URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Цукасова Л.В., Волков Л.А. Театральная педагогика: Принципы, заповеди, советы
Id: 32031
 
235 руб.

Театральная педагогика: Принципы, заповеди, советы

URSS. 2007. 192 с. Мягкая обложка. ISBN 978-5-382-00047-3. Уценка. Состояние: 5-. Блок текста: 5. Обложка: 4+.

 Аннотация

В настоящей книге представлено педагогическое наследие известного театрального режиссера Леонида Андреевича Волкова (1893-1976). Глубокий профессионализм и педагогическое новаторство, отличающие его творческое наследие, дают определенные стимулы для дальнейшего развития отечественной театральной школы. Представляя это богатое наследие, пусть даже в виде краткого очерка, широкой общественности, хочется надеяться, что оно сослужит добрую службу всем, кто занят подготовкой артистических кадров, режиссерской и актерской работой на благо театра.

Книга может быть использована в качестве учебного пособия для студентов театральных училищ, а также для широкого круга любителей театрального искусства.


 Оглавление

Предисловие (В.И.Михеев)
"И добиваться в творчестве того, что кажется недостижимым"
 Леонид Андреевич Волков(1893--1976) -- актер, режиссер, педагог (А.С.Тимофеева)
1 Режиссер -- всегда педагог
 Режиссер и актеры
 Моя работа с актером
2 Основы профессионального воспитания в театральной школе (Л.В.Цукасова)
 Создание самого себя
 Создание "веры" и "правды" в самом себе
 Воспитание "сценической наивности" -- важнейший элемент обучения актерскому мастерству
 Воспитание "сценической наивности" на литературном материале
 Построение взаимоотношений партнеров на сцене
 "Минутки" -- тренаж всех видов общения
3 Принципы, заповеди, советы
 Ни минуты жизни вне профессии
 Не ждать, пока научат, -- учиться самому!
 Между актером и персонажем нет грани
 Действие связываю с выстрелом
 Что скажет зритель?
 Фрагменты из записных книжек
 Оценивают мастера отечественного театра
Приложение
 Основные режиссерские работы Л.А.Волкова
 Технология лекторского искусства (Л.В.Цукасова)

 Предисловие (В.И.Михеев)

Мне хотелось бы, чтобы актеры импровизировали весь спектакль. Ничего не заштамповывать. Каждая репетиция есть новая репетиция. Каждый спектакль -- новый спектакль.
Е.Вахтангов

Как-то в одном из своих поэтических сочинений великий французский поэт Гийоме Аполлинер сказал: "...поэтом должно называть лишь того, кто изобретает, того, кто творит... Поэтом можно быть в любой области: достаточно обладать дерзновением и стремиться к открытиям". В рамках такого толкования можно с полным правом считать и автора настоящей книги -- Людмилу Викторовну Цукасову, заслуженного работника культуры РФ, актрисы, режиссера и педагога, доцента кафедры мастерства актера ВТУ им.М.С.Щепкина при Государственном академическом Малом театре. В многогранной деятельности Л.В.Цукасовой есть все: и открытие нового в практике театральной педагогики, и раскрытие и воплощение целостной концепции воспитания актера, и построение новых форм и принципов работы со студентами, основанных на идейно-эстетических позициях и методики педагогической деятельности великих мастеров сцены, педагогов-новаторов русского театра, таких как М.С.Щепкин, К.С.Станиславский, Е.Б.Вахтангов, А.Я.Таиров, В.Э.Мейерхольд, Л.А.Волков и др.

Говоря в книге о сходстве двух профессий -- учителя и актера, в тоге которых автор книги выступает уже многие годы, передавая свой театральный опыт и мастерство (достаточно отметить лишь ее выпуски четырех национальных студий в России и Германии), Л.В.Цукасова объединяет все то существенное и лучшее, что по жизни в деятельности и актера, и педагога становится главным, -- это большой труд, требующий как психофизических, так больших эмоциональных затрат, культуру речи, языка и поведения, а также глубокие знания своего предмета, основы психологии, педагогики и актерского мастерства. Именно в этом плане и построено все содержание книги, которое и по логике изложения, и по форме подачи учебно-практического материала делает книгу и как учебник для студента или начинающего актера, и как руководство для педагога по театральной педагогике и технологии лекторского искусства.

Будучи педагогом-режиссером школы Малого театра -- Театрального училища им.М.С.Щепкина, где педагог Л.В.Цукасова и по сей день плодотворно трудится, ею была воспитана большая плеяда актеров, многие из которых в дальнейшем очень хорошо проявили себя в актерском деле и стали известными мастерами в театральном мире.

За долгие годы своей плодотворной театральной и режиссерской деятельности Л.В.Цукасова как на своем собственном примере, так и будучи уже воспитателем и наставником молодых талантов с полным правом доказала, что она не только может самосовершенствоваться как актер и режиссер, но и обладает божьим даром учить молодежь, формируя и отрабатывая годами свою педагогическую методику обучения актерской профессии, добиваясь при этом высокого уровня подготовки студентов театрального училища.

Говоря о "своеобразии" педагогической методики Л.В.Цукасовой, следует особо отметить, что путь ее к мастерству шел с большими трудностями и долгими поисками. Говоря более точно и афористично словами Хорхе Гильена о Федерико Гарсиа Лорке: "...уже по лекциям можно было догадаться о режиссерском таланте Федерико. Каждая его лекция была спектаклем, вообще же, если лекции читают и только читают, она обречена на провал, -- лектору надлежит быть актером...", -- можно с полным правом отнести такую оценку ко всей педагогической деятельности Л.В.Цукасовой, у которой по жизни именно так все и шло в достижении высокого уровня как актерского, так и педагогического мастерства. Отрадно отметить, что созданный Л.В.Цукасовой оригинальный учебный курс "Технология лекторского искусства" за многие годы нашел свое воплощение не только в стенах своего Театрального училища им.М.С.Щепкина, но и во многих российских и зарубежных учебных заведениях. Интересно отметить, что высокой оценкой была удостоена творческая деятельность Л.В.Цукасовой и со стороны Российской академии образования. Так, еще в 1993 г. академик РАО, профессор И.Я.Лернер, будучи экспертом от РАО, в своей рецензии на весь учебный комплекс по курсу "Технология лекторского общения" (и в первую очередь, на его главную составляющую -- учебное пособие) прямо выразился: "...Все в нем (в комплексе) сделано, несомненно, большим мастером сценической технологии... Поэтому он вполне может оказаться даже очень полезным и для учителей средних школ и других учебных заведений..."

В заключение взятого нами вступительного слова особо подчеркнем не только высокие профессиональные качества педагога и режиссера Л.В.Цукасовой, но не менее главное -- ее человеческие, личностные качества, которые особо выделяют ее из общей театральной среды, что делает ее понятной и доступной самой широкой аудитории высшей и средней школы.

Профессор В.И.Михеев

 Из вступительной статьи. "И добиваться в творчестве того, что кажется недостижимым"


Леонид Андреевич Волков (1893--1976) -- актер, режиссер, педагог

Имя Леонида Андреевича Волкова хорошо известно в театральном мире. Но много ли знаем мы о творчестве этого крупного художника? Его более чем полувековая жизнь в искусстве совпала с сюжетом "большой истории" -- движением отечественного театра от истоков до 1960-х годов. Жизнь, полная духовных взлетов и кризисов, крутых переломов и обнадеживающих перемен: мятежная юность театра революционных лет, яркие и драматичные страницы сцены 20--30-х годов, "сороковые-роковые" и суровые будни 50-х, прерванные коротким праздником долгожданного обновления. Этой истории ныне и принадлежат спектакли и актерские создания Волкова. Существующие рецензии хранят их смутный, ускользающий образ. Что осталось "на суд потомков"? -- субъективные мнения, разноречивые оценки, сухая констатация фактов. Нет ни одной обобщающей статьи, портрета, театроведческого исследования, посвященного Л.А.Волкову. В учебной литературе и театральной энциклопедии несколько скупых строк: краткая информация об актерских работах, длинный перечень постановок, "лучшие из которых ныне вошли в золотой фонд советского театра".

Можно еще добавить: ученик Е.Вахтангова, современник К.Станиславского, Вл.Немировича-Данченко, Вс.Меерхольда, друг и коллега Ю.Завадского, А.Дикого, В.Сахновского, Н.Хмелева, артист и режиссер Волков работал в столь несхожих театральных коллективах, как МХТ-2 и Театр Революции, МХАТ и Театр б.Корша, Малый и ЦДТ и др., не говоря уже о многочисленных экспериментальных студиях, а также постановках в провинциальных театрах. Среди тех, с кем он соприкасался в творчестве, -- выдающиеся художники сцены: С.Бирман, С.Гиацинтова, М.Блюменталь-Тамарина, Н.Горчаков, В.Топорков, М.Яшин, И.Судаков, М.Кнебель, А.Попов, А.Кторов, О.Пыжова, В.Пашенная, А.Климов, Е.Шатрова, И.Ильинский, М.Царев и многие другие.

Казалось бы, материалов для создания творческого портрета Волкова должно быть достаточно, ведь речь идет о событиях не столь давно минувших дней. Однако трудности, с которыми сталкивается любой исследователь истории театра, обращающийся к изучению актерской биографии, реконструкции постановок режиссера, усугубились в нашем случае печальным и непреодолимым обстоятельством: утрачен личный архив Волкова, а потому некоторые эпизоды его судьбы, неожиданные ее повороты остаются неразгаданными. Конечно, тут открывается возможность для разных предположений и субъективных догадок, которые, как знать, быть может, и приблизят нас к истине. Но задачи этой вводной статьи-обзора складываются по-иному: опираясь на факты и только на факты, максимально используя в качестве иллюстраций сохранившиеся материалы, рассказать о своеобразной, значительной и разносторонней художнической деятельности Волкова -- личности на редкость скромной и самоотреченной, так много сделавшей для нашего искусства.

Трудно сказать, как и когда зародилась у Волкова та страстная любовь и неизбывная преданность сцене, что определила выбор профессии и самую его жизненную судьбу. Быть может, поначалу театр был лишь прекрасной и призрачной мечтой, оттеняющей суровую и достаточно горькую реальность. Леонид Волков (настоящая фамилия Зимнюков) родился в небольшом поселке Дубовском Саратовской губернии. Он рос без отца, вскоре после рождения сына оставившего семью без средств к существованию. Мать с двумя детьми (у Волкова была еще сестра) переехала в г.Вольск к родственникам.

Жили Зимнюковы крайне стесненно, если не сказать бедно. Будучи учеником 5-го класса реального училища и чувствуя себя старшим в семье, Волков начал зарабатывать уроками, а каникулярное время проводил на тяжелых городских работах. В 1911 году поступил в Московский коммерческий институт. Думается, что именно с этого переломного момента (переезд в Москву) и началось его серьезное увлечение искусством театра.

Столичная театральная жизнь начала века захватывала разнообразием ярких коллективов, пленяла многоголосием сценических талантов: Станиславский, Качалов, Москвин -- "властители дум", легендарные мхатовцы; прославленные "старейшины" Малого театра -- Ермолова, Ленский, Садовская, Юдин; в театре Корша царит Блюменталь-Тамарина, а у Незлобина -- любимица публики Жихарева. Рядом -- жадно ищут своих путей в искусстве молодые силы. "Студийность была закономерным явлением в истории русского театра -- в десятых годах прошлого столетия она должна была возникнуть. Появление студий требовала обстановка, в которой проходила сценическая жизнь тех лет".

1913 год -- рождение Первой студии МХТ. В том же году группа студентов, одержимая идеей создать "Студенческую драматическую студию", договаривается с Евг.Вахтанговым о руководстве занятиями. Среди студийцев первого призыва -- Л.Волков. Вместе с ним П.Антакольский, ставший вскоре известным поэтом, будущие артисты и режиссеры Вахтанговского театра -- К.Котлубай, Б.Захава, Н.Тураев и др.

Школа Вахтангова была "театральным университетом" для Волкова. Студийцы получали здесь не только профессиональные уроки высочайшего мастерства -- режиссер увлекал их своим мироощущением, пронизанным самосжигающим, высоким служением искусству, а через искусство -- идеями справедливости, добра, нравственного совершенствования человека. Не случайно студию называли "монастырем фанатиков любви к искусству" (Б.Захава). Взращивая эту страстную и принципиальную преданность театру, Вахтангов был далек от келейной замкнутости студии. Против замкнутости он бунтовал, настаивал на неразрывности жизни и сцены, на непременном ощущении глубокого дыхания реальности в любом студенческом опыте, пусть в самой крохотной театральной миниатюре. Вахтангова волновали острые, насущные вопросы каждодневности и коренные проблемы бытия, над которыми мастер заставлял думать своих учеников. Он внедрял в их сознание необходимость ясной и целенаправленной "установки на творчество", отчетливого понимания -- "ради чего" и "во имя чего" актер выходит на сцену, что по мхатовской терминологии называлось "сверх-сверхзадачей" роли и творчества.

"Для учеников он был не только режиссером сцены, но и учителем жизни; за легкостью его мастерства, за обаянием его личности всегда будут сквозить жадность к творчеству, пронзительность последнего знания, беспощадная суровость в изживании своей короткой и глубокой жизни -- единственный и памятный образ Вахтангова". Этот неповторимый образ и бесценные уроки Волков пронес через всю свою творческую биографию.

Терпеливо и настойчиво занимался руководитель студии со своими воспитанниками, раскрывая им секреты психологической школы актерского искусства как искусства переживания, перевоплощения в образ. Основы "системы" Станиславского, таким образом, Волков воспринял непосредственно от его лучшего гениального ученика.

Задачи театральной школы Вахтангов видел прежде всего в освобождении и раскрытии индивидуальности актера -- предоставляя студийцам возможность испытать свою природу и ощутить диапазон своего дарования в разнохарактерном литературном материале. В репертуаре Волкова были роли, требующие как ярко комедийных, так и драматических, даже трагических нот, -- он играл Жозефа, Доктора Кюре в "Чуде святого Антония" Н.Метерлинка, Фрезера в "Потопе" Г.Бергера, Селестена Дюкло в "Гаване" Мопассана. Уже в ученических работах молодого артиста проявилась склонность к ясному реалистическому типу творчества. Его не увлекала самодовлеющая театральная форма, самоценная игровая стихия.

Из вахтанговской студии молодой артист вышел сформировавшимся профессионалом, тяготеющим к ролям характерным и острохарактерным, по-мхатовски влюбленным в жизненную достоверность, бытовую определенность изображаемого персонажа. Его герои -- всегда "земные", узнаваемые, словно с натуры вылепленные. Вместе с тем, стремление к художественному обобщению, типизации реальных наблюдений, выразительности сценического языка приводило к выпуклому рисунку роли "заостренной характерности", органично вырастающим из внутреннего существа образа. Критика писала о "сгущенном натурализме" и "смачном реализме", об остроте театральной интенсивности актера в спектаклях МХТ-2, куда Волков перешел в 1922 году после недолгого пребывания во 2-й Студии МХАТ (с 1919 по 1921 гг.).

* * *

Настоящее издание, в которое вошли материалы Л.А.Волкова, относящиеся к его деятельности в качестве режиссера и профессора театральной школы, дадут, как мы надеемся, читателю более развернутое представление о методике его педагогической работы.

Книга состоит из трех основных глав. В первой -- "Режиссер -- всегда педагог" -- публикуются доклады Волкова о работе с актерами. Глава вторая -- "Основы профессионального воспитания актера в театральной школе" -- содержит стенограммы волковских уроков в театральном училище им.М.С.Щепкина, обработанных и прокомментированных Л.В.Цукасовой; в этой же главе приводятся записи упражнений и бесед со студентами, дается разработка важнейших элементов воспитания актера "по Волкову". В третьей главе -- "Принципы, заповеди, советы" -- изложены методологические положения, составляющие кредо Волкова-педагога, его высказывания в ходе занятий и фрагменты из записных книжек; здесь же помещены воспоминания видных мастеров сцены об их творческой работе с Леонидом Андреевичем, особенностях его воспитательной методики.

Надеемся, что знакомство с материалами настоящего издания окажется полезным прежде всего для практиков сцены, режиссеров-педагогов, преподавателей актерского мастерства, а также для тех, кто интересуется историей и теорией театральной педагогики.

Кандидат искусствоведения А.С.Тимофеева

 Об авторах

Людмила Викторовна ЦУКАСОВА

Актриса, режиссер, педагог. Доцент кафедры мастерства актера Высшего театрального училища им. М.С.Щепкина при Государственном академическом Малом театре. Заслуженный работник культуры Российской Федерации, заслуженный деятель искусства Киргизии. Режиссер высшей категории в жанре художественного слова. Выпустила четыре национальных студии (на казахском, якутском, киргизском и немецком языках), тринадцать русских курсов, четырнадцать спектаклей одного актера на базе Московской и областной филармоний и Москонцерта. Ведет большую научную (теория актерского мастерства, технология лекторского искусства, искусство общения деловых людей) и культурно-воспитательную работу.

Леонид Андреевич ВОЛКОВ (1893--1976, настоящая фамилия Зимнюков)

Выдающийся отечественный актер, режиссер, педагог. Народный артист РСФСР (1945). Родился в поселке Дубовском Саратовской губернии. Занимался в студии под руководством Е.Б.Вахтангова. Профессиональную деятельность начал в 1916 г. Работал в таких коллективах, как МХТ-2, Московский театр Революции, Московский художественный академический театр, Малый театр и др., а также в многочисленных экспериментальных студиях и провинциальных театрах. С 1952 г. профессор Высшего театрального училища им. М.С.Щепкина. В числе его учеников -- известные артисты театра и кино Никита Подгорный, Светлана Немоляева, Инна Чурикова и многие другие.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце