URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Кедров Б.М. Беседы о диалектике. Шестидневные философские диалоги во время путешествия. Серия 'Из наследия Б.М.Кедрова'
Id: 36147
 
299 руб.

Беседы о диалектике. Шестидневные философские диалоги во время путешествия. Серия "Из наследия Б.М.Кедрова". Изд.3

URSS. 2007. 240 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-484-00921-3.

 Аннотация

В книге академика Б.М.Кедрова с позиций позднесоветской философии рассматриваются ключевые проблемы материалистической диалектики как теоретического ядра научного мировоззрения. Выдающийся отечественный философ Бонифатий Михайлович Кедров был прекрасным популяризатором науки. О самых сложных ее вопросах он умел говорить просто, наглядно и образно.

Книга рекомендуется специалистам-философам, преподавателям, аспирантам, студентам и даже школьникам. В ней каждый сможет найти свое.


 Анонс

Эта книга занимает особое место в творческом наследии академика Б.М.Кедрова, поскольку она, по существу, является духовным завещанием классика советской философии. Проблемы диалектики Бонифатий Михайлович исследовал на протяжении нескольких десятилетий. Под его руководством группа талантливых ученых выпустила ряд монографий, в которых делалась попытка рассмотреть диалектику как науку, представить ее стройным системным знанием. Было много интересных находок на этом пути, однако, в целом, замысел так и остался нереализованным. Почему? Может быть, это в принципе невозможно? Существует ли категория, которая могла бы стать "клеточкой" при изложении диалектики, наподобие категории товара при построении Марксом его "Капитала"? Что является "движущей пружиной развития" в нашем многополярном мире? Как относиться к кедровской классификации наук в эпоху трансдисциплинарного знания? С одной стороны -- "диалектика как душа марксизма", с другой -- фрактальная картина мира и неопостнеклассическая наука. Устарел ли Кедров? Или мы еще не доросли до его идей, устремленных в новое тысячелетие? Ведущие отечественные философы пишут сейчас прекрасные работы по метафизике. А Кедров считал метафизику "антиподом диалектики". Как соединить одно с другим? Да и вообще имеет ли право на существование "диалектика XXI века"? Если нет, то почему? Если да, то что же это такое? Вдумчивый читатель, возможно, и не найдет в книге Б.М.Кедрова ответ на все интересующие его вопросы, однако многие волнующие его проблемы он сможет увидеть иными глазами, осмыслить по-новому. В этом суть эвристического потенциала прощальной книги академика Б.М.Кедрова.

А.Г.Дудоладов
Cоставитель серии "Из наследия Б.М.Кедрова"

 Оглавление

К юному читателю
ПЕРВЫЙ ДЕНЬ. ДИАЛЕКТИКА И ЕЕ АНТИПОД - МЕТАФИЗИКА
 Беседа 1 (утренняя). Что такое диалектика? Какой она бывает?
 Беседа 2 (дневная). Диалектика и частные науки
 Беседа 3 (вечерняя). Диалектика против метафизики и догматизма
ВТОРОЙ ДЕНЬ. ПРОТИВОРЕЧИЕ И ПУТИ ПОЗНАНИЯ СУЩНОСТИ
 Беседа 4 (утренняя). Движение и противоречие
 Беседа 5 (дневная). Пути проникновения в сущность явлений
 Беседа 6 (вечерняя). Вера в видимость и ее крушение
ТРЕТИЙ ДЕНЬ. НЕКОТОРЫЕ КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ
 Беседа 7 (утренняя). Ступени научного познания. Категория качества
 Беседа 8 (дневная). Категория количества
 Беседа 9 (вечерняя). Категория меры
ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕНЬ. ТРИ СТОРОНЫ ВСЯКОГО РАЗВИТИЯ. ГЛАВНЫЕ ЗАКОНЫ ДИАЛЕКТИКИ
 Беседа 10 (утренняя). "Механизм" развития: скачок и революция
 Беседа 11 (дневная). "Движущая пружина" развития: его внутренний стимул
 Беседа 12 (вечерняя). "Траектория" развития: его спиралевидность
ПЯТЫЙ ДЕНЬ. ИДЕЯ РАЗВИТИЯ И ЕЕ ВНЕДРЕНИЕ В НАУКУ
 Беседа 13 (утренняя). Вера в неизменность и ее крушение
 Беседа 14 (дневная). Два разных принципа классификации наук
 Беседа 15 (вечерняя). Об интеграции и дифференциации наук. Особенность философии
ШЕСТОЙ ДЕНЬ. НАУКА И ФИЛОСОФИЯ
 Беседа 16 (утренняя). Вера в исчерпаемость и ее крушение
 Беседа 17 (дневная). Что такое наука и куда она движется?
 Беседа 18 (ночная). Как надо излагать и изучать диалектику

 К юному читателю

Когда мне было лет 12, наша семья находилась в эмиграции. Жили мы на окраине Лозанны в Швейцарии. По воскресеньям, а в летние каникулы и по будням мы с отцом отправлялись в походы на целый день: то в дальний лес за грибами и ежевикой, то в горы, то вдоль Женевского озера в Шильонский замок. Самые переходы мы делали молча: отец говорил, что при движении необходимо правильно, ритмично дышать, а разговоры этому мешают. Зато на продолжительных привалах он любил рассказывать о всяких интересных вещах: и о своем детстве, и о революционной борьбе, в которой он участвовал, и о царской тюрьме, где он провел много лет, и о Владимире Ильиче Ленине, который бывал у нас дома. Отец рассказывал и о науке, об изобретениях и открытиях, о Менделееве и его периодической системе, о писателях и поэтах, о художниках и музыкантах. Иногда говорил он и о философии, правда, осторожно: ведь мы, его сыновья, были тогда еще маленькие, а я был старший. Эти прогулки и беседы с отцом запечатлелись в моем сознании на всю жизнь.

Помню, как, услышав где-то непонятное для меня слово "диалектика ", я спросил отца, что оно значит. Отец подумал и вместо ответа спросил меня: "Скажи, вчера ты был тем же, что и сегодня?" (Отец кончал тогда медицинский факультет Лозаннского университета и, как я теперь понимаю, выбрал пример из медицины). Я рассмеялся, думая, что он шутит и хочет поддеть меня, и сказал: "Ну конечно, тем же!" -- "А вот и нет, не совсем тем же: ведь ты за сутки ел, пил, спал, двигался, днем читал, разговаривал, думал о чем-то, а значит, ты все время, хотя и совсем немного, незаметно, но все-таки в чем-то менялся, становился чуточку другим. Вот и сейчас, пока мы с тобой говорим, твое сердце все время бьется, и ты все время дышишь. А при каждом ударе сердце гонит кровь по твоим сосудам, а при каждом вздохе поступает новая порция воздуха в твои легкие, так что с каждой секундой ты, конечно, и тот же самый, и уже чуточку не тот, каким ты был только что перед тем. За одно мгновение ты успел уже чуть-чуть измениться. Вот об этом и говорит диалектика", -- заключил отец.

Слушая его, я никак не мог сразу освоиться с каким-то совершенно новым для меня поворотом мысли. "Как же это так получается, что я одновременно и тот и не тот? Тут что-то не так, тут какая-то ловушка", -- думал я. Вдруг мне пришло в голову: "Как же это я все время меняюсь, а сам этого даже не замечаю?" -- "Это потому, -- объяснил отец, -- что ты каждый раз меняешься микроскопически мало и незаметно для самого себя. А вот когда все такие изменения в тебе накопятся в достаточно большом количестве и сложатся все вместе, ты вдруг заметишь, что ты уже не мальчик, а стал взрослым". -- "И это тоже будет диалектика?" -- спросил я. Отец кивнул головой. Этот наш разговор мне запомнился на всю жизнь.

Вот мне и захотелось в этой книге представить себя подростком (сыном), беседующим с отцом о диалектике во время нашего с ним многодневного путешествия. Ты, мой читатель, увидишь, что в чем-то я разбираюсь еще довольно туго, а в чем-то оказываюсь сообразительным, словно я сам быстро взрослею во время нашего путешествия. Поэтому-то и мои реакции на отцовские рассказы и объяснения весьма различны.

Ты, конечно, заметишь, что на переходах мы молчим, а на привалах -- беседуем. Беседуем о диалектике. Ведь ее часто неправильно понимают как умение выкручиваться, уклоняться от четкого ответа, как уловку, когда можно доказать что угодно и оправдать в равной степени и хорошее и плохое. Как ты увидишь из наших бесед, истинная диалектика не имеет ничего общего с таким пониманием и толкованием. Думать о ней так -- это все равно что принять пародию или карикатуру за подлинник. И еще одно замечание. Когда отец беседовал со мной, то он учитывал, что я почти совсем не был знаком с философией, с ее особым (специальным) языком. Так и я знаю, что ты не знаешь философии, но что ты хорошо учишься в школе или ПТУ, что естественные и общественные (исторические) науки тебе знакомы, поэтому на их материале я и пытаюсь объяснить и показать тебе понагляднее, что такое диалектика. Я буду с тобой беседовать, рассказывая от себя, как я сам понимаю этот вопрос. Поэтому я не буду приводить каких-либо цитат. Позднее и ты этому научишься, но только не злоупотребляй ими. Ссылаться же на взгляды наших учителей, особенно Ленина, я, конечно, буду.

Замечу еще, что в прошлом книги по философии нередко писались в виде диалогов. Участниками таких диалогов были обычно представители различных взглядов и точек зрения. Поэтому такие книги носили острый дискуссионный характер и представляли собою споры по тем или иным философским или естественнонаучным вопросам. Диалоги в этой книге носят существенно иной характер: это не споры, не дискуссии, а рассказы и разъяснения, исходящие от Отца и адресованные его Сыну, мальчику, подростку. Сын относится с полным доверием к тому, что говорит ему Отец, и своими "вопросами" как бы направляет нить бесед.

Хочу тебя, мой юный читатель, предупредить еще об одном: чтобы ты не удивлялся, если натолкнешься на повторения. Это не просто мой недосмотр или моя забывчивость как автора: написал и повторяюсь. Так пришлось делать потому, что уж очень сложны обсуждаемые нами вопросы и что приходится к ним возвращаться по нескольку раз, разбирая их с различных сторон. Ты это заметишь на примере таких понятий, как противоречие и развитие, качество и свойство, количество и отношение, сущность и явление и др. Пусть тебя это не смущает, лишь бы это помогло как можно лучше разобраться в том, что же такое диалектика.

Кстати сказать, как это ты и сам легко догадаешься: каждый день, описанный мною, это глава, а беседа -- это параграф.

Пусть эта книга станет для тебя первой ступенью вступления в сферу философии, где каждый шаг вперед надо делать осторожно и осмотрительно. Вторая ступень и сложнее и легче -- легче потому, что азы уже будут пройдены и ты приобретешь минимальную подготовку, Такой ступенью является философский учебник для студентов и для самообразования. В нем дается уже систематическое изложение философии. Наконец, третья (высшая) ступень -- это спецкурсы по философии и работы исследовательского, научного характера -- статьи и монографии.

Автор

 Об авторе

Бонифатий Михайлович Кедров (1903--1985)

Выдающийся советский философ, историк и методолог науки, психолог, химик. Окончил химический факультет Московского государственного университета, обучался в аспирантуре Института общей и неорганической химии АН СССР. Кандидат химических наук (1935), доктор философских наук (1946). В 1947 г. был назначен главным редактором журнала <Вопросы философии>, однако после резкой официальной критики некоторых статей был снят с этого поста в 1949 г. и объявлен главным космополитом в области философии. С 1960 г. -- старший научный сотрудник Института философии АН СССР.

Член-корреспондент АН СССР (1960), академик (1966). В 1962--1974 гг. -- директор Института истории естествознания и техники АН СССР. Директор Института философии АН СССР (1973--1974). В последние годы жизни возглавлял сектор <История науки и логика> ИИЕТ АН СССР и являлся профессором МГУ. Был избран членом многих иностранных академий и научных обществ. Автор около тысячи работ, в том числе трудов по экспериментальной химии, монографий, посвященных проблемам диалектики и логики, истории естествознания и философии, НТР и взаимодействия наук, научному наследию великих ученых Д.И.Менделеева, Дж.У.Гиббса, Дж.Дальтона и других.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце