URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Савченко М.Р. Основания архитектуры: введение в архитектурную онтологию, парадигмы и универсалии, категории, типология
Id: 38189
 

Основания архитектуры: введение в архитектурную онтологию, парадигмы и универсалии, категории, типология

URSS. 2006. 256 с. Мягкая обложка. ISBN 5-484-00584-1. Букинист. Состояние: 4+. .
Обращаем Ваше внимание, что книги с пометкой "Предварительный заказ!" невозможно купить сразу. Если такие книги содержатся в Вашем заказе, их цена и стоимость доставки не учитываются в общей стоимости заказа. В течение 1-3 дней по электронной почте или СМС мы уточним наличие этих книг или отсутствие возможности их приобретения и сообщим окончательную стоимость заказа.

 Аннотация

В книге обсуждаются самые фундаментальные характеристики архитектуры --- ее онтология. В составе этих характеристик --- парадигмы, универсалии, категории, основы типологии. Рассматривается как теоретический, так и прикладной аспект этих характеристик.

Книга адресована теоретикам архитектуры, исследователям-прикладникам и архитекторам-проектировщикам, а также всему кругу читателей, интересующихся проблемами архитектурной метафизики.

The book focuses on fundamental architectural characteristics --- basis for theorists, applied sciences specialists and planners.


 Содержание

Введение
Раздел первый. Введение в онтологию архитектуры
Раздел второй. Парадигмы и универсалии
 2.1.Парадигмы
 2.2.Универсалии
Раздел третий. Категории
 3.1.Идея и вещь
  3.1.1.Идея
  3.1.2.Вещь
 3.2.Объект и среда
  3.2.1.Объект
  3.2.2.Среда
 3.3.Форма и институт
  3.3.1.Форма
  3.3.2.Институт
 3.4.Локус. Центр. Ворота
Раздел четвертый. Типология
 4.1.Состояние проблемы
 4.2.Строение архитектурного типа
 4.3.Строение типологического поля
Раздел пятый. Дополнения
 5.1.Теория в составе архитектурного знания
 5.2.Отношение теоретического и исторического знания
 5.3.Знание и понимание
 5.4.Феномен "врастания" сооружения в городскую ткань
 5.5.Масштабность
 5.6.О числовых пропорциях
 5.7.Эффект аллеи
 5.8.Морфологический прообраз среды
 5.9.Прикладные модели и диалог с компьютером
 5.10.Театр как пространство
 5.11.Понятие архитектурной функции
 5.12.Идентификация городского центра
 5.13.Пирамида Хеопса как архитектурный тип
 5.14.Определение критики
 5.15.К описанию социокультурных инноваций

 Введение

Если кто-либо не знает истины сам от себя, невозможно, чтобы другие заставили его это узнать... То, что истинно, т.е. необходимо, чему невозможно быть иным, -- это каждый заурядный ум знает сам по себе, или же невозможно, чтобы он вообще это узнал.
Г.Галилей.

Эта цитата служит оправданием авторской позиции. Не только профессионал -- архитектор, но и любой человек вообще прекрасно понимает, что это такое -- архитектура, хотя бы на уровне примеров. Для этого не нужно знакомство с теорией. Как писал св.Августин, "ты должен быть чист, чтобы истина вошла в тебя". Такое понимание не возникает в результате личного опыта, а наоборот, позволяет ему быть, служит его формированию. Практическая деятельность опирается на это понимание, но на чем оно само основано, на что оно опирается, то лежит за горизонтом умозрения. Естественное любопытство: что же за этим горизонтом лежит? -- Почему мы можем ориентироваться в мире архитектуры, не зная, как мы это делаем? Достаточно ли такое общее понимание для профессиональной работы архитектора? Должен ли он знать философию своей профессии, или достаточно владеть лишь ее ремеслом?

Наша цель -- достучаться до глубинных оснований архитектуры, перевести их на уровень знания. Усмотрение и анализ этих оснований имеет своей темой не только саму телесность архитектуры -- ее сооружения, но и нашу априорную способность (не создаваемую профессиональным обучением, но лишь выявляемую им) архитектуру понимать, знать и уметь в ней работать. Здесь архитектура предстает не как отстраненный от наблюдателя объект науки (подобный идеальному объекту физики, например), а как особое отношение -- как связка пространства и способа его созерцания, сооружения и идеи.

Основания архитектуры это вообще не наука, не теория архитектуры и не ее история. В поисках оснований архитектурное знание делает предметом анализа самого себя. Метафизические основания лежат под любой архитектурной "физикой" -- ее проектами и сооружениями, ее трактатами и теориями, ее описаниями и способами потребления. Основания не говорят о конкретных формах архитектуры, о ее стилях и обстоятельствах. Но они подтверждают и поддерживают уверенность, что наше знание/понимание именно архитектурно, и выявляют его аспекты и принципы, его особую структуру на фоне внешнего мира. В частности, они выявляют возможности и инструменты формирования теорий и направленность проектной работы. Что есть архитектура? -- это вопрос метафизический. Такой вопрос, как и все подобные ему, может показаться "заурядному уму" праздным, а ответ -- банальным -- он таков и есть, но все же любопытно: что такое архитектура?

Мы полагаем, что ответ может быть получен изнутри ее самой, без привлечения внешних социокультурных, психологических, экономических, деятельностных или иных подходов. Архитектура обладает собственной "реальностью", имеет свой особый онтологический статус и независимую предметность. Все это необходимо вскрыть. Суждения о метафизике архитектуры могут казаться сложными, и не всегда по вине автора. Во многих случаях это есть сложность в раскрытии простого -- но потаенного, очевидного -- но неотрефлексированного. Того, что есть само собой, и поэтому печься о нем необязательно.

Современные тенденции развития архитектуры, ее новые типы, формы, стилевые направления, способы проектирования -- все это ставит вопрос: не ушла ли безвозвратно современная архитектурная практика от ее исторических классических образцов? Не имеем ли мы дело сейчас с новой техногенной структурой, с такими новыми принципами организации пространства, где уже не помогают заклинания вроде "удобства, прочности, красоты"? И, на этом фоне, почему теория архитектуры до сих пор не ушла от витрувианской по сути аргументации, не совершила рывок, сопоставимый с рывком новых проектных технологий, и оставила их без фундаментального архитектурно-теоретического обоснования?

Трактат Витрувия -- первый известный нам труд об архитектуре -- содержит множество положений, некоторые из которых практического значения ныне не имеют, что и придает внешне всему трактату характер устарелого текста. Но там есть и "загадочные", требующие толкования позиции, спасающие высокий теоретический статус всего труда, и эти толкования неожиданно сближают проблематику Витрувия и актуальную проблематику архитектуры сего дня. Это, в частности, шесть витрувианских категорий: ordinatio, dispositio, eurithmia, symmetria, decor, distributio. Они вообще не могут иметь под собой оснований, а должны быть увидены как данность, без аргументации. Возможно, они входят в состав базисных позиций.

В этой работе мы естественно придем к некоторым понятиям и схемам, в том числе подобиям витрувианских категорий, в попытке построить (точнее -- усмотреть) тот фундамент, на котором стоит вообще архитектура, и увидеть строение этого фундамента. Метафизические позиции Витрувия не могут устареть, так же как не может устареть, например, философия Платона. А любая физическая теория, наоборот, может. Потому что философия (как и архитектура) говорит о мире в целом, а физика -- лишь об одной его специальной исследовательской проекции. Смена физических картин мира меняет формы физического знания, хотя и оставляет его в составе объектной парадигмы, но философия, как и архитектура, имеет дело с самими парадигмами, с основаниями любого дискурса.

Этот текст не претендует на монографическое изложение темы. В нем нет истории вопроса и почти не представлен поименный вклад в тему разных исследователей. Очень вероятно, что многие труды по теме архитектурной метафизики вообще остались за горизонтом автора, и во многих из них уже изложены соображения данной работы. Автор был бы счастлив, если таких трудов много. Я полагаю, что метафизика архитектуры вообще не имеет персонального автора -- это общее априорное достояние, а не плод исследовательской работы. Ее нужно просто увидеть.


 Об авторе

Марк Романович Савченко

Доктор архитектуры, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского института теории архитектуры и градостроительства, преподаватель Московского архитектурного института.

Область научных интересов: типология кинотеатров и клубов, методология прикладных исследований, строительное нормирование, форма и функция зрительных залов, культурология и психология восприятия, онтология архитектуры.

Автор более 80 публикаций, в том числе: "The nature and methods of applied research in architecture" (London, Enviroment and planning, 6, 1980); "Анатомия ситуаций" (М. 2004); "Архитектура как наука" (М.: URSS, 2004).

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце