URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Иванченко Г.В. Совершенство в искусстве и в жизни
Id: 39328
 
259 руб.

Совершенство в искусстве и в жизни
Совершенство в искусстве и в жизни

URSS. 2007. 176 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-484-00742-4.

 Аннотация

В монографии прослеживается история понятия «совершенство» -- от древнекитайских и древнегреческих концепций гармонии до современных философских систем. Анализируются ценностные основания концепций совершенства, «нового человека», «идеального человека», особенности репрезентаций совершенного человека в культуре и общественном сознании. Проанализированы возможные истоки отношения к совершенству как личностной характеристике, обобщены зарубежные исследования перфекционизма. Особое внимание уделяется проблеме совершенного художественного произведения. На материале авторских экспериментальных исследований эстетического восприятия проанализированы «имплицитные концепции» шедевра, особенности соотношения произведений «первого» и «второго» рядов в разные эпохи (на материале композиторского творчества), особенности функционирования «шедевра» в эпоху массовой культуры.

Для культурологов, философов, студентов гуманитарных вузов и всех заинтересованных читателей.


 Оглавление

Введение
1 Краткий историко-философский экскурс в историю представлений о совершенстве и совершенном
 § 1.Идея совершенства в античности и в восточных религиозно-философских учениях
 § 2.Становление понятия о совершенстве в христианской традиции
 § 3.Ренессанс и Новое время: развитие понятия совершенного
2 От "нового человека" к "идеальному человеку"
 § 1.Утопия "нового человека"
 § 2."Новый человек" и "совершенный человек"
3 Психология стремления к совершенству
 § 1.Самосовершенствование и самореализация
 § 2."Идеальный человек" и поиски идеала
 § 3.Современные исследования перфекционизма
 § 4.Нарциссизм и перфекционизм
 § 5.О совершенствовании способности любить
4 Совершенство и совершенствование в эволюционном контексте
 § 1.Информационные аспекты совершенствования
 § 2.К информационной трактовке совершенства в искусстве
5 Совершенное художественное произведение: контексты и рецепция
 § 1.Шедевр: портрет на фоне эпохи
 § 2."Имплицитная концепция" шедевра
Вместо заключения: образы совершенства
Приложение
Литература

 Введение

Все индивидуумы, принадлежащие к человеческому роду, отличны друг от друга; только в одном они вполне сходятся: это их последняя цель -- совершенство (Volkommenheit).
И.Г.Фихте

На протяжении столетий представления о совершенстве менялись, порой драматически. Образ совершенства то приближался к человеку, и оказывалось, что совершенство доступно многим; то удалялся, и недосягаемость идеала становилась очевидной. Но существуют и относительно устойчивые основания концепций совершенства, в частности, различия восточной и западной моделей. Так, в западной традиции констатируется непреодолимая пропасть между совершенным Творцом и несовершенным творением, в то время как в восточной этого разрыва нет. В индуизме утверждается тождество между Атманом (божественным Я внутри человека) и Брахманом (объективным Абсолютом). Человек обычно отождествляет себя со своим "временным Я", со своим телом, умом, психикой, но это не имеет ничего общего с внутренним божественным "Я". Только уничтожив все эти неправильные отождествления, человек откроет свое истинное Я.Медитативные и йогические практики открывают человеку путь к истинному, абсолютному, совершенному Я.

Достижимость совершенства в западной традиции трактовалась двояко. С одной стороны, уже для античных философов не было сомнения, что человек может достигнуть высшего мастерства, совершенства в исполнении той или иной профессии, общественной функции, в том или ином искусстве и ремесле. Но, помимо частных функций, человек обладает всечеловеческой сутью, природой, "душой". Стремясь и приближаясь к совершенству, душа приобщается к миру богов.

И в мифах древности, и в религии Нового времени человек осознается и определяется в первую очередь в отношении к сверхъестественному началу. Человек является несовершенным подобием Бога, воплощающего совершенство. Но от прочего тварного мира человек отличается тем, что он создан "по образу и подобию" божества. Только человеку дарована частичка божественной творческой способности. Но если, скажем, христианский Бог творил из ничего и одним лишь усилием воли, то его менее совершенной копии приходится действовать в сравнительно более узких границах. Творческие способности человека ограничены материалом, земным сроком существования и многим другим; однако же примечательна связь представлений о совершенстве и о творческом начале.

Хотя душа стремится к совершенству в земной краткой жизни, достижение совершенства -- это остановка развития и в этом смысле аналог смерти. Нельзя сказать о человеке, что он полностью достиг совершенства, исчерпал свои возможности совершенствования, пока он жив. Получается, что совершенство -- то, чего нельзя достигнуть в пределах земной жизни, но к чему нужно стремиться. Однако, совершенствуясь, не стремится ли человек к каким-то иным целям?

В концепциях Карен Хорни и Альфреда Адлера стремление к совершенству выступает как один из главных мотивирующих факторов поступков человека. Так, по Адлеру, физические или иные недостатки могут помочь человеку развить необыкновенную энергию для их преодоления и "сверхкомпенсироваться" -- стать совершеннее других в той или иной области. Альфред Адлер неоднократно писал о "мужестве несовершенства" -- умении стойко принимать неудачу и не отчаиваться. Карен Хорни высказывала убеждение, что "перфекционизм", стремление к совершенству всегда и во всем, есть причина стойких невротических состояний, мешает человеку принимать себя и окружающих такими, как они есть, заставляет стремиться к недостижимому, пренебрегая имеющимся.

В гуманистической психологии стремление человека к совершенству описывается через понятие самоактуализации -- стремления человека к наиболее полному выявлению своих личностных возможностей. Только самоактуализация может привести человека к подлинной свободе, в том числе свободе для творчества. Творчество, писал Ролло Мэй, невозможно при постоянном напряжении честолюбивого ego. Достижение совершенства снимает напряжение постоянных сравнений с другими, позволяет человеку творить без оглядки на внешние, не связанные с творчеством факторы -- признание, оценку, славу.

Совершенство занимает несколько особое положение в ряду вечных ценностей. Оно предполагает присутствие каждой из других ценностей (добра, красоты, верности, полноты существования, смысла), но не сводимо к их сумме.

Этимология понятия "совершенство" сходна в различных индоевропейских языках. Греческие термины t\`eleios и t\`el\`neis, совершенный и \(t\`o t\`eleion), совершенство, являются производными от t\`elos -- завершение, цель. В церковнославянском t\`elos переводилось как "верх", о чем напоминает русское "совершенство", пришедшее из церковнославянского. Латинское perfectio производно от facere с приставкой per -- нечто "сделанное, исполненное до конца, всецело". Perfect, perfection происходит от латинского perfectus "завершенный", причастие от глагола perficere "совершать, достигать, заканчивать, завершать". Слово Perficere образовалось путем слияния приставки per, означающей усиление, завершение, + facere "исполнять, выполнять, делать, совершать". В английском языке как прилагательное употребляется с XIII-го века, проникло из старофранцузского parfit. Прилагательное часто использовалось для обозначения интенсивности, степени, глагол обозначал "привести что-то к полному развитию". Глагол впервые упомянут в 1398 году. Понятие perfectionist существует с 1657 года, но вплоть до 1930-х имело в основном теологический смысл: "Тот, кто верит, что моральное совершенство может быть обретено в земной жизни". С 1930-х основным значением выступает: "Тот, кого удовлетворяют только наивысшие стандарты".

Excel, excellent происходит от латинского excellere "возвышаться, превосходить, быть выдающимся", образовано добавлением приставки ex "из, out from" к глаголу cellere "возвышать/ся, быть выше других", связано с celsus "высокий, величественный, великий", от индоевропейского корня *kel-/*kol -- "поднимать, быть поднятым". Первое упоминание как excellency "высокий ранг" в 1200 году, в титулатуре с 1325 года, в более широком употреблении с конца XIV -- начала XV веков. В старофранцузском несколько раньше -- как excellent.

Excellence -- понятие несколько более функциональное, нежели perfection (например, древнегреческая политическая "arete" объединяла в себе и virtue, и excellence, что подразумевало -- интеллектуальное, моральное: чувство справедливости; генеалогическое: из "правильной", достойной семьи; волевое: бесстрашие; все эти качества объединялись в политической добродетели арете). Понятие же perfecton с большим основанием может рассматриваться как феноменологическое: совершенство, как достигнутая высшая степень качества вообще.

В первой главе, "Краткий экскурс в историю понятия совершенства и совершенного", мы попытались проследить развитие концепции совершенства в более чем сорока философско-эстетических концепциях. Вторая глава, "От "нового человека" к "идеальному человеку"", продолжает анализ концепта "совершенство" через его сопоставление с эстетическим, этическим и педагогическим идеалом. Следующая глава, "Психология стремления к совершенству", посвящена своего рода "онтогенезу" совершенства, индивидуальным вариантам и особенностям стремления к совершенству. Отдельно рассматривается процесс самосовершенствования в его сопоставлении с процессами самоактуализации, самореализации, самоосуществления. Мы попытались проанализировать возможные истоки отношения к совершенству как личностной характеристике, обобщить российские и зарубежные исследования перфекционизма. В главе "Совершенство и совершенствование в эволюционном контексте" рассматриваются еще более глубокие, общесистемные и биологические "корни" совершенствования сложных систем.

Пятая глава, "Совершенное художественное произведение: контекст и рецепция", по сути посвящена трем различным аспектам восприятия шедевров: культурно-исторической обусловленности понятия "шедевр", специфике представлений современного читателя (слушателя) о том, "каким должно быть произведение, чтобы его можно было назвать шедевром"; "объективированным" отличиям "совершенных художественных произведений" от произведений "второго ряда".

Вполне очевидно, что в предлагаемой вниманию читателя монографии нашли отражение лишь немногие грани идеи совершенства, неисчерпаемой, как сама жизнь.


 Об авторе

Галина Владимировна Иванченко

Доктор философских наук, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Института человека РАН, профессор Государственного университета -- Высшей школы экономики.

Область научных интересов: психология и философия культуры и искусства.

Автор более ста научных публикаций, в том числе: "Принцип необходимого разнообразия в культуре и искусстве" (1999); "Реальность Паблик Рилейшнз" (1999); "Психология восприятия музыки" (2001).

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце