URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Арцруни А.А. Великая Армения. Дух свободы и казатство. Глубинные корни казачества
Id: 32614
 

Великая Армения. Дух свободы и казатство. Глубинные корни казачества

URSS. 2006. 96 с. Мягкая обложка. ISBN 5-484-00332-6.
Обращаем Ваше внимание, что книги с пометкой "Предварительный заказ!" невозможно купить сразу. Если такие книги содержатся в Вашем заказе, их цена и стоимость доставки не учитываются в общей стоимости заказа. В течение 1-3 дней по электронной почте или СМС мы уточним наличие этих книг или отсутствие возможности их приобретения и сообщим окончательную стоимость заказа.

 Аннотация

Предлагаемый читателю новый труд известного арменоведа Арташеса Арцруни является, по существу, очередным историко-лингвистическим открытием автора.

В доступной манере автор излагает и обосновывает абсолютно новое прочтение слова «казак» и реконструирует историю казачества, связывая её с историей армянского вольного конного воинства --- «ка-азатов», тем самым увеличивая историю казачества на несколько тысячелетий.

В книге достаточно убедительно, на основе исторических, археологических и лингвистических данных, показана роль Малой Азии и, в частности, Армянского Нагорья в культурном и боевом освоении лошади, обладание которой делает воина казаком. Представлены данные об участии армянских воинских казачьих подразделений практически во всех военных действиях, связанных с защитой интересов России.

Книга, несмотря на, казалось бы, узкую специальную направленность, адресована широкой читательской аудитории, всем тем, кто способен мыслить нетрадиционно и непредвзято, основываясь, однако, на четкой логике и убедительной аргументации.


 Оглавление

Введение
 Армения и дух свободы. Либерализм -- формула армянской нации
 Краткая иллюстрированная справка. Российское казачество
1 Лошадь и цивилизация
2 Казак и свобода
3 Орда и казатство
4 Марко Поло, Великая Армения и казатство
5 Великая Армения. Кавказ. Каспий и Дербент. Черное море и Крым
6 Вернемся к Марко Поло
7 Слуга царю, отец солдатам
8 Армянское казатство на службе Российской империи
Заключение
Литература

 Введение

Гимн Республики Армения

(первый куплет)

Мер Айреник, азат, анках
Вор апрел э даредар,
Ир вордыкы ард канчум э
Азат, анках Айастан.
(русская транскрипция)

Наша Родина свободная, независимая
Что веками жила,
Своих сынов ныне созывает
В свободную, независимую Армению.
(подстрочный перевод)

Наша родная независимая и свободная
В веках известная, и живая
Вольнолюбивая и гордая страна армян
Сзывает, вновь своих сынов.
(поэтизированный перевод А.А.)

Армения и дух свободы. Либерализм -- формула армянской нации

Один из крупнейших знатоков культуры Малой Азии и Закавказья, академик Николай Яковлевич Марр (1864--1934) (см. фото на рис.1) в своих газетных публикациях за 1905 г. ("Из гурийских наблюдений и впечатлений" и "Письмо к кавказской молодежи") дал исчерпывающие характеристики трём основным общественно-историческим группам Кавказа и Закавказья и, в частности: кавказским татарам (туркам-азербайджанцам), армянам и грузинам.

Эти характеристики таковы:

татарский консерватизм;
армянский либерализм;
грузинский радикализм.

Остаётся только удивляться абсолютной точности, исторической обоснованности и глубине данных Марром определений, имеющих корни, уходящие в глубины истории, и нашедших подтверждение в ходе основных событий XX в. и даже наших дней.

Так, татарский (турецкий, азербайджанский) консерватизм перерос в оголтелый национализм, проявившийся в геноциде армян в Турции в 1915 г., Бакинской резне армян в 1920 г., в Сумгаитских и Бакинских событиях наших дней.

Грузинский радикализм выразился в сталинско-бериевcких приёмах построения социализма, в современных войнах с Абхазией и Осетией, в многочисленных сменах власти в современной Грузии и, наконец, в нынешней "Революции роз".

Присмотримся и к армянскому либерализму. Либерализм (от латинского либерте -- свобода) -- свободолюбие и свободомыслие -- принято считать сравнительно новым общественно-политическим явлением связанным с идеями социализма, чьё становление относят к XVIII--XIX вв. н.э. Однако это совсем не так. Стремление к свободе вечно!

Свобода -- азад(т)утюн, свободный -- азат, обретший свободу -- ка + азат, это идеи, сопровождающие, питающие и одухотворяющие армянскую нацию на всём протяжении её существования, и значение этих терминов не имеет исторических рамок.

В подтверждение сказанного, приведём цитату из книги Артемия Араратского -- "Жизнь Артемия Араратского", изданной в Санкт-Петербурге в 1813 г. и переизданной издательством "Наука" в 1981 г. (часть первая, с.23, прим.2):

"Армяне были и есть всегда все свободные (здесь и далее в цитатах выделено нами. -- А.А.), и присвояют их некоторые в крепость совсем неправильно, не имея на то никаких документов, да и быть оных никогда не может. Турки никогда армян не покупают, что строго у них запрещено, а грузинцев покупают обыкновенно, как и прочих невольников".

Ему вторит Магда Нейман в своём труде "Армяне", изданном в 1898 г. и переизданном в Ереване в 1970 г., где на с.88 читаем:

"Всем знакомым с историей Армении известно, что это была единственная страна в мире, в которой никогда не существовало ни каст, ни рабов, ни крепостных, с самого начала её политического бытия до его конца".

И далее, на с.90:

"Следовательно, древняя Армения по своему социальному строю, по свободе личности и труда, по обеспеченности человеческих прав представляла сбой страну, в которой, в сущности, только и могла развиваться культура в том практическом и утилитарном направлении, которое составляет отличительную черту современной нам цивилизации, в особенности Нового света. В значительной мере этим-то и объясняются жизнеспособность Армянского государства и быстрое оправление от нанесённых ему ран".

Как это ни покажется странным, идеи свободы, свободомыслия и свободолюбия, идеи азадутюна, азата и каазатства в компаравистском (сравнительно-историческом) плане способны послужить ключом к раскрытию многих исторических, топонимических и этнологических тайн Кавказского и прилегающих регионов и, в частности, к раскрытию и пониманию глубинных корней такого уникального культурно-исторического явления, как казачество.

Краткая иллюстрированная справка. Российское казачество

Казаки и казачество (или казатство, о чём речь впереди) -- одно из интереснейших и самобытных явлений истории и культуры.

В России казаки и казачество занимали особое положение. История России и история казачества немыслимы друг без друга и связаны самым тесным образом.

Первое славянское летописное упоминание казаков восходит к XV в. Оно относится к 1444 г. и содержится в рассказе о набеге Ордынского царевича Мустафы на Переяславль-Рязанский, где имеется упоминание о казаках, обитающих в "Червленому-Яру" [1].

К нашему времени, к концу XIX -- началу XX вв., в Российской империи насчитывалось двенадцать казачьих областей, четыре из которых: Донская, Гребенская (Терская), Яицкая (Уральская), Днепровская (Кубанская) -- сложились исторически.

Восемь других: Оренбургская, Астраханская, Сибирская, Семиреченская, Амурская, Уссурийская, Забайкальская, Иркутско-Енисейская -- были созданы искусственно в целях государственной обороны.

Вид представителей некоторых казачеств (казатств) представлен на рис.2--9.

Происхождение казачества является довольно сложным и дискуссионным вопросом, выходящим далеко за пределы российской истории и средневековой хронологии.

Обычно происхождение казачества связывают со временем Золотой Орды, т.е. с X в., а между тем его корни уходят в глубокую древность. Поиск этих корней должен основываться, на наш взгляд, на достаточно простом и очевидном тезисе: казак -- это прежде всего вольный конник, конный воин.


 Об авторе

Арташес Андреевич Арцруни (род. в 1940 г.) -- коренной москвич, носитель одной из древнейших в истории Армении (а вероятно, и в мировой истории) великокняжеских "нахарарских" фамилий.

Род Арцруни ведет свою родословную от упомянутого в Библии ассирийского царя Сенекерима (VIII в. до н.э.). Род известен в истории Армении, Византии и России как род, давший царей, высшее духовенство, крупнейших ученых, историков, литераторов и военачальников. К роду Арцруни, наряду с прочими многими широко известными лицами, восходят и крупнейший поэт-философ раннего средневековья Нарекаци, и наши, относительно недавние современники, братья Лазаревы -- основатели Московского Армянского Лазаревского института. С этим родом связана история и героя армянского народного эпоса -- Давида Сасунского.

Арташес Арцруни -- выпускник Московского авиационного технологического института (МАТИ), ветеран оборонной промышленности России, известный как создатель алюминиевой танковой брони России, автор более сотни научных трудов, действительный член (академик) и профессор Академии безопасности обороны и правопорядка (АБОП).

Научные интересы автора выходят далеко за рамки профессиональной деятельности и связаны с историей и культурой родины его предков -- Армении. И надо сказать, что и здесь А.А.Арцруни полностью проявил свой высокий творческий потенциал, проявившийся в написании целой серии оригинальных книг по сравнительной лингвистике, истории культуры и арменоведению. За труды в этом направлении он избран действительным членом -- академиком Международной академии духовного единства народов мира (МАДЕНМ).

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце