URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Юшкевич П.С. Мировоззрение и мировоззрения: Очерки и характеристики отдельных мыслителей (Бергсон, Джемс, Дицген, Толстой, Ницше)
Id: 47356
 
219 руб.

Мировоззрение и мировоззрения: Очерки и характеристики отдельных мыслителей (Бергсон, Джемс, Дицген, Толстой, Ницше). Изд.2

URSS. 2011. 184 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-397-01595-0.

 Аннотация

Предлагаемая читателю книга известного отечественного мыслителя, публициста, переводчика философской литературы П.С.Юшкевича (1873--1945) представляет собой собрание очерков, посвященных исследованию мировоззрения отдельных мыслителей --- А.Бергсона, В.Джемса, И.Дицгена, Л.Н.Толстого, Ф.Ницше. Автор также рассматривает проблему мировоззрения вообще, пытаясь вскрыть не познавательный, а по существу эмоциональный характер философского творчества. Высказывается мысль о необходимости выработки такого мировоззрения, которое сумело бы преодолеть как ограниченность "логизма" (рационализма), так и ограниченность "мифологизма" (религии, метафизики).

Рекомендуется как специалистам --- философам и историкам философии, так и всем заинтересованным читателям.


 Оглавленiе

Предисловiе
I. Философiя, какъ мiросозерцанiе
II. Къ современному возрожденiю метафизики (Анри Бергсонъ и его философiя антиинтеллектуализма)
III. В.Джемсъ, какъ религiозный мыслитель
IV. I.Дицгенъ. (Очеркъ философiи)
V. Религiозныя исканiя Л.Н.Толстого
VI. Философiя иллюзiи (къ вопросу о мiровоззренiи Фр.Ницше)
VII. Еще разъ о философiи, какъ мiросозерцанiи

 Предисловiе

Книга эта состоитъ изъ ряда отдельныхъ очерковъ. Но она не просто сумма этихъ очерковъ. Въ ней есть свое внутреннее единство -- единство одной основной проблемы и одной руководящей точки зренiя. Эта проблема -- объ отношенiи между разумомъ и чувствомъ. Эта точка зренiя -- мысль о необходимости такого мiровоззренiя, которое сумело бы преодолеть какъ ограниченность "логизма" (рацiонализма), не замечающаго вовсе запросовъ аффективной жизни, такъ и ограниченность "миеологизма" (религiи, метафизики и пр.), овеществляющаго ответы на эти запросы и превращающаго ихъ въ какiя-то надмiровыя существа или сущности.

Подъ этимъ угломъ зренiя я разсматриваю и проблему мiровоззренiя вообще, пытаясь въ первой и последней статьяхъ вскрыть не познавательный, а образно-эмоцiональный по существу характеръ философскаго творчества и частныя проблемы мiровоззренiй (или даже некоторыхъ сторонъ мiровоззренiй) отдельныхъ мыслителей, которымъ посвящены остальные очерки.


 Философiя, какъ мiросозерцанiе (отрывок)

Знаменитый англiйскiй астрономъ Мэскелейнъ заметилъ какъ-то, что его помощникъ, записывая время прохожденiя звездъ черезъ меридiанъ, отмечалъ моменть этого прохожденiя несколько отлично, чемъ онъ самъ. Онъ обратилъ на это вниманiе своего помощника, прося его впредь быть аккуратнее. Но и въ дальнейшемъ оказалось, что записи ихъ не совпадали между собой. Тогда Мэскелейнъ, считая небрежность астронома-наблюдателя неисправимой, отказалъ ему отъ места.

Впоследствiи, однако, выяснилось, что злополучный помощникъ не былъ ни въ чемъ виноватъ. Оказалось, что моменты прохожденiя одной и той же звезды черезъ меридiанъ отмечаются разными астрономами неодинаково. Правда, различiя эти ничтожны, представляя только десятыя доли секунды, но оне существуютъ всегда, проявляясь при томъ довольно правильно и однообразно: астрономъ, запаздывающiй со своей записью относительно другого астронома, всегда запаздываетъ въ среднемъ на ту же приблизительно долю секунды. Дальнейшiя изследованiя выяснили, что это явленiе связано съ временемъ мозговой реакцiи наблюдателя, отмечающаго свое впечатленiе какимъ-нибудь образомъ (нажатiемъ электрической кнопки отъ часовъ и пр.). У разныхъ лицъ этотъ промежутокъ времени -- такъ называемое личное уравненiе -- разно. Однимъ изъ предварительныхъ условiй для приступленiя къ астрономическимъ наблюденiямъ является определенiе, путемъ особыхъ опытовъ, личнаго уравненiя наблюдателя, которое и принимается потомъ въ расчетъ при разборе записей его. Конечный результатъ берется лишь по устраненiи личнаго уравненiя.

Въ известномъ смысле то же самое происходитъ въ любой науке и -- даже общее -- въ любомъ случае интеллектуальной деятельности. Необходимымъ моментомъ здесь является устраненiе "личнаго уравненiя" изследователя, его субъективныхъ склонностей, пристрастiй, вкусовъ. Знанiе -- объективно, оно -- безличная систематизацiя фактовъ. Оно -- описанiе сущаго, отнесенное къ некоторому идеальному, среднему, нормальному наблюдателю, представляющему человечество.

Совсемъ другую картину являетъ намъ эмоцiональная сторона жизни человека, понимая подъ этимъ совокупность чувствъ, желанiй, страстей, аффектовъ и пр. Здесь путь соцiальнаго общенiя совсемъ иной, чемъ въ области пониманiя. Утвержденiя: "я хочу чего-нибудь", "я люблю что-нибудь" -- совсемъ иного типа, чемъ сужденiя: "я вижу то-то", "я знаю нечто". Въ первомъ случае вся суть переживанiя именно въ его личномъ характере. И, если почему либо желательно, чтобъ и другiя личности повторяли за мной те же сужденiя эмоцiональнаго порядка, то тутъ нельзя идти путемъ устраненiя личнаго уравненiя, ибо это значило бы устранить саму эмоцiю, которую хотятъ сделать общимъ достоянiемъ. Въ эмоцiональной жизни путь соцiальнаго общенiя -- это внушенiе своего личнаго уравненiя, а не устраненiе его.

Безличная, безстрастная демонстрацiя (демонстрацiя въ обоихъ смыслахъ: доказыванiя и показыванiя), и глубоко личное, часто полное страсти, внушенiе, зараженiе своимъ переживанiемъ -- таковы два противоположныхъ полюса человеческаго духа, полюсы интеллекта и чувства. Сообщенiе кому-нибудь математической теоремы и передача, скажемъ, талантливымъ актеромъ какого-нибудь драматическаго положенiя -- вотъ примеры, съ одной стороны, чистаго доказательства, а, съ другой, чистаго зараженiя. Но это лишь предельные типы нашей духовной жизни, такъ сказать, лабораторные случаи ея, происходящiе въ особой, спецiально для того созданной, обстановке. Обширнейшая же часть нашихъ переживанiй, лежащая между двумя этими границами, занята душевными образованiями смешаннаго, интеллектуально-эмоцiональнаго типа, при чемъ смешенiе элементовъ интеллектуальныхъ съ элемантами эмоцiональными происходитъ въ самыхъ различныхъ пропорцiяхъ.

Каждое чувство представляетъ собой нечто самодовлеющее, цельное, неразложимое. Чувства не складываются въ стройныя силлогистическiя цепи, какъ понятiя. И аргументировать поэтому -- т.е. доказывать истинность или неистинность высказыванiй -- въ области чувствъ нельзя. Но можно заставить созвучно реагировать чужую душу, задевая связанныя съ чувствами представленiя и идеи. Все стороны нашей аффективной жизни ассоцiированы самымъ сложнымъ и запутаннымъ образомъ съ моментами интеллектуальнаго порядка: ощущенiями, представленiями, воспоминанiями, понятiями. Пути этихъ ассоцiацiй у разныхъ индивидовъ различны, завися отъ условiй организацiи, воспитанiя, чтенiя и пр. Все искусство "зараженiя" другой личности известнымъ чувствомъ состоитъ въ томъ, чтобъ напасть на пути этихъ ассоцiацiй и вызвать колебанiя въ значительной системе ихъ...


 Об авторе

Павел Соломонович ЮШКЕВИЧ (1873--1945)

Яркий отечественный мыслитель, публицист, переводчик философской литературы, сторонник меньшевистского крыла Российской социал-демократической рабочей партии. Родился в 1873 г. в Одессе. После окончания в 1891 г. гимназии учился в Париже, где слушал лекции по математике знаменитых ученых Ш.Эрмита и А.Пуанкаре. Вернувшись домой на летние каникулы, был арестован и сослан в Кишинев по обвинению в революционной деятельности во время учебы в гимназии. В период ссылки окончательно сложились его социал-демократические убеждения. Позже, в 1902 г., закончил факультет наук в Сорбонне, после чего переехал в Санкт-Петербург, где в 1913 г., сдав экзамены экстерном, получил диплом университета.

В Петербурге П.С.Юшкевич активно занимался написанием трудов в самых разных областях философии, переводами работ известных зарубежных философов. Вел бурную полемику с "ортодоксальными сторонниками диалектического материализма", в том числе с Г.В.Плехановым и В.И.Лениным, которых подверг критике в книге "Столпы философской ортодоксии" (2-е изд. М.: URSS, 2004). В 1908 г. в Санкт-Петербурге опубликовал книгу "Материализм и критический реализм: О философских направлениях в марксизме" (2-е изд. М.: URSS, 2007). Незадолго до Октябрьской революции уехал в Одессу, где вступил в местную организацию РСДРП(м). С 1920 г. постепенно отошел от политической деятельности. Позже переехал в Москву, где сотрудничал с издательством "Мир", переводил тексты для Института Маркса и Энгельса, сочинения французских философов XVIII в., книги по истории математики.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце