Предлагаемая вниманию читателя книга посвящена изучению единиц устной русской речи. Целью работы является определение системно-структурного устройства речевой коммуникации, исследование типологических свойств конструктивно-синтаксических единиц как основных единиц коммуникации. Конструктивно-синтаксические единицы как наименьшие структурные единицы синтаксиса функционируют в речи самостоятельно или в составе более сложных построений. В своем текстовом воплощении они линейны, а в своем устройстве – многоаспектны. В связи с этим в работе выявляются наборы дифференциальных признаков исследуемых единиц в структурно-семантическом, логико-семантическом и функционально-коммуникативном аспектах. Нами предпринята попытка проанализировать конструктивно-синтаксические единицы как парадигматически (выявление внутренних связей с инвариантной системой языка), так и синтагматически (анализ их системного взаимодействия с учетом речевых факторов). Проводимое комплексное изучение на основе парадигматико-синтагматического подхода предусматривает постановку следующих задач: 1) структурно-семантическая типология изучаемых единиц на основе наборов их дифференциальных признаков, 2) исследование конструктивно-синтаксических единиц в системе единиц речевой коммуникации, 3) определение системного взаимодействия этих единиц и закономерностей функционирования в разных типах устного дискурса, 4) определение характеристик рассмотренных типов устного дискурса с точки зрения распределения в них речевых единиц (своеобразные "векторы" дискурса). В работе разрабатывается типология синтаксических единиц устной русской речи на основе комплексного рассмотрения их языковой природы и речевых характеристик: пять основных единиц (типичная предикативная, структурно модифицированная предикативная, функционально-семантически модифицированная предикативная, предикативно-релятивная, релятивная) и три вспомогательных (дискурсив, диалогический повтор, звуковой жест). При этом учитывается предикативность/непредикативность единиц, их автосемантичность/синсемантичность, модусная и/или диктумная составляющая, соответствие/несоответствие грамматической модели предложения, фактуальная/коммуникативная информация, функциональная направленность. В результате анализа выстраивается общая система единиц речевой коммуникации по трем зонам (коммуникативно-информативная, коммуникативно-регулятивная, дискурсивно-структурирующая) и двум пространствам их наложения. Мы исходим из того, что исследование конструктивно-синтаксических единиц устной речи не может быть результативным без обсуждения дискуссионных вопросов теории предложения-высказывания и анализа современного состояния изучения специфических коммуникативных единиц, порождаемых устной формой и диалогическим видом речи (первая глава). На данном теоретическом фундаменте разрабатываются разноуровневые классификации основных единиц речевой коммуникации: первого уровня – разграничение единиц предложенческого и непредложенческого характера, второго уровня – выделение пяти типов конструктивно-синтаксических единиц (вторая глава). В третьей главе рассмотрены вспомогательные единицы речевой коммуникации, в отличие от конструктивно-синтаксических являющиеся факультативными для синтаксиса устной речи, и в результате представлена общая система единиц речевой коммуникации. В четвертой главе изучается коммуникативный потенциал и индекс разнообразия исследуемых единиц в трех типах устного дискурса. Заключение содержит выводы о системном взаимодействии изучаемых единиц и о структурно-семантической организации речевой коммуникации в целом. Материалом исследования послужила устно продуцируемая речь. Собственные магнитофонные и ручные записи (производились автором в период с 1997 по 2005 гг.): Магнитофонные записи разговорной и научной речи, хранящиеся на кафедре русского языка и речевой коммуникации Саратовского университета – Фонд СГУ (ФСГУ). Опубликованные материалы устной речи: Свой скромный труд автор посвящает памяти Учителей: профессора Галины Георгиевны Полищук, которая заложила основы лингвистической деятельности автора, и профессора Василия Семеновича Юрченко, чья оригинальная лингвофилософская теория стимулировала рождение концепции нашего исследования. Слова искренней признательности автор адресует выдающемуся ученому профессору Ольге Борисовне Сиротининой, а также рецензентам монографии: заведующей кафедрой русского языка и речевой коммуникации Саратовского университета Маргарите Анатольевне Кормилицыной и заведующей кафедрой русского языка и методики начального обучения Таганрогского педагогического института Галине Геннадиевне Инфантовой. Автор будет благодарен за высказанные пожелания и замечания, которые можно отправлять по адресу: svandreeva@rambler.ru. Светлана Владимировна Андреева Кандидат филологических наук, доцент. Окончила Саратовский государственный университет им.Н.Г.Чернышевского. В 1985 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему "Реализация семы вопросительности в русской разговорной речи". В течение 20 лет работает в Педагогическом институте СГУ. В 2006 г. защитила докторскую диссертацию на тему "Конструктивно-синтаксические единицы устной речи и их коммуникативный потенциал". Автор 59 опубликованных работ (в том числе в центральных лингвистических журналах "Вопросы языкознания", "Филологические науки"). В настоящее время заведует кафедрой русского языка и методики его преподавания в Педагогическом институте СГУ. Настоящая книга представляет собой оригинальную концепцию о системно-структурном устройстве устной речевой коммуникации. Полученные результаты создают фундамент нового направления синтаксиса – изучения не только отдельных синтаксических единиц, а всей реальной коммуникации как динамично меняющегося полевого устройства. |