URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Титаренко М.Л. Российский Дальний Восток и Северо-Восточная Азия
Id: 322
 
239 руб.

Российский Дальний Восток и Северо-Восточная Азия.

URSS. 1998. 248 с. Мягкая обложка. ISBN 5-901006-28-3.

 Аннотация

Данная работа выполнена коллективом сотрудников Института Дальнего Востока РАН и призвана в первую очередь наметить оптимальные варианты включения российского Дальнего Востока в двусторонние и многосторонние торгово-экономические связи в Северо-Восточной Азии и в более широкий контекст мирохозяйственных связей и интеграционных процессов в азиатско-тихоокеанском регионе. Авторы также ставили своей задачей привлечь внимание российских властных структур к необходимости выработки новой модели заселения Дальнего Востока и создания здесь благоприятного климата для отечественных и иностранных инвестиций.

Все разделы работы обогащены конкретным материалом, полученным в ходе проведения полевых исследований, осуществленных учеными института совместно с группой видных специалистов Ханьянского университета (Сеул) в Хабаровском и Приморском краях в июле 1995 года. Учтены также материалы ряда международных научных конференций, проведенных ИДВ РАН совместно с учеными Китая, Южной Кореи, Японии, США, Вьетнама и Тайваня.


 Содержание

Введение
Раздел I. Предпосылки укрепления позиций России в СВА
 1.Военно-политическая ситуация в регионе:концепция безопасности через сотрудничество
 2.Глобальные экономические процессы в СВА
 3.Перспективы развития экономики и внешне-экономических связей партнеров России в СВА
Раздел II. Экономика и внешнеэкономические связи Дальнего Востокав 90-е годы
 1.Основные тенденции развития экономики и внешнеэкономических связей Дальнего Востокав условиях перехода к рынку
 2.Инфраструктура российского Дальнего Востока:современное состояние и перспективы
 3.Перспективные рынки сбыта для товаров Дальнего Востока
Раздел III. Партнеры и сферы сотрудничества
 1.Перспективы использования связей с СВА для подъема Дальнего Востока
 2.Направления экономического взаимодействия России с СВА
 3.Интеграционные процессы в СВА и Дальний Восток
Раздел IV. Миграционная ситуация на Дальнем Востоке России
 1.Современные проблемы миграции на Дальнем Востоке и политика России
 2.Землеустроительная и переселенческая политика в России (исторический опыт)
 Заключение
 1.Концепция включения Дальнего Востока в мировой рынок
 2.Выводы, предложения, рекомендации
 Литература
 Статистическое приложение

 Введение

В 90-е годы на место одной из основных проблем становления российской государственности, сохранения целостности страны, ее экономики и формирования региональной политики страны, обеспечения ее безопасности, интеграции в экономическую систему Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) выдвинулась задача развития дальневосточного региона России. На протяжении последних десятилетий Дальний Восток в экономическом плане был оторван не только от стран АТР, но даже от своих ближайших соседей по Северо-Восточной Азии (СВА), включающей, кроме российского Дальнего Востока, Северо-Восток Китая (провинции Ляонин, Цзилинь и Хэйлунцзян), КНДР, Республику Корея и Японию. За эти годы произошел значительный скачок в уровне экономического развития стран СВА, в то время как дальневосточный регион России по ряду причин, прежде всего из-за недостаточных централизованных инвестиций в экономику региона и транспортной отдаленности от центральных районов России, неразвитости социально-экономической сферы и слабой заселенности, оказался в положении отстающего. В нынешних условиях для стимулирования развития Дальнего Востока требуется либо резко увеличить централизованные инвестиции (что затруднительно в условиях инвестиционного спада в стране), либо более активно интегрироваться в экономику АТР, прежде всего СВА, и тем самым стимулировать поступления зарубежных инвестиций.

Новое геополитическое положение России в качестве самостоятельного государства сделало ее в большей степени азиатско-тихоокеанской страной, чем был Советский Союз. Для нее АТР более важен уже в силу возросшей роли дальневосточных портов и потери морских портов на Черном и Балтийском морях после развала СССР. Однако в настоящее время Россия по ряду внутренних и международных причин находится вне магистральных процессов развития экономического сотрудничества в АТР и в СВА. Затяжной экономический кризис в стране, относительная слабость и некомплексность производственно-технической базы российского Дальнего Востока вряд ли позволят выправить эту неблагоприятную ситуацию в сжатые сроки без активных усилий центрального правительства России и расширенного сотрудничества с крупными иностранными инвесторами. Это требует от России выработки долгосрочной реалистической политики комплексного развития Дальнего Востока с целью ускорения процесса адаптации своей экономики к интеграционным процессам в СВА и АТР.

Для определения положительных и отрицательных моментов, связанных с более активным включением восточных районов России в мирохозяйственные связи в АТР, необходимо провести целенаправленное изучение экономических возможностей самого российского Дальнего Востока и экономических, политических и социальных факторов, определяющих заинтересованность стран СВА в сотрудничестве с Россией, потенциал и приоритетные сферы такого сотрудничества. В настоящее время российская наука располагает исследованиями Института экономических проблем Дальневосточного Отделения РАН под руководством П. А. Минакира, в которых дана комплексная оценка экономического положения на Дальнем Востоке России в 90-х годах, поисковым исследованием торгово-экономического потенциала Приморского края России (Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН под руководством Ю. В. Яременко). Вместе с тем при анализе перспектив торгово-экономического сотрудничества России и ее экономической интеграции в СВА одним из главных направлений исследования должна стать оценка пока крайне слабо изученных экономических, политических и социальных интересов, экономических возможностей и приоритетов предполагаемых партнеров России в этом регионе. И только общая оценка интересов всех сторон с учетом их состыковки с общероссийскими национальными интересами позволит нам выработать комплексную программу социально-экономического и политического развития Дальнего Востока и оптимального включения региона в мирохозяйственные связи в АТР, необходимую для экономического подъема региона при сохранении и укреплении территориальной целостности России и нейтрализации сепаратистских тенденций в Сибири и на Дальнем Востоке.

При подготовке доклада и соответствующих рекомендаций его разработчики принимали в качестве аксиом следующие положения:

Несмотря на тяжелый общий кризис, переживаемый Россией, и потенциальную угрозу распада страны, государственный подход в политике центральных и местных властей преобладает, и центростремительные тенденции перевешивают центробежные.

Президент и центральное правительство обладают волей и способностью осуществлять макроконтроль за ситуацией в стране и выработать в сотрудничестве с местными властями Сибири и Дальнего Востока с активным участием ученых долговременную взвешенную, экономически обоснованную политику и практическую программу действий по социально-экономическому обустройству и развитию Сибири и Дальнего Востока как неотъемлемых частей Российского государства в интересах консолидации страны, сохранения ее территориальной целостности и единого политического, экономического, оборонного и культурного пространства. Законодательные ветви власти способны оперативно выработать необходимую правовую основу обеспечения целостности России, разделения прав и обязанностей Центра и регионов, защиты интересов страны и ее граждан во внешнеэкономических связях с нашими соседями.

В настоящее время в СВА принято включать российский Дальний Восток, Северо-Восток КНР, Японию, КНДР и Республику Корея с общей площадью суши 8,28 млн. км2 (19% всей площади суши в Азии) и общей численностью населения 290 млн. чел. (10% численности населения Азии). Как показывает анализ возможностей стран этого региона, наиболее богатыми природными ресурсами располагает Дальний Восток (уголь, лес, водные ресурсы, цветные металлы и др.), затем идут КНР (сельскохозяйственные ресурсы, нефть, лес) и КНДР (уголь и черные металлы). В то же время Япония и Южная Корея располагают высокоразвитой тяжелой промышленностью и техноемкими отраслями производства, КНР и КНДР -- легкой промышленностью и сельским хозяйством. При этом Япония и Республика Корея обладают капиталами и высококвалифицированными ИТР и специалистами в сфере управления, а КНР -- избытком рабочей силы. Кроме того, следует особо отметить, что российский Дальний Восток имеет мощный научный потенциал. Не следует также забывать, что за территориями, входящими в состав СВА, стоят государства с численностью населения более 1,5 млрд. чел., сопоставимые по размерам ВВП (3,4 трлн. долл.) с США и ЕЭС.

Обращение к идее регионального сотрудничества в СВА не является случайным. За ней стоят глубокие сдвиги в международной обстановке как на глобальном, так и на региональном уровне, комплекс многомерных политических, экономических, социокультурных процессов в их сложном переплетении.

В настоящее время СВА представляет собой один из наиболее динамично развивающихся районов мира. По имеющимся прогнозам, к 2010 году по совокупному объему производства валового национального продукта она может обойти ЕЭС и Северную Америку. Этим тенденциям экономического роста может в значительной степени способствовать усиление интеграционных процессов, особенно на субрегиональном уровне. Предлагаемые модели, схемы и варианты сотрудничества либо предполагают непосредственное участие России, прежде всего ее дальневосточного региона (проект "Тумэньцзян", "Кольцо Японского моря"), либо косвенно затрагивают ее интересы ("Кольцо Желтого моря и Бохайского залива", "Большой Китай").

Можно сказать, что сегодня экономические процессы в СВА представляют собой и возможность, и вызов для России. Взаимовыгодное сотрудничество с государствами региона позволит России резко ускорить свое экономическое развитие. В то же время отказ от такого сотрудничества либо включение Дальнего Востока в экономическое пространство СВА при отсутствии продуманной стратегии сотрудничества и должной координации действий отдельных краев и областей на государственном уровне чреваты дальнейшей социально-экономической деградацией российского Дальнего Востока.

Хозяйственное взаимодействие краев и областей Дальнего Востока с зарубежными партнерами, зародившееся в самый острый период экономического кризиса в России как безальтернативная форма выживания, могло бы носить более эффективный характер и для региона, и для страны в целом, если бы оно было поставлено на базу серьезного концептуального анализа долгосрочных возможностей и намерений стран-партнеров по сотрудничеству.

Данная работа выполнена коллективом сотрудников Института Дальнего Востока РАН в рамках проекта Российского гуманитарного научного фонда N 95--06-17574 и призвана в первую очередь наметить оптимальные варианты включения российского Дальнего Востока в двусторонние и многосторонние торгово-экономические связи в СВА и в более широкий контекст мирохозяйственных связей и интеграционных процессов в АТР. Авторы также ставили своей задачей привлечь внимание российских властных структур к необходимости выработки новой модели заселения Дальнего Востока и создания здесь благоприятного климата для отечественных и иностранных инвестиций.

Толчком для данной работы послужил доклад на идентичную тему на заседании Отделения экономики РАН 16 марта 1995 года, с которым выступил директор института, профессор М. Л. Титаренко. Доклад был одобрен Отделением, принявшим решение направить его в Президиум РАН и разослать по широкому списку в аппарат Президента, в правительственные, парламентские структуры, а также руководителям администраций всех краев и областей Сибири и Дальнего Востока.

Из Министерства иностранных дел, Министерства внешнеэкономических связей, а также от ряда руководителей администраций краев и областей Сибири и Дальнего Востока были получены содержательные отзывы, в которых давалась положительная оценка докладу и одновременно высказывался ряд ценных рекомендаций и замечаний, учтенных при подготовке настоящей монографии.

Все разделы работы обогащены конкретным материалом, полученным в ходе проведения полевых исследований, осуществленных учеными института совместно с группой видных специалистов Ханьянского университета (Сеул) в Хабаровском и Приморском краях в июле 1995 года.

Учтены также материалы ряда международных научных конференций, проведенных ИДВ РАН совместно с учеными Китая, Южной Кореи, Японии, США, Вьетнама и Тайваня.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце