URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Поршнев А.Г., Анисимов А.Н., Дементьев В.Е. и др. Модернизация российской экономики и государственное управление
Id: 44057
 
791 руб.

Модернизация российской экономики и государственное управление

URSS. 2006. 376 с. Мягкая обложка. ISBN 5-484-00773-9.

 Аннотация

В монографии излагаются принципиальные ориентиры модернизации российской экономики и государственного регулирования этим процессом. Развиты методологические основы индикативного анализа и прогнозирования в условиях крупных структурных сдвигов в производстве и распределении экономических благ. Раскрыта роль государственной структурной политики при переходе от имитационного к инновационному технологическому развитию. Обосновывается повышенное значение такой политики в связи с необходимостью геостратегического позицирования России в мировой экономике. Обоснован выбор ориентиров институциональных преобразований в нашей стране в условиях существования разных моделей рыночной экономики. Представлены пути укрепления корпоративного сектора российской экономики.

Монография может представлять интерес для специалистов в сферах государственного регулирования экономики и инновационной конкуренции, преподавателей соответствующих экономических дисциплин, студентов старших курсов и аспирантов. Особенно целесообразным представляется обращение к материалам данной монографии в рамках учебного процесса по специализации "Национальная экономика".


 Оглавление

Введение

I Современные ориентиры государственной структурной политики

1 Постиндустриализация российской экономики и промышленная политика
 1.1.Вопрос о селективных мерах в фокусе продолжающихся дискуссий по промышленной политике
 1.2.Постиндустриальные доводы против селективной промышленной политики
 1.3.Сохраняющаяся ставка на зарубежных инноваторов
 1.4.Многообразие направлений промышленной политики и ее теоретических основ
 1.5.Дефекты рыночного регулирования и потребность в промышленной политике
 1.6.Практические свидетельства в пользу активной промышленной политики
 1.7.Дефекты рыночной координации и стадии экономического развития
 1.8.Сложности перехода от имитационной к инновационной фазе развития
 1.9.Влияние особенностей процесса накопления знаний на экономический рост
2 Возможности для технологического рывка и партнерство государства и бизнеса
 2.1.Государство как партнер бизнеса
 2.2.Комбинированная стратегия экономического роста
 2.3.Выбор структурных приоритетов
 2.4.Позднеиндустриальная и постиндустральная модернизации
 2.5.Окна возможностей для технологического рывка и его стратегии
 2.6.Собственная научно-исследовательская база и преодоление технологической "ловушки" между стадиями догоняющего развития
3 Модернизационный процесс в России в контексте современных тенденций и коллизий развития мировой экономики
 3.1.Нестабильность базисных системных условий протекания модернизационных и инновационных процессов в мировой экономике
 3.2.Изменения условий протекания модернизационных и инновационных процессов в мировой экономике, связанные с ростом экономической массы Китая
 3.3."Формула" формирования инновационного потенциала экономики КНР и условия выравнивания инновационного потенциала экономики России с экономикой КНР
 3.4.Эрозия технологического превосходства Запада над остальным миром и последствия для модернизационных процессов в экономике России
 3.5."Постиндустриальная" экономика, инновации и конкурентоспособность (о чем свидетельствует мировой опыт)

II Институциональные предпосылки модернизации российской экономики

4 Институциональные факторы экономического развития и практика социально-экономических преобразований
 4.1.Концептуальная база реформ: разворот к институциональной теории
 4.2.Издержки избирательного внимания к институтам
 4.3.Институциональная точка опоры преобразований
 4.4.Модернизация под присмотром мировых лидеров
 4.5.Маневренность институциональной организации индустриально развитых стран
 4.6.Юридическая и функциональная конвергенция систем инфорсмента
 4.7.Институциональное доверие и трансплантация институтов
 4.8.Социальная база преобразований
5 Выбор институциональных ориентиров в условиях существования разных моделей рыночной экономики
 5.1.Организация посреднического сектора -- индикатор институциональной структуры экономики
 5.2.Сближение посреднических систем и негативные эффекты их унификации
 5.3.Конкретно-исторические факторы, определяющие конфигурацию посреднического сектора
 5.4.Банковское посредничество, характер бюджетных ограничений и качество инвестиций
 5.5.Посреднический сектор и длинноволновая динамика
6 Вхождение в ВТО и модернизация российской экономики
 6.1.Оценка последствий вхождения России в ВТО. Функции ВТО и ее способность влиять на экономику стран-членов ВТО в средне-долгосрочной перспективе
 6.2.Факторы, влияющие на возможность решения модернизационных задач слаборазвитых экономик на базе иностранных инвестиций при проведении ими экономической политики, соответствующей стандартам ВТО
 6.3.Состояние институционального базиса экономики России и предпосылки ее эффективного функционирования в режиме выполнения условий членства в ВТО
 6.4.Потенциальный характер влияния на экономику России членства в ВТО
 6.5.Проблема выбора стратегических партнеров России в экономической сфере

III Укрепление корпоративного сектора российской экономики

7 Корпоративная культура предприятия
 7.1.Подходы к изучению корпоративной культуры
 7.2.Корпоративная культура как совокупность поведенческих образов
 7.3.Организационная культура
 7.4.Культура как хозяйственный уклад
8 Мировой опыт и перспективы совершенствования корпоративного управления
 8.1.Современные мировые тенденции реформирования корпоративного управления
 8.2.Эволюция моделей корпоративного управления
 8.3.Перспективы развития корпоративного управления в России
 8.4.Проблема управления и внешняя среда
9 Организация внутрифирменной экономики
 9.1.Бюрократизация или коммерциализация
 9.2.Характеристика моделей организации внутренней экономики корпорации
 9.3.Сравнительный анализ моделей организации внутрифирменной экономики
10 Взаимосвязь между структурой собственности и эффективностью отечественных промышленных предприятий
 10.1.Эволюция собственности и "эффективный собственник"
 10.2.Трансформация акционерной собственности на рубеже 2000-х годов
 10.3.Эффективность и инвестиционная активность предприятий
 10.4.Собственность, эффективность и инвестиции: свидетельства интервью
 10.5.Группировка предприятий по эффективности деятельности
 10.6.Факторы эффективности и развития предприятий: регрессионный анализ
 10.7.Структура собственности: сложности анализа и перспективы эволюции

IV Анализ и прогнозирование структурных сдвигов в экономике

11 Макроструктурный анализ тенденций технологических изменений
 11.1.Межотраслевой баланс и исследование структурно-технологических сдвигов в экономике
 11.2.Инструментальные вопросы макроэкономической оценки изменений в технологии производства
 11.3.Изменение параметров межотраслевых связей
 11.4.Сводные итоги изменения показателей текущих материальных затрат
 11.5.Сложившаяся структура межотраслевых связей и потребности повышения технологического уровня производства в перспективе
12 Межотраслевой анализ взаимосвязи структурных изменений, эффективности внешнеэкономических связей и масштабов инвестиционной деятельности в отечественной экономике
 12.1.Структура производства и использования продукции и оценка эффективности экспортно-импортной деятельности
 12.2.Связь сдвигов в структуре внешнеторговых потоков с масштабами инвестиционной деятельности
 12.3.Последствия дозированной политики импортозамещения для российской экономики
13 Построение регрессионных моделей с динамическими структурными параметрами
 13.1.Регрессионные модели с меняющимися во времени структурными параметрами
 13.2.Регрессионные динамические модели балансового типа
 13.3.Пример оценивания параметров макроэкономической производственной функции
 Приложение к гл.13
14 Структура денежных доходов и расходов населения в современной России
 14.1.Структура доходов населения в соответствии с официальными данными Госкомстата
 14.2.Подход к расчету скрытой оплаты труда в отдельных отраслях экономики
 14.3.Распределение населения по уровню среднедушевого денежного дохода и структура доходов в разрезе децильных доходных групп населения
 14.4.Структура денежных расходов населения в разрезе децильных доходных групп
15 Макроэкономические индикаторы структурной сбалансированности экономики
 15.1.Теоретическое обоснование метода Парето-оптимальных проекций
 15.2.Расчеты отраслевых эластичностей выпуска по производственным ресурсам для российской экономики в 1985, 1990, 1995, 1999 годах
 15.3.Макроэкономические индикаторы структурных диспропорций в российской экономике
 Приложение к гл.15. Таблицы исходных данных
Заключение
Об авторах

 Введение

Неоднозначные последствия реформ в странах бывшего социалистического лагеря -- причина все новых попыток переосмысления концептуальных основ преобразований, выработки эффективного их курса на перспективу. Оценивая уже достигнутые этими странами рубежи, приходится констатировать, что надежды на сокращение в результате реформ разрыва между Востоком и Западом Европы пока не оправдались ни в социально-экономическом, ни в технологическом отношении. В то время как большинство постсоциалистических стран лишь приближается к восстановлению уровня среднедушевого ВВП 1989 года, аналогичный показатель по странам ЕС увеличился за последние 13 лет в среднем на 20%. В результате бывший "второй" мир (за некоторым исключением) даже отдалился от желаемых стандартов "первого" и в целом, скорее, приближается к "третьему" миру. Даже страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), не говоря уже о постсоветских государствах, вместо скачка в постиндустриальный мир все еще находятся на стадии преодоления обозначившихся с самого начала перемен тенденций примитивизации производства и деинтеллектуализации труда.

Сохранение таких тенденций лишает Россию перспективы превращения в передовую экономическую державу, обеспечивающую достаточно высокие потребительские стандарты для своего населения. Такое превращение предполагает развитие, сопряженное со снижением нагрузки на природную среду, с расширением масштабов новой экономики, на ведущие роли в которой претендуют человеческий капитал и информационные технологии. Неготовность к такого рода развитию прежней социально-экономической системы -- одна из причин реформ. Способна ли проводимая ныне экономическая политика без принципиальных корректировок обеспечить переход к новому качеству роста? Здесь мнения существенно расходятся.

Сторонникам продолжения этой политики сама постановка вопроса о ее принципиальных корректировках кажется неубедительной. Действительно, значительный рост производства после 1998 года, определенная финансовая стабилизация, профицит государственного бюджета, накопленные золото-валютные резервы, повышение инвестиционного рейтинга страны свидетельствуют о крупных переменах по сравнению с предшествующим периодом реформ. Эти достижения в определенной мере подпитывают миф о том, что неудовлетворительные результаты российских преобразований, создающие поводы для претензий к качеству экономического роста -- все это следствие "плохого" исполнения неолиберального плана и главным пунктом повестки дня является его "хорошая" реализация.

Даже когда признается, что сами по себе рыночные силы не приведут к формированию в России структуры экономики, способной обеспечить процветание страны: они скорей будут толкать к закреплению сырьевой ориентации, а стало быть, и сравнительно низких темпов роста (рост спроса на энергоносители и сырье равен темпам роста мировой экономики минус эффект ресурсосбережения), фактически предпринимаются попытки перелицовки старого либерального мифа. Такое признание сопровождается утверждением, что с переходом к этапу модернизации российской экономики всякий раз встающий выбор между либеральной и дирижистской моделями должен быть сделан в основном в пользу либеральной модели, в пользу частной инициативы. Это утверждение исходит из более высокой эффективности частного бизнеса и неопределенности, присущей развитию экономики в постиндустриальный период; из того, что рынок и бизнес лучше государства определяют точки потенциального роста и его факторы -- заимствование опыта или оригинальные нововведения.

Когда структурную политику государства сводят к поддержке полезных структурных сдвигов, рождаемых частной инициативой, и государство оттесняют от решения вопроса о точках роста, это реально означает, что и в оценке полезности структурных сдвигов приоритет отдается частным решениям. Возможности совместного определения приоритетов государством и бизнесом, распределения между ними риска долгосрочных и капиталоемких проектов при таком подходе игнорируются.

Для обеспечения устойчивого развития российской экономики требуется существенное изменение мотиваций в деятельности ее корпоративного сектора. Важно усиление связи между благополучием тех, кто олицетворяет частную экономическую власть, и решением стратегических задач модернизации нашей страны. Без соответствующих мотиваций продолжится подпитка других стран за счет отечественного природно-ресурсного потенциала, расточительное, хищническое использование результатов научно-производственной деятельности предприятий оборонного комплекса. Само по себе улучшение инвестиционного климата расширяет возможности для такого рода действий.

Необходимо наличие долгосрочной стратегии экономического развития, учитывающей незаинтересованность других развитых стран в отходе России от сырьевой ориентации экономики, в укреплении ее позиций в высокотехнологичных отраслях производства. Глобализация мировой экономики отнюдь не устраняет технологическую ренту, получаемую ограниченным кругом стран. Предпринимаемые этими странами стратегические усилия направлены на сохранение их технологического лидерства на фоне общего индустриального развития.

Попытки сведения теоретических основ социально-экономических преобразований в нашей стране до огрубленных шаблонов, противопоставляющих использование частной инициативы и государственного регулирования экономики, контрастируют с тем, что ведущие индустриальные страны степень либеральной или дирижистской ориентации своей экономической политики сообразуют с реальной ситуацией, подстраивают под актуальные задачи экономического развития.

Радикально либеральный подход к экономическим реформам был во многом ориентирован на демонтаж институтов плановой экономики и последующее самостановление институтов, обеспечивающих функционирование рыночной экономики, на конкуренцию возникающих институтов, ведущую к вытеснению наименее эффективных из них. Обнаружившееся возникновение институциональных ловушек способствовало повышению внимания к роли государства в проведении институциональных реформ. Концептуальные дискуссии при этом смещаются в сторону выбора институциональной структуры экономики. Здесь шаблонный подход проявляет себя при попытках копирования той системы институтов, которая сложилась в США. Необходим более творческий подход к институциональному развитию, учитывающий институциональное своеобразие стран-лидеров мировой экономики.

Упование на созидательный потенциал рыночной саморегуляции при всемерном ограничении государственной структурной политики игнорирует ведущую роль в современной глобализующейся экономике крупных транснациональных структур, деформирующих условия свободной конкуренции не только собственной рыночной властью, но и пользующихся государственной поддержкой в своей экспансии.

Один из самых принципиальных вопросов реформирования экономики -- это вопрос о движущих силах преобразований. Поскольку гражданское общество в России все еще формируется и этот процесс довольно длительный, говорить о ведущей роли гражданского общества пока не приходится. Следует согласится с тем мнением, что "в силу исторических обстоятельств в России сформировались два ведущих агента модернизации. Это государство, инициировавшее экономическую реформу, и крупный бизнес, возникший в ее ходе. Причем по мере развития крупных отечественных компаний их роль в модернизации страны будет возрастать, поскольку именно здесь концентрируются ресурсы общенационального развития: профессиональные кадры, компетенция, передовые управленческие и организационные технологии и финансовые ресурсы. Из всех институтов современного российского общества только эти два включены в процессы глобализации".

Представленные обстоятельства определяют целесообразность повышенного внимания к такому направлению экономических преобразований, как формирование крупных конкурентоспособных корпоративных структур, совершенствование управления такими структурами. Принципиальное значение для эффективности отечественных бизнес-групп имеет стратегический выбор конфигурации посреднического сектора российской экономики. Современному ее состоянию не отвечает нередкое преувеличение роли фондового рынка в финансировании структурных сдвигов в производстве, чреватое возникновением финансовых пузырей на этом рынке.

Успешное государственное вмешательство в эволюцию отраслевой структуры экономики предполагает совершенствование системы прогнозно-аналитических расчетов для согласования стратегий развития различных отраслевых комплексов, для выявления тенденций изменения потребительского спроса применительно к условиям российской экономики.

Традиционным инструментом количественного анализа структурно-технологических сдвигов в экономике служит баланс межотраслевых связей, в рамках которого изменение технологии производства на уровне отдельных отраслей описывается в терминах изменения отдельных коэффициентов текущих затрат, а также коэффициентов фондо- и трудоемкости отраслевого выпуска. Актуальной задачей является исследование как фактического влияния внешнеэкономических связей на воспроизводственные процессы в экономике, так и связи изменений характера и отраслевой структуры внешнеторгового обмена с модернизацией отечественного производства. Эти исследования позволяют, в частности, лучше понять, почему эффективное функционирование экономики при наличии сырьевой ориентации означает такие требования к повышению технологического уровня производства, которые представляются заведомо нереализуемыми даже при самых благоприятных внешне- и внутриэкономических условиях.

С другой стороны, для активной структурной политики важно иметь количественные оценки, характеризующие макроэкономические последствия переориентации продукции сырьевых отраслей с экспорта на внутренний рынок. Эти последствия охватывают не только отраслевую структуру производства, функциональную и отраслевую структуру конечного спроса, но и масштабы и отраслевую структуру инвестиционной деятельности в современной российской экономике.

Использование межотраслевого баланса для прогнозно-аналитических расчетов в условиях крупных структурных сдвигов требует совершенствования самого этого исследовательского инструмента. Принципиальным направлением такого совершенствования является обобщение традиционной модели линейной регрессии на случай, когда значения структурных параметров этой модели являются переменными во времени величинами, и построение на этой основе регрессионных динамических моделей балансового типа.

Для реализации курса экономической политики на повышение роли внутреннего спроса в развитии отечественного производства важна информация о структуре доходов и расходов населения в плане их дифференциации по отдельным секторам экономики и доходным группам. Данные о сбережениях и накоплениях по этим группам позволяют уточнить параметры инвестиционного потенциала страны.

Принципиальным ресурсом повышения качества прогнозных расчетов является учет отклонения фактически сложившейся структуры цен от соотношений, отвечающих Парето-оптимальному состоянию экономики. Поскольку такое отклонение можно интерпретировать как перераспределение добавленной стоимости между отраслями, его измерение открывает возможность анализировать механизм и факторы формирования источников инвестиций, отраслевой дифференциации заработной платы и т.п.

Представленный выше комплекс проблем определил тематику настоящей монографии. В ней изложены как общий концептуальный подход к модернизации российской экономики, к роли государства в этом процессе, так и более детальные проработки по ряду конкретных вопросов, сопряженных с реализацией указанной концепции.

Монография может представлять интерес для специалистов в сфере государственного регулирования экономики, преподавателей соответствующих экономических дисциплин, студентов старших курсов. Особенно целесообразным представляется обращение к материалам данной монографии в рамках учебного процесса по специализации "национальная экономика".

Авторский коллектив монографии:

Поршнев А.Г. (руководитель авторского коллектива) -- введение, заключение;

Анисимов А.Н. -- главы 3, 6;

Балашова Е.Е. -- глава 12;

Дементьев В.Е. -- главы 1, 2, 4, 5;

Долгопятова Т.Г. -- глава 10;

Гребенников В.Г. -- глава 15;

Жукова Е.С. -- глава 15;

Минервин И.Г. -- глава 8;

Рулев В.М. -- глава 8;

Суворов А.В. -- глава 14;

Суворов Н.В. -- главы 11, 12, 13;

Устюжанина Е.В. -- главы 7, 9.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце