URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Жукоцкая З.Р. Культурология. Курс лекций
Id: 32573
 
263 руб.

Культурология. Курс лекций. Изд.2

URSS. 2006. 232 с. Мягкая обложка. ISBN 5-484-00329-6.

 Аннотация

Культурология, как учебная дисциплина, изучается в настоящее время во всех высших учебных заведениях. Данный курс лекций отражает авторскую программу учебного курса культурологии. В учебном пособии рассматриваются основы теории и истории культуры, различные точки зрения на содержание и сущность понятия "культура", ее видовое многообразие в искусстве и религии, представлен краткий региональный аспект развития культурного пространства Югры с акцентом на кинофестиваль "Дух огня". Во втором издании осуществлен анализ корпоративной культуры на примере конкретного предприятия ИЗАО "БЕЛАТМИТ" (Беларусь).

Наряду с лекционным материалом в учебное пособие включены подборка оригинальных текстов, контрольные вопросы и творческие задания по темам, список учебников, учебных пособий и дополнительной литературы, имеющейся в библиотеке НЭПИ ТюмГУ, видеоматериалы.

Учебное пособие рассчитано на студентов всех специальностей очного и заочного отделений, а также на всех, кто интересуется теорией культурологической мысли.


 Оглавление

Введение

Тема 1 Культура как предмет научного познания

Лекция 1 Культура: многообразие дефиниций и подходов к изучению. Структура и функции культуры
Лекция 2 Культура и цивилизация

Тема 2 Основные культурологические школы XX века

Лекция 3 Культурологические школы XX века на Западе
Лекция 4 Школы советской культурологии

Тема 3 Серебряный век -- ренессанс русской культуры

Лекция 5 Интегративный стиль культуры (концепции И.В.Кондакова, Б.В.Емельянова)
Лекция 6 Русский символизм
Лекция 7 Культурологические идеи В.С.Соловьева

Тема 4 Религия в системе культуры

Лекция 8 О происхождении термина "религия"
Лекция 9 Буддизм
Лекция 10 Ислам
Лекция 11 Христианство

Тема 5 Мораль и нравственность в системе культуры

Лекция 12 Основные направления развития этики. Проблемы теории морали
Лекция 13 Этические теории XX века
Лекция 14 Этические искания русских культурфилософов
  Вопросы для размышления:

Тема 6 Искусство в системе культуры

Лекция 15 Искусство как явление эстетической культуры. Интеграция эстетики и культурологии
Лекция 16 Классификация видов искусств. Живопись и музыка

Тема 7 Культурное пространство Югры

Лекция 17 Художественное в\'идение эпохи на примере кинофестиваля "Дух огня" (г.Ханты-Мансийск)

Тема 8 Корпоративная культура

Лекция 18 Корпоративная культура: краткий обзор
Лекция 19 Корпоративная культура на примере иностранного закрытого акционерного общества "БЕЛАТМИТ" (г.Могилев, Беларусь)

Приложение

 Современные интерпретации культуры
 Новые информационные технологии и судьбы рациональности в современной культуре

Культурология через тексты

Алгоритмы методики

 Рекомендованная литература
  Учебники и учебные пособия
  Дополнительная литература по всем темам
  Видеоматериалы
 Тематика творческих работ
 Цитаты, афоризмы, высказывания

 Введение

Посвящается моим родителям Ципориным Роману Давыдовичу и Любови Борисовне

Культура никого и ничего не спасает и не оправдывает. Но она дело рук человека -- в ней он ищет свое отражение, в ней узнает себя, только в этом критическом зеркале он и может увидеть свое лицо.
Ж.П.Сартр

"Культурология призвана сегодня объединить и теоретические, и исторические, и прикладные аспекты изучения культуры в ее развитии и функционировании. В то же время самая динамика культурных явлений и процессов должна быть взята не только с точки зрения имманентных, внутренних моментов становления и развития (саморазвития) культуры, но и в различных, весьма сложных взаимоотношениях с социально-политической историей и частными историями отдельных видов культуры (литературы, искусства, религии, философии, науки, общественной мысли и т.д.)". Эти слова принадлежат одному из ведущих культурологов современности -- И.В.Кондакову.

В настоящее время культурология как относительно молодая область науки сформировалась на стыке социально-научного и гуманитарного знания. Период формирования (1987--1995) новой дисциплины остался в прошлом столетии и, по определению Б.С.Ерасова, культурология "доказала свою самостоятельность и основательность, стала в значительной степени оформленной теоретической дисциплиной и, главное, сформировалась как институт -- с присущими ей видами теоретической деятельности, прикладного использования издательствами, программами, курсами, кафедрами, степенями и, главное, кадрами, которые готовы посвятить свою жизнь деятельности, несовместимой с "новой культурной политикой", направленной на разрушение духовного состояния общества, понижение уровня его ценностно-нормативной ориентации, тотальное отрицание самобытных принципов, смыслов и образов культуры".

Исследователи выделяют несколько факторов, повлиявших на создание новой универсальной дисциплины -- культурологии:

-- многообразие культур, их самобытность;

-- проявление кризисных явлений в культуре XX века;

-- несоответствие исторического и культурного развития.

Культурология как самостоятельная дисциплина существует только в отечественной науке и рассматривается как интегративное направление, предметом которой являются определенные стадии рождения, оформления, развития и возможной гибели культуры.

Культурология изучает как специфику феномена культуры, так и особенности познания. Формирование культурологических исследований как особого направления гуманитарного знания относится к Новому времени (Д.Вико, И.Гердер, Г.Гегель), основополагающее влияние оказали и труды В.Дильтея, Г.Риккерта, Э.Кассирера, О.Шпенглера.

В XX веке культурологическая проблематика разрабатывается З.Фрейдом, К.Юнгом, Э.Фроммом, А.Тойнби, К.Ясперсом, М.Хайдеггером, Х.Ортегой-и-Гассетом, К.Леви-Строссом, М.Бубером и многими другими.

Отечественная культурологическая мысль широко представлена в работах Н.Я.Данилевского, Н.А.Бердяева, К.А.Леонтьева, А.Ф.Лосева, Вяч.Иванова, А.Белого. Впервые термин "культурология" используется в статье Андрея Белого "Круговое движение" (1912).

Некоторые из перечисленных имен подробно представлены в курсе лекций и его приложении.

Историко-культурологическое направление активно разрабатывается И.В.Кондаковым и широко представлено в его работах с акцентом на историю культуры России начиная с языческой Руси X века до демократической России начала XXI века. Как справедливо отмечает И.В.Кондаков, "в настоящей социокультурной ситуации, рожденной взрывами и чреватой новыми культурно-историческими взрывами... чрезвычайно важно заполнить духовный, идеологический вакуум такими знаниями, идеями, теориями, научными дисциплинами и учебными предметами, которые, обладая безусловным статусом научности, культурно-исторической значимости и духовной ценности, могли бы взять на себя объяснение исторического и социокультурного процесса, осмысление настоящей общественно-духовной ситуации в обществе, способствовали становлению и развитию мировоззрения, соединяющего научность, достаточно широкий культурный кругозор и значительный потенциал духовности".

Определяя культурологию не только как частную науку о культуре и ее внутренних закономерностях развития, но и как новую междисциплинарную методологию, И.В.Кондаков, тем самым, выводит культурологию за пределы собственно культурных явлений и процессов в узком смысле, охватывая более широкую область социокультурных явлений. Он выдвигает новые методические и методологические задачи перед историей культуры: во-первых отход от скомпрометировавших себя вульгарно-социологических и политических схем культурно-исторического развития и обращение непосредственно к анализу и интерпретации богатого и во многом еще не освоенного материала истории культуры; во-вторых найти основания для общей концепции закономерностей ее имманентного развития -- именно как культуры, подчеркивает автор, а не культурного придатка социально-политической истории. Таким образом, предлагается новая разработка универсальной концепции культуры, соединившей философию культуры с философией истории.

Одна из последних работ И.В.Кондакова (Культурология: история культуры России) демонстрирует новый подход к проблеме социокультурных взаимодействий -- социального детерминизма культурно-исторических процессов и культурной подготовки явлений социально-исторического порядка. Определяя новые ориентиры в понимании социодинамики культуры, он призывает изменить систему обобщений и теоретических обоснований данной концепции, что является весьма значимым и актуальным. Тем более, что перспектива исследования социокультурных закономерностей России -- в анализе исторически конкретных текстов русской культуры. Через призму культурно-исторических процессов он обозревает основные тенденции и закономерности развития отечественной культуры в целом.

Необходимо отметить, что И.В.Кондаков удачно расставляет акценты в своей книге. Он подобен композитору: выделяя "главную партию", наполняет интересным содержанием и "побочные мелодии" своего лекционного курса, что дает возможность судить о смысле и значении культурно-исторических процессов по их результатам и социокультурным итогам, не "подгоняя" смыслы и значения к заданному "ответу". В связи с этим автор данного учебного пособия использует концепции И.В.Кондакова в разделе "Серебряный век -- Ренессанс русской культуры".

Место культурологии в системе университетского образования особенно значимо, ибо в ней заключено знание, содержащее различные многофункциональные сущности культуры, благодаря которым формируются как личностное начало будущего специалиста, так и представление о профессиональной (правовой, экономической, организационной) культуре, осознание собственных культурных ценностей.

Абсолютно точную характеристику культурологии "не для культурологов" определяет Н.Г.Багдасарьян, выделяя основные критерии профессиональной культуры, социокультурные и этические нормы деятельности, "овладение культурологическим методом облегчит понимание технологий служебного взаимодействия, создаст базу профессиональной коммуникации. Но может быть, самое существенное в изучении культурологии -- это постижение культурного смысла того вида профессиональной деятельности, к которой готовит студента вуз".

Данный курс лекций ориентирует студента на самый широкий круг культурологических школ, включая и теоретиков культуры советской эпохи, на различные концепции, сложившиеся в мировой науке, на идею диалога культур, являющейся концептуальной для отечественной науки. Каждая тема заканчивается поэтическими строками не случайно, ибо еще А.С.Пушкин заметил, что "поэзия выше нравственности, или, по крайней мере, совсем иное дело".

Второе издание дополнено лекцией по корпоративной культуре, как части явления общей культуры на примере отдельной организации (ИЗАО "БЕЛАТМИТ"), в которой автору была предоставлена возможность провести исследование.

В приложении представлены размышления автора по материалам наиболее актуальных "круглых столов", проводимых журналом "Вопросы философии" и рекомендованных студентам для самостоятельной работы, а также предпринята попытка анализа региональной социокультурной ситуации Югры на примере кинофестиваля "Дух огня" (г.Ханты-Мансийск).

Автор учебного пособия акцентирует внимание студентов на определение культуры, сформировавшееся в эпоху Просвещения, при котором человек культурный воспринимался как человек просвещенный, приобщенный к основам научного знания, образованный, находящийся в постоянном поиске и стремящийся постигать неизведанное. Гармоничным дополнением к этому служат строки поэта советской эпохи Николая Заболоцкого:

Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.


 Об авторе

Зинаида Романовна Жукоцкая

Доктор культурологии, профессор кафедры философии Нижневартовского экономико-правового института (филиала) Тюменского государственного университета. Автор около ста научных публикаций по проблемам отечественной культурологической мысли, региональной культурной политики, в том числе учебного пособия "Музыка и телевидение" (1999), а также монографий: "Предтечи Серебряного века" (2002), "Свободная теургия: культурфилософия русского символизма" (2003), "Телевидение в системе культуры" / Глава в монографии "Экранная культура в генезисе смыслообразования" (2004), "Культурология: курс лекций" (2005).


 Страницы

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце