URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика Обложка Солганик Г.Я. Синтаксическая стилистика
Id: 281221
879 р.

Синтаксическая стилистика Изд. стереотип.

URSS. 2022. 228 с. ISBN 978-5-9710-9366-4.
Белая офсетная бумага

Аннотация

Настоящая книга посвящена одному из важнейших разделов синтаксиса и стилистики русского языка. В ней дается систематическое изложение современной лингвистики текста. Подробно рассказано о том, как строится текст, речевое произведение, как соединяются предложения, образуя более крупные речевые единицы --- прозаические строфы (сложные синтаксические целые), фрагменты, главы и т. д. Показана роль абзацного членения. Значительное место отводится... (Подробнее)


Оглавление
top
Предисловие
Введение
 1.О предмете синтаксической стилистики
 2.История изучения прозаической строфы
Глава первая. Связь суждений в мышлении и объединение их в логические единства
 § 1.Язык и мышление. О подходе к анализу связи между предложениями
 § 2.Суждение и контекст (речевое окружение)
 § 3.Способы связи суждений
 § 4.Логическое единство
 § 5.Виды логических единств
Глава вторая. Цепная связь между законченными предложениями, ее разновидности и средства выражения
 § 6.Понятие о цепной синтаксической связи
 § 7.Цепная связь посредством лексического повтора
 § 8.Цепная синонимическая связь
 § 9.Цепная местоименная связь
  1.Цепная связь, выраженная местоимением он (она, оно, они)
  2.Цепная связь с личными местоимениями в значении притяжательных и собственно притяжательными местоимениями
  3.Цепная связь с указательными местоимениями
 § 10.Сфера употребления и сравнительная оценка различных типов цепной связи
Глава третья. Прозаические строфы, основанные на цепной связи между предложениями
 § 11.Понятие о прозаической строфе
 § 12.О роли вводных слов, союзов, присоединительных конструкций в прозаической строфе
 § 13.Цепные строфы
  1.Цепные строфы с динамическими зачинами
  2.Цепные строфы с зачинами, имеющими прямой порядок слов и начинающимися с подлежащего
  3.Цепные строфы с зачинами, выраженными именными предложениями
  4.Цепные строфы с зачинами, открывающимися дополнением или именной частью сказуемого
  5.Цепные строфы с повествовательными зачинами, начинающимися с обстоятельства времени или места
  6.Цепные строфы с модальными зачинами
  7.Цепные строфы с временными зачинами
Глава четвертая. Параллельная связь между предложениями, ее разновидности и средства выражения. Параллельные прозаические строфы
 § 14.О параллельной связи между предложениями
 § 15.Прозаические строфы, основанные на синтаксическом параллелизме предложений
 I.Повествовательные строфы
 II.Описательные строфы
  1.Строфы с единым планом настоящего времени
  2.Строфы с единым планом прошедшего времени
  3.Номинативные строфы и строфы номинативного типа
 III.Анафорические строфы
  1.Строфы с анафорическим подлежащим
  2.Строфы с анафорическим сказуемым
  3.Строфы с анафорическими второстепенными членами предложения
  4.Строфы с анафорическим местоимением это
  5.Строфы с обобщающим зачином и серией параллельных анафорических предложений
  6.Вопросительные анафорические и неанафорические строфы
Глава пятая.Другие структурные типы прозаических строф
 § 16.Строфы с единым субъектом
  1.Строфы с зачином, выраженным <именительным представления>
  2.Строфы с зачином, сказуемое которого выражено глаголом есть, стоящим в начале предложения
  3.Строфы с единым субъектом без устойчивого зачина
 § 17.Строфы, строящиеся по модели зачина
 § 18.Кольцевые строфы
Глава шестая. О синтаксисе целого текста
 § 19.Многомерность связей. Способы связи между строфами. Фрагмент
 § 20.Прозаическая строфа и стиль
 § 21.Роль абзаца в тексте
Использованная литература
Дополнения к третьему изданию
 К определению понятий "текст" и "медиатекст"
 Текстовая модальность как семантическая основа текста и важнейшая стилевая категория
 Автор как стилеобразующая категория публицистического текста
 О типизации как важнейшем процессе речеобразования
Условные сокращения

Предисловие
top

Синтаксическая стилистика – новая научная дисциплина, формирующаяся на стыке синтаксиса, стилистики русского языка, а также лингвистики текста. Особенность предлагаемой монографии в том, что в ней главное внимание уделяется стилистике текста. Именно в тексте как в относительно завершенном речевом целом наиболее рельефно проявляются стилистические особенности грамматических форм. Поэтому взгляд на эти категории со стороны стилистики текста наиболее актуален. Так как лингвистика текста – сравнительно новая отрасль языкознания, она пока слабо отграничена от синтаксической стилистики (стилистики текста). Поэтому в рамках последней приходится рассматривать основные сведения из области лингвистики текста.

В монографии дается систематическое изложение синтаксической стилистики. Подробно рассказывается о том, как строится текст, речевое произведение, как соединяются меду собой предложения, образуя более крупные речевые единицы – прозаические строфы, главы и т.д., показана роль абзацного членения. Значительное место отводится композиционно-синтаксическому и стилистическому анализу целостных произведений.

При подготовке нового издания (2-е вышло в 1991 г.) расширены разделы, посвященные связи самостоятельных предложений, добавлены разделы о смысловой структуре текста, об основных семантических свойствах речи. Обновлен иллюстративный материал, библиография. Чтобы не нарушать сложившуюся композицию монографии, новые разработки, важные для обсуждаемой темы, вынесены в раздел "Дополнение к третьему изданию", составленный из статей автора о наиболее актуальных категориях текста.

Работа адресована научным работникам, преподавателям вузов и школ, аспирантам и студентам филологических факультетов и факультетов журналистики, а также читателям, любящим русское слово. Автор стремился сделать изложение доступным широкому кругу читателей.

Автор выражает глубокую признательность всем ученым, отечественным и зарубежным, чьи замечания и пожелания способствовали улучшению книги.

Автор

Из введения
top

1. О предмете синтаксической стилистики

Синтаксическая стилистика, как видно уже из самого названия, является областью, в которой тесно переплетаются проблемы двух специфических разделов науки о языке. И все же, хотя бы условно, представляется возможным и необходимым выделить в изучаемом вопросе синтаксический и стилистический аспекты.

Традиционное деление грамматики на учение о слове (морфология) и учение о словосочетании и предложении (синтаксис) в настоящее время оказывается уже недостаточным. "Над всеми этими кругами и сферами грамматики, – писал академик B.В.Виноградов, имея в виду учение о слове, словосочетании и предложении, – воздвигается совсем неисследованная область стилистического синтаксиса, в центре которой лежит проблема строя сложных синтаксических единств..."

Предложение и словосочетание – важнейшие синтаксические единицы, но наряду с ними при изучении строения связной речи большое значение приобретают группы тесно связанных между собой самостоятельных предложений, образующих качественно новую синтаксическую единицу. Строение связной речи упрощенно можно представить следующим образом.

Слова и словосочетания, соединяясь между собой с помощью грамматических средств, образуют предложение – мельчайшую клеточку нашей речи, самое простое, обычное, массовидное. Из предложений состоит всякое словесное произведение. Но "вязь" предложений не представляет собой сплошной нерасчлененной массы. Любая связная речь легко и естественно членится на единства – группы тесно связанных между собой самостоятельных предложений. Между предложением как исходным пунктом, основным "строительным материалом" и законченным словесным произведением, представляющим собой сцепление большего или меньшего числа предложений, не может не быть промежуточных звеньев в виде более или менее крупных объединений предложений.

В задачи синтаксиса и входит изучение (наряду со словосочетанием и предложением) средств и способов связи самостоятельных предложений, структуры прозаических строф, способов объединения их в фрагменты, главы и целые произведения.

Изучение прозаических строф позволяет расширить и углубить многие синтаксические представления, и прежде всего понятие предложения. Подход к предложению только как к "предельной целостной единице речевого общения" несколько сужает и обедняет наши представления об этой многозначной грамматической единице. Если исходить из такого понимания предложения, то, например, порядок слов в русском предложении представляется свободным. При взгляде же на этот вопрос с позиций тесной связи и взаимодействия предложений, объединения их в более крупные речевые единства точка зрения существенно меняется. Мы приходим к выводу о значительной обусловленности порядка слов в предложении его связями с соседними предложениями.

Точно так же не тождественны интонация законченного предложения в составе прозаической строфы и интонация этого же предложения, извлеченного из контекста, что объясняется наличием известных средств ритмомелодической организации сложного целого.

Исследование тесно связанных между собой групп самостоятельных предложений значительно обогащает наши представления о синтаксической роли союзов и союзных слов, функции которых в качестве связующих средств между законченными предложениями сложнее и разнообразнее, чем при связи слов в простом предложении и частей сложного предложения.

Углубляется понимание синтаксической роли местоимений, многие из которых по самой грамматической природе предназначены для соединения самостоятельных предложений.

Вводные слова, стоящие по традиции вне предложения, в составе прозаической строфы нередко получают четкое назначение – помимо своих модальных функций, служить одним из средств связи между самостоятельными предложениями.

Особое место в учении об объединениях законченных предложений занимает проблема связи между самостоятельными предложениями, также заставляющая взглянуть по-новому на структуру предложения и его роль в составе более крупных речевых единств. Здесь на первый план выдвигается структурный фактор – структурная соотнесенность сцепляемых предложений. В этом прежде всего и заключается специфика связи между самостоятельными предложениями, которую неверно было бы отождествлять со связью между членами предложения или между частями сложного предложения.

Изучение предложения не только как "предельной целостной единицы речевого общения", но и как составной части, "строительного материала" прозаической строфы позволяет раскрыть двоякую, диалектическую природу предложения: с одной стороны, это синтаксическая форма (шаблон, модель), обладающая относительной самостоятельностью, независимостью, с другой – часть более сложного единства, характеризующаяся гибким составом, подвижностью и зависящая от подобных соседних частей и от целого.

Однако синтаксис изучает лишь формальную сторону всех этих проблем. Его интересуют структурные, грамматические средства соединения предложений в прозаические строфы, а последних – в более крупные речевые отрезки – фрагменты и главы. Между тем при анализе прозаических строф (изучении синтаксиса целого текста) синтаксический и стилистический аспекты тесно переплетаются между собой.

Так, многие средства связи самостоятельных предложений не только выполняют синтаксическую функцию (соединение предложений), но осложнены и другими задачами (оценка, комментирование, авторское отношение к излагаемому и др.), имеющими стилистический характер. Уже сам выбор средств, способов связи диктуется стилистическими соображениями. Сама прозаическая строфа – не только синтаксическая, но и стилистическая единица. С одной стороны, она представляет собой определенную синтаксическую модель, определенный тип соединения самостоятельных предложений. С другой, будучи более законченным в тематическом и смысловом отношении отрезком речи, чем предложение, она выявляет существенные стилевые особенности текста.

Структура предложения, способы связи законченных предложений, строение прозаической строфы небезразличны к стилю произведения или его фрагмента. Они оказывают влияние на тональность авторской речи, идейно-тематическое содержание отрезка текста, авторский замысел. Однако среди синтаксических единиц первостепенное значение для стилистики имеет прозаическая строфа – сложное синтаксическое целое. "Такой подход, – справедливо пишет Г.А.Золотова, – отнюдь не снижает роли предложения, которое является основной единицей речи. Но именно в составе сложного синтаксического целого предложение получает определенное экспрессивное и логическое (в зависимости от места логического ударения) значение и интонационно-мелодическое звучание".

Если не выходить за рамки отдельного предложения, то стилистический анализ текста окажется поневоле обедненным, атомарным, рассредоточенным, трудно будет уловить художественное своеобразие произведения. "Более широкие структуры речи, пишет известный теоретик перевода Ю, А.Найда, имея в виду единицы крупнее предложения, – в действительности являются основными составными частями "стиля". В прошлом филологи обнаружили значительный интерес к особому использованию слов и фраз отдельными авторами, считая, что эти особенности будто бы дают ключ к определению различий в стиле. Однако особая манера подхода к речевым структурам со стороны писателя является скорее надежным показателем стилистического гения автора. Для точного отражения этого компетентный переводчик должен обладать пониманием этих более объемистых речевых структур".

Понятие прозаической строфы позволяет восстановить недостающие звенья при переходе от синтаксиса предложения к синтаксису целого текста. В прозаических строфах обнаруживаются чисто синтаксические черты (средства связи между предложениями). В то же время прозаические строфы имеют прямое отношение к композиции, стилевому и художественному своеобразию произведения. По словам Н.С.Поспелова, "синтаксическое движение внутри абзаца раскрывает самый процесс формирования творческой мысли художника слова. Поэтому углубленное изучение синтаксической динамики композиционной структуры абзацев-сообщений в литературно-художественных текстах должно содействовать раскрытию художественных замыслов писателя".

Переход от синтаксиса отдельного предложения к синтаксису целого текста имеет важное значение для обширной области, охватывающей вопросы стилистики, анализа языкового мастерства писателей, поэтики речи и т.д. Не случайно В.В.Виноградов относит проблему крупных речевых целых к области стилистического синтаксиса: "В системе стилистического синтаксиса органически объединяются теория синтагм и учение о структуре сложных синтаксических единств в разных стилях русского литературного языка".

Таким образом, сфера действия синтаксической стилистики довольно широка. Широк и предмет ее. Синтаксическая стилистика изучает функционирование, т.е. смысловое, стилистическое использование синтаксических единиц (словосочетания, предложения, прозаической строфы), их синонимику. При этом на первый план выдвигается исследование структуры речи (способы объединения предложений в прозаические строфы, их структура, типы, средства связи прозаических строф, их функционирование). Кратко синтаксическую стилистику можно определить как учение о построении речи с точки зрения ее стилистических свойств.


Об авторе
top
photoСолганик Григорий Яковлевич
Доктор филологических наук, профессор. Заведующий кафедрой стилистики русского языка факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, академик Международной академии информатизации при ООН.

Перу Г. Я. Солганика принадлежит более 230 работ, среди которых монографии, учебные пособия для вузов: «Лексика газеты», «Стилистика текста», «Стилистика газетных жанров» (в соавторстве), научно-популярная книга «От слова к тексту», «Частотный словарь языка газеты» (в соавторстве), учебник «Стилистика русского языка» для 10–11-х классов школ России и др.

В основную сферу научных интересов автора входили синтаксис и стилистика русского языка, лингвистика текста.