URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Донской Б.Л. Реальная действительность. Что такое вещь?
Id: 38941
 
117 руб.

Реальная действительность. Что такое вещь?

URSS. 2006. 96 с. Мягкая обложка. ISBN 5-484-00612-0.

 Аннотация

В настоящей работе делается попытка исследования вещи как всеобщего реального явления, и, на основании полученных данных исследования, дается определение понятия "вещь".

Книга будет интересна как профессиональным философам, так и широкому кругу заинтересованных читателей.


 Содержание

С чего все началось (Вместо предисловия)
Введение
Раннее определение вещи
Трудности определения вещи
Процесс познания вещи как всеобщего явления
Вещь как реальное явление
Вещь как реальное тело
Реальное тело как материя
Реальное тело как концентрация материи
Реальное тело как концентрация материи, организованная в определенную форму
Реальное тело как пространственная концентрация материи, организованная в определенную форму
Реальное тело как пространственно-временная концентрация материи, организованная в определенную форму
О сущности реальных тел
Реальное тело как вещь
О сущности вещей
Заключение
Использованная литература

 С чего все началось (Вместо предисловия)

В далеком 1973 году автор прочитал книгу советского логика А.И.Уемова "Вещи, свойства и отношения" (М., 1963) и был поражен. Из книги А.И.Уемова автор узнал, что до сих пор не даны определения понятиям "вещь", "свойство", "отношение". Да и сам А.И.Уемов, исследуя данные понятия, попадает в логический круг, определяя вещь как свойство, свойство как отношение, а отношение как вещь.

Что значит: не дано определение понятию? Это означает, что явление, обозначенное данным понятием, неизвестно. Неизвестна его природа, неизвестна его сущность, неизвестно, чем оно образовано.

Выходит, что до сих пор неизвестны ни сущность, ни природа, ни чем образованы вещи, свойства, отношения. Вот это да! В наш век научно-технического прогресса человек проник глубоко в тайны вещества, лежащего в основе образования реальной действительности, вплоть до субатомных частиц; когда идет освоение космического пространства, когда человеческая деятельность достигла больших возможностей в преобразовании реального мира, -- в это время наука еще не дала ответ на самое реальное, самое распространенное, самое, казалось бы, простое явление, с которым человек сталкивается ежеминутно: что такое вещь?

С тех пор минуло много лет. Автор прочел много книг по данной теме, закончил философский факультет Уральского университета, ушел на пенсию. Все это время автор разрабатывал теорию реальной вещи, свойств и отношений. Пришло время, когда автор изложил свои мысли по данному вопросу в небольшой книжке, которую предлагает читателю.

Автор постарался быть предельно объективным и последовательным в своих исследованиях, поэтому использовал известные общепринятые научные факты, вошедшие в общественное сознание как достоверные факты, а также собственные исследования и наблюдения реальной действительности. Автор подтверждает свои выводы многочисленными цитатами из работ других исследователей данной темы.

Автор старался изложить материал простым, понятным для всех языком, старался избегать специфических научных труднопонятных терминов, измышлений, словоблудий, коим пестрит философская литература.

Как автор выполнил свою задачу -- судить читателю. Автор будет благодарен за любую объективную и конструктивную критику.


 Введение

Наука о природе изучает преимущественно тела и величины, их свойства и виды движения, а кроме того, начала такого рода бытия.
Аристотель. О небе. Сочинения: В 4 т. М., 1981. Т. 3. С.265

Для современного человека реальная действительность предстает как совокупность существующих вещей. С самого рождения и до своей кончины человек окружен вещами. Все человеческое бытие опосредованно вещами. Мы сидим за столом, пьем из стакана, спим на кровати, играем на компьютере, пишем ручкой и т.д. И стол, и стакан, и кровать, и компьютер, и ручку мы называем вещью. Любая человеческая деятельность опосредована вещами. Чтобы мы не делали, мы всегда свои действия сопровождаем действиями с вещами. Человеческая жизнь и деятельность вне вещей не мыслима. Человеческое бытие -- овеществленное бытие.

Вещь есть то единственное, реальное, непосредственное, конкретное, с чем человек взаимодействует в своем бытие ежеминутно. Вещь есть то средство, с помощью которого бытие человека становится очеловеченным бытием. Вне вещей бытие человека есть животное бытие. Именно при помощи вещей люди очеловечили свой быт. Если на заре своего становления предки человека спали на земле, не укрытыми, не умытыми, ели руками и т.п., т.е. их бытие походило на бытие животных, то благодаря изобретению кровати, постельных принадлежностей, посуде и т.д., т.е. благодаря возникновению вещей, животное бытие наших предков перешло на качественно новый уровень -- человеческий.

Вещь есть тот инструмент, которым человек не только преобразует и изменяет окружающий мир, но посредством которого преобразует и изменяет самого себя. С помощью первобытных несовершенных инструментов, таких как каменный топор, рыбья игла, звериная шкура и т.д., которые в своей сущности уже являются вещами, человек не только начал изменять и преобразовывать окружающую его среду, но и изменяться сам, поскольку изменялось его отношение к действительности -- оно становилось сознательным. Ведь для того, чтобы создать каменный топор или применить рыбью кость для сшивания звериных шкур, необходимо осознать свои действия; осознать, каким образом создать данную вещь; спланировать последовательность действий-операций при создании вещи; осознать цель -- для чего данная вещь нужна. А для всего этого нужно осознанное отношение к действительности, нужно сознание. И чем сложнее изобретались вещи, тем больше человек развивался умственно, что способствовало созданию более сложных вещей. Поэтому человек при помощи вещей не только преобразовывает действительность, но преобразовывает и себя, развивая свои умственные способности, свои отношения, свое сознание.

Большую роль сыграли вещи в становлении человеческого социума. Рост потребности в вещах увеличивался с ростом населения человечества и с ростом цивилизации человеческого общества. Серийное изготовление вещей породило возникновение групп людей, которые добывали средства к существованию изготовлением только определенных вещей. Так появились плотники, кузнецы, гончары, солевары, сапожники и т.д., т.е. появились профессионалы -- люди определенной трудовой деятельности по изготовлению вещей, которая давала им средства существования. Появление профессионалов, с одной стороны, расслоило человеческий социум на группы профессионалов, с другой стороны, люди одной профессии объединялись в союзы, что привело к возникновению сплоченных групп людей по профессиональному признаку -- профессиональных союзов.

С развитием капитализма производство вещей встало на промышленную основу. Вещи стали производить на фабриках и заводах, в которых производством вещей занималось большое количество людей разных профессий. Совокупность людей, производящих вещи на фабриках и заводах, объединялась и сплачивалась в коллектив -- союз работающих людей не по профессиональному признаку, а по месту работы.

Именно процесс производства вещей, с одной стороны, расчленял человеческий социум на группы, а с другой стороны, организовывал людей в сплоченные группы.

Как видно, вещи имеют первостепенное значение в людском бытие. Поэтому люди издавна стремились понять, что такое вещь, из чего она состоит, чем она образована, какова ее сущность.

Люди хорошо понимали и объясняли, что такое каждая конкретная вещь: что такое стол, стул, автомобиль, автомат, бутылка и т.д., для чего они созданы, какова их сущность. Люди в своем бытие взаимодействуют с конкретными вещами и так хорошо изучили их содержание и сущность, что без труда дают определение любой конкретной вещи: стол -- предмет, на котором едят и делают мелкие работы; стул -- предмет, служащий для сидения; автомобиль -- механизм (механическое изделие) для передвижения; автомат Калашникова -- механизм для уничтожения человека в целях нападения или защиты; бутылка -- предмет для хранения жидкости и т.д.

Однако, когда человек задумывается не о конкретной одной вещи, а обо всей совокупности вещей как едином явлении действительности, то здесь его ожидают трудности. Ведь для того, чтобы понять, что такое вещь как единое всеобщее явление действительности, необходимо объять мысленным взором всю совокупность существующих в действительности вещей и выявить их общие признаки, присущие каждой без исключения вещи, объединяющие их в данную совокупность, и, на основании выделенных признаков, сформировать определение понятия "вещь".

Дать определение какому-либо реальному явлению, значит указать на существенные признаки явления, без которых существование явления в реальной действительности невозможно. Для определения единого всеобщего явления (в нашем случае определение вещи) необходимо выявить существенные признаки, которые присущи каждому отдельному явлению данной всеобщности (которые присущи в нашем случае каждой отдельной вещи).

Определить какое-либо явление невозможно вне знания о данном явлении. Поэтому, чтобы дать определение какому-либо явлению, необходимо познать его. "Познать означает не что иное, как знать предмет соответственно его определенному содержанию" /Гегель. Наука логики. Энциклопедия философских наук. Т. 1. М., 1975. С.163/. Познать какое-либо реальное явление, значит выразить это явление в понятиях и тем самым дать ему определение, которое объясняло бы его природу и сущность, а познание сущности возможно лишь при всестороннем исследовании данного явления.

В данной работе делается попытка исследования вещи как реального единого всеобщего явления и, на основании полученных данных исследования, выработать определение такого явления, как вещь.

В своем исследовании автор старался максимально использовать очевидные и научно доказанные факты. В данной работе нет ничего надуманного. В ней собраны факты, давно известные науке, из которых сделаны определенные оригинальные выводы. Обилие цитат в работе только подтверждает широкую научную известность собранных фактов.


 Об авторе

Борис Лазаревич Донской

В 1983 году закончил философский факультет Уральского государственного университета. В настоящее время пенсионер. Приоритетная тема научных интересов -- онтология реальной действительности.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце