теория фонем"), но и в теории словообразования, грамматики, лексикографии, диалектологии, истории языка.

Благодарю своих друзей, товарищей, советчиков, лингвистических единомышленников, сотрудников и помощников, которые на разных этапах содействовали моей работе. Когда-нибудь, в другое время, я назову их всех поименно. Сейчас по разным причинам сделать это неудобно. Должен только сказать, что без постоянной помощи кандидата филологических наук Н.Е.Ильиной (и при подготовке рукописи к печати, и при обсуждении частей текста) эта книга не могла бы увидеть свет.


 Об авторе

Михаил Викторович Панов (1920--2001)

Выдающийся лингвист, ученый с мировым именем, блестящий популяризатор науки. Доктор филологических наук, профессор Московского открытого педагогического университета (с 1989 г.). Во время Великой Отечественной войны был солдатом-артиллеристом. Работал учителем в школе, преподавателем в вузе, научным работником в институтах Академии наук. Читал интереснейшие лекции по методике преподавания русского языка, занимался литературоведением, писал стихи.

М.В.Панов -- автор многих работ по проблемам фонетики, фонологии, грамматики, поэтики русского языка. Он обобщил идеи московской фонологической школы в виде целостной концепции, отразившей состояние школы в 1960--1970-х гг. Его лекции по истории языка русской поэзии в МГУ были событием культурной жизни Москвы; их слушали не только студенты, но и преподаватели, ученые, поэты. Автор и редактор многих замечательных учебников и пособий по русскому языку, научно-популярных книг.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце