URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Андреева С.В. Речевые единицы устной русской речи: система, зоны употребления, функции
Id: 37002
 
299 руб.

Речевые единицы устной русской речи: система, зоны употребления, функции. Изд.2

URSS. 2006. 192 с. Мягкая обложка. ISBN 5-484-00540-X.

 Аннотация

В монографии рассматриваются речевые единицы устной русской речи: их системность, зоны употребления, прагматическая направленность. Представлен многоаспектный анализ конструктивно-синтаксических единиц как основных единиц коммуникации: выявлены их интегральные и дифференциальные признаки, структурно-семантические и функционально-коммуникативные особенности, на основе чего дана новая классификация этих единиц. Определены закономерности функционирования речевых единиц в трех типах дискурса: разговорно-бытовом, массово-информационном и научном. Обсуждается ряд общих вопросов, связанных с системой основных и вспомогательных единиц речевой коммуникации. Полученные результаты создают фундамент нового направления синтаксиса --- изучения не только отдельных синтаксических единиц, а всей реальной коммуникации как динамично меняющегося полевого устройства.

Издание адресовано специалистам в области лингвистики --- преподавателям, аспирантам, студентам.


 Оглавление

Введение
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
 1.1.Исходные положения
  1.1.1.Понятия "язык" и "речь" применительно к синтаксису
  1.1.2.Предложение и высказывание
  1.1.3.Устная и письменная формы речи. Разновидности устной речи
 1.2.Дискуссионные вопросы теории предложения-высказывания
  1.2.1.Предложение и логическое суждение
  1.2.2.Предикация и предикативность
 1.3.Речевая коммуникация: фактуальная и коммуникативная информация
 1.4.Проблемные вопросы изучения специфических коммуникативных единиц диалога
  1.4.1.Современное состояние и перспективы изучения коммуникативов
  1.4.2.Современное состояние и перспективы изучения диалогического дискурсивного повтора
Глава 2. ОСНОВНЫЕ ЕДИНИЦЫ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ
 2.1.Типология конструктивно-синтаксических единиц речевой коммуникации
  2.1.1.Сопоставительный анализ речевых единиц предложенческого и непредложенческого типа (первый уровень классификации)
  2.1.2.Пять типов конструктивно-синтаксических единиц устной речи и их дифференциальные признаки (второй уровень классификации)
 2.2.Система конструктивно-синтаксических единиц
Глава 3. ЕДИНИЦЫ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ И ИХ СИСТЕМА
 3.1.Вспомогательные единицы речевой коммуникации
  3.1.1.Дискурсивы
  3.1.2.Диалогические повторы
  3.1.3.Звуковые жесты
 3.2.Система единиц речевой коммуникации
Глава 4. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ КОНСТРУКТИВНО-СИНТАКСИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ В РАЗНЫХ ТИПАХ РЕЧИ
 4.1.Коммуникативный потенциал и индекс разнообразия конструктивно-синтаксических единиц в разных сферах устной речи
  4.1.1.Разговорно-бытовой дискурс
  4.1.2.Массово-информационный дискурс
  4.1.3.Научный дискурс
 4.2.Соотношение языковых и речевых факторов в функционировании конструктивно-синтаксических единиц
Заключение
Список использованной литературы
Условные сокращения речевых единиц

 Введение

Предлагаемая вниманию читателя книга посвящена изучению единиц устной русской речи. Целью работы является определение системно-структурного устройства речевой коммуникации, исследование типологических свойств конструктивно-синтаксических единиц как основных единиц коммуникации.

Конструктивно-синтаксические единицы как наименьшие структурные единицы синтаксиса функционируют в речи самостоятельно или в составе более сложных построений. В своем текстовом воплощении они линейны, а в своем устройстве -- многоаспектны. В связи с этим в работе выявляются наборы дифференциальных признаков исследуемых единиц в структурно-семантическом, логико-семантическом и функционально-коммуникативном аспектах. Нами предпринята попытка проанализировать конструктивно-синтаксические единицы как парадигматически (выявление внутренних связей с инвариантной системой языка), так и синтагматически (анализ их системного взаимодействия с учетом речевых факторов).

Проводимое комплексное изучение на основе парадигматико-синтагматического подхода предусматривает постановку следующих задач: 1) структурно-семантическая типология изучаемых единиц на основе наборов их дифференциальных признаков, 2) исследование конструктивно-синтаксических единиц в системе единиц речевой коммуникации, 3) определение системного взаимодействия этих единиц и закономерностей функционирования в разных типах устного дискурса, 4) определение характеристик рассмотренных типов устного дискурса с точки зрения распределения в них речевых единиц (своеобразные "векторы" дискурса).

В работе разрабатывается типология синтаксических единиц устной русской речи на основе комплексного рассмотрения их языковой природы и речевых характеристик: пять основных единиц (типичная предикативная, структурно модифицированная предикативная, функционально-семантически модифицированная предикативная, предикативно-релятивная, релятивная) и три вспомогательных (дискурсив, диалогический повтор, звуковой жест). При этом учитывается предикативность/непредикативность единиц, их автосемантичность/синсемантичность, модусная и/или диктумная составляющая, соответствие/несоответствие грамматической модели предложения, фактуальная/коммуникативная информация, функциональная направленность. В результате анализа выстраивается общая система единиц речевой коммуникации по трем зонам (коммуникативно-информативная, коммуникативно-регулятивная, дискурсивно-структурирующая) и двум пространствам их наложения.

Мы исходим из того, что исследование конструктивно-синтаксических единиц устной речи не может быть результативным без обсуждения дискуссионных вопросов теории предложения-высказывания и анализа современного состояния изучения специфических коммуникативных единиц, порождаемых устной формой и диалогическим видом речи (первая глава).

На данном теоретическом фундаменте разрабатываются разноуровневые классификации основных единиц речевой коммуникации: первого уровня -- разграничение единиц предложенческого и непредложенческого характера, второго уровня -- выделение пяти типов конструктивно-синтаксических единиц (вторая глава). В третьей главе рассмотрены вспомогательные единицы речевой коммуникации, в отличие от конструктивно-синтаксических являющиеся факультативными для синтаксиса устной речи, и в результате представлена общая система единиц речевой коммуникации. В четвертой главе изучается коммуникативный потенциал и индекс разнообразия исследуемых единиц в трех типах устного дискурса. Заключение содержит выводы о системном взаимодействии изучаемых единиц и о структурно-семантической организации речевой коммуникации в целом.

Материалом исследования послужила устно продуцируемая речь. Собственные магнитофонные и ручные записи (производились автором в период с 1997 по 2005 гг.):

  • разговорной речи,
  • телевизионных ток-шоу "Культурная революция", "Принцип домино", "Что хочет женщина",
  • телеигры Саратовского телевидения "Маркиза",
  • речи ведущих и радиослушателей радиостанций "Динамит FM", "Русское радио", "Авторадио", "Максимум", "Радио шансон", "Европа плюс", "Серебряный дождь", "Love радио", "Танго",
  • вузовских лекций.
  • Магнитофонные записи разговорной и научной речи, хранящиеся на кафедре русского языка и речевой коммуникации Саратовского университета -- Фонд СГУ (ФСГУ).

    Опубликованные материалы устной речи:

  • Борисова И.Н. Русский разговорный диалог: структура и динамика. Екатеринбург, 2001 (РРД);
  • Китайгородская М.В., Розанова Н.Н. Речь москвичей: Коммуникативно-культурологический аспект. М., 1999 (РМ);
  • Русская разговорная речь. Тексты. М., 1978 (РРРТ);
  • Современная русская устная научная речь / Под ред. О.А.Лаптевой. Т. 4. Тексты. М., 1994 (СРУНР).
  • Свой скромный труд автор посвящает памяти Учителей: профессора Галины Георгиевны Полищук, которая заложила основы лингвистической деятельности автора, и профессора Василия Семеновича Юрченко, чья оригинальная лингвофилософская теория стимулировала рождение концепции нашего исследования.

    Слова искренней признательности автор адресует выдающемуся ученому профессору Ольге Борисовне Сиротининой, а также рецензентам монографии: заведующей кафедрой русского языка и речевой коммуникации Саратовского университета Маргарите Анатольевне Кормилицыной и заведующей кафедрой русского языка и методики начального обучения Таганрогского педагогического института Галине Геннадиевне Инфантовой.

    Автор будет благодарен за высказанные пожелания и замечания, которые можно отправлять по адресу: svandreeva@rambler.ru.


     Об авторе

    Светлана Владимировна Андреева

    Кандидат филологических наук, доцент. Окончила Саратовский государственный университет им.Н.Г.Чернышевского. В 1985 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему "Реализация семы вопросительности в русской разговорной речи". В течение 20 лет работает в Педагогическом институте СГУ. В 2006 г. защитила докторскую диссертацию на тему "Конструктивно-синтаксические единицы устной речи и их коммуникативный потенциал". Автор 59 опубликованных работ (в том числе в центральных лингвистических журналах "Вопросы языкознания", "Филологические науки"). В настоящее время заведует кафедрой русского языка и методики его преподавания в Педагогическом институте СГУ.

    Настоящая книга представляет собой оригинальную концепцию о системно-структурном устройстве устной речевой коммуникации. Полученные результаты создают фундамент нового направления синтаксиса -- изучения не только отдельных синтаксических единиц, а всей реальной коммуникации как динамично меняющегося полевого устройства.

     
    © URSS 2016.

    Информация о Продавце