URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Хохлов Ю.Н. «Прекрасная мельничиха» Франца Шуберта
Id: 3885
 

«Прекрасная мельничиха» Франца Шуберта

URSS. 2002. 432 с. Мягкая обложка. ISBN 5-354-00104-8. Букинист. Состояние: 4+. .
Обращаем Ваше внимание, что книги с пометкой "Предварительный заказ!" невозможно купить сразу. Если такие книги содержатся в Вашем заказе, их цена и стоимость доставки не учитываются в общей стоимости заказа. В течение 1-3 дней по электронной почте или СМС мы уточним наличие этих книг или отсутствие возможности их приобретения и сообщим окончательную стоимость заказа.

 Аннотация

Настоящая книга --- первое в нашей стране фундаментальное исследование цикла песен Франца Шуберта "Прекрасная мельничиха", представляющего собой одно из высших достижений великого австрийского композитора и являющегося основополагающим образцом жанра песенного цикла. Автор рассказывает о теме прекрасной мельничихи в народном и профессиональном искусстве Германии и Австрии, о поэтической основе шубертовского творения и ее создателе --- выдающемся немецком поэте Вильгельме Мюллере, об истории сочинения Шубертом его первого песенного цикла.

Рассматриваются круг образов цикла, его музыкальный язык, соотношение в нем слова и музыки, его построение как единого произведения. Автором выявлен ряд важных особенностей сочинения, ускользнувших от внимания зарубежных исследователей.

В приложениях приведены малоизвестные стихотворения из поэтического цикла "Прекрасная мельничиха" Вильгельма Мюллера и охарактеризованы различные издания "Прекрасной мельничихи" Шуберта.

Книга представляет интерес для музыковедов и любителей музыки.


 Оглавление

Введение
1. Тема прекрасной мельничихи в народном и профессиональном искусстве Германии и Австрии до конца XIX века
2. Вильгельм Мюллер и создание им поэтического цикла "Прекрасная мельничиха"
3. Поэтический цикл Вильгельма Мюллера "Прекрасная мельничиха"
4. Предыстория и рождение песенного цикла. Первые издания "Прекрасной мельничихи" Шуберта, ее первые исполнения и оценка современниками
5. Персонажи и круг образов. Шуберт и Мюллер. Концепция и общие особенности
6. Вокальная мелодика
7. Гармония
8. Партия фортепиано и ее взаимодействие с вокальной партией
9. Поэтический текст и музыка. Типы песен
10. "Прекрасная мельничиха" как цикл
Заключение
 1.Малоизвестные стихотворения из "Прекрасной мельничихи" Вильгельма Мюллера
 2.Издания "Прекрасной мельничихи"
Основная литература
Именной указатель
Указатель музыкальных произведений
 § 1.Песни и песенные циклы
 § 2.Сочинения других жанров

 Из введения

Памяти жены Таисии Ивановны посвящает эту книгу автор

Песенный цикл "Прекрасная мельничиха", несомненно, является одним из наиболее популярных крупных произведений Шуберта, а может быть самым популярным из их числа. Конечно, это связано с поразительной художественной удачей композитора. В числе его сочинений немало подлинных шедевров. Но среди них первый его песенный цикл занимает весьма почетное место.

Многое здесь зависит от жанра произведения. Ведь композитор осуществил подлинную реформу жанра песни, сделав ее способной к отображению глубокого и значительного содержания. При этом она сохранила черты, обусловливающие ее привлекательность и доступность для самых широких кругов любителей музыки.

Весьма важным обстоятельством было то, что "Прекрасная мельничиха" Шуберта -- это не просто собрание чудесных песен. Это первый вполне зрелый образец песенного цикла. Если даже в одной песне композитору удавалось сказать нечто важное и значительное, выразительные возможности вокального цикла, слагающегося из целого ряда песен, объединенных текстом и связанным с ним замыслом композитора, существенно возрастают. Они возрастают не в арифметической прогрессии, соответственно числу песен, но, наверное, в прогрессии геометрической. Потому песенный цикл оказывается жанром, в котором доступность для восприятия каждой его составляющей совмещается с немыслимыми в одной песне широтой и глубиной отображения действительности. И это обеспечивает песенному циклу почетное место в системе музыкальных, а также в системе музыкально-поэтических жанров.

Нельзя не указать и на особую черту "Прекрасной мельничихи" как песенного цикла. В основу произведения положен поэтический цикл Вильгельма Мюллера, стихотворения которого не только предстают как высказывания одного героя, но через выражение его чувств в различные моменты жизни обозначают развитие стоящих за ними событий. В этом сочинении есть определенный сюжет. Он связан с любовной темой, господствующей в мировой поэзии. Это история несчастной любви юноши-мельника к прекрасной мельничихе, дочери хозяина мельницы. Существенно, что тема прекрасной мельничихи и ее поклонников, стремящихся добиться благосклонности девушки, издавна была очень популярной в немецкой народной поэзии, песне и в профессиональной поэзии. Важно то, что главный герой цикла и у Мюллера, и в музыке Шуберта очерчен как простой человек из народа, как человек, образ которого привлекателен и склоняет к участию в его судьбе. Не может не импонировать фон, на котором разыгрывается действие -- фон цветущей весенней природы. А общая концепция произведения воспринимается как весомая и оставляет заметный след в умах и душах слушателей.

В связи со сказанным выше "Прекрасная мельничиха" Шуберта представляет большой интерес для исследователей -- и как одно из лучших его крупных произведений, и как замечательный образец нового жанра песенного цикла, во многих отношениях поистине уникальный. И все же литература об этом сочинении пока что не особенно богата. Однако она заслуживает самого пристального внимания. Ведь она показывает, как с течением времени росла популярность этого произведения, как шаг за шагом раскрывались его примечательные особенности. В целом усилия исследователей постепенно умножались. От десятилетия к десятилетию появлялось все больше работ, в которых первый песенный цикл Шуберта подвергался внимательному анализу. Сначала его характеризовали в общих трудах о жизни и творчестве Шуберта, в работах об его песенном творчестве в целом. Со временам стали появляться посвященные ему специальные работы -- статьи, заметки, а затем брошюры и целые книги. Некоторые из этих работ касаются отдельных особенностей сочинения, даже отдельных его песен; в ряде из их числа трактуются связанные с ним общие вопросы.

Следует отметить, что самое прямое отношение к рассматриваемой нами теме имеют многие работы о Вильгельме Мюллере, авторе поэтического цикла "Прекрасная мельничиха", положенного Шубертом в основу его первого песенного цикла. Ведь мюллеровский цикл (пусть не полностью, как будет показано далее) в сущности "входит внутрь" бессмертного музыкального творения, и потому верное его понимание составляет необходимую предпосылку правильной трактовки шубертовской "Прекрасной мельничихи". В связи с ней представляют интерес не только анализы мюллеровского цикла, но и данные об истории его возникновения, во многом необычной, да и общие оценки творчества Вильгельма Мюллера. Интересно, что отношение к его творчеству со временем менялось. К концу жизни он приобрел значительную известность, однако в силу определенных обстоятельств в последующее время надолго был предан забвению. Получила распространение точка зрения, согласно которой и его "Прекрасная мельничиха", и его "Зимний путь", положенные Шубертом на музыку, сколько-нибудь значительной художественной ценности не представляют. Постепенно, однако, в этих сочинениях Мюллера, равно как и в других его произведениях, вновь стали находить немалые достоинства. Таким образом взгляд на его творческое наследие, который кажется нам вполне справедливым, во многом восторжествовал.

Поскольку речь идет об одном сочинении Шуберта, пусть и очень значительном, работы о нем, конечно, не могли появляться часто, одна за другой. Как и в развитии литературы о жизни Шуберта, о его творчестве в целом, здесь сказывались определенные юбилейные даты, в связи с которыми к его произведениям обращалось большее число исследователей. Проступает важная закономерность -- через какое-то время после появления очередной "этапной" работы обнаруживаются особенности произведения, не получавшие в ней освещения или же трактовавшиеся с позиций, которые начинают казаться не вполне верными или полностью неверными. И это заставляет обращаться к "Прекрасной мельничихе" Шуберта новых исследователей.

Конечно, в подходе к "Прекрасной мельничихе" сказывается эволюция самой музыкальной науки, равно как и составляющего одну из ее частей шубертоведения, эволюция культуры в целом. Суждения, представляющиеся нам ныне неверными, зачастую отражают установки, которые в определенный период были, можно сказать, общепринятыми.

В следующем далее кратком обзоре литературы о "Прекрасной мельничихе" Шуберта мы, естественно, исходим из собственного понимания данного сочинения -- понимания, которое представлено в основных главах книги. Поэтому читателю, только что приступившему к ее чтению и с ними еще не знакомому, кое-что в наших суждениях может показаться непонятным. Такому читателю мы рекомендуем вернуться к введению уже после того как он завершит чтение всей книги.

* * *

Первым печатным отзывом о "Прекрасной мельничихе" Шуберта можно считать слова, значащиеся в конце объявления венского музыкального издательства "Зауэр и Ляйдесдорф", извещавшего о выходе в свет первой ее тетради. Объявление это было напечатано в газете "Wiener Zeitung" 12 декабря 1824 года (см. ЖШ 342--343). Краткие характеристики первого песенного цикла Шуберта содержат напечатанные в 1829 году статьи-некрологи, принадлежащие перу его друзей Иоганна Майрхофера (см. В 24) и Йозефа Шпауна и Антона Оттенвальта (см. D 1993, 516). Эти отзывы мы рассмотрим в четвертой главе нашей книги (см. с.135).

Вновь о "Прекрасной мельничихе" в печати речь зашла только в 1864 году. В этом году в австрийских периодических изданиях появились заметки, посвященные особому вопросу -- вопросу об изданиях первого шубертовского песенного цикла. Об этих заметках мы скажем в той же четвертой главе книги, а также в приложении "Издания "Прекрасной мельничихи"".

В конце того же 1864 года вышла в свет книга о Шуберте Генриха Крайсле фон Хельборна. Это была первая обстоятельная работа о нем, с которой в сущности ведет свое начало серьезное изучение его жизни и творчества. Книга довольно велика по объему, однако основное внимание автор уделяет описанию жизни композитора, характеристике его личности. Специально обзору его музыкального наследия Крайсле посвящает только одну восемнадцатую главу. Характеристика "Прекрасной мельничихи" -- не считая обширного примечания, включающего сведения о Вильгельме Мюллере -- занимает немногим более страницы (с.501--502). При всей своей краткости отзыв Крайсле о "Прекрасной мельничихе", несомненно, был первым камнем, заложенным в изучение этого произведения. Автор пишет о тонкости характеристик в песнях этого цикла, о богатстве их "форм", простирающихся от простой строфической и до сквозной песни, о большом значении в нем партии фортепиано и "мотивов журчания воды", о внутреннем родстве песен, определяющемся претворением в них черт "народного духа".

Следующей общей работой о Шуберте, содержащей характеристику "Прекрасной мельничихи", явилась книга Августа Райсмана, изданная в 1873 году. Хотя эта книга гораздо более скромна по объему, чем книга Крайсле, "Прекрасной мельничихе" автор уделил добрый десяток страниц. Он полагает, что "Прекрасная мельничиха" обозначила первую вершину художественной деятельности композитора, называет это произведение и второй песенный цикл Шуберта на слова того же поэта, "Зимний путь", сочинениями гениальными и высшими образцами данного жанра. Он находит, что отображение сюжета через зарисовки отдельных переживаний героя отвечало лирической природе дарования композитора. Далее характеризуются все составляющие цикл песни и группы песен, высказываются соображения, касающиеся всей его музыки. Райсман обращает внимание на широкое применение композитором повторов текста, на правдивость выражения в песнях и совершенство их форм. Он указывает, что партия фортепиано не только повышает выразительность пения, но способствует законченности формы. Отмечены родство мотивов сопровождения в ряде песен, постоянные преобразования мотивов "журчания ручья". Быть может, простые строфические песни цикла, за исключением разве что "Охотника" с его характерностью и, как полагает автор, ведущей ролью фортепианной партии, им немного недооцениваются. Самыми значительными в цикле он считает песни "Любимый цвет" и "Злой цвет", особо отмечая важную роль в них мажоро-минорных переключений.

Годом ранее книги Райсмана появилась, однако, работа, почти специально посвященная "Прекрасной мельничихе". Мы имеем в виду труд Йозефа Риссе "Франц Шуберт и его песни. Этюды", складывающийся из двух маленьких томиков. Второй из них -- это "Песни на тексты Гете", первый же посвящен "Песням мельника", то есть "Прекрасной мельничихе". Таким образом даже сравнительно со всеми песнями Шуберта на стихотворения Гете, "Прекрасная мельничиха" представлялась автору творческим явлением более весомым, во всяком случае заслуживающим первоочередного внимания.

В своем "этюде" о "Прекрасной мельничихе" Риссе назвал это сочинение Шуберта "евангелием немецкой музыки" (с.88). Автора его поэтических текстов Вильгельма Мюллера он определяет как одного из значительнейших немецких лириков. В то же время пропуск композитором нескольких стихотворений из мюллеровского поэтического цикла представляется ему оправданным. По его мнению, каждая песня не только характеризует состояние героя в данный момент, но одновременно предстает как элемент единого целого. Основную часть работы Риссе о "Прекрасной мельничихе" составляет последовательный разбор песен этого цикла, в котором автор анализирует трактовку композитором поэтических текстов, дает советы исполнителям. Значительная часть высказанных им здесь соображений заслуживает положительной оценки. Лишь изредка позиция исследователя предстает как чересчур субъективная.

Самой ценной из появившихся в XIX веке работ о "Прекрасной мельничихе" мы считаем все же статью видного специалиста в области немецкой песни Германа Кречмара, опубликованную в 1881 году. Некоторые высказанные им здесь соображения были и новыми, и важными. Он пришел к мысли, что, возможно, в мельничном подмастерье Шуберт "увековечил черты собственной природы" и что именно поэтому характер его предстает как очень целостный. Он отметил единство всего произведения. "Конечно, -- писал он, -- каждый номер предстает как творение гениального музыканта, но только целое -- как творение... мастера большого плана". Кречмар прямо указал на то, что знание всего цикла является непременным условием полноценного восприятия каждой отдельной песни. Он провозгласил большую ценность в цикле и простых строфических песен, особо выделив из их числа "Странствие" (которое почему-то счел "хоровой песней"), "Нетерпение" и "Охотника".

Правда, с некоторыми высказанными Кречмаром мыслями согласиться трудно. Так, он пожалел о том, что композитор не положил на музыку стихотворений мюллеровского цикла "Первое горе, последняя шутка" и "Цветочки забудки". Как отмечалось, уже Риссе счел эти сокращения оправданными, и позднейшие исследователи с ним согласились. По мнению Кречмара, в некоторых песнях Шуберт отошел от "простого мельничного тона" и вложил в уста мельничного подмастерья слишком глубокую для него музыку (с.42--43). Он нашел, что, создавая музыку цикла, композитор "никогда не забывал о печальной развязке", в связи с чем и "слушатель также постоянно вспоминает о ней" (с.42). В действительности развязка цикла не просто печальна, но примиренно, можно сказать просветленно-печальна. И если какие-то "тени" есть уже в начальной части цикла, думается, слушатель не воспринимал бы его песни столь "безоглядно", не отдавался бы целиком запечатленным в них зачастую безоблачно-светлым настроениям, если бы не был в состоянии отвлекаться от мыслей о том, что ожидает героя цикла.

В начале XX века шубертовский песенный цикл "Прекрасная мельничиха" по-прежнему характеризовался преимущественно в работах, раскрывающих более широкие темы. Первое место среди них занимает книга о Шуберте Вальтера Дамса, вышедшая в свет в 1912 году и в последующие годы часто переиздававшаяся в сокращенной редакции. К этой книге можно относиться по-разному. Автору ее неоднократно ставили в вину то, что он счел возможным использовать материал, собранный другим лицом. И все же большая популярность, которой она пользовалась, определялась не только занимательностью изложения, но и самим ее содержанием, обращением к широкому кругу сочинений Шуберта, убедительностью большинства оценок.

В немногих строках, посвященных в этой книге "Прекрасной мельничихе", автор уделяет большое внимание мелодике цикла, которую определяет как исходящую из самого существа стихотворений, естественную, свежую и тонкую. Он пишет об индивидуализации образов цикла, указывает на сочетание в нем черт, идущих от народной и от профессиональной песни, особо отмечает мастерство композитора в воспроизведении образов природы (с.244).

В 1920 году вышла в свет книга Германа Пфордтена "Шуберт и немецкая песня" -- одна из первых книг, посвященных преимущественно его песенному творчеству. Автор ее смело определил оба песенных цикла Шуберта как "вершины не только в его творчестве, но и во всем песенном творчестве, какое мы знаем". Он особо подчеркнул лирический характер цикла, выступив против часто использовавшегося определения его как "новеллы в песнях", и указал на то, что отдельные песни выражают лишь настроения, отвечающие данному моменту, тогда как лежащие в основе цикла события свершаются между песнями (с.56). В кратком обзоре песен цикла Пфордтен обратил особое внимание на характерность их сопровождения вопреки его простоте. Как "высоко поэтичную" он особо выделил песню "Пауза".

В каталогах литературы о Шубертe значится и работа Эберхарда Вехтера "Песенный цикл Шуберта "Прекрасная мельничиха". Аналитико-критический этюд" (1919). С этой насчитывающей 37 страниц брошюрой, к сожалению, познакомиться нам не удалось.

В начале XX века появилась и первая статья, посвященная не всему циклу "Прекрасная мельничиха", но отдельной песне из него. Это статья Альфреда Хойса "Этюд о песне Шуберта. Песня "Пауза" из цикла "Прекрасная мельничиха"", напечатанная в 1924 году. Для своего анализа Хойс выбрал песню, занимающую в цикле "интермедийное" положение и одновременно самую сложную и новаторскую. В большинстве своем высказанные им соображения представляются правильными. Разве что мажорному окончанию "Паузы" автор придал слишком большое значение. На деле оно не снимает полностью предшествующего омрачения колорита, с чем сам Хойс впоследствии согласился (Хойс 1929).


 Об авторе

Хохлов Юрий Николаевич

Родился в 1922 году. Доктор искусствоведения (с 1980 г.). В 1951 г. закончил Московскую государственную консерваторию им. П.И.Чайковского (историко-теоретический факультет). С 1955 г. Член Союза композиторов РФ. Редактор книжных изданий Музфонда. С 1956 по 1966 годы -- старший редактор Книжной редакции издательства "Музгиз". Старший научный редактор издательства "Советская энциклопедия" с 1967 по 1976 гг. Заместитель главного редактора "Музыкальной энциклопедии" с 1976 г. С 1982 г. и в настоящее время -- старший научный сотрудник Отдела классического искусства Запада в Государственном институте искусствознания.

Ю.Н.Хохлов -- автор 8 книг и брошюр, а также более 50 статей. Крупнейший специалист по творчеству Франца Шуберта. Автор следующих работ: Фортепианные сюиты Чайковского (1961), Советский скрипичный концерт (1956), О музыкальной программности (1963), Фортепианные сонаты Франца Шуберта (1998).

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце