URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Живов В.Л. Теория хорового исполнительства
Id: 457
 

Теория хорового исполнительства.

URSS. 1998. 192 с. Мягкая обложка. ISBN 5-901006-50-X. Букинист. .
Обращаем Ваше внимание, что книги с пометкой "Предварительный заказ!" невозможно купить сразу. Если такие книги содержатся в Вашем заказе, их цена и стоимость доставки не учитываются в общей стоимости заказа. В течение 1-3 дней по электронной почте или СМС мы уточним наличие этих книг или отсутствие возможности их приобретения и сообщим окончательную стоимость заказа.

 Аннотация

В основу книги положен многолетний опыт работы известного хорового дирижера и педагога заслуженного деятеля искусств России, профессора В.Л.Живова с профессиональными и любительскими хорами. В ней рассматриваются основы теории хорового исполнительства, методы и приемы работы дирижера над хоровым сочинением, прослеживается путь становления и реализации исполнительского замысла. В отличие от большинства работ по хороведению, в этой книге внимание читателя акцентируется на проблемах исполнительской интерпретации музыки. Написанная строгим профессиональным и в то же время доступным языком, книга может использоваться в качестве учебника по одноименному спецкурсу, а также в качестве дополнительного пособия по курсу "Хороведение", на индивидуальных занятиях в классах хорового дирижирования, вокала, чтения хоровых партитур.

Адресованная преподавателям и студентам музыкальных и музыкально-педагогических училищ и вузов, книга будет полезна как хормейстерам-практикам, так и учителям музыки общеобразовательных школ.

Светлой памяти моего отца -- профессора Московской Консерватории Леонида Михайловича Живова -- посвящаю эту книгу


 Введение

В многогранной деятельности хормейстера и школьного учителя музыки исполнительство занимает важное место.

От того, насколько ярко и убедительно исполнят они произведение или его фрагмент, в большой мере зависит успех его педагогической и учебно-воспитательной деятельности, музыкальный авторитет. Однако, если в практическом плане ориентация многих дисциплин, изучаемых на музыкальных факультетах педагогических и дирижерско-хоровых отделениях музыкальных вузов, на исполнительство достаточно ясно выражена, то в музыкальной и музыкально-педагогической теории мысль об исполнительстве до сих пор не утвердила себя как наука, имеющая свои закономерности, принципы эстетических обобщений, главное же, как отрасль эстетического мышления, влияющего на практику. Элементарная теория музыки, сольфеджио, гармония полифония, анализ форм, хороведение и другие теоретические дисциплины, призванные обеспечить полную музыкальную грамотность, сегодня являются единственной теоретической базой воспитания исполнителя, хотя специфика исполнительства состоит не только в постижении музыки, но и в передаче ее слушателям в живом звучании. Отсюда следует, что кроме законов построения музыкального произведения исполнитель должен владеть общими закономерностями своего искусства и, в первую очередь, секретами художественного, экспрессивного, архитектонического воздействия специфических исполнительских средств и приемов. Эти закономерности, сведения, правила должна дать наука об исполнительстве. Здесь под термином наука мы имеем в виду преимущественно его первоначальный смысл -- как обозначение системы нормативов, использование которых подчинено главной педагогической задаче -- научить музыкально-исполнительской деятельности, хотя в процессе ее решения мы постоянно сталкиваемся с необходимостью познавать закономерности музыки и музыкального исполнительства, в значительной степени приближаясь к деятельности ученого, исследующего музыкальные явления.

На наш взгляд, главной целью теории исполнительства является выявление и определение закономерностей, вытекающих из содержательных и выразительных возможностей музыки, особенностей развития, структуры сочинения и ее толкования, голосоведения, фактуры и других моментов. Дело исполнителя -- воспользоваться или не воспользоваться этими знаниями и возможностями, предпочесть то или другое, но желательно, чтобы он был знаком с несколькими приемами использования темпа, динамики, тембра, штрихов, фразировки.

Создавая данный учебник, мы опирались на ведущие теоретические концепции и идеи современной музыкальной науки: о направленности музыки на восприятие, о роли жизненного и музыкального опыта в восприятии музыки, о взаимосвязях и взаимопроникновении различных видов искусств, о средствах музыкальной выразительности, о принципах художественного воздействия, об управлении слушательским восприятием. Опирались мы, естественно, и на высказывания и статьи известных музыкантов-исполнителей, на труды, посвященные анализу их творчества, а также на работы, рассматривающие различные виды и аспекты музыкального исполнительства.

С изданием в последнее время трудов, посвященных проблемам музыкальной акустики, восприятия, а следовательно, и воздействия музыки и ее отдельных средств (работы Н. Гарбузова, Е. Назайкинского, В. Медушевского, Ю. Рагса, О. Сахалтуевой и др.), появилась возможность подвести научный фундамент под целый ряд исполнительских приемов, давно ставших достоянием практики.

Поскольку теоретический фундамент музыкального исполнительства не мог быть создан без привлечения эстетической теории, мы использовали исследования философов и эстетиков, в которых общие принципы исполнительского творчества рассматриваются в широком философском ракурсе (труды М. Кагана, С. Раппопорта, В. Скатерщикова, Е. Гуренко и др.). Наконец, нашу задачу во многом облегчила возможность обращения к достижениям в области художественного слова, сценической речи, пантомимы, театрального искусства.

Первой попыткой обобщения этого материала являлся лекционный курс "Теория хорового исполнительства", который с 1975 года читался автором сего труда на дирижерско-хоровом отделении Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского и на музыкальном факультете Московского педагогического государственного университета. Материал курса послужил основой данного учебника.


 Оглавление

Введение
Глава I. Исполнительское искусство
 1.Специфика исполнительского искусства
 2.Специфика музыкального исполнительства
Глава II. Специфика хорового исполнительства
 1.Связь со словом
 2.Специфика инструмента
 3.Коллективный характер
 4.Наличие дирижера
Глава III. Подготовительная работа дирижера над партитурой (становление исполнительского замысла)
Глава IV. Репетиционная работа с хором (реализация исполнительского замысла)
 1.Техническое освоение произведения
 2.Художественная отделка произведения
 3.Средства исполнительской выразительности
  Качество звучания
  Звуковысотное интонирование
  Темпоритм
  Динамика
  Тембр
  Артикуляция
  Фразировка
Глава V. Концертное исполнение (воспроизведение замысла)
 1.Специфика концертного исполнения
 2.Средства дирижерской выразительности
  Темп и жест
  Динамика и жест
  Тембр и жест
  Фактура и жест
  Артикуляция и жест
  Фразировка и жест
Глава VI. Проблема стиля в хоровом исполнительстве
 1.Музыкальный стиль
 2.Исполнительский стиль
Заключение
Приложение.Примеры исполнительского анализа хоровых произведений
Рекомендуемая литература
Содержание
 
© URSS 2016.

Информация о Продавце