URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Григорьев В.А. Человек как неформальная интеллектуальная система
Id: 38945
 
138 руб.

Человек как неформальная интеллектуальная система

URSS. 2006. 128 с. Мягкая обложка. ISBN 5-484-00634-1.

 Аннотация

В настоящей книге представлены результаты экспертного тестирования игровой интеллектуальной системы Guess, отгадывающей одно из двух чисел (0 или 1), задумываемых пользователем. На основе полученных экспериментальных данных построена концепция строения интеллектуальной системы: как искусственной, так и естественной. В соответствии с этой концепцией уровень интеллектуальных способностей, в частности, индивида, обусловлен уровнем сложности используемых им стереотипных действий (стереотипов), а также числом стереотипов, которые потенциально могут быть использованы при решении конкретных задач. Данная концепция согласуется с известными феноменами мышления, объясняет результаты проведенного эксперимента, а также выявляет ряд новых фундаментальных свойств интеллекта человека.

Книга представляет собой сборник статей автора, опубликованных в 1999--2000 гг. в России, а затем в США. Она будет интересна как специалистам в области интеллектуальных систем, психологии, информатики, так и широкому кругу читателей.


 Содержание

Введение
 Ссылки введения
Стереотипы и фантазия в интеллектуальных системах. Часть I
 Постановка задачи
 Система Guess
 Результаты эксперимента
 Конструктивные и функциональные особенности системы Guess
 Оценка качества функционирования
 Ранжирование игроков
 Список литературы
Стереотипы и фантазия в интеллектуальных системах. Часть II
 Структура неформальной интеллектуальной системы
 Интеллектуальная смерть
 Заключение
 Список литературы
Человек как неформальная интеллектуальная система: сравнение интеллектуальных типов
 Типы нф-систем
 Способности нф-систем различных типов к научению
 Результаты экспериментов
 Резонная, логиторная и межлогиторная память
 Влияние возраста и профессиональной деятельности индивидуума
 Выводы
 Список литературы

 Введение

Человек всегда был одной из самых интригующих загадок науки. Действительно, с одной стороны, эта загадка как предмет исследования доступна каждому из нас: достаточно лишь обратить внимание на самого себя. С другой стороны, науке до сих пор неизвестно, что составляет сущность мыслительной способности индивида.

Интерес к тому, как "устроен интеллект", неимоверно вырос в последнее время, когда стало понятно, что накопившиеся проблемы науки невозможно решить, если не изучить главный ее инструмент -- мышление человека.

"Все пути ведут в мозг" -- именно так можно перефразировать известное с древних времен изречение применительно к современным научным изысканиям.

Безусловно, такая животрепещущая проблема породила великое множество подходов к ее разрешению. И поскольку до сих пор отсутствует общепринятая теория природы интеллекта, то следует согласиться, что каждый подход может иметь шанс на успех.

Что же нового привносит в "топку страстей по интеллекту" предлагаемая читателю книга?

Начнем с того, что содержание книги составляют три статьи, опубликованные в 1999--2000 г.г. в России [1--3], а затем в США [4--6]. В настоящем переиздании эти статьи не подверглись никаким изменениям. Поэтому нам следует говорить не о новизне материала, а о целесообразности его повторной публикации в форме сборника.

Содержанием статей является анализ экспертного тестирования интеллектуальной системы Guess (компьютерной игры), разработанной и созданной автором настоящей книги.

Система Guess решает, казалось бы, весьма простую задачу: отгадывание одного из двух чисел (0 или 1), задумываемых пользователем системы. Данная задача, однако, является трудноформализуемой, и поэтому для ее убедительного решения нельзя было использовать традиционные на то время средства. Была создана концепция строения интеллектуальных систем, названных неформальными интеллектуальными (нф-системами).

Эта концепция оказалась "прорывной": ее идеи оказались "самодвижущимися", выводящими на все более глубокие пласты сущности мышления. В связи с этим исследования по тематике Guess, оказавшись второстепенными, были автором приостановлены, несмотря на то что были получены весьма интересные результаты и выявлен ряд важнейших проблем интеллекта (например, классификация типов мышления человека). Так, некоторые результаты до сих пор не опубликованы и ждут своего часа в форме рабочих материалов эксперимента и численного моделирования. Работа по системе Guess осталась незавершенной, но, тем не менее, она явилась итогом первого этапа развития подхода, названного автором теорией неформальных интеллектуальных систем (теорией нф-систем, будем также использовать термин "нф-теория").

Современное состояние нф-теории вывело исследования на философский уровень: предложена схема процесса использования понятия, найдена конструктивная связь между понятием и чувством, выявлена логическая необходимость возникновения физического бытия из бытия живого, сформулирована идея о магме бытия как первооснове всего существующего и т.д. [7--9].

К настоящему моменту нф-теория грозит потерять целостность в своих многочисленных результатах, если не начать работу по очерчиванию ее границ.

Однако в условиях жесткого дефицита времени и ресурсов на фоне продолжающейся активной разработки фундаментальных понятий системное изложение основ нф-теории пока еще невозможно. Единственный выход -- идти историческим путем, используя принцип неформальности и принцип кино [10], то есть стараться зафиксировать основополагающие достижения нф-теории в том первозданном виде, в каком они были получены.

Именно этими соображениями руководствовался автор в подготовке настоящего сборника. Предлагаемые читателю статьи воспроизводятся в точности в том виде, в каком они были впервые опубликованы. Не изменены даже термины и обороты, от которых автору впоследствии пришлось отказаться. Например, английский вариант термина "резон" -- "reason" впоследствии был заменен термином "reson" [7]. Еще пример: в работе [7] было показано, что понятие как используемый смысл можно только использовать, однако в статьях настоящего сборника, которые предшествуют работе [7], иногда употребляется оборот "оперировать понятием", что, конечно же, не является корректным.

Тем не менее, как оказалось и что отчасти удивило даже автора, основные идеи, родившиеся в работе с системой Guess более семи лет назад, в свете современных результатов нф-теории сохранили свою значимость, не потребовав никакой доработки.

Целесообразность переиздания статей настоящего сборника обусловлена еще и следующими причинами.

Задача, которую решает система Guess, относится к проблеме научения знаку, сформулированной в работе [11]. В этой же работе показано, что чем более общие понятия используются при научении знаку, тем более совершенна технология этого научения. Поскольку нф-теория вышла на философский уровень, то понятно, что решение задачи Guess уже с философских позиций продвинет нф-теорию далеко вперед.

Проблема научения знаку (а следовательно, и задача построения эффективной системы типа Guess) становится в последнее время весьма актуальной для многих дисциплин, так как по своей сути такое научение есть регистрация признаков неизвестной компоненты смысловой ситуации, то есть регистрация нового [11]. При этом отметим, что сегодня многие науки, натолкнувшись на очень серьезные трудности, ведут активный поиск новых идей.

Представленный в книге материал предельно конкретен и прост. Для его понимания требуется минимальный уровень математической подготовки. В книге подробно описан эксперимент по оцениванию интеллектуальных способностей как системы Guess, так и экспертов, ее тестировавших. Большинство результатов можно понять из соображений здравого смысла. В силу этих причин переиздание статей в одном сборнике сделает их доступными и, как надеется автор, интересными для широкого круга читателей.


 Рецензия

В работе предложен подход к решению задач, формализация которых по тем или иным причинам проблематична. Данная задача актуальна ввиду все возрастающей роли анализа интеллектуальных систем, прежде всего человека.

В книге на основе экспериментального материала строится структура интеллектуальной системы, с помощью которой автору удалось получить ряд интересных результатов: классификацию типов мышления, шкалы упорядочения этих типов по критерию эффективности решения нестандартных задач (шкалы унивитальности), феномен исчерпывания фантазии (креативности) человека в процессе профессиональной деятельности, классификацию памяти человека и др.

Ряд утверждений автора вызывает вопросы в связи с их недостаточной обоснованностью, например, "...необходимость возникновения физического бытия из бытия живого".

Результаты работы могут быть использованы в анализе реальных интеллектуальных процессов и систем, прежде всего для их классификации.

Доктор физико-математических наук
М.А.Галахов
 
© URSS 2016.

Информация о Продавце