URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Поройков С.Ю. Физическая и религиозная реальность
Id: 37239
 
186 руб.

Физическая и религиозная реальность

URSS. 2006. 208 с. Мягкая обложка. ISBN 5-9710-0069-1.

 Аннотация

Книга кандидата физико-математических наук С. Ю. Поройкова затрагивает широкий спектр актуальных проблем, стоящих перед современной физикой: от физики микромира до вопросов образования и эволюции Вселенной. В работе исследуются фундаментальные принципы симметрии, лежащие в основе законов, описывающих физическую реальность. При рассмотрении пространственно-временных соотношений между материальными объектами особое внимание уделено многомерным, в том числе комплексным, моделям. Обсуждается взаимосвязь естественно-научных и религиозных представлений о природе реальности.

Работа рассчитана на широкий круг физиков-теоретиков, а также читателей, интересующихся физической и религиозной картинами мира.


 Оглавление

О книге С.Ю.Поройкова "Физическая и религиозная реальность". В.Д.Захаров
К читателям. Протоиерей Борис (Даниленко)
Введение
1 Материя и пространство-время
 1.1.Развитие представлений о физическом пространстве-времени
 1.2.Концепции многомерного пространства
 1.3.Проблема физической интерпретации комплексных величин
 1.4.Природа материи
 1.5.Феномен телепортации
 1.6.Многомерность пространства иконы
 1.7.Время и вечность в богословской традиции
2 Структура реальности
 2.1.Сингулярности
 2.2.Голографическая Вселенная
 2.3.Материя и число
 2.4.Метафизика
 2.5.Архитектоника иконы и храма
3 Рождение Вселенной
 3.1.Строение Вселенной
 3.2.Черные дыры
 3.3.Космологические теории
 3.4.Эволюция Вселенной как расширяющейся черной дыры
 3.5.Библейское творение мира
 3.6.Библейский апокалипсис
4 Феномен жизни
 4.1.Теории происхождения жизни
 4.2.Информационные истоки жизни
 4.3.Сознание
 4.4.Антропный принцип
 4.5.Библейская эволюция живого
5 Теории объединения
 5.1.Принципы объединения физических взаимодействий
 5.2.Систематизируемость научных законов
 5.3.Иерархии ангельских чинов
6 Наука и религия
 6.1.Соотношение науки и религии
 6.2.Физические образы религиозной реальности
Приложения
 Приложение 1.Физические характеристики пространства-времени для случая пространственноподобного интервала
 Приложение 2.Временн'ая зависимость массы Вселенной как расширяющейся черной дыры
Литература

 О книге С.Ю.Поройкова "Физическая и религиозная реальность"

Книга С.Ю.Поройкова посвящена очень актуальной ныне теме -- взаимосвязи естественно-научных и мистико-религиозных представлений о реальности.

Естественные науки -- и религия! Казалось бы, что может быть общего в их описании реальности? Естественные науки, по традиционному представлению, исследуют мир, "данный нам в ощущениях", тогда как объект религиозной веры -- Бог -- совершенно трансцендентен, недоступен естественно-научному опыту. Науки, по своей сути, обличают видимое (наблюдаемое), тогда как религия, по свидетельству самой Библии, есть "обличение вещей невидимых", т.е. потустороннего мира.

Основоположник квантовой механики Макс Планк определял религию как "связь человека с Богом". Религия -- это соединение нездешнего, потустороннего со здешним, земным; трансцендентного и непостижимого Бога -- с человеческим сознанием.

Атеист начисто отвергает эту "связь человека с Богом", добавляя при этом, что Бог, недоступный рациональному определению, это лишь "отражение" человеческого бытия в сверхъестественных формах. Этому ведь и учил нас совсем недавно ортодоксальный марксизм, называвший религию опиумом.

Однако атеистами не были Планк, Ньютон, Лейбниц, Декарт, Эйнштейн, Бор, Гейзенберг... Можно без труда продолжить список великих ученых, веривших в Бога: среди них гораздо труднее отыскать атеиста, нежели верующего. Это неудивительно: они легче других постигали гармонию устройства мира и не могли поверить, что такое разумное мироустройство не нуждалось в разумном же Начале, эту гармонию породившем. Сама природа, гармоничный космос свидетельствовали им о существовании Творца, так, Лейбниц один из своих трактатов так и назвал: "Свидетельство природы против атеистов".

Как видим, наука сама по себе не только не приводит к атеизму, но и может быть использована как свидетельство против атеизма. На этом свидетельстве науки основывается сейчас апологетика религиозной веры -- естественно-научная апологетика.

Наука, как беспристрастный инструмент в руках человека, изучает закономерности природного мира, руководствуясь в этом причинными зависимостями явлений. Сами гармония Вселенной и единство мира, очевидно, основаны на универсальной причинной взаимосвязи природных явлений. На основе этой механистической картины мира возник философский позитивизм -- мировоззрение, отрицающее какую-либо сверхфизическую ("метафизическую") причинность и, тем самым, изгоняющее Бога из мировоззрения.

В XX веке положение в корне изменилось. Была создана наука о субатомном (невидимом) мире. Сами объекты физики (квантовая psi-функция, кривизна пространства-времени) стали метафизическими, т.е. недоступными опытному знанию. Исчез принцип универсальной (абсолютной) естественной причинности, так что создатели квантовой механики заговорили о "свободе воли электрона". Стало возможным говорить об аказуальности (беспричинности) в самом природном мире. Сама наука стала, подобно религии, "обличением вещей невидимых". Рухнула непроходимая, казалось бы, стена между религиозной верой и научным знанием.

Русский философ Вл.Соловьев видел цель научного и философского знания в том, чтобы "оправдать веру наших отцов, возведя ее на новую ступень разумного сознания". Современная физика отвечает этой же цели -- она возводит апологетику (оправдание веры) на новую ступень научного знания. Об этом свидетельствуют слова Э.Ферми, одного из крупнейших физиков XX века: "Раскрытие законов природы и их гармонии доказывает существо Бога лучше, чем теологические трактаты".

В 1927 году была завершена квантовая механика -- наука, подорвавшая идеологию, на которой держались позитивизм и атеизм. Эта наука показала, что микромир -- мир невидимый -- более фундаментален (более "реален"), нежели мир видимый, потому что все видимое ("физическая реальность") объяснимо только на основе науки о невидимом -- о метафизической реальности. Выражаясь иначе, можно сказать: все материальное -- это лишь вторичное проявление первичной, идеальной реальности. Тем самым с 1927 года сама религиозная вера обрела научную основу.

В свою очередь, ученый не может почерпнуть всей истины из науки -- и, прежде всего, знания о реальности изучаемого им бытия: наука описывает лишь свойства объектов, но не обладает предикатом их существования; его она может получить только от религии.

Сказанное здесь подводит нас к тематике предлагаемой читателю книги, автор которой соединяет в себе профессиональное знание физики с большой эрудицией в святоотеческой литературе и Священном Писании. В этой книге раскрывается истинность слов русского святого: "Господь волю Свою совершает обыкновенно через посредство природы и ее законов" (св.Иоанн Кронштадтский), а также слов святителя и ученого Войно-Ясенецкого: "В материальных формах ярко отражается дух, присущий материи". С этой позиции и написана книга, посвященная раскрытию поистине бесчисленных связей и параллелей между "миром дольним" и "миром горним". Перед читателем раскрывается идеальный мир, но не фантастический, а связанный с нашим миром тысячами нитей, и эта связь описывается математически, так что материальный мир может рассматриваться как математическая проекция мира идеального.

Для описания идеального мира автор не изобретает каких-либо новых математических конструкций, но использует исчисления, широко употребляемые в современной физике, например, мнимые и гиперкомплексные числа в многомерных пространствах, применяемые С.Хокингом, или твисторы, введенные в физику Р.Пенроузом. Однако автор находит им новые, своеобразные приложения. Так, библейские представления о сверхъестественном становятся более понятными, если их рассматривать в мнимом времени; так же и библейские пророчества о судьбе мира получают свою научную трактовку как трансформация реальности при переходе к мнимому времени. Еще пример: странной может показаться связь между триплетностью (трехцветностью) кварка и христианским символом Троицы. Однако автор находит библейские свидетельства, подтверждающие, что небесная ангельская иерархия описывается теми же принципами симметрии и корреляции, что и объекты микромира, которые столь же невидимы (идеальны), как и небесные сущности. Например, библейская и святоотеческая систематизация ангельских чинов четко коррелирует с теорией чисел (например, числами Фибоначчи).

Описание идеального мира позволяет дать ответы на метафизические вопросы, перед которыми отступают позитивистски настроенные ученые. Например, существовал ли мир до сингулярности Большого взрыва? Идея Большого взрыва современной космологии вовсе не противоречит библейским представлениям о творении мира из ничего, а возникновение мира из ничего не находится в противоречии ни с одним из физических законов сохранения. Однако физик С.Вайнберг считает: "Само время до этого момента не имеет смысла". В самом деле, Большой взрыв означает, что Вселенная возникла из точечного ("сингулярного") состояния, в котором не могла существовать классическая пространственно-временная структура, так что в нем понятия "до" и "после" теряют смысл в нашем обычном понимании. Но в мнимом времени нет ни сингулярностей, ни границ, и, следовательно, до Большого взрыва Вселенная могла существовать во времени. В мире, рассматриваемом как идеальная сущность, открываются неведомые ранее взаимосвязи, сближающие друг с другом живую и неживую природу (через общую симметрию "золотого сечения"), прошлое и будущее (новый взгляд на "стрелу времени"), принципы физики и принципы иконописи, опыт естествознания и опыт исихазма.

В популярном жанре автор сумел выразить оригинальные, новые идеи о предмете, весьма трудном для чисто рассудочного научного анализа. Поэтому-то он использует и сочинения отцов Церкви, и свидетельства монахов, и прозрения иконописцев.

Книгу С.Ю.Поройкова с удовольствием прочтет не только ученый, но и священник. Этого мало, вследствие доступности и ясности изложения читателем этой книги может стать каждый, кого интересует вопрос: что есть религия в свете нашего разума?

В.Д.Захаров, кандидат физ-мат. наук, доцент кафедры теоретической механики МГУП

 К читателям

Когда современный человек переступает порог христианского храма, для того чтобы навсегда обрести единение с Богом, он осознает необходимость сделать выбор. Как отнестись к тому опыту познания тварного мира, который он, человек, скопил к моменту своего обращения? Этот самый опыт может показаться для нас тяжелой и ненужной сумой, которая не понадобится нам на открывающемся пред нами новом поприще и будет, являясь тяжелым бременем, лишь замедлять наше движение к Богу. Но может оказаться, что это -- ценная ноша, и отказ от нее -- "безумие пред очами Божиими". Каждый должен трезво оценить опыт своих прежних исканий и либо расстаться с ним, либо опереться на него, как на путевой посох.

По всей видимости, рано или поздно такой выбор делает всякий христианин. Для тех же, кто принадлежит к числу творческих натур, в той или иной степени реализовавших себя в искусстве или науке, такой выбор имеет принципиальное значение. В любой религиозно-философской системе наука, в современном ее понимании, занимает определенное место -- она, прежде всего, инструмент познания видимого и невидимого мира. Поэтому для человека, который избрал "от юности" путь научного проникновения в тайны мироздания и именно на этом пути как "ветхий Савл" был ослеплен Божественным светом, методология современной математики, открытия физики или биологии представляются ценным подспорьем в его служении Богу.

Именно поэтому книга С.Ю.Поройкова, специалиста в области физики, представляет особый интерес как опыт усвоения достижений и открытий современной науки в свете христианского в'едения.

Как соотносятся положения современной теоретической физики или генетики с библейскими текстами? Почему современные представления о геометрии пространства самым активным образом использовались уже иконописцами древней Византии? В какой мере нынешние научные взгляды на устройство Вселенной соответствуют святоотеческому учению? На эти и многие другие вопросы ищет ответа автор. Читателю же остается лишь решать, насколько выводы автора убедительны, как и в какой степени они иллюстрируют отдельные положения православного вероучения.

Представленный на страницах книги материал имеет для читателя-христианина и определенную апологетическую ценность. И дело здесь не в примирении "науки и религии", а в указании на неустареваемость и актуальность христианского учения не только в морально-этическом, но и в гносеологическом отношении.

Для автора огромный интерес представляют особо трудные для рационального понимания места Ветхого Завета и Откровения Иоанна Богослова. Библейские символы часто представляются ему ключом для понимания того, как исторические явления соотносятся с тем, что не укладывается на временн'ой координате. Телеологический подход к научному объяснению Божественного акта миротворения, исключающий случайное стечение обстоятельств в качестве его фактора, подтверждается на страницах книги моделью, развитой на основе научной концепции, основанной родоначальником теории относительности.

К работе автора, вынесенной на суд читателей, не следует относиться как к попытке всеобъемлющего объяснения "тайн мироздания". Скорее, это перечень тем, иллюстрирующих определенную параллель между естественно-научными и религиозно-аскетическими путями познания и предназначенных для дальнейшего пристального изучения "феномена человека".

Смеем надеяться на то, что книга Сергея Поройкова заставит многих ее читателей не только задуматься над затронутыми в ней вопросами, но и с восхищением прославить Творца видимого и невидимого мира.

Протоиерей Борис (Даниленко), доктор богословия, директор Синодальной библиотеки Московского Патриархата, настоятель Патриаршего подворья в Андреевском монастыре

 Введение

Развитие науки и технологий за последнее столетие кардинально изменило наши представления о природе физической реальности. Одной из причин трансформации представлений о структуре реальности явилась смена парадигмы пространственно-временных отношений между материальными объектами. В качестве основных вех на пути построения современной физической картины мира можно выделить такие фундаментальные достижения, как неевклидова геометрия, теория относительности Эйнштейна, квантовая физика, концепция многомерного пространства-времени, технологический прорыв в областях микро- и астрофизики.

Достижения теории относительности и квантовой механики привели к формированию нового в'идения мира, в котором вещество перестало играть главенствующую роль. На первый план вышли принципы симметрии, позволяющие с максимальной простотой и изяществом предложить подходы к объединению взаимодействий (полей), описать строение микромира. На основе принципов симметрии разработаны теории, в которых на самом высоком уровне обобщения на первый план выходят фундаментальные структуры, лежащие в основе физических соотношений между физическими системами, так что само понятие пространства возникает как выводимая категория.

В последние десятилетия развиваются представления о том, что в основе устройства Вселенной лежат некоторые объективно существующие структуры, кодирующие саму реальность. Вселенная же представляет собой своего рода реализацию (материализацию) этих первичных структур.

Достижения современной теоретической и экспериментальной физики позволили сформировать адекватные представления о строении реальности от масштабов микромира до размера Вселенной. Вместе с тем расширение горизонтов научного познания поставило ряд проблем, на которые только предстоит найти ответ. Среди актуальных вопросов можно выделить обнаруженное ускоренное разбегание вещества Вселенной.

Появление квантовой физики поставило под вопрос само понятие "объективной реальности". Невозможность судить о свойствах микрообъектов до измерения их параметров предполагает введение наблюдателя в саму ткань физической реальности. Тем самым квантовая реальность зависит от наблюдающего сознания (философски выражаясь, сознание определяет бытие). Квантово-механический вероятностный подход не согласуется с привычным детерминизмом классической физики. Между тем отказ от неизбежности причинно-следственных связей вполне соответствует христианской концепции свободы воли. Неудивительно, что, по мнению многих ученых, создание квантовой теории явилось крупным шагом науки навстречу религии в вопросе о природе реальности.

Продолжается разработка теории, позволяющей объяснить все известные виды взаимодействий (полей). Отметим, что подобную модель не удается построить в рамках классических представлений о пространстве-времени. Одной из особенностей существующих в настоящее время теорий, в принципе позволяющих описать все виды взаимодействий, оказалась их многомерность. При этом ряд многомерных теорий наряду с действительными пространственно-временными измерениями оперирует с мнимыми пространственными координатами. В то же время физическая интерпретация мнимых параметров, включая мнимое пространство-время, в большинстве случаев все еще остается весьма проблематичной.

Между тем в рамках современной теоретической физики за пределами классического пространства-времени может быть описана особая реальность, подчиняющаяся своим законам и своей особой логике. Учет дополнительных мнимых измерений в известных физико-математических моделях, как оказалось, позволяет по-новому взглянуть на такие фундаментальные вопросы, как образование Вселенной, появление и эволюция жизни на Земле.

Признание наукой дополнительных измерений не просто как удобной абстрактной модели, а как особой объективной реальности может иметь последствия, выходящие за рамки сугубо научного мировоззрения. Последнее способно привести к философскому переосмыслению самих основ сложившегося за последние столетия материалистического мировоззрения.

В частности, это позволит сблизить позиции науки и религии по целому ряду направлений, в первую очередь, по вопросу существования не только материального мира, но и мира "невидимого".

Следует признать, что мировые религии, основывающиеся на богооткровенных истинах, в отличие от научных представлений не испытывали многократных смен парадигм. За двухтысячелетнюю историю христианства остались незыблемыми представления о существовании иного мира, о Боге -- первопричине и Творце всего сущего. Более того, ежегодно около десяти миллионов человек испытывают так называемые околосмертные переживания, с удивительной точностью подтверждающие друг друга и соответствующие религиозным представлениям о существовании иной реальности.

В вопросе сближения науки и религии по целому ряду направлений достигнут серьезный прорыв. В настоящее время уже никого не удивляет тот факт, что многие феномены, связанные с христианскими святынями, привлекают к себе пристальное внимание ученых. Длительное время с применением самых передовых технологий проводятся исследования Плащаницы. Предпринимаются попытки дать научное объяснение многочисленным фактам мироточения икон, проявлению изображения икон на стекле киота, ежегодному схождению на Пасху Благодатного Огня у Гроба Господня в Иерусалиме, многим другим явлениям.

Современные научные концепции, типа теории "Большого взрыва", не противоречат Писанию в вопросах рождения мироздания. Палентологические исследования показывают, что последовательность эволюционного развития биологических форм жизни на Земле соответствует библейским дням (иомам) творения. Все большее число сторонников как в научных, так и в религиозных кругах приобретает антропный принцип, свидетельствующий о "настроенности" фундаментальных физических констант, самой размерности пространства-времени на возникновение в процессе эволюции Вселенной разумной формы жизни и появление человека.

Можно констатировать тот факт, что ответы на ряд трудноразрешимых проблем естествознания порой оказываются на стыке науки и религии. При этом непротиворечивость научных концепций по отношению к Писанию может быть рассмотрена как один из критериев их истинности.

Все более отчетливо просматривается тенденция к сближению по целому ряду направлений позиций научного мировоззрения и христианского догматического богословия. Можно надеяться, что дальнейшее движение в данном направлении приведет к обогащению культурного наследия человечества.

Автор выражает глубокую признательность рецензентам: профессору МГУ Ю.С.Владимирову, доценту МГУП В.Д.Захарову, иерею Николаю Аникееву, а также доценту РУДН В.В.Кассандрову и протоиерею Борису (Даниленко) за интерес к работе и полезные замечания. Автор также выражает благодарность Е.В.Поройковой и Т.М.Ильясовой за содействие в написании настоящей работы.


 Об авторе

Сергей Юрьевич Поройков (род. в 1964 г.) окончил в 1988 году физический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. По окончании был распределен на физический факультет МГУ для работы на кафедре общей физики и молекулярной электроники.

В 1994 году защитил кандидатскую диссертацию по теме: "Влияние внешних поверхностных воздействий на фазовый переход полупроводник-металл в пленках диоксида ванадия". Научную работу продолжил в Научно-исследовательском институте ядерной физики МГУ им. М.В.Ломоносова (НИИЯФ МГУ) в должности старшего научного сотрудника.

С.Ю.Поройков является автором 18 публикаций, а также книги "Неизвестный Пушкин. Философия писателя в сфере раннехристианского наследия" (2002).

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце