URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Джохадзе И.Д. Неопрагматизм Ричарда Рорти
Id: 38746
 
329 руб.

Неопрагматизм Ричарда Рорти. Изд.2

URSS. 2006. 256 с. Мягкая обложка. ISBN 5-8360-0530-3.

 Аннотация

Вниманию читателя предлагается историко-философский анализ творчества Р.Рорти, известного американского философа-прагматиста и социального критика, оказавшего существенное влияние на формирование и развитие так называемой "постаналитической" философии в США. В двух главах книги прослеживается эволюция воззрений Р.Рорти и дается детальный разбор ключевых проблемно-тематических рубрик его философской концепции. Материалы, публикуемые в приложениях к монографии, помогут читателю составить более развернутое и углубленное представление о "зрелом" творчестве американского неопрагматиста (1980-1990-е гг.).

Книга рассчитана на философов, политологов, культурологов; преподавателей, студентов и аспирантов гуманитарных вузов, а также всех, интересующихся современной западной философией.


 Введение

Настоящая книга посвящена исследованию творчества современного американского философа-прагматиста, культуролога и социального критика, профессора Стенфордского университета Ричарда Рорти (р. 1931). "Анархистские" идеи Рорти, его острые и в хорошем - философском - смысле злободневные сочинения на протяжении последних двух десятилетий находились в центре оживленной дискуссии, которая велась философами в США и Европе. Проблематика этой дискуссии (продолжающейся по сей день) очерчивается кругом так называемых "метафилософских" вопросов, главным из которых является вопрос о сущности и путях развития самой философии как научной и мировоззренческой дисциплины. В публикациях Рорти 70-90-х гг. дается радикально-критическая оценка нынешнего состояния западной философии и выдвигается оригинальный проект ее "реконструкции" - замещения "эпистемологии" прагматистской герменевтикой. Идеологику, понятийно-категориальный инструментарий и методологию обновленного прагматизма Рорти противопоставляет сциентизму аналитической философии, с одной стороны, и "метафизике", с другой. Он предлагает рассматривать философию как разновидность литературного творчества, а не научного исследования, как "жанр" литературы, или литературной критики, свободной от каких-либо теоретических и дисциплинарно-методологических ограничений.

Между тем, значимость метафилософского проекта Рорти определяется не только и даже, быть может, не столько содержанием его многочисленных произведений (весьма эклектичных и трудно поддающихся концептуальному освоению), сколько их местом в массиве современной литературы и неожиданно широким резонансом, который работы американского прагматиста получили в среде профессиональных философов, социологов, культурологов и лингвистов. Ричард Рорти сегодня - один из самых издаваемых, комментируемых и критикуемых мыслителей на Западе. Он популярен как "философствующий диссидент", занимателен как экс-аналитик, непредсказуем как либеральный "ироник" и "релятивист". С конца 80-х гг. он возглавляет рейтинг цитируемости современных американских философов - как в самих Соединенных Штатах, так и за их пределами. Рорти принадлежит к категории "философов-вольнодумцев", предпочитающих работать "без правил", вне рамок той или иной "дисциплинарной матрицы". Выступая против профессионализации и институализации философии в статусе привилегированной академической дисциплины, он стремится преодолеть, разрушить междисциплинарные границы, отделяющие ее от других сфер научно-исследовательской и художественно-литературной деятельности. В то же время самого американского философа многое связывает с аналитической (университетской) традицией: он учился в Йельской аспирантуре, долгие годы преподавал в Принстоне, принимал участие в "школьном" философском процессе. После выхода в свет монографии "Философия и зеркало природы" (1979) в профессиональной карьере Рорти наметился перелом. Книга, острием своей критики направленная против философов-аналитиков, нео- и постпозитивистов, была встречена резко негативно представителями академического истеблишмента; в 1982 году Рорти пришлось оставить университетскую кафедру в Принстоне, считавшемся "цитаделью" американской аналитической философии. В последующий период он продолжал работать в антипозитивистском ключе, искусно (по мнению критиков, искусственно) "сплавляя" в своем творчестве элементы различных философских течений (лингвистической философии, прагматизма, научного реализма, герменевтики...), балансируя на пересечении векторов нескольких гуманитарных дисциплин (социологии, философии, литературной критики) и прилагая усилия к тому, чтобы свести воедино и "примирить" на прагматистской основе дискурсы двух конкурирующих традиций - аналитической англоамериканской и "спекулятивной" континентально-европейской. Плодотворная научно-исследовательская, публицистическая и преподавательская деятельность американского профессора в немалой степени способствовала, с одной стороны, популяризации "континентальной" философии в США, а с другой - возрождению угасшего было интереса к аналитической и постаналитической философии в странах Европы. Последнее обстоятельство отмечается большинством коллег Рорти как несомненная его заслуга.

На Западе творчество Рорти исследовано достаточно основательно, научная литература о "неопрагматизме" обширна и разно-планова. При этом нужно отметить, что большая часть работ, посвященных изучению рортианской доктрины, носит критический (т.е. чисто "рационально-реконструктивный", а не историко-философский) характер. Об ожесточенных спорах, развернувшихся вокруг неопрагматистской концепции на страницах западных философских журналов в 80-90-х годах, дают представление многочисленные сборники научных обзоров, статей и рецензий на книги Рорти, которые издавались на Западе и к участию в которых привлекались видные как американские, так и европейские философы (Д. Дэвидсон, X. Патнэм, Р. Бернстайн, П. Вирилио и др.). Из европейских (континентальных) мыслителей, "воспринявших" философию Рорти и вступивших в открытую полемику с ним, можно назвать Ю. Хабермаса, Ж. Бувресса, Дж. Ваттимо.

В России Рорти, несмотря на усилившийся к концу 90-х годов поток публикаций о западной постмодернистской и постаналитической философии, остается пока малоизученным автором. Теоретик неопрагматизма представлен на нашем книжно-журнальаом рынке пока в основном переводами, причем качество некоторых из них оставляет желать лучшего. Русскоязычная научно-исследовательская литература о Рорти включает работы Р. Апресяна, Л. Бобровой, Ю. Мельвиля, Л. Павловой, А. Рубцова, М. Рыклина, И. Сидорова, Э. Соловьева, А. Сыродеевой, Р. Хестанова, Н. Юлиной, а также рецензии на издававшиеся в России книги Рорти и публикации о нем В. Куренного, А. Парамонова, В. Руднева. В текстах перечисленных авторов дается, в основном, описательный и аналитико-реконструк-тивный анализ творчества американского прагматиста. В них предпринимается попытка рассмотреть философию Рорти с различных точек зрения, сквозь призму альтернативных интерпретаций, и оценить ее значение для современной философской культуры, в том числе применительно к российской ситуации (сборник "Философский прагматизм Ричарда Рорти и российский контекст", 1997). В целом, однако, концепция Рорти в имеющихся исследованиях представлена недостаточно полно, вне ее становления и развития, зачастую в отрыве от конкретно-исторического (политического и социо-культурного) контекста ее бытования. Концептуальной систематизации неопрагматизма в отечественной (да и зарубежной) научно-исследовательской литературе практически не уделялось внимания. Данная книга призвана в какой-то мере восполнить этот пробел. "P class="pfull">В двух ее главах реализуется замысел описательной и проблемно-критической реконструкции прагматистской доктрины Рорти как целостной концепции в ее эволюции и взаимосвязи с современными процессами в западной философской культуре. На материале сочинений Рорти 60-90-х гг. (центральное место среди которых занимает "программный" трактат 1979 года "Философия и зеркало природы") исследуется философская "родословная" неопрагматизма, анализируются теоретические предпосылки, истоки формирования и особенности "методологии" (эпистемологический анархизм) радикально-критической доктрины Рорти; воспроизводится эволюция его философских воззрений - от элиминативного материализма до текстуализма; предпринимается детальный разбор ключевых проблемно-тематических рубрик неопрагматистской концепции: философии истории и языка, тексту алистской герменевтики, политической "буржуазно-либеральной" теории.

Важной задачей исследования является также анализ материалов дискуссии, развернувшейся на Западе вокруг концепции Рорти, и сопоставление взглядов автора "Философии и зеркала природы" с идеями близких ему американских и европейских, аналитических и неаналитических, философов - У. Куайна, Д. Дэвидсона, П. Фейерабенда, X. Блума, Х.Г. Гадамера, Ю. Хабермаса, Ж.Ф. Лиотара, Ж. Деррида и др.

Три переводных текста Рорти, публикуемые в приложениях, подобраны с расчетом представить по возможности наиболее полную и исчерпывающую экспозицию идей "зрелого" Рорти - соответственно трем основным направлениям (рубрикам) его философствования в "постаналитический" период: 1) историцизм и номинализм, 2) герменевтика и историография философии, 3) либерализм. Библиография работ о Рорти включает избранные англо- и русскоязычные тексты, выходившие в США, Европе и России с 1970 по 2000 г. Полная библиография сочинений Рорти с 1959 по 2000 г. публикуется впервые.

Автор считает своим долгом выразить искреннюю благодарность доктору философский наук, профессору А. М. Руткевичу, а также сотрудникам сектора современной западной философии ИФ РАН, за оказанную ими помощь в работе над монографией, полезные советы и рекомендации.

Значительная часть философских сочинений Рорти 70-90-х гг.-текстов, в которых американский прагматист в полный голос заявил о своей "антифундаменталистской" позиции ("Философия и зеркало природы", "Последствия прагматизма" и др.), носит, по признанию самого автора, "скорее терапевтический, нежели системно-конструктивный характер". Пафос этих произведений главным образом критический. Критика Рорти направлена против признания философии теоретической основой и ядром современной культуры, против закрепления за ней статуса фундаментальной, законодательной дисциплины, будто бы обладающей "привилегированным доступом к реальности". Именно такое представление о философии и ее социальной миссии в течение долгого времени культивировалось в Европе и получило широкое распространение в Новое время. Тогда же сформировался и образ философии как систематической, "строгой" науки, обеспечивающей все остальные частные дисциплины необходимыми эпистемологическими основаниями. Развенчивая этот канонический образ scientia scientiarum, Рорти формулирует основные характеристики западноевропейской эссенциалистской, как он ее называет, традиции: 1) фундаментализм и универсализм (поиск онтологических и гносеологических оснований, устойчивых "досто-верностей", по Дьюи ("the quest for certainty"); редукция действительности к метафизическим сущностям - "атомам", "идеальным формам", "монадам" - и логического содержания знания к некоторым "абсолютным" началам - чувственным данным или рациональным идеям); 2) репрезентационизм (установка на "зеркально точное" отображение объективной реальности, корреспондентная теория истины); 3) дуализм (использование "бинарной" модели устойчивых асимметричных различений, структурирующих философский и научный дискурсы ("субъект - объект", "внутреннее - внешнее", "реальное - кажущееся", "схема - содержание" и пр.), - модели, при которой один из терминов различения, как правило, занимает приоритетную позицию, а другой рассматривается как вторичный и производный); 4) логоцентризм (рационалистически-ориентир. R. Rorty. Philosophy and the Mirror of Nature. Princeton, 1979, p. 7.

Критика фундаменталистской концепции знания ванная идеология, стратегия философствования и способ организации текста, базирующиеся на представлении об изначальной разумности и упорядоченности репрезентируемой реальности (мира) и языка, рассматриваемого как средство репрезентации).

Рассуждения Рорти о западной философии вписываются в рамки постмодернистского дискурса. Как и многие принадлежащие к этому направлению философы, Рорти, вслед за Ницше и Хайдеггером, толкует метафизику (философию и науку "модерна") расширительно, отождествляя ее с культурой целой исторической эпохи -христианской, "онтотеологической" эпохи. Библия, "Метафизика", "Критика чистого разума", "Наука логики" в одинаковой степени являются "продуктами" этой эпохи ("великой эпохи" книги, la grande epoque - Деррида). Дискурс метафизической парадигмы или, скажем, нарратив, коль скоро речь идет об эпохе книги, -- развертывается вокруг таких классических и неискоренимых "трансцендентально означаемых" мифологем, как Абсолютная Истина, Бог, Бытие, Природа и т.д. В эпоху Просвещения представление о сверхъестественном Боге заменяется представлением о квазибожественном "разуме", место священнослужителя занимает ученый, но эта трансформация, по мнению Рорти, не затрагивает сущностных основ западноевропейской культуры: сциентизм Просвещения остается во власти все того же религиозного отношения к миру, "религиозной потребности в человеческих проектах, заверенных нечеловеческим авторитетом". Сциентистская вера в прогресс науки, фи-лософско-исследовательский оптимизм, пиетет "секуляризованных интеллектуалов" перед научной истиной оказываются в XIX веке, по словам Рорти, "моральным эквивалентом христианской любви... и веры в Бога". Религиозно-сциентистская установка имеет прямым результатом онтологический дуализм, она ведет к искусственному расколу " жизненного мира" человека на две полярные сферы: бытие-в-себе и бытие-для-себя, трансцендентальное и эмпирическое (или, по Ницше, к раздвоению мира на истинный - потусторонний, и ложный - посюсторонний, земной); соответственно, и познание распадается на две формы, отличные по когнитивному статусу.


 Содержание

Введение
Глава I. Философия без метода
 1.Критика фундаменталистской концепции знания
 2.Нередуктивный материализм: преодоление дуалистической онтологии
 3.Постаналитическая философия и "поворот от теории к нарративу
Глава II. Не-телеологическая доктрина истории и социальный релятивизм
 4.Культурные эпохи и "словари" как исторические случайности
 5.Ирония, метафора, редескрипция
 6.Неопрагматистская герменевтика: прошлое как материал для игрового экспериментирования
 7."Постмодернистский буржуазный либерализм
Заключение
Приложения
 Р.Рорти. Хайдеггер, случайность и прагматизм
 Р.Рорти. Историография философии: четыре жанра
 Р.Рорти. Постмодернистский буржуазный либерализм
 Библиография сочинений Р. Рорти с 1959 по 2000 г.
 Тексты Р.Рорти, перевед¬нные на русский язык
 Избранная библиография текстов о Р. Рорти на русском и английском языках
 Именной указатель

 Contents

Introduction
Chapter I. Philosophy Without Method
 1.Critique of The Foundationalist Concept of Knowledge
 2.Non-Reductive Materialism: Overcoming Dualistic Ontology
 3.Post-Analytic Philosophy & "A Turn Against Theory and Toward Narrative"
Chapter II. Non-Teleological Account of History and Social Relativism
 4.Cultural Epochs and "Vocabularies" as Historical Contingencies
 5.Irony, Metaphor, Redescription
 6.Neopragmatic Hermeneutics: Past as Material for Playful Experimentation
 7."Postmodernist Bourgeois Liberalism"
Conclusion
Supplements
 R.Rorty. Heidegger, Contingency, and Pragmatism
 R.Rorty. The Historiography of Philosophy: Four Genres
 R.Rorty. Postmodernist Bourgeois Liberalism
 Bibliography of R. Rorty's Works (1959-2000)
 R.Rorty's Writings, Translated into Russian
 Selected Publications on R. Rorty (Russian and English)
 Index of Names
Igor D. Djokhadze Richard Rorty's Neopragmatism. This book is dedicated to reconstructive analysis of the works of R.Rorty - a prominent contemporary American philosopher and social critic, who has significantly influenced the process of formation and development of ``post-analytic'' philosophy in the USA. Two chapters of this book are devoted to analysis of the evolution of R.Rorty's views and a detailed inquiry into key thematic rubrics of his philosophical doctrine. Materials published in the supplements will help reader to obtain a broader and deeper idea about R.Rorty's neopragmatism (1980-1990-th). This book will be of interest to philosophers, sociologists, cultural critics, professors and students of humanitarian colleges, to anybody involved in the study of the modern Western philosophy.
 
© URSS 2016.

Информация о Продавце