Еще въ конце XVIII в. казалось оскорбительнымъ для философiи заниматься такими вопросами, какъ хорошiй или дурной вкусъ, оценка художественныхъ произведенiй, душевное состоянiе поэта въ моменты творчества. Съ самой эпохи возрожденiя писались, более или менее, въ подражанiе Горацiю, "поэтики"; уже народилась критика, какъ особая отрасль литературы; въ обществе высоко ставили художественное мастерство; быть знатокомъ музыки, живописи, театра, поэзiи считалось почтеннымъ и даже въ той или въ другой мере обязательнымъ. Но все это не смело еще вторгнуться въ философiю. Философы были заняты исключительно логикой, метафизикой, моралью. Разумъ и нравственность поглощали все интересы. Въ 1750 г. вышла, однако, книжка Баумгартена "Aesthetica", и здесь, хотя авторъ и извиняется, что занятъ такой маловажной областью душевной деятельности человека, какъ сужденiе о красоте предметовъ, все-таки вопросъ о красивомъ и изящномъ, а отсюда и вопросъ о художественномъ творчестве разбираются въ связи съ философiей. Брешь была пробита. Особенно важно то, что было дано имя особой, готовой возникнуть области философiи – эстетике. Пройдетъ еще почти полъ-века, и возникнетъ научное изученiе вопросовъ красоты и искусства. Тому, что мы теперь называемъ эстетикой, положила основанiе "Критика способности сужденiя" Канта, вышедшая въ 1790 г. Лейбницевская теорiя совершенствованiя въ изложенiи Вольфа предполагала несколько ступеней познанiя. Самое низшее есть познанiе чувствомъ (cognitio sensitiva). Оно даетъ лишь смутное представленiе, которое должно быть освещено разумомъ, чтобы стать яснымъ. Однако, и это чувственное познанiе стремится къ совершенству, и отсюда вопросъ: каково оно? Познанiе разума ведетъ къ истине. Но нетъ ли такого состоянiя души, которое, не будучи истиной, темъ не менее обладало бы высшимъ качествомъ? Баумгартенъ даетъ ответъ: совершенство чувственнаго воспрiятiя есть красота. Такъ возникла эстетика, какъ особый отделъ философiи. Непосредственнымъ следствiемъ появленiя этого термина явилось объединенiе на одной общей теоретической основе принциповъ отдельныхъ искусствъ, раньше строившихся, какъ ремесла, безъ связи другъ съ другомъ. Пришлось тогда установить и пределъ новой отрасли философiи. Чемъ, собственно, ведаетъ эстетика? Если оставаться на почве определенiя, даннаго Баумгартеномъ, то эстетика есть наука объ одномъ только воспрiятiи. Поскольку прекрасна природа: лунный блескъ и полуденное солнце, весеннiе цветы на лугахъ, бледный цветъ фруктовыхъ деревьевъ, цветы, созданные въ садахъ искусствомъ человека, все безконечные переливы красокъ и линiй лиетвы, горныхъ стремнинъ, озеръ, рекъ и водопадовъ – постольку эстетика наука объ особомъ воспрiятiи всего этого великолепiя, т.е. въ сущности часть психологiи. Но творитъ прекрасное само человечество: искусство – надстрой человеческаго творчества сверхъ творчества Создателя Мiра (ars homo additus naturae); эстетика – наука и о воспрiятiи художественныхъ произведенiй, отчего она и объединяетъ принципы отдельныхъ искусствъ. Отсюда еще одна область эстетики, казалось бы непредусмотренная Баумгартеномъ – художественное творчество. Если мы воспринимаемъ красоту, любуясь творенiями художниковъ, то ведь художники служатъ этому воспрiятiю, заранее предчувствуютъ его; ихъ деятельность вся проникнута этимъ предчувствiемъ, потому что именно оно руководитъ ими. Значитъ, эстетика наука также и объ искусстве художниковъ. Эстетическое воспрiятiе лишь одинъ изъ двухъ отделовъ эстетики, второй – искусство, т.е. творчество. А когда народилась эстетика, все яснее стало обнаруживаться, что на самомъ деле она существовала давно, что искони, съ древности философскiя системы вырабатывали и теорiи эстетическiя, лишь не умея и не желая ихъ осознать въ отдельной связи. Историки эстетическихъ ученiй стали начинать свое изложенiе съ Платона и Аристотеля. Это было необходимо, потому что обнаружилось, насколько повлiяли воззренiя древнихъ на обоснованiе и этой части философiи. Однако, долгое время провозвестниками эстетики считались только одни античные мудрецы. Принято было думать, что занятiя эстетикой съ гибелью античнаго мiра задремали до самого XVIII в. Прямо и категорически объявляла это историческая эстетика Циммермана. Еще недавно русскiй авторъ, А.М.Мироновъ, въ свою очередь, тоже констатировалъ "многовековой перерывъ въ исторiи развитiя эстетическихъ ученiй". Лишь англичанину Бозенкиту принадлежитъ честь первой попытки разсеять это заблужденiе: и среднiе века, не говоря уже о возрожденiи, способствовали развитiю эстетики. Въ настоящемъ очерке оно и будетъ представлено не прерывавшимся вовсе. На стр. 243 в Оглавлении, строка 2 снизу, следует читать: XVI. Происхождение поэзии Аничков Евгений Васильевич Известный отечественный литературовед, критик, публицист, прозаик. Родился в Новгородской губернии. В 1892 г. окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. Ученик и последователь выдающегося литературоведа А. Н. Веселовского. С 1895 г. состоял приват-доцентом по истории западных литератур и лектором английского языка в Киевском университете. С 1908 г. — профессор Петербургского психоневрологического института по всеобщей литературе и эстетике. В период Октябрьской революции уехал за границу, преподавал в Пражском и Белградском университетах.
Основные труды Е. В. Аничкова были посвящены славянскому фольклору и отражению в нем, а также в литературных произведениях мифологических элементов. Но, в связи с расширением научных интересов, он занялся проблемами более общего характера: вопросами поэтики, истории эстетики, литературоведения и литературной критики. Известность получили его книги «Новая русская поэзия» — одна из первых обобщающих работ о Серебряном веке, «К религиозным исканиям наших шестидесятников». К истории эстетики относится работа «Очерк развития эстетических учений», впервые вышедшая в 1915 г. |
2023. 720 с. Твердый переплет. 16.9 EUR
Книга «Зияющие высоты» – первый, главный, социологический роман, созданный интеллектуальной легендой нашего времени – Александром Александровичем Зиновьевым (1922-2006), единственным российским лауреатом Премии Алексиса де Токвиля, членом многочисленных международных академий, автором десятков логических... (Подробнее) URSS. 2024. 800 с. Мягкая обложка. 37.9 EUR
ВЕРСАЛЬ: ЖЕЛАННЫЙ МИР ИЛИ ПЛАН БУДУЩЕЙ ВОЙНЫ?. 224 стр. (ТВЁРДЫЙ ПЕРЕПЛЁТ) 11 ноября 1918 года в старом вагоне неподалеку от Компьеня было подписано перемирие, которое означало окончание Первой мировой войны. Через полгода, 28 июня 1919 года, был подписан Версальский договор — вердикт, возлагавший... (Подробнее) 2023. 696 с. Твердый переплет в суперобложке. 119.9 EUR
Опираясь на новейшие исследования, историк Кристофер Кларк предлагает свежий взгляд на Первую мировую войну, сосредотачивая внимание не на полях сражений и кровопролитии, а на сложных событиях и отношениях, которые привели группу благонамеренных лидеров к жестокому конфликту. Кларк прослеживает... (Подробнее) URSS. 2024. 704 с. Твердый переплет. 26.9 EUR
В новой книге профессора В.Н.Лексина подведены итоги многолетних исследований одной из фундаментальных проблем бытия — дихотомии естественной неминуемости и широчайшего присутствия смерти в пространстве жизни и инстинктивного неприятия всего связанного со смертью в обыденном сознании. Впервые... (Подробнее) URSS. 2024. 344 с. Мягкая обложка. 18.9 EUR
Мы очень часто сталкиваемся с чудом самоорганизации. Оно воспринимается как само собой разумеющееся, не требующее внимания, радости и удивления. Из случайно брошенного замечания на семинаре странным образом возникает новая задача. Размышления над ней вовлекают коллег, появляются новые идеи, надежды,... (Подробнее) URSS. 2023. 272 с. Мягкая обложка. 15.9 EUR
Настоящая книга посвящена рассмотрению базовых понятий и техник психологического консультирования. В ней детально представлены структура процесса консультирования, описаны основные его этапы, содержание деятельности психолога и приемы, которые могут быть использованы на каждом из них. В книге... (Подробнее) URSS. 2024. 576 с. Мягкая обложка. 23.9 EUR
Эта книга — самоучитель по военной стратегии. Прочитав её, вы получите представление о принципах военной стратегии и сможете применять их на практике — в стратегических компьютерных играх и реальном мире. Книга состоит из пяти частей. Первая вводит читателя в мир игр: что в играх... (Подробнее) URSS. 2024. 248 с. Мягкая обложка. 14.9 EUR
В книге изложены вопросы новой области современной медицины — «Anti-Ageing Medicine» (Медицина антистарения, или Антивозрастная медицина), которая совмещает глубокие фундаментальные исследования в биомедицине и широкие профилактические возможности практической медицины, а также современные общеоздоровительные... (Подробнее) URSS. 2024. 240 с. Твердый переплет. 23.9 EUR
Предлагаемая вниманию читателей книга, написанная крупным биологом и государственным деятелем Н.Н.Воронцовым, посвящена жизни и творчеству выдающегося ученого-математика, обогатившего советскую науку в области теории множеств, кибернетики и программирования — Алексея Андреевича Ляпунова. Книга написана... (Подробнее) 2023. 416 с. Твердый переплет. 19.9 EUR
Вам кажется, что экономика — это очень скучно? Тогда мы идем к вам! Вам даже не понадобится «стоп-слово», чтобы разобраться в заумных формулах — их в книге нет! Все проще, чем кажется. Автор подаст вам экономику под таким дерзким соусом, что вы проглотите ее не жуя! Вы получите необходимые... (Подробнее) |