URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Азизян И.А. Вопросы теории архитектуры. Архитектурное сознание ХХ-ХХI веков: разломы и переходы
Id: 3130
 

Вопросы теории архитектуры. Архитектурное сознание ХХ-ХХI веков: разломы и переходы

URSS. 2001. 288 с. Мягкая обложка. ISBN 5-8360-0351-3. Букинист. Состояние: 4-. Блок текста: 4+. Обложка: 4-.
Обращаем Ваше внимание, что книги с пометкой "Предварительный заказ!" невозможно купить сразу. Если такие книги содержатся в Вашем заказе, их цена и стоимость доставки не учитываются в общей стоимости заказа. В течение 1-3 дней по электронной почте или СМС мы уточним наличие этих книг или отсутствие возможности их приобретения и сообщим окончательную стоимость заказа.

 Аннотация

Сборник посвящен проблемам архитектурного сознания. Он включает статьи о важнейших этапах переломов-переходов архитектурно-художественного сознания: о рождении диалогизма авангарда первой трети прошедшего века, о девальвации классического идеала в послевоенной архитектуре, о переходе от линейного к нелинейному мышлению в канун нового тысячелетия. Сборник содержит также проблемные статьи о творчестве без образца, о метафизике современного города, о становлении профессионального мышления в условиях региональной школы и об утопии возрождения классики.

Сборник предназначен для архитекторов, искусствоведов, культурологов и широкого круга читателей.


 Содержание

Введение
И.А.Азизян. Рождение диалогизма сознания ХХ века
И.А.Бондаренко. Творчество без образца
Г.С.Лебедева. О девальвации "классического" в послевоенной советской архитектуре
И.А.Добрицына. Нелинейная парадигма в архитектуре 90-х годов ХХ века
О.Е.Железняк. Пространство осознания современного города: реальность и "метафизика"
Г.В.Есаулов. Становление профессионального сознания в условиях региональной архитектурной школы на рубеже XIX--XX веков (на примере юга России)
М.Л.Облачева. О реабилитации "классического": Новоновосибирск

 Введение

Светлой памяти Андрея Владимировича Иконникова -- Архитектора, Ученого, Человека, Друга

Настоящий сборник научных трудов подготовлен отделом теории архитектуры НИИТАГ как результат первого этапа работы по исследованию профессионального архитектурного сознания XX века. Это исследование развивалось по ряду основных направлений. Первое -- это "классика" и "классическое" как стилистическая характеристика или мера художественного совершенства.

Второе направление связано с изучением диалогизма художественного сознания, событийности различных его форм в определенные периоды XX века и выявлением точек перелома сознания. Прежде всего, представлялось необходимым сосредоточить внимание на изучении возникновения диалогических принципов сознания в первой трети прошедшего века. Конечно, целью нашей было проследить генезис диалогизма архитектурного сознания. Но поскольку принципы диалогизма, возникшие в конце XIX века в поэтике романов Достоевского, развившиеся затем в теории символизма, теоретически обоснованные для сферы пространственных искусств в рефлексии лидеров русского авангарда Кандинского и Малевича, лишь затем перешли в профессиональное архитектурное сознание, необходимо было развернуть всю эту картину, включая и начала диалогизма в художественной практике парижского авангарда. Особое внимание было уделено взаимосвязи символистского и авангардного мышления. Символистские истоки, точнее преемственность авангарда от символизма прослежена в исследовании в нескольких плоскостях, главные из которых вбирают в себя важнейшие смыслы символизма, как они понимались его лидерами и теоретиками: "символизм как миропонимание" (А.Белый) и символизм как "искусство символов" (Вяч.Иванов). Кардинальность стадиального перелома художественного сознания и концептуально-декларативное отрицание авангардом искусства символизма, как и всего предшествующего искусства, не может заслонить естественной преемственности авангарда от символизма в двух означенных руслах. Это, прежде всего, приоритет интуитивного и иррационального, часто подсознательного, над рациональным и связанный с ним интерес к архаическому, народному и другим формам "неученого" искусства. Это жизнетворческая миссия искусства, преображающего человека, и теургическая миссия художника. Это выдвижение формы на первый план задач искусства, преобладание анализа над синтезом и при этом непрерывное развитие ряда типологических черт символистской культуры, важнейшими из которых было стремление к синтезу искусств, активное влияние искусств друг на друга, развитие многосторонней, универсальной художественной личности. Наконец, в авангарде развивается новый тип художественного мышления -- диалогический и полифонический, -- ведущий начало от Достоевского, глубоко отрефлексированный Вяч.Ивановым, а в пространственных искусствах открытый В.Кандинским. Освещение движения принципов диалогического мышления логически подводит к их закономерной концептуализации и реализации в архитектурном творчестве ведущего представителя отечественного архитектурного авангарда Константина Мельникова.

Сложнейшее из проводимых направлений исследования -- изучение новейшего опыта работы архитектора с кибер-пространством и изучение воздействия на архитектурное сознание результатов новейших исследований в биологии, физике и философии. Здесь исследуются самые последние по времени архитектурные идеи в их соотношении с новациями в науке и философии. Смысл нелинейных (космогенных, лэндформных) опытов архитектуры -- приблизиться к природным явлениям, к "поведению" природных систем, порой парадоксальному и непредсказуемому. Поэтому закономерно стремление уйти от геометрии, хорошо описываемой линеарными уравнениями, овладеть той геометрией, которая представляет собой нелинейные системы и требует соответствующего математического описания. А отсюда -- обращение к парадоксальным с точки зрения евклидовой геометрии формам. Взятые в основу композиционной темы, эти формы ведут архитекторов к непредсказуемому результату. Приведение замысла к реальности требует тщательной проработки с помощью компьютерной технологии, позволяющей производить расчеты за порогом возможностей докомпьютерной эры. В каждом нелинейном проекте переход через определенный порог (отсюда -- "пороговые" технологии) -- скачок в неведомое, составляющий эвристический момент проектного поиска. Способность к самоорганизации, стремление к порядку -- особое свойство нелинейных систем. Такого рода системы приобретают качество целостности, особенно ценное для архитектуры и временно утерянное ею. Целостность эта отличается и от классической, и от целостности зрелого модернизма, близкой классической, но обладает чертами диалогизма, рожденными символизмом и авангардом. Таким образом диалогическое мышление за прошедший век выходит на новые рубежи в самой архитектурной профессии и ее ядре -- новом сознании.

Исследование получило новый срез за счет обращения к утопическому сознанию и концепциям реабилитации "классического" и выяснению их влияния на профессиональное сознание, а также за счет обращения к особенностям регионального сознания зодчего в сфере его воспроизводства и формирования в архитектурной школе. Кроме того, новую разработку получили проблемы осознания города, его реальности и метафизики.

Таким образом, можно констатировать, что произошло перемещение исследовательской парадигмы архитектурного сознания в область переходных явлений, где можно зафиксировать их зарождение, вызревание, становление, утверждение и последующее изменение, т.е. постичь логику переходов, их гораздо более сложную, чем представлялось ранее динамику. Сам прошедший XX век в своих разнообразных проявлениях архитектурной и художественной мысли определяется на новых рубежах и границах и предстает как грандиозное переходное явление. Это позволяет создать многомерную и полихронную картину как профессионального архитектурно-художественного сознания рубежа веков и тысячелетий, так и более сложную картину его понимания изнутри культуры в целом.

И.Азизян

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце