URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Гнеденко Б.В., Гнеденко Д.Б. Об обучении математике в университетах и педвузах на рубеже двух тысячелетий. Серия 'Психология, педагогика, технология обучения: математика'
Id: 37536
 
219 руб.

Об обучении математике в университетах и педвузах на рубеже двух тысячелетий. Серия "Психология, педагогика, технология обучения: математика". Изд.3

URSS. 2006. 160 с. Мягкая обложка. ISBN 5-484-00580-9.

 Аннотация

Авторы настоящей книги касаются некоторых проблем, связанных с состоянием высшего математического образования, рассматривают педагогические и методологические вопросы математики, говорят о прекрасной профессии преподавателя и о высоких требованиях к выбравшему эту профессию.


 Оглавление

Вступительное слово
Предисловие
1 Цели и средства обучения математике
 § 1.Цели математического образования
 § 2.Роль лекций в системе обучения
 § 3.Об упражнениях по математике
 § 4.Специальные курсы, специальные семинары
 § 5.Развитие мышления и речи на занятиях по математике
 § 6.О математическом образовании и воспитании научного мировоззрения
 § 7.Об истории математики и ее значении для математики и других наук
2 Особенности математического образования студентов разных специальностей
 § 1.О математическом образовании математика
 § 2.Об очередных задачах математического образования математика
 § 3.Математическое образование преподавателя средней школы
 § 4.О математическом образовании инженера
 § 5.О математическом образовании биолога и почвоведа
 § 6.Математическое образование и медицина
 § 7.Математическое образование психолога
 § 8.Математическое образование и гуманитарные науки
Заключение

 Вступительное слово

Эта книга написана классиком теории вероятностей Борисом Владимировичем Гнеденко (1912--1995) в последние годы его жизни. В ней рассматриваются педагогические и методологические вопросы математики, говорится о прекрасной профессии преподавателя и о высоких требованиях к выбравшему эту профессию.

Борис Владимирович пригласил меня в соавторы, поскольку за двадцать пять лет педагогической работы (к 1993 году) мне посчастливилось учить студентов практически всех специальностей, о которых идет речь в книге. И в течение всех этих лет мы часто и подолгу обсуждали различные аспекты преподавания.

Отметка (Б.В.), не раз встречающаяся в книге, указывает на то, что в соответствующем месте речь идет о воспоминаниях именно Бориса Владимировича.

Я глубоко благодарен моим коллегам за помощь в подготовке рукописи к печати, за ценные советы и воодушевляющие обсуждения. Особо хочу поблагодарить профессоров А.Д.Соловьева, Е.В.Булинскую, С.С.Демидова, В.П.Карликова, А.А.Карацубу и Ю.Н.Тюрина.

Отзывы, замечания и пожелания можно посылать по адресу: 119992 ГСП-2, Москва, Воробьевы горы, Московский государственный университет, механико-математический факультет, кафедра теории вероятностей, Гнеденко Дмитрию Борисовичу; bgnedenko@science.comcore.ru.

Д.Б.Гнеденко

 Предисловие

Математическое образование в университетах и педагогических институтах в настоящее время получают десятки тысяч молодых людей. Значительная их часть впоследствии станет передавать знания следующим поколениям, участвовать в развитии науки и культуры. Одно только это обстоятельство является достаточным основанием для беспокойства за качество обучения молодежи и внимательного рассмотрения подходов к обучению математике как математиков, так и представителей других дисциплин -- естественно-научных и гуманитарных. Мы отдаем себе отчет в том, что этот разговор настолько серьезен, что потребует много времени для обсуждения различных точек зрения. Ясно и бесспорно одно, что обсуждать их следует немедленно.

В настоящей книге мы касаемся некоторых проблем, связанных с coстоянием высшего математического образования, и надеемся, что наши позиции вызовут отклики коллег. Мы не претендуем на то, что наши точки зрения будут безоговорочно приняты и не потребуют дополнений и изменений. Но разговор и обсуждение следует начинать. Последующая дискуссия позволит полнее высветить проблемы высшего математического образования и приблизиться к успешному их решению.

Авторы книги -- работники Московского Государственного университета, суммарный стаж их педагогической работы приближается к ста годам. Они работали не только в Московском, но и во Львовском, Киевском, Берлинском, Варшавском, Софийском университетах, Ченстоховском пединституте (Польша) и ряде технических учебных заведений.

Широко известно утверждение Ньютона: "Если я увидел больше своих предшественников, то только потому, что я стоял на плечах титанов". Действительно, Ньютон в своих исследованиях опирался на результаты своих великих предшественников. Это дало ему широту взглядов и понимание центральных проблем науки его эпохи. Но, спрашивается, кто помог ему взобраться на плечи гигантов? Кто вдохновил его на поиски решений крупнейших проблем своего времени? Ответ один -- его учителя помогли ему в этом. И теперь, как и прежде, перед учителем высшей школы стоит огромной важности задача: помогать молодому поколению взбираться на плечи гигантов и приучать своих учеников к постоянному творчеству, к постоянному поиску новых решений и методов, дающих невиданные возможности для движения вперед. И чем крупнее задачи, которыми учитель заинтересует своих учеников, тем лучше для будущего, для прогресса науки, преподавания, для познания окружающего нас мира.

Педагогическая деятельность требует от человека, посвятившего ей жизнь, самоотверженности и многих специфических качеств, в первую очередь -- наличия знаний, которые он должен наращивать всю жизнь, творческого и, в то же время, критического отношения к своей деятельности. Содержание обучения не может оставаться неизменным во времени, поскольку оно должно обеспечивать общественные нужды, а не только удовлетворять потребность преподавателей излагать то, что им хорошо известно. И это не означает, что следует забросить разработку общих проблем теории, но требует, чтобы в университетах уделяли внимание и приложениям общей теории к решению частных проблем прикладного характера. Это обстоятельство неизбежно влечет за собой пересмотр содержания математического образования и приводит к тому, что учащиеся не только усваивают знания, но и учатся активно их использовать в реальном деле.

Человечество находится на pyбeже двух тысячелетий, и нам следует задуматься над проблемами, которые ему придется решать в будущем. При этом, конечно, мы не в состоянии предугадать предстоящие открытия, но в наших общих силах сделать все возможное для воспитания подрастающих поколений в духе постоянного поиска, стремления к познанию и совершенствованию знаний.


 Об авторах

Борис Владимирович Гнеденко (1912--1995)

Выдающийся ученый в области теории вероятностей и ее приложений, лауреат Государственной премии СССР, академик АН Украины. С 1966 года до конца своей жизни руководил кафедрой теории вероятностей механико-математического факультета МГУ им.М.В.Ломоносова.


Дмитрий Борисович Гнеденко (род. в 1943 г.)

Кандидат физико-математических наук, доцент механико-математического факультета МГУ им.М.В.Ломоносова.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце