URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Страусс А., Корбин Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники
Id: 47651
 
429 руб.

Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники. Изд.2, стереот.

URSS. 2007. 256 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-484-00770-7.

 Аннотация

Данная книга является одной из первых публикаций на русском языке по обоснованной теории (grounded theory), которая уже заняла прочное место в зарубежной социологии и социальной практике. Процедуры и техники обоснованной теории разбираются в книге очень подробно и иллюстрируются примерами из исследовательской

и преподавательской практики авторов.

Книга предназначена для исследователей, практиков, студентов и аспирантов, специализирующихся в области социальных наук.


 Анонс

СОЦИОЛОГАМ - исследователям, преподавателям, аспирантам, студентам

Ученые, работающие в области социальных наук, рано или поздно сталкиваются с необходимостью качественного анализа полученных данных. Как извлечь смысл из огромного количества страниц полевых записей, статистических данных, документов или интервью? Как получить теоретическую интерпретацию собранных материалов? Как убедиться в том, что данные и интерпретации валидны и обоснованны? Как прорваться через собственные предубеждения и стереотипы, неизбежно перенесенные в аналитическую ситуацию? Как собрать целое из всего проанализированного материала, чтобы создать четкую теоретическую формулировку изучаемой области?

На эти и другие вопросы, связанные с качественной интерпретацией данных, дает ответ настоящая книга. Используемый метод качественного анализа известен как grounded theory -- обоснованная теория. Этот метод уже занял прочное место в зарубежной социологии и социальной практике. Процедуры и техники обоснованной теории разбираются очень подробно и иллюстрируются примерами из исследовательской и преподавательской практики авторов, которые являются признанными экспертами в данной области.


 Оглавление

Предисловие

I Основные положения

1 Введение
2 Начало исследования
3 Теоретическая чувствительность
4 Использование литературы

II Процедуры кодирования

5 Открытое кодирование
6 Техники для усиления теоретической чувствительности
7 Осевое кодирование
8 Избирательное кодирование
9 Процесс
10 Матрица условий
11 Теоретическая выборка

III Дополнительные процедуры

12 Аналитические "памятки" и диаграммы
13 Написание диссертаций и монографий, и чтение лекций о вашем исследовании
14 Критерии для оценки исследований, проведенных по методу обоснованной теории
Литература
Указатель
Об авторах
Т.С.Васильева. Обоснованная теория в поле качественного исследования
Словарь терминов

 Предисловие

Мы посвящаем эту книгу Барни Глезеру с восхищением и благодарностью

Если художник в процессе своего творчества не совершенствует новое видение, то он действует механически и повторяет некую старую модель, подобную бледному отпечатку в его уме.
Джон Дьюи. Искусство как опыт. 1935, с.50

Эта книга адресована исследователям, работающим в различных дисциплинах (социальных науках, академических и прикладных), которые заинтересованы в построении индуктивной теории путем качественного анализа данных. Каковы бы ни были их волнения и переживания в процессе сбора данных, наступает время, когда данные нужно анализировать. Исследователи часто чувствуют растерянность перед необходимостью решать подобную задачу. Их приводит в уныние не только количество страниц полевых записей, документов или интервью ("горы данных"), которые лежат перед ними, но часто их тревожат и другие вопросы: Как мне извлечь смысл из всего этого материала? Как получить теоретическую интерпретацию, в то же время еще обосновывая ее в эмпирической реальности, отраженной в моих материалах? Как убедиться в том, что мои данные и интерпретации валидны и обоснованны? Как прорваться через собственные предубеждения, предвзятость и стереотипные перспективы, которые я неизбежно переношу в аналитическую ситуацию? Как собрать целое из всего материала, который я анализировал (а), чтобы создать четкую теоретическую формулировку изучаемой области?

Целью этой книги является ответ на эти и другие вопросы, связанные с качественной интерпретацией данных. Она написана в простом и общедоступном стиле. И предназначена, прежде всего, для того, чтобы дать необходимые базовые знания и практические навыки для тех, кто собирается предпринять свой первый исследовательский проект качественного анализа, и кто хочет построить теорию на содержании конкретной предметной области.

Способ качественного анализа, направляющий нашу дискуссию, известен как подход "grounded theory", или "метод", как его иногда называют (далее: обоснованная теория. -- Т.В.). Это четвертая в серии книг по обоснованной теории. В первой из них, "The Discovery of Grounded Theory" (Glaser \& Strauss, 1967) представлены как краткое содержание, так и логика, которые лежат в основе процедур, обсуждаемых в этой и других книгах. По существу, она еще полезна и необходима как предварительное условие для чтения других текстов. Вторая книга "Theoretical Sensitivity" (Glaser, 1978) и третья "Qualitative Analysis for Social Scientists" (Strauss, 1987), в отличие от настоящей книги, предназначались для того, чтобы их изучали и применяли более продвинутые исследователи. Хотя данная книга была написана специально для начинающих, мы ожидаем, что даже более опытные исследователи найдут дополнительные ответы на некоторые из вопросов, которые долго стояли перед ними и не находили ответа.

Если вы будете читать и изучать каждую из этих книг, что мы решительно вам советуем, то найдете, что терминология и специальные рекомендуемые процедуры не всегда идентичны. Главным образом, это связано с дополнительной рефлексией, кроме того, с различиями в опыте преподавания, а также в специфике наших исследовательских проектов. Сравнивая "Theoretical Sensitivity" Глезера, "Qualitative Analysis for Social Scientists" Страусса и эту книгу, вы найдете также другие различия в терминах и процедурах. Тем не менее, в основном, все эти книги выражают идентичные позиции в отношении качественного анализа и предлагают одни и те же основные процедуры. В этой книге процедуры и техники (подзаголовок книги) разбираются очень детально, шаг за шагом, что, как мы теперь полагаем, наиболее полезно для изучения качественного анализа.

Все эти книги основаны на живом опыте тех, кто проводил качественный анализ и исследование и обучал этому на семинарах и консультациях в течение многих лет. В совокупности эти книги предлагают один подход к проведению качественного анализа и их цель предельно конкретна: построение теории. Философские взгляды и научные традиции, которые лежат в основе этих книг, положили начало построению теории путем качественного исследования. Формулирование теоретических интерпретаций данных, обоснованных в реальности, обеспечивает мощное средство и для понимания "внешнего" мира и для разработки действенных стратегий, которые позволят принять некоторые меры контроля над ним.

Мы полагаем, что ваше понимание обоснованной теории значительно углубится, если чтение и изучение книг по методикам будет дополнено и ознакомлением с некоторыми монографиями, написанными Глезером, Страуссом и их сотрудниками. Это -- "Awareness of Dying" (Glaser \& Strauss, 1965); "Time for Dying" (Glaser \& Strauss, 1968); "Experts Versus Laymen: A Study of the Patsy and the Sub-Contractor" (Glaser, 1976); "The Social Organization of Medical Work" (Strauss, Fagerhaugh, Suczek \& Wiener, 1985); and "Unending Work and Care" (Corbin \& Strauss, 1988b). Аналитический метод, лежащий в основе этой книги, может быть освоен каждым, кто возьмет на себя труд изучить его процедуры. Как и в любой практике, уровень достижений пользователей будет различным. С другой стороны, практики, изученные в этой книге, могут оказаться полезными в отношениях, первоначально непредвиденных как для самих авторов, так и для читателей. Как отмечено ранее Страуссом (1987, p.xiii) по поводу аналитического процесса: "Подобно любому набору умений, учение подразумевает тяжелый труд, упорство, и некоторые, не всегда сплошь приятные переживания". Уверены, что часто эти переживания весьма волнуют и доставляют радость. Более того, они необходимы для понимания того, как применять и адаптировать любой метод, включая обоснованную теорию. В процессе применения и адаптации вы неизбежно столкнетесь со "смесью ситуационных контекстов, как в плане [развития] личной [исследовательской] биографии, проницательности [в проведении работы], так и теоретической и социальной чувствительности. Ко всему прочему, для выполнения любого исследовательского проекта необходима удача и смелость" (Strauss, 1987, p.xiii).

Обзор содержания

Книга состоит из трех основных частей. В Части 1 представлен обзор логики действий (или операций) для тех, кто применяет обоснованную теорию. Она состоит из 4 глав. В Части II подробно объясняются определенные аналитические техники и процедуры метода. Этот раздел включает главы 5--11. В последнем разделе, части III, поясняются важные дополнительные процедуры, которые сопутствуют сбору и анализу данных. К этой части относятся главы 12--14. Теперь рассмотрим каждую главу отдельно. В главе 1 используется формат вопроса и ответа, чтобы познакомить читателя с различиями между исследованием по методу обоснованной теории и способами анализа в других типах качественного исследования. В ней объясняются происхождение и философские основы теории, а также даются ответы на некоторые вопросы, чаще всего задаваемые студентами, намеренными погрузиться в свое первое исследование по методу обоснован-ной теории.

Глава 2 озаглавлена "Начало исследования". Ее цель состоит как раз в том, чтобы обеспечить студентов основными компонентами, необходимыми для начала изучения обоснованной теории. В этой главе мы представляем предложения о том, как идентифицировать источники проблем для исследования и предлагаем руководящие принципы для определения рамок исследовательского вопроса.

В главе 3 мы объясняем, что мы имеем в виду под термином теоретическая чувствительность, это очень важное понятие в методологии обоснованной теории. Мы также выясняем, каким образом можно поддерживать баланс между существованием творческого, необходимого компонента в развитии теории и удовлетворением требований "хорошей науки", которая является конечной целью выполнения любого исследовательского проекта.

Глава 4 посвящена использованию литературы в исследованиях обоснованной теории и рассеивает некоторые мифы о ее применении, которые вырабатывались годами. Здесь мы объясняем, как можно использовать чтение и опыт для приобретения теоретической чувствительности и развивать понятия, которые позднее валидизируются фактическими данными.

Глава 5, первая глава об анализе, описывает процесс открытого кодирования. Мы знакомим читателя с процедурами шаг за шагом, начиная с маркировки понятий ярлыками. Затем переходим к группировке понятий для формирования категорий, затем к называнию этих категорий. Наконец мы завершаем обсуждение разделом о том, как развивать категории с точки зрения их свойств и шкалы измерений, по которым свойства могут изменяться.

Глава 6, по нашему мнению, одна из самых важных. В ней мы предлагаем техники, которые позволят пользователям прорваться через предубеждения и стандартные способы мышления о данных, давая, таким образом, возможность думать об этих данных по-новому. Каждый должен стремиться осмысливать феномены творчески, желая в то же время обосновать полученные данные в реальности.

В главе 7 мы переходим к осевому кодированию -- нашему второму типу кодирования. Здесь мы описываем, как осуществляется связь категорий с их субкатегориями посредством модели, которую мы называем "парадигма". В эту главу включен также важный краткий раздел, описывающий, как аналитик может использовать одновременно индуктивное и дедуктивное мышление, для принятия и проверки гипотезы относительно возможных взаимосвязей между категорией и ее субкатегориями.

Избирательное кодирование является кодировочной процедурой, описанной в главе 8. Здесь объясняется, как интегрируются основные категории, как достигается вариация в теории путем группировки категорий в соответствии с их точно обозначенным местоположением на шкале измерений.

В главе 9 рассказывается, каким образом может быть отражен в теории процесс, т.е. изменение и движение.

В главе 10 показана рамка, в которой можно плотно объединить условия и следствия в теорию путем связывания их с феноменом через действие/взаимодействие. Эта глава предназначена для более продвинутых аналитиков, но многое в ней представляет ценность и для начинающих. В заключении этой главы находится краткий раздел, где мы обсуждаем различия между формальной теорией и теорией, которая относится к одной конкретной предметной области.

В главе 11 "Теоретическая выборка" объясняется, как делается выборка по методу обоснованной теории. Она показывает, как различается составление выборки в открытом, избирательном или осевом типах кодирования, в зависимости от фокуса интереса исследователя.

В главе 12 исследуется роль аналитических "памяток" и диаграмм. Эти вспомогательные средства применяют, чтобы сохранить следы продуктов анализа, они растут по глубине и степени абстрактности по мере того, как исследователь проходит через процесс кодирования.

В главе 13 мы рассматриваем весьма важные вопросы о том, как представлять и письменно излагать материалы исследования по методу обоснованной теории в книгах, журналах и диссертациях.

Последняя, 14 глава, представляет критерии для оценивания исследований по методу обоснованной теории. Эта глава должна быть чрезвычайно полезна не только для тех, кто желает критически оценивать свою собственную работу и работу других, но также и для тех, кто делает обзорные статьи для журнальных изданий и фондовых агентств.

Заключительное замечание

После того как мы написали рабочий вариант этой книги и использовали его для обучения аспирантов и более опытных исследователей, нам указали на то, что помимо той цели, для которой книга была написана -- обучения студентов и проведения исследования по методу обоснованной теории -- книга имеет еще и дополнительную ценность. Она потенциально полезна также для тех, кто намерен делать исключительно тематический анализ или анализ в сочетании с количественными исследованиями. Те, кто заинтересован в развитии понятий, могут найти полезной информацию, которую мы даем в определенных главах. Те, кто интересуется новыми способами осмысления феноменов, также могут найти разделы, заслуживающие внимания. Этим разным группам читателей нет необходимости изучать или применять на практике все написанное в этой книге. Они могут ограничиться чтением первых шести или семи глав или внимательно прочитать главы 11 и 12.

Обозреватели из журналов, газет или различных фондов часто сталкиваются с сообщениями о проектах или исследованиях по методу обоснованной теории. Возможно, они хотят бегло перелистать всю книгу, чтобы приобрести какое-то понимание используемой терминологии и основных процедур метода; в этом случае в фокусе их интереса будет глава 14, где мы описываем критерии, которые можно использовать для оценки письменных сообщений о проектах или заявках на исследования по методу обоснованной теории.

Ученые, заинтересованные в развитии теории, как индуктивной, так и дедуктивной, могут найти полезными определенные части книги для дополнения своих собственных методов. Мы открыты для всех этих возможных применений. И надеемся, что те, кто будет использовать эту книгу, получат столько же знаний от ее чтения, сколько мы от ее написания.

Последнее замечание: вы обнаружите, что на протяжении всей книги использовалась система выделения курсивом и жирным шрифтом. Курсив применялся для того, чтобы обратить внимание на особые понятия и на терминологию метода обоснованная теория, например, "категории", "измерения", и "теоретическая чувствительность". Мы старались не увлекаться его чрезмерным использованием; но применяли его достаточно свободно. Жирный шрифт использовался для определенных терминов и фраз, так же как и для целых предложений. Выделенные жирным шрифтом предложения должны быть полезны при повторном беглом просмотре или чтении текста, поскольку зрительно они быстро воспринимаются. Выделенные жирным шрифтом термины и фразы применяются по той же причине. Они используется также для выделения специальных терминов, чтобы проиллюстрировать случаи их применения. На страницах иллюстраций вы, возможно, обнаружите некоторую непоследовательность в нашей системе, но, пожалуйста, наберитесь терпения, потому что в итоге она должна вам подойти.

Мы хотим выразить свою признательность некоторым студентам и коллегам, которые делали рецензии и высказывали критические замечания по рабочим вариантам этой книги. Мы особенно благодарны Жилю Райну, Энн Хэзан и Лоре Лэмперт за их глубокие и специальные комментарии по более позднему варианту этой книги. Мы также благодарны Дениз Барнетт, Терезе Монтини, Черил Холл и Кэти Злобин за их рецензии по раннему варианту книги. Мы благодарим Джоан Фуджимура из Гарвардского университета, Ли Стар из Калифорнийского университета и Ирвина за использование книги при работе со своими студентами. Все их замечания были бесценными для внесения необходимых исправлений, улучшения качества, доступности и полезности книги. Также важна была критика Сетсуо Мицуно из Университета Хосей (Hosei), Токио, Япония; Дика Корбина, инженера из Силиконовой Долины. Мы также хотим поблагодарить Салмонику Мает (Maeth) за многие часы, потраченные ею на печатание и перепечатывание рукописи. Более всего мы признательны Барни Глезеру, который начал обсуждать в интенсивных ночных телефонных беседах с Ансельмом Страуссом свой развивающийся исследовательский метод, известный теперь под названием обоснованная теория.


 Об авторах

Ансельм Страусс является почетным профессором социологии Факультета социальных и поведенческих наук Университета штата Калифорния в Сан-Франциско. Основной предмет его исследований-социология здоровья и социология труда и профессий. Исследовательские методы, используемые в его проектах, являются, главным образом, комбинацией полевого наблюдения и интервью, но порой в качестве первичных данных используются исторические материалы. Среди его книг (и написанных в соавторстве) -- книги о методе или монографии: "Открытие обоснованной теории" (1967), "Качественный анализ для социологов" (1987), "Осознание умирания" (1965), "Социальная организация медицинской работы" (1985), "Непрекращающаяся работа и уход" (1988). Он читал курс лекций в Университетах Кембриджа, Парижа, Манчестера, Констанцы, Аделаиды и Хагена (Hagen). В настоящее время его исследования посвящены выработке курса в отношении СПИДа и его реализации, течению работы в больницах и роли тела в действии.

Джульет Корбин является преподавателем Факультета подготовки среднего медицинского персонала в Университете штата Сан-Хосе, Сан-Хосе, Калифорния, а также научным сотрудником Факультета социальных и поведенческих наук в Университете штата Калифорния в Сан-Франциско. Она получила степень бакалавра естественных наук (1963) в Университете штата Аризона, и степень доктора естественных наук (1981) в Университете штата Калифорния, Сан-Франциско. Является автором и соавтором ряда исследовательских статей и глав в сборниках, соавтором монографии "Непрекращающаяся работа и уход" (1988), а также научного труда "Формирование новой системы здравоохранения" (1988). В настоящее время занимается исследованиями роли тела в действии и полевыми исследованиями течения работы в больницах.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце