URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Бондаренко И.А. Андрей Владимирович Иконников. Полвека служения архитектуре
Id: 37060
 
1539 руб.

Андрей Владимирович Иконников. Полвека служения архитектуре

URSS. 2007. 312 с. Твердый переплет. ISBN 978-5-382-00085-5.

 Аннотация

Эта монография посвящена Андрею Владимировичу Иконникову - выдающемуся деятелю архитектурной науки, доктору архитектуры, лауреату двух Государственных премий, обладателю многих почетных званий и наград, отечественных и международных.

В ней публикуются некоторые авторские тексты из архива ученого, полный перечень его научных работ, показаны его архитектурные проекты, приведены биографические сведения; большой раздел отведен воспоминаниям о нем друзей и коллег.

Книга богато иллюстрирована рисунками А.В.Иконникова.

Предназначается для архитекторов и искусствоведов.


 Оглавление

Служение архитектуре. А.П.Кудрявцев
Творческое наследие классика. В.Л.Хайт

А.В.Иконников"Вне научно-творческой деятельности себя просто не мыслю". Авторские статьи, записи, проекты  

Доменико Жилярди, мастер московского классицизма
Утопическая мысль и становление конструктивизма
Памятные мысли и записи
Проект сооружений Волго-Балтийского водного пути
Серия типовых проектов крупноэлементных жилых зданий (1--439--Я)
"Кинетическая система расселения". Поисковый (концептуальный) проект
Мемориальный комплекс "Катынский лес". Конкурсный проект
Планировка и застройка Боровицкой площади в Москве. Конкурсный проект (второй тур) РААСН

Воспоминания коллег и друзей  

Ю.П.Гнедовский. А.В.Иконников -- крупная творческая личность
С.О. Хан-Магомедов. Феномен Иконникова
И.А.Бондаренко. Лидер нашей профессии
Ю.И.Курбатов. Высочайший профессионал
Д.О.Швидковский. Зодчий здания архитектуры
Г.В.Есаулов. Систематик архитектуры
А.С.Щенков. Ученый-энциклопедист
Д.С.Солопов. Он -- замечательный архитектор
А.А.Скокан. Коллега и учитель
А.Ф.Крашенинников. Энергичный и деловой руководитель
Г.П.Степанов. Общение с ним было интересным и полезным
И.И.Терехова. А.В.Иконников в МГУ им.М.В.Ломоносова
Э.Т.Юркина. А.В.Иконников -- педагог
Ю.Б.Тупталов. Он обладал потрясающим чувством команды
И.В.Кириленко. Проводник в мире архитектуры
С.В.Потапов. Графическое наследие А.В.Иконникова
Д.Е.Фесенко. А.В.Иконников как фотограф архитектуры
О.Д.Белова. Он всегда защищал и отстаивал интересы архитектуры
Е.И.Зверьков. Я нашел в нем союзника
А.И.Манина. О моем друге
Джованна Латур. Caro amigo Andrey
К.К.Литовченко. Эти незабываемые студенческие годы...
Р.П.Костылев, Г.Ф.Пересторонина. Андрей Иконников -- студент
Мария Кудрявцева. Дедуся

Справочно-биографические сведения  

Curriculum vitae
Основные темы научных исследований
Публикации
Отзывы на книги А.В.Иконникова, отмеченные наградами
Список проектов
Доклады, выступления, сообщения, лекции, тематические вечера
Список аспирантов А.В.Иконникова
Зарубежные поездки
Ученые и почетные звания, награды, дипломы и грамоты
Публикации, посвященные А.В.Иконникову и его работам
Именной указатель
Список рисунков А.В.Иконникова
Информация. Иконниковские чтения в РААСН 
 Стипендии и дипломы имени А.В.Иконникова

 Служение архитектуре


А.П.Кудрявцев, президент РААСН, президент МАРХИ

Андрей Владимирович Иконников -- выдающийся отечественный архитектор, блестящий ученый, педагог, был очень скромным человеком, которого никогда не интересовали мирские дела. Его главным свойством была цельность натуры, искреннее и в чем-то даже безнадежное служение делу архитектуры. Эти качества проявлялись во всем -- от творческой работы до работы организаторской. Его служение делу -- пример для архитекторов.

Один из образов Андрея Владимировича -- образ странника. Всем известна фотография, на которой он с фотоаппаратом, в джинсах, кроссовках, и совершенно невозможно вспомнить его в парадном костюме. Он всегда был независим, свободен от стереотипов, готов идти дальше, узнавать, переживать и снова идти вперед.

А.В.Иконников, наш современник, коллега, единомышленник, друг, и А.В.Иконников, вклад которого в культуру и профессию принадлежит истории, -- явления по сути неразрывные, но существующие в разных ипостасях.

Впервые я увидел Андрея Иконникова в Ленинграде в 1958 году, когда он выступал в Академии художеств на Международной конференции студентов-архитекторов, которая предшествовала V конгрессу Международного союза архитекторов. Мы, аспиранты Академии, слушали его выступление о современной западной архитектуре, затаив дыхание. Он обратил на себя внимание нестандартным, даже уникальным для того времени взглядом на архитектуру как модель мира, как явление космогонического порядка. Среди участников конференции были европейцы, американцы, японцы, для нас они являлись пришельцами из другого мира, для Андрея Владимировича -- коллегами, партнерами. Международная конференция, Всемирный фестиваль молодежи и студентов, V конгресс Международного союза архитекторов в Москве, тема которого -- восстановление и реконструкция городов, -- это были звенья одной цепи, отражающие общую тенденцию встраивания профессии в мировой контекст. И вся последующая жизнь А.Иконникова, можно сказать, была посвящена интеграции отечественного зодчества во всемирную архитектуру.

Профессиональное уважение и авторитет пришли к Андрею Владимировичу в 1960Не годы с появлением его многочисленных публикаций и затем книг о зодчестве Великобритании, Швеции, Финляндии, Соединенных Штатов. Позднее вышла знаменитая pocket-book "Зарубежная архитектура: от "новой" архитектуры до постмодернизма". Вообще 1960Не -- это было открытие мира, архитектурного в том числе, и А.Иконникову здесь была отведена выдающаяся просветительская роль. Характерно, что все эти работы были написаны без восторженного придыхания и удивления, естественного для советского человека. Тогда же сложились критерии оценки архитектуры, общая мерка, позволившая определить место советского зодчества, увидеть наши промахи и достижения.

Мы узнавали о мире, читая книги А.В.Иконникова. Они появились в 60Не годы сразу у всех архитекторов. В результате мы становились более информированными, знакомясь с зарубежным опытом, получали больше знаний, вслед за которыми происходило и осмысление главных на то время проблем профессии. Тогда архитекторы обычно отторгали аналитическую сторону книг по новейшей, современной архитектуре, воспринимались только картинки, поскольку тексты априори несли критику опыта стран капитализма.

Книги А.В.Иконникова читать было интересно, в них всегда были слова правды. В его работах отражалась его личность, обаяние личности, величие служения профессии.

В конце 1960Нх на гребне футурологической волны по инициативе А.В.Иконникова объединились три творческих коллектива, занятых разработкой темы "Город будущего". Тем фактом, что это научно-экспериментальное направление состоялось, мы обязаны Андрею Владимировичу. Для него не существовало личных пристрастий -- он всегда защищал идею, направление, способное внести позитивный вклад в движение советской архитектуры. Не случайно в этой творческой триаде он являлся самостоятельным автором, наравне с другими, не стремясь к монополизму.

Все последние годы А.В.Иконников посвятил становлению Российской академии архитектуры и строительных наук. Он был абсолютно свободен от формальностей и условностей. Андрею Владимировичу было присуще не просто чувство новизны, но состоятельности этой новизны, ощущение пространственно-временного континуума, встроенности зодчества в эту мировую целостность, -- быть может, потому, что он как профессионал сложился в Санкт-Петербурге, где традиция высокой архитектуры особенно устойчива. В связи с этим его роль в основании и профессионально-идеологическом обеспечении центра архитектуры -- третьей Академии, была исторически предопределена.

Мало таких людей, которые, как А.В.Иконников, были властителями дум и мыслей наших зодчих За рубежом его тоже знали и уважали, его научный авторитет был очень высок. Я бы не назвал его исчисляемые сотнями научные работы произведениями теории и истории архитектуры, скорее, это размышления об архитектуре как о высоком искусстве. Последний период жизни Андрея Владимировича характеризовался особой интенсивностью -- подряд вышли его монографии "Тысяча лет русской архитектуры", отмеченная Государственной премией Российской Федерации и золотой медалью Академии художеств, "Историзм в архитектуре", "Утопическое мышление и архитектура", "Архитектура и градостроительство. Энциклопедия", двухтомная "Архитектура XX века. Утопии и реальность". Думаю, что последним двум трудам суждено стать апофеозом его творчества.

В 1999 году в Пекине на Конгрессе МСА весь архитектурный мир подводит итоги самого поучительного в истории человечества XX века, пытается заглянуть в будущее тысячелетие. Андрей Владимирович выступает в десятитысячной аудитории, в ряду выдающихся мастеров -- звезд, и, я бы сказал, бесстрашно -- ведь дело происходит в социалистической стране -- и основательно анализирует взлеты и падения современного ему искусства архитектуры, предостерегает от увлечения идеологическими мифами, на горьком опыте своей страны убеждает мир в пагубности воздействия на зодчество тоталитаризма, утопического мышления. Мне кажется, что это был одновременно и научный доклад, и человеческая исповедь, теперь я думаю -- завещание...

Профессиональное мнение Андрея Владимировича Иконникова всегда было основано на колоссальном знании и исключительном моральном авторитете. Поразительно, но я не знаю случая его компромисса с власть предержащими. Ему всегда удавалось сохранять независимость объективного суждения и удивительную моральную устойчивость. Возможно, потому, что главным в его жизни было служение АРХИТЕКТУРЕ.


 Творческое наследие классика


В.Л.Хайт, доктор искусствоведения, профессор, вице-президент РААСН

Мне посчастливилось писать статьи об Андрее Владимировиче Иконникове к его 60-летию, когда он был, если еще не в опале, но почти не у дел; к 70-летию, когда он был на вершине своей научной и административной карьеры; выступал на его 75-летии, не раз рецензировал его работы, писал и говорил о нем и не думал, что будет так трудно писать, пытаясь подвести хотя бы первые итоги этой удивительной по своей целеустремленности, серьезности и продуктивности жизни.

В жизни и работе Андрея Владимировича Иконникова (думается, как фактически в любой жизни человека талантливого, глубокого с непростым характером, -- а где характеры простые, особенно у непростых людей?!) были трудности объективные, отражавшие время, в котором он жил, и субъективные, связанные с особенностями его личности, его отношением к окружающим и с взаимоотношениями с ними. Но в целом его служебная и научная карьера развивалась успешно и последовательно.

Андрей Владимирович родился в Нижнем Новгороде, но его человеческое и профессиональное воспитание связано с Ленинградом. Он учился в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им.И.Е.Репина, возможно, лучшем художественном вузе страны. Успешно начал проектную деятельность, рано начал преподавать и, главное, заниматься наукой и писать. Самостоятельно овладев иностранными языками, стал одним из пионеров изучения современного зарубежного зодчества. Часто, что в те годы было счастливым исключением, выезжал за границу, дополняя и окрашивая добытую из литературы информацию личными впечатлениями, иллюстрируя свои книги и статьи собственными фотографиями.

Его кандидатская диссертация была посвящена планировке сел русского севера, но его особый интерес привлекли актуальные проблемы архитектуры, и он начинает увлеченно изучать современную зарубежную архитектуру.

Одна за другой выходят в свет и сразу же исчезают с прилавков его книги о зодчестве Великобритании, Финляндии, Швеции, Норвегии, США, Японии.

В 1963 году внимание читателей-профессионалов привлекла книга А.Иконникова (соавтор Г.Степанов) "Эстетика социалистического города", насыщенная точными и образными профессиональными анализами, содержала вполне практические рекомендации и знаменовала обращение уже достаточно известного ленинградского педагога и историка архитектуры к современной проблематике. Эти исследования стали основой его докторской диссертации (1965) на тему "Основные эстетические проблемы города" и были направлены на решение эстетических проблем массового строительства.

В 1966 году научный коллектив НИИ теории, истории и перспективных проблем советской архитектуры предложил назначить молодого ученого директором Института, и всего в 40 лет Андрей Владимирович возглавил подлинный центр историко-архитектурной и архитектурно-теоретической науки.

Иконников добился существенного повышения научного уровня работ института, соединения фундаментальных исследований с разработкой актуальных проблем и перспектив развития архитектуры и градостроительства. Превратив институт в один из центров архитектурной футурологии, подняв авторитет института, он освободил его от конъюнктурности. И до конца своей жизни Андрей Владимирович был связан с ним.

Он был одним из авторов и руководителей подготовки "Всеобщей истории архитектуры" в 12 томах, а его объемная вводная статья к тому "Архитектура капиталистических стран XX века" стала капитальным исследованием ее становления, достижений и противоречий и легла в основу монографии "Зарубежная архитектура: от "новой" архитектуры до постмодернизма" (1982). В эти годы его внимание привлекают фундаментальные проблемы функции, пространства, среды, образа и формы в архитектуре в их взаимообусловленности и взаимодействии. Разработке этих проблем он посвятил серию монографий, вышедших в свет в 1980Не годы.

При всем разнообразии научных и творческих интересов А.Иконникова есть тема, которой он занимался постоянно, -- это проблема художественного образа, выразительности архитектуры, закономерности построения архитектурной композиции, -- всего того, что делает архитектуру средством утверждения идей, воспитания личности. Ученый всегда стремился говорить об архитектуре с позиции высокой эстетики, особенно принципиальны в этом отношении его книги "Художественный язык архитектуры" и "Искусство, среда, время".

Иконников -- яркий и остро видящий исследователь-теоретик, обращается и к проектной деятельности, к поисковому проектированию. В конце 60Нх годов он вместе с К.Пчельниковым выдвинул крупномасштабную концепцию "кинетической системы расселения", охватывающей всю территорию Советского Союза. Авторы концепции заявляли о том, что переход к новому качеству должен совершаться в существующей системе поселений и что памятники культуры должны при этом бережно сохраняться.

А.Иконников с присущим ему темпераментом ученого и публициста отстаивает средовой подход к проектированию, раскрывает задачи и опыт эстетизации и гуманизации среды. Иконников изучает среду на всех уровнях: расселение, город, функции и структуры его центра, жилых комплексов и архитектурных доминант. В его работах все большее внимание уделяется проблемам взаимодействия архитектуры с дизайном, изобразительным искусством.

Есть еще одна волнующая его тема -- Москва, ее прошлое, настоящее и будущее. Своими книгами и статьями он борется за то, чтобы она стала действительно самым благоустроенным и красивым городом мира.

В ходе исследования теоретических проблем архитектуры он почувствовал необходимость углубления в историю. Он пишет монографию "Тысяча лет русской архитектуры. Развитие традиций" (1990), а позже пишет очень важную для него и оказавшуюся необходимой для современного зодчества России статью "О русском в русской архитектуре". Он осознавал целостность мирового архитектурного процесса, но одновременно был убежден в глубокой этнокультурной самобытности русского зодчества.

Изучая архитектуру как деятельность, А.В.Иконников много лет занимался проблемой формирования и видоизменения архитектурного сознания. Именно поэтому он кропотливо исследовал социальные утопии, их воздействие на профессиональное мышление и на творческую практику архитекторов, в особенности в периоды становления и кризисов. Его многолетние исследования современного архитектурного процесса за рубежом заметно расширили культурный и профессиональный кругозор отечественных практиков и исследователей. Значительными событиями были публикации по его инициативе работ Кендзо Танге и Кевина Линча.

В начале 1988 года А.В.Иконников возвращается в преобразованный ВНИИ теории архитектуры и градостроительства в качестве заместителя директора по научной работе. Он сделал очень много для становления института, но вскоре принял решение сконцентрироваться на научных исследованиях.

В 1991 году Иконников включается в подготовку создания Московского отделения Международной академии архитектуры, а затем вместе с А.Г.Рочеговым работает над созданием Российской академии архитектуры и строительных наук, и на первой сессии Общего собрания Академии в 1994 году был избран вице-президентом.

К своим административно-общественным обязанностям он относился не просто ответственно, но с полной отдачей: трудился над планами научно-исследовательских работ, просматривал научные отчеты, редактировал академические издания, готовил и проводил совещания, выступал, писал доклады, справки, деловые письма, служебные записки.

И в то же время ни на один день не прекращал собственных научных исследований, читал, переводил, фотографировал, уточнял источники и ссылки, писал статьи и книги. Он занимался и проектной работой, участвуя в конкурсах; ему поручались ответственнейшие экспертизы. Он был членом комиссии по художественному убранству воссоздаваемого храма Христа Спасителя. Одновременно он оставался одним из ведущих научных сотрудников своего НИИ теории архитектуры и градостроительства, членом Ученого и Диссертационного советов института. Думается, что этот период был самым значительным в его биографии архитектора, ученого и организатора, и он был достойно увенчан его докладом на пленарном заседании юбилейного XX конгресса Международного союза архитекторов в Пекине летом 1999 года.

Он был удостоен высших государственных, профессиональных и церковных наград и премий, пользовался исключительным уважением и авторитетом в кругах историков, архитекторов-практиков и представителей власти.

В его служебной карьере были неудачи и спады, но, главное, в его научной деятельности не было простоев и перерывов. Он написал -- нет, создал! -- целую библиотеку трудов по истории российского и мирового зодчества, по теории архитектуры, дизайна, средоформирования. Но вот личная трагедия успешного человека и ученого: наиболее фундаментальные его труды вышли, выходят, и, надеюсь, будут выходить еще долго после его кончины. Сказанное не нужно абсолютизировать: при его жизни вышли поистине новаторские, сразу ставшие классическими и удостоенные высших премий монографии "Тысяча лет русской архитектуры. Развитие традиций" и "Историзм в архитектуре". Если в 1950--1970Не годы он был исследователем и сторонником современного движения в архитектуре, наиболее глубокие его открытия связаны с изучением другого -- историцистского направления в архитектуре XX века, его истоков и перспектив. Его капитальная монография "Историзм в архитектуре" (1997), в основу которой легла книга "Архитектура и история" (1993), стала подлинно новаторским исследованием этой проблемы.

"Посмертная библиография" А.В.Иконникова поистине капитальна: "Архитектура и градостроительство. Энциклопедия" (2001), где помимо концепции построения, направленности, составления, требовательного редактирования он написал третью часть статей; возможно, главная книга его жизни -- двухтомник "Архитектура XX века. Утопии и реальность" (2002), безусловно, представляющий новый этап в историографии современного мирового зодчества и едва ли не впервые показывающий в обобщающем труде российскую и советскую архитектуру как неотъемлемую и важную составляющую мирового архитектурного процесса.

В монографии "Утопическое мышление и архитектура" (2004), возможно, наиболее фундаментальной среди работ А.В.Иконникова, он последовательно прослеживает историю утопий и развивает важнейшую тему (проблему) двухтомника, названную в его подзаголовке, -- роль и значимость утопии (социальной, техницистской, эстетической) и утопического сознания в целом в формировании профессионального мышления архитекторов, самого содержания, направленности и методологии архитектурного проектирования. Естественно, наибольшее внимание уделено утопической основе мировоззренческой доктрины современного движения в архитектуре и внутренне (а в 1920Не -- в начале 1930Нх гг. и организационно) связанного с ним советского конструктивизма. Эта книга абсолютно завершена по смыслу и по композиции и внутренне цельна. Ее чтение -- это труд увлекательный, возвышающий. Нет сомнения, что эта монография войдет в классику архитектурной литературы. Очень желательно, чтобы она была переведена на иностранные языки, -- тогда, я надеюсь, зарубежные читатели смогли бы оценить роль и значимость ныне почти не известных им трудов А.В.Иконникова. Его капитальные монографии обогащают не только архитектурную литературу, но и культурное наследие профессии, страны и всего человечества.

Весь научный путь Андрея Владимировича был трудным поиском истины. Обычно ученый переходит или старается переходить от тенденциозности к объективности, и этот путь от информации к обобщению и анализу, а затем к глубокому теоретическому осмыслению архитектурного процесса прошел А.В.Иконников.

Хочется отметить несколько особенностей его работы и его личности.

1. Он был выдающимся ученым и сумел сохранить в себе профессионального архитектора. Он глубоко вникал во все тонкости проектов и строительства, выявляя их художественно-образное начало. Многие архитекторы Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и других городов обязаны ему известностью, да и самой возможностью самостоятельного творчества. Особое значение имеет работа Иконникова по организации охраны памятников архитектуры и теоретическому обоснованию совмещения исторической и новой застройки.

2. Поражала его эрудиция. Он знал литературу, философию, живопись и ее историю, но все его знания были ориентированы на дело его жизни -- на историю и теорию архитектуры. Он знал и любил книгу и, прежде всего, архитектурную книгу, не мог пройти мимо книжного магазина и развала, постоянно собирал и покупал книги.

А.В.Иконников любил и до последних дней изучал архитектуру как архитектор-профессионал -- в натуре, в ходе бесчисленных поездок в разные концы света. Он непросто объездил всю Россию, все республики бывшего Советского Союза, почти все страны Европы, США, многие страны Азии, Латинской Америки, он изучал в натуре здания, сооружения, архитектурные ансамбли, знакомился с проектами, беседовал с архитекторами, строителями, критиками, государственными и общественными деятелями; прочел едва ли не всю доступную ему литературу. И писал обо всем увиденном и передуманном, о городах и мастерах архитектуры, об архитектурных памятниках и современных постройках, в чем ему помогало профессиональное владение фотокамерой.

С ним было необыкновенно интересно и полезно путешествовать. Он готовился к каждой поездке как к научной экспедиции, изучал по литературе памятники архитектуры и новые произведения зодчества, их размещение, прорабатывал маршруты осмотра. Я храню его кроки маршрутов по центральной части Рима, вспоминаю его рекомендации по осмотру древностей. Не менее интересны были беседы с ним, его рассказы о событиях, о людях, с которыми он общался, о городах и странах, где он бывал.

3. Особенностью научной и публицистической деятельности А.В.Иконникова был исключительный профессионализм. Это качество проявлялось не только в глубине исследования объекта, в четкости формулировок, точности ссылок, но и в странной для человека его научного, да и должностного авторитета ответственности и исполнительности в соблюдении оговоренных объемов и сроков. И таким он оставался до последних дней.

Весной 2001 года мы с ним написали брошюру о 7Нй Международной архитектурной выставке в составе Венецианской биеннале 2000 года. Я подготовил и передал ему сложный и объемный материал, когда до сдачи в производство оставались буквально часы. Но Андрей Владимирович не возмущался, а четко и оперативно провел огромную и содержательную компоновочную и редакторскую работу, придал брошюре цельность, усилил направленность выводов и рекомендаций.

В его понимание профессионализма входили оформление и сама конструкция архитектурной книги. Почти все свои публикации он иллюстрировал собственными фотографиями, и он имел на это право, став мастером архитектурной и художественной фотографии. Он автор не только фундаментальных исследований, но и учебников, путеводителей, каталогов выставок.

Невозможно переоценить деятельность А.В.Иконникова по осмыслению культурных и эстетических ценностей архитектурного наследия, его охране, реставрации и использованию в современном городе.

Нельзя не отметить и педагогическую деятельность Андрея Владимировича, воспитавшего много студентов, аспирантов и докторов наук. Его творческий темперамент проявлялся не только в академических формах, но и в непосредственном живом общении. Несколько лет подряд он вел в Доме архитекторов цикл "Диалоги", в котором знакомил коллег с произведениями и авторами тогдашнего художественного андеграунда.

Андрей Владимирович Иконников -- архитектор, историк и теоретик, в равной степени достиг значительных результатов и в научных изысканиях, и в публицистике, и в реальном и концептуальном проектировании. Он добился очень многого: проекты, целая библиотека книг и статей, когорта учеников, безусловный научный авторитет в стране и далеко за ее пределами.

Андрей Владимирович Иконников ушел из жизни внезапно, на полном ходу, оставив незавершенными массу научных разработок, замыслов, больших дел в Академии. Ушел лидер архитектурной науки. Его утрата невосполнима. Но нам осталось его огромное научное наследие и творческие проекты. Наша задача -- издать еще не опубликованные его работы и реализовать задуманные им коллективные исследования.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце