URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Арцруни А.А. Великая Армения. Дух свободы и казатство. Глубинные корни казачества Обложка Арцруни А.А. Великая Армения. Дух свободы и казатство. Глубинные корни казачества
Id: 32614
Предварительный заказ!  599 р.

Великая Армения.
Дух свободы и казатство. Глубинные корни казачества

URSS. 2006. 96 с. ISBN 5-484-00332-6.
  • Мягкая обложка

Аннотация

Предлагаемый читателю новый труд известного арменоведа Арташеса Арцруни является, по существу, очередным историко-лингвистическим открытием автора.

В доступной манере автор излагает и обосновывает абсолютно новое прочтение слова «казак» и реконструирует историю казачества, связывая её с историей армянского вольного конного воинства --- «ка-азатов», тем самым увеличивая историю казачества на несколько тысячелетий.

В книге достаточно... (Подробнее)


Оглавление
top
Введение
 Армения и дух свободы. Либерализм – формула армянской нации
 Краткая иллюстрированная справка. Российское казачество
1Лошадь и цивилизация
2Казак и свобода
3Орда и казатство
4Марко Поло, Великая Армения и казатство
5Великая Армения. Кавказ. Каспий и Дербент. Черное море и Крым
6Вернемся к Марко Поло
7Слуга царю, отец солдатам
8Армянское казатство на службе Российской империи
Заключение
Литература

Введение
top

Гимн Республики Армения

(первый куплет)

Мер Айреник, азат, анках
Вор апрел э даредар,
Ир вордыкы ард канчум э
Азат, анках Айастан.
(русская транскрипция)

Наша Родина свободная, независимая
Что веками жила,
Своих сынов ныне созывает
В свободную, независимую Армению.
(подстрочный перевод)

Наша родная независимая и свободная
В веках известная, и живая
Вольнолюбивая и гордая страна армян
Сзывает, вновь своих сынов.
(поэтизированный перевод А.А.)

Армения и дух свободы. Либерализм – формула армянской нации

Один из крупнейших знатоков культуры Малой Азии и Закавказья, академик Николай Яковлевич Марр (1864–1934) (см. фото на рис.1) в своих газетных публикациях за 1905 г. ("Из гурийских наблюдений и впечатлений" и "Письмо к кавказской молодежи") дал исчерпывающие характеристики трём основным общественно-историческим группам Кавказа и Закавказья и, в частности: кавказским татарам (туркам-азербайджанцам), армянам и грузинам.

Эти характеристики таковы:

татарский консерватизм;
армянский либерализм;
грузинский радикализм.

Остаётся только удивляться абсолютной точности, исторической обоснованности и глубине данных Марром определений, имеющих корни, уходящие в глубины истории, и нашедших подтверждение в ходе основных событий XX в. и даже наших дней.

Так, татарский (турецкий, азербайджанский) консерватизм перерос в оголтелый национализм, проявившийся в геноциде армян в Турции в 1915 г., Бакинской резне армян в 1920 г., в Сумгаитских и Бакинских событиях наших дней.

Грузинский радикализм выразился в сталинско-бериевcких приёмах построения социализма, в современных войнах с Абхазией и Осетией, в многочисленных сменах власти в современной Грузии и, наконец, в нынешней "Революции роз".

Присмотримся и к армянскому либерализму. Либерализм (от латинского либерте – свобода) – свободолюбие и свободомыслие – принято считать сравнительно новым общественно-политическим явлением связанным с идеями социализма, чьё становление относят к XVIII–XIX вв. н.э. Однако это совсем не так. Стремление к свободе вечно!

Свобода – азад(т)утюн, свободный – азат, обретший свободу – ка + азат, это идеи, сопровождающие, питающие и одухотворяющие армянскую нацию на всём протяжении её существования, и значение этих терминов не имеет исторических рамок.

В подтверждение сказанного, приведём цитату из книги Артемия Араратского – "Жизнь Артемия Араратского", изданной в Санкт-Петербурге в 1813 г. и переизданной издательством "Наука" в 1981 г. (часть первая, с.23, прим.2):

"Армяне были и есть всегда все свободные (здесь и далее в цитатах выделено нами. – А.А.), и присвояют их некоторые в крепость совсем неправильно, не имея на то никаких документов, да и быть оных никогда не может. Турки никогда армян не покупают, что строго у них запрещено, а грузинцев покупают обыкновенно, как и прочих невольников".

Ему вторит Магда Нейман в своём труде "Армяне", изданном в 1898 г. и переизданном в Ереване в 1970 г., где на с.88 читаем:

"Всем знакомым с историей Армении известно, что это была единственная страна в мире, в которой никогда не существовало ни каст, ни рабов, ни крепостных, с самого начала её политического бытия до его конца".

И далее, на с.90:

"Следовательно, древняя Армения по своему социальному строю, по свободе личности и труда, по обеспеченности человеческих прав представляла сбой страну, в которой, в сущности, только и могла развиваться культура в том практическом и утилитарном направлении, которое составляет отличительную черту современной нам цивилизации, в особенности Нового света. В значительной мере этим-то и объясняются жизнеспособность Армянского государства и быстрое оправление от нанесённых ему ран".

Как это ни покажется странным, идеи свободы, свободомыслия и свободолюбия, идеи азадутюна, азата и каазатства в компаравистском (сравнительно-историческом) плане способны послужить ключом к раскрытию многих исторических, топонимических и этнологических тайн Кавказского и прилегающих регионов и, в частности, к раскрытию и пониманию глубинных корней такого уникального культурно-исторического явления, как казачество.

Краткая иллюстрированная справка. Российское казачество

Казаки и казачество (или казатство, о чём речь впереди) – одно из интереснейших и самобытных явлений истории и культуры.

В России казаки и казачество занимали особое положение. История России и история казачества немыслимы друг без друга и связаны самым тесным образом.

Первое славянское летописное упоминание казаков восходит к XV в. Оно относится к 1444 г. и содержится в рассказе о набеге Ордынского царевича Мустафы на Переяславль-Рязанский, где имеется упоминание о казаках, обитающих в "Червленому-Яру" [1].

К нашему времени, к концу XIX – началу XX вв., в Российской империи насчитывалось двенадцать казачьих областей, четыре из которых: Донская, Гребенская (Терская), Яицкая (Уральская), Днепровская (Кубанская) – сложились исторически.

Восемь других: Оренбургская, Астраханская, Сибирская, Семиреченская, Амурская, Уссурийская, Забайкальская, Иркутско-Енисейская – были созданы искусственно в целях государственной обороны.

Вид представителей некоторых казачеств (казатств) представлен на рис.2–9.

Происхождение казачества является довольно сложным и дискуссионным вопросом, выходящим далеко за пределы российской истории и средневековой хронологии.

Обычно происхождение казачества связывают со временем Золотой Орды, т.е. с X в., а между тем его корни уходят в глубокую древность. Поиск этих корней должен основываться, на наш взгляд, на достаточно простом и очевидном тезисе: казак – это прежде всего вольный конник, конный воин.


Об авторе
top
Арташес Андреевич Арцруни (род. в 1940 г.) – коренной москвич, носитель одной из древнейших в истории Армении (а вероятно, и в мировой истории) великокняжеских "нахарарских" фамилий.

Род Арцруни ведет свою родословную от упомянутого в Библии ассирийского царя Сенекерима (VIII в. до н.э.). Род известен в истории Армении, Византии и России как род, давший царей, высшее духовенство, крупнейших ученых, историков, литераторов и военачальников. К роду Арцруни, наряду с прочими многими широко известными лицами, восходят и крупнейший поэт-философ раннего средневековья Нарекаци, и наши, относительно недавние современники, братья Лазаревы – основатели Московского Армянского Лазаревского института. С этим родом связана история и героя армянского народного эпоса – Давида Сасунского.

Арташес Арцруни – выпускник Московского авиационного технологического института (МАТИ), ветеран оборонной промышленности России, известный как создатель алюминиевой танковой брони России, автор более сотни научных трудов, действительный член (академик) и профессор Академии безопасности обороны и правопорядка (АБОП).

Научные интересы автора выходят далеко за рамки профессиональной деятельности и связаны с историей и культурой родины его предков – Армении. И надо сказать, что и здесь А.А.Арцруни полностью проявил свой высокий творческий потенциал, проявившийся в написании целой серии оригинальных книг по сравнительной лингвистике, истории культуры и арменоведению. За труды в этом направлении он избран действительным членом – академиком Международной академии духовного единства народов мира (МАДЕНМ).