URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Лафарг П. Экономический детерминизм Карла Маркса. Перевод с французского. Серия 'Размышляя о марксизме'
Id: 39490
 
312 руб.

Экономический детерминизм Карла Маркса. Перевод с французского. Серия "Размышляя о марксизме". Изд.2

URSS. 2007. 296 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-484-00629-8.

 Аннотация

Поль Лафарг (1842-1911) - французский социалист, деятель международного рабочего движения, ученик Маркса и Энгельса. Работал в области философии и политической экономии, истории религии и морали, литературы и языка. По словам Ленина, Лафарг был одним из самых талантливых распространителей идей марксизма.

В своем основном философском труде «Экономический детерминизм Карла Маркса» (1909) Лафарг подчеркнул объективный характер законов истории, раскрыл взаимосвязь надстроечных явлений с экономикой. Лафарг выступил против попыток «синтезировать» марксизм с кантианством, «примирить» материализм с идеализмом, против социал-дарвинизма и других буржуазных теорий.

Рекомендуется историкам, а также широкому кругу заинтересованных читателей.


 Оглавление

Исторический метод КАРЛА МАРКСА
 I.Социалистические критики
 II.Деистическая и идеалистическая философия истории
 III.Исторические законы Вико
 IV.Естественная среда и среда искусственная или социальная
Происхождение абстрактных идей
 I.Противоречивые мнения о происхождении абстрактных идей
 II.Образование инстинкта и абстрактных идей
Происхождение идеи справедливости
 I.Талион и вознаграждающее правосудие
 II.Правосудие распределяющее
Происхождение идеи добра
 I.Образование героического идела
 II.Разложение героического идеала
 III.Буржуазный нравственный идеал
Происхождение и развитие идеи души
 I.Изобретение души
 II.Изобретение рая
 III.Временное исчезновение идеи души
 IV.Возрождение идеи души
 V.Изобретение ада
 VI.Идея души и последующей жизни у христиан первых веков
Вера в бога
 I.Религиозность буржуазии и иррелигиозность пролетариата
 II.Естественные причины идеи бога у диких
 III.Экономические причины веры в бога у буржуа
 IV Развитие идеи бога
 V.Причины иррелигиозности пролетариата
Приложение: Миф о Прометее
 I.Интерпретация мифа
 II.Культ огня
 III.Матриархат и патриархат
 IV.Патриархат на Олимпе
 V.Дар Прометея смертным
 VI.Миф о Пандоре
Приложения к русскому изданию:
 П.Лафарг. Проблемы познания
 Ф.Меринг. Поль Лафарг. Детерминизм Карла Маркса
 Афоризмы Поля Лафарга

 Исторический метод Карла Маркса

Способ производства материальной жизни обусловливает собой процесс жизни общественной, политической и духовной вообще.
Карл Маркс

I. Социалистические критики

Больше полувека тому назад Маркс предложил новый метод, объяснения истории, который лег в основу исторических работ его и Энгельса.

Понятно, что историки, социологи и философы, -- в страхе, как бы коммунистический мыслитель 'не развратил их невинности и не лишил: их милостей буржуазией, -- игнорирует этот метод. Но странно, что социалисты колеблются воспользоваться им; быть может, они боятся прийти к выводам, которые спутают буржуазные понятия, пленниками которых они, сами того не замечая, продолжают оставаться. Вместо того, чтобы применить метод Маркса на опыте и только испытав его, вынести о нем суждение, они предпочитают спорить о "самой по себе" ценности метода, при этом открывают в нем бесчисленные недостатки: он недооценивает, говорят они, идеала и его влияния; он грубо оскорбляет вечные истины и принципы; он не принимает в расчет роль личности в истории, он приводит к экономическому фатализму, который лишает человека всякой энергии и т.д.

Но что подумали бы эти товарищи о плотнике, который вместо того, чтобы работать своими молотками, пилами и рубанками, стал бы придираться к ним из-за пустяков? Плотнику пришлось бы долго ворчать, ибо -- нет совершенного орудия. Критика тогда лишь перестает быть пустой и становится плодотворной, когда она следует за опытом, который лучше всяких "глубокомысленных" рассуждений указывает нам на несовершенства наших орудий и учит исправлять их недостатки. Человек пользовался когда-то грубым каменным молотом и только опыт научил его выработать более ста типов молота, -- различных по материалу, весу, форме.

Левкипп и его ученик Демокрит еще за пять веков до нашего летоисчисления ввели понятие "атома" для объяснения строения духа и материи; а философы в течение двух тысяч лет -- вместо того, чтобы проверить на опыте атомистическую теорию, -- спорили о самом атоме1), о бесконечной протяженности материи, о пустоте и промежутках и т.д. Только в конце 18-го века Дальтон 2) использовал идею Демокрита для объяснения химических соединений. Атом, с которым ф и л о с о ф ы не знали что делать, стал в руках химиков "одним из могущественнейших орудий исследования, изобретенных человеческим умом". Но вот в процессе применения на опыте это чудесное орудие оказалось все же несовершенным. -- Радиоактивность материи дала физикам возможность разложить атом, -- эту предельную, неделимую и непроницаемую частицу материи, -- на сверхпредельные частицы, однородные во всех атомах и являющиеся носителями электричества. Эти частицы в тысячу раз меньше атома водорода -- самого маленького из всех атомов; они с чрезвычайной быстротой вращаются вокруг своего центрального ядра, точь-в-точь, как планеты вокруг солнца. Атом оказывается, таким образом, как бы солнечной системой в миниатюре. Элементы тел, которые нам известны, различаются между собой лишь по количеству и вращательному движению их частиц ("атомускулов"). Недавние открытия в области радиоактивности, которые потрясли основные законы математической физики, разрушают и атомную базу химического здания. Нельзя привести более разительного примера бесплодности пустых споров и плодотворности опыта. Только дело одно плодотворно в мире материальном и духовном: в начале было дело.

Экономический детерминизм -- вот новое орудие, которое Маркс дал в руки социалистов, чтобы; о помощью его внести порядок в хаос исторических фактов. Расклассифицировать и объяснить эти факты историки оказались неспособными. Их классовые предрассудки и ограниченность ума дают социалистам монополию на это орудие; но социалисты не пользуются им; -- они желают сначала убедиться в его абсолютном совершенстве и в том, что оно может стать ключом ко всем историческим проблемам. Но они могут всю жизнь спорить об этом, могут писать статьи и даже целые томы об историческом материализме и все же не подвинуться вперед в этом вопросе ни на шаг. Люди науки не столь боязливы; они полагают, что "на практике не так важно, -- совершенны ли теории и гипотезы, -- лишь бы они приводили нас к результатам, согласующимся с фактами". Истина, в конце-концов, -- ничто иное, как гипотеза, действующая лучше других: очень часто ошибка -- самый короткий путь к открытию. Христофор Колумб, исходя из ошибочного расчета об окружности земли, составленного Птоломеем, открыл Америку, предполагая, что прибыл в Восточную Индию. Дарвин признает, что первоначальная идея его теории о (естественном подборе была вызвана у него (неверным законом Мальтуса о народонаселении, который он принял с закрытыми глазами. Физики могут теперь убедиться, что гипотеза Демокрита недостаточна для понимания недавно изученных явлении, но это не помешало ей создать современную химию. Маркс, -- и это факт, на который мало обращают внимания, -- не изложил своего метода объяснения истории в форме доктрины с аксиомами, теоремами, короллариями и леммами; он формулировал его кратка и сжато, толкая нас испытать его на практике. И потому метод Маркса можно критиковать, только оспаривая результаты, к которым! он приводит, только опровергая, например, его теорию классовой борьбы. -- Это однако остерегаются делать. Историки и философы считают метод Маркса дьявольским изобретением -- именно потому, что он привел Маркса к открытию теории классовой борьбы, -- этого могучего двигателя истории.


 Афоризмы

Коммунизм -- социальная колыбель человечества.

Патриархальная семья - осколок рядового коммунизма.

Человек был всегда жертвой продукта своей головы и своих рук.

Собственность рождается в недрах семьи, в крови раздоров и преступлений.

Гнусные кодексы самого жестокого правосудия вступили в историю вслед за превращением земли в семейную собственность и как следствие этого превращения.

Собственность ввела донос в недра семьи.

У первобытных народов пользование предметом -- приводило к праву собственности.

До возникновения частной собственности понятие "кража " не могло притти в человеческую голову.

Кто имеет землю, -- имеет войну. (Средневековая пословица).

Частная собственность принесла человечеству правосудие, но она изгнала да него братство.


 Об авторе

Поль Лафарг (1842--1911)

Известный деятель французского и международного рабочего движения, один из основателей и вождей французской социалистической партии. Родился на Кубе. В 1864 г., будучи студентом Высшей медицинской школы в Париже, примкнул к социалистическому движению. В 1866 г. переехал в Лондон, где стал членом Генерального совета I-го Интернационала. Познакомившись с К.Марксом и его семьей, в апреле 1868 г. женился на дочери Маркса Лауре. Вернувшись в 1868  г. во Францию, участвовал в создании Парижской федерации Интернационала. После поражения Парижской Коммуны (1871) эмигрировал в Испанию. Через десять лет, после амнистии коммунаров, вернулся во Францию и возглавил вместе с Ж.Гедом Рабочую партию.

П.Лафарг не только внес значительный вклад в разработку марксистской теории, но и являлся талантливым исследователем в самых разных областях гуманитарного знания -- от философии и истории культуры до языкознания и литературоведения. В ряде работ, к которым относится и книга "Экономический детерминизм Карла Маркса", он стремился проследить происхождение самых отвлеченных и сложных надстроечных категорий и явлений и их зависимость от общественных отношений.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце