URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Воробьев Ю.Л. Катастрофы и человек
Id: 368
 
Букинист. 805 руб.

Катастрофы и человек.

1997. 256 с. Твердый переплет. ISBN 5-15-000349-2.

 Аннотация

В монографии освещается широкий круг вопросов, касающихся катастроф: от истории древнейших из них - до конкретных операций МЧС России по спасению людей при различных стихийных бедствиях, производственных авариях и вооруженных конфликтах. В ней впервые комплексно рассматриваются организация и функционирование Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, основные аспекты научно-технической политики и международного сотрудничества государства в этой области, современные технологии проведения аварийно-спасательных работ и другие актуальные проблемы. Монография рассчитана на специалистов по чрезвычайным ситуациям, а также на всех, кого интересуют проблемы безопасности людей в экстремальных условиях.


 Введение

Вторая половина XX столетия ознаменовалась резким проявлением в жизни современной цивилизации так называемых глобальных проблем -- всеобщих, имеющих планетарный масштаб затруднений и противоречий во взаимоотношениях природы и человека, а также внутри общества. В большинстве своем они возникли как плод неконтролируемого развития, принесшего человечеству, с одной стороны, невиданные блага, с другой -- поставившего его перед чередой своих кризисных проявлений, несущих угрозу самому существованию цивилизации. К наиболее известным глобальным проблемам относятся демографическая, экологическая, истощения невозобновляемых ресурсов, нехватки продовольствия, межэтнического противостояния, религиозной нетерпимости, терроризма и другие. Особое место среди них занимают проблемы природных катастроф, техногенной безопасности, войны и мира.

Природные катастрофы, стихийные бедствия с незапамятных времен всегда значительно, а иногда решающе влияли и влияют на судьбы народов. Землетрясения, извержения вулканов, эпидемии, широкомасштабные засухи, катастрофические наводнения, ураганы опустошали и опустошают регионы и страны, зачастую радикально меняя жизнь народов.

Восприятие вопросов техногенной безопасности как глобальной проблемы наступило на последнем этапе развития индустриального общества из-за роста производственной и транспортной аварийности, увеличивающихся масштабов этих происшествий, высокой тяжести их последствий. В последние десятилетия XX века многие страны пережили техногенные катастрофы, имевшие масштабы национальных бедствий.

Сложнейшей и важнейшей проблемой социально-политического характера остается проблема войны и мира. Она заключается в том, что из арсенала человечества в качестве средства разрешения международных и других споров до сих пор не исключена война, другие виды военных конфликтов. Происшедшие в XX веке две мировых войны явились социальными катастрофами планетарного масштаба.

Огромную опасность представляют для цивилизации и другие глобальные проблемы, являющиеся источником чрезвычайных ситуаций. Порождаемые ими катастрофы несут человечеству неисчислимые бедствия -- массовую гибель людей, огромный экономический ущерб, социальное неблагополучие, непоправимый вред окружающей среде. В связи с этим весьма актуальной задачей мирового сообщества, государств, общественных объединений и каждого человека становятся постоянные и эффективные усилия по противодействию катастрофам, прежде всего по исключению или смягчению побуждающих их глубинных причин.

Противодействие катастрофам, управление их рисками -- сложная и разнообразная сфера государственной и общественной деятельности. Для системного рассмотрения многообразных связей катастроф со структурами социума, ознакомления специалистов и широких читательских кругов с вопросами противодействия этим бедствиям МЧС России предпринято издание серии монографий, посвященных катастрофам. В 1997 году вышли в свет и получили признание книги "Катастрофы и государство" и "Катастрофы и человек". В стадии подготовки находятся монографии "Катастрофы и общество", "Катастрофы и экология", "Катастрофы и гражданская защита". Настоящий труд посвящен сложным и актуальным вопросам взаимосвязи профессиональной сферы противодействия катастрофам с культурой, наукой и образованием.

В монографии "Катастрофы и государство" был сделан вывод, что "Управление рисками катастроф -- важнейшая способность человека, обязанность государства перед своими гражданами, исключительная необходимость и ответственность мирового сообщества перед настоящим и будущим поколениями землян. Управление рисками -- сложнейший процесс воздействия на многообразные элементы системы Человек--Земля--Вселенная" (1, с.19). С этим нельзя не согласиться.

Действительно, среди многочисленных объектов земной биосферы только человек обладает разумом, а значит, только он способен осознать сигналы, посылаемые ему Природой, и построить ту линию поведения, которая не ведет к катастрофам. Понимание этого особенно важно сегодня, пока человечество по пути губительной для него индустриально-технократической парадигмы не зашло за ту черту, где все процессы в системе Человек--Земля--Вселенная выходят из под контроля и все более масштабные катастрофы возникают с возрастающей частотой -- до тех пор, пока последняя катастрофа не уничтожит человечество, а может быть, и Землю. Создав искусственную рукотворную окружающую среду, включающую в себя существующую по своим законам техносферу, человек потерял непосредственные связи с природным окружением и, как следствие этого, утратил способности к безопасной жизни, следуя древним и вечным инстинктам и живым сигналам природы.

Угрозы, обусловленные глобальными проблемами человечества, с полной ясностью обозначили приоритет комплексной безопасности жизнедеятельности цивилизации перед другими направлениями и целями развития. Планирование безопасной жизнедеятельности на индивидуальном, коллективном, общественном и планетарном уровнях становится главной заботой человечества, о чем и было заявлено в 1992 году в Рио-де-Жанейро, а "Повестка дня на XXI век" стала первым мировым планом выживания.

Да, мы говорим именно о комплексной безопасности, т.е. о безопасности жизнедеятельности как таковой, слагающейся из множества вероятных случаев катастрофических событий, вызванных самыми разными причинами. Защиту от всех этих катастроф необходимо обеспечить.

Видимо, следует подчеркнуть, что безопасность человека не может быть абсолютной. Всегда существовали, существуют и будут существовать причины, вызывающие катастрофы, управление которыми человеку неподвластно, многие ему просто неизвестны. Эта тема другой книги, которую мы еще непременно напишем.

Во все времена, особенно в XIX и XX веках, развитие общества осуществлялось через создание новых технологий материального производства, которое направлялось на удовлетворение все возрастающих потребностей по мере выхода на новые горизонты материального благосостояния, зачастую используя для этого любые, в т.ч. неоправданные средства. XXI век, чтобы не стать последним в истории человечества, должен изменить парадигму жизни, поставив во главу безопасность жизнедеятельности как обязательное условие выживания.

Многие ученые мира уже давно предсказывали такой поворот истории. Поэтому назвать современную ситуацию неожиданной нельзя. Цивилизация движется в тупик -- осталось не так уж много времени, чтобы найти выход и изменить траекторию движения. Это вывод Всемирного форума в Рио-де-Жанейро (1992 г.), и мы вынуждены принять этот вывод.

Известный австрийский биолог, философ, лауреат Нобелевской премии Конрад Лоренц в предисловии к своей книге "Восемь смертных грехов цивилизованного человечества" пишет: "Было бы высокомерием полагать, что невозможно объяснить большинству других людей то, что мы хорошо знаем сами. Все написанное в этой Книге понять гораздо легче, чем дифференциальное исчисление, которое должен изучить каждый старшеклассник. Любая опасность становится гораздо менее страшной, если известны ее причины..."

Он задает вопрос, на который позже отвечает -- "зачем нужны человечеству безмерный рост его численности, все убыстряющаяся до безумия конкуренция, возрастающее и все более страшное оружие, прогрессирующая изнеженность урбанизированного человека и т.д. и т.п.? При ближайшем рассмотрении оказывается, однако, что едва ли не все эти явления представляют собой расстройства вполне определенных механизмов поведения, первоначально весьма ценных для сохранения вида. Иначе говоря, их следует рассматривать как патологические. Анализ органической системы, лежащей в основе социального поведения людей, -- самая трудная и самая почетная задача... -- безусловно самая сложнейшая на земле," -- пишет он.

Понятно, что поведение человека в этот критический для человеческой цивилизации период должно быть точно выверено, и все человечество, а не только отдельные государства, должно научиться жить в рамках новой культуры -- культуры безопасности, культуры разумных ограничений потребностей, культуры гармонии человека и созданной им техносферы с природой.

При этом приемлемая безопасность для человека достигается, прежде всего, через его поведение в самом широком смысле этого слова, а поведение человека, как известно, зависит от его морали, нравственности, образования, т.е. культуры.

Отсюда столь повышенное сегодня внимание к образованию в области наук о рисках и безопасности, к грамотности в этой сфере всех без исключения членов человеческого общества и к профессионализму тех, кто посвящает всю свою жизнь защите и обеспечению гармонии человека и природы -- единственно возможного способа уже в XXI веке обрести безопасную сбалансированную систему жизнеорганизации.

Жизнь, видимо, сама выдвигает приоритеты компетентности в области той или иной сферы жизнедеятельности. Перелистывая известные нам страницы истории, мы видим, как человечество осваивало мудрости земледелия, медицины, технологии машин, обработки информации и т.д. По мере освоения, а точнее сказать, для обеспечения этих направлений жизнедеятельности и развивались наука и образование, позволившие добиться в этих и других областях деятельности современных результатов.

Исходя даже из этих общих предпосылок, становится ясно, какое важное значение для обеспечения комплексной безопасности цивилизации, государства, общества, личности имеет культура безопасности жизнедеятельности, в значительной, если не в решающей степени базирующаяся на соответствующем образовании.

Проблема образования для современного человечества также является глобальной. Она состоит в том, что в условиях современного лавинообразного роста знаний, объемов информации и профессиональной специализации существует трудно реализуемая необходимость постоянно оптимизировать содержание и объемы знаний, передаваемых обучаемым в ходе их общего и специального образования. Эта проблема имеет два важных социальных аспекта. В условиях роста стоимости качественного образования нужно сохранить его доступность для широких масс в необходимых объемах. Кроме этого, в условиях естественных ограничений доступа к высшему образованию требуется сделать возможным его получение для наиболее способных людей.

Высокие возможности получения образования и уровень образования населения признаны мировым сообществом базовыми показателями развития человеческого потенциала. Именно благодаря образованию происходит наследование, накопление, воспроизводство научных знаний, культурных ценностей и этических норм. Все это в полной мере касается и взаимосвязи проблем катастроф с вопросами культуры, науки, образования.

Представляемый на суд читателя труд детальным образом рассматривает содержание этой взаимосвязи, демонстрирует тенденции и перспективы движения общекультурного процесса по пути служения делу противодействия катастрофам, развития систем образования в интересах защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Авторы рассчитывают, что следование основным положениям данного труда и реализация изложенных в нем рекомендаций будет содействовать появлению нового мировоззрения и -- как следствие -- иного вектора развития цивилизации, направленного на обеспечение комплексной безопасности человечества. Это во многом, а может быть и в основном, будет зависеть от того, насколько адекватно система образования отреагирует на угрозы современной цивилизации и сумеет решить проблему выживания человечества через совершенствование знаний человека об угрожающих ему опасностях, их причинах и способах планирования безопасной жизнедеятельности.

Возможно, только тогда не оправдаются пессимистические мысли того же Конрада Лоренца, сказанные им о будущем человечества: "Все блага, доставляемые человеку глубоким познанием окружающей природы, прогрессом техники, химическими и медицинскими науками, все, что предназначено, казалось бы, облегчить человеческие страдания, все это ужасным и парадоксальным образом способствует гибели человечества. Ему угрожает то, что почти никогда не случится с другими живыми системами, -- опасность задохнуться в самом себе!"


 Оглавление

Введение
1 Катастрофы, культура, наука и образование
 1.1. Катастрофы и кризисы
 1.2. Некоторые подходы к проблеме всеобщего кризиса цивилизации
  1.2.1. Глобальные проблемы окружающей среды
  1.2.2. Тупик техногенной эпохи истории
  1.2.3. Кризис науки как кризис ее мировоззренческой позиции
 1.3. Перспективы развития триады: "наука о рисках и безопасности" -- "культура риска и безопасности" -- "образование"
 1.4. Комплексная система: "кадры -- знания -- возможность образования в области управления рисками и безопасностью"
 1.5. Человеческий фактор и катастрофы
2 Культура риска
 2.1. Деятельностный риск
 2.2. Новая научная парадигма и анализ рисков
 2.3. Формирование культурной среды в отношении к рискам и безопасности
 2.4. Риск и ответственность
3 Развитие российской интегральной системы "кадры -- знание -- возможность обучения"
 3.1. Основные принципы маркетинга в условиях интегрированного рынка кадров, знаний и возможности обучения
 3.2. Типовые профессиональные задачи и развитие интегральной системы "кадры -- знания -- возможность обучения"
 3.3. От типовых профессиональных задач к ответственности за обеспечение безопасности
 3.4. Прогнозируемая потребность в специалистах по управлению безопасностью и защитой
 3.5. Новые горизонты развития интегральной системы "кадры -- знания -- возможность обучения" в начале XXI столетия
 3.6. Об активном участии российских представителей в развитии и реализации европейской образовательной программы FORM.OSE (ЧОС, Совет Европы)
4 Принципы определения содержания обучения специалистов по безопасности в природной и техногенной сферах
 4.1. Организация подготовки специалистов по безопасности
 4.2. Система проектирования профессиональных образовательных программ
5 Подготовка специалистов и руководителей в области наук о рисках
 5.1. Современные условия обеспечения подготовки кадров спасателей
 5.2. Оценка значимости обнаруженных недостатков в подготовке руководящего состава и специалистов
 5.3. Перспективы развития новой специальности экономико-управленческого направления "Управление безопасностью в природной и техногенной сферах"
 5.4. Методики морально-психологической подготовки специалистов РСЧС
  5.4.1. Цель, задачи и направления организации и проведения морально-психологической подготовки специалистов РСЧС
  5.4.2. Формы и методы психологической подготовки специалистов РСЧС
  5.4.3. Мероприятия, направленные на повышение работоспособности специалистов РСЧС
  5.4.4. Оценка психологической пригодности специалистов РСЧС для выполнения работ в условиях чрезвычайных ситуаций
  5.4.5. Анализ возможностей использования зарубежного опыта при подготовке специалистов в России
6 Принципы создания и совершенствования общероссийской и отраслевых сертификационных систем подготовки кадров в области управления рисками и безопасностью
 6.1. Принципы создания системы подготовки по промышленной безопасности и охране труда
 6.2. Требования по аттестации работников опасных производственных объектов
 6.3. Анализ иностранного опыта в системе аккредитации
 6.4. Профессиональная противоаварийная подготовка специалистов и руководителей
 6.5. Единые требования к знаниям в области управления рисками и безопасностью специалистов и руководителей организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты
  6.5.1. Требования к знаниям специалистов и руководителей в области управления рисками и безопасностью на высокорисковых объектах
  6.5.2. Требования к знаниям специалистов и руководителей в области правового регулирования управления рисками и безопасностью
  6.5.3. Требования к знаниям специалистов и руководителей в области государственного управления рисками и безопасностью
  6.5.4. Требования к знаниям специалистов и руководителей в области нормативного регулирования управления рисками и безопасностью
  6.5.5. Требования к знаниям специалистов и руководителей по организации работ в области управления рисками и безопасностью в организации
  6.5.6. Требования к знаниям специалистов и руководителей организации по предупреждению профзаболеваний и предупреждению, учету и расследованию несчастных случаев и аварий на предприятии
  6.5.7. Требования к уровню подготовки специалистов и руководителей, работающих на высокорисковом производстве, и принцип построения программ подготовки специалистов и руководителей
 6.6. Анализ состояния системы образования
 6.7. Развитие федеральной сертификационной системы образования в области управления безопасностью граждан Российской Федерации
7 Креативное и дистанционное обучение в интересах управления безопасностью и антикризисного управления
 7.1. Разработка подходов к креативному обучению при подготовке риск-менеджеров
 7.2. Дистанционное образование в системе высшей школы России
8 Стратегические направления развития образовательной системы России на пороге XXI века
 8.1. Основы концептуальных положений стратегии развития образования в России
 8.2. Реформирование образовательной системы в интересах устойчивого развития
 8.3. Основные направления и приоритеты реформирования образовательной системы
 8.4. Направления развития и задачи образования России
 8.5. Рынок труда и сфера трудовых отношений (состояние, тенденции, перспективы развития)
 8.6. Важнейшие цели реформирования образования и способы их достижения
 8.7. Образование и наука
 8.8. Парадигма опережающего образования
 8.9. Образовательная система в решении задач национальной безопасности и развития инновационной деятельности
Список использованной литературы
 
© URSS 2016.

Информация о Продавце