URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Шинкаренко В.Д. Нейротипология культуры
Id: 30175
 
279 руб.

Нейротипология культуры

URSS. 2005. 200 с. Мягкая обложка. ISBN 5-484-00251-6.

 Аннотация

В монографии рассматриваются малоизученные вопросы о воздействии окружающего мира, социального и культурного пространства на поведение человека, а также описываются механизмы конструирования и воспроизводства общественных структур, которые не передаются по наследству на генетическом уровне, а осваиваются в процессе биологического развития и обучения человека. Каждый новый морфологический уровень головного мозга, сформировавшийся в результате филогенетического развития, позволяет надстраивать над уже существующими возможностями новое знаково-смысловое внутреннее пространство, которое по отношению к уже существующему имеет совершенно иные возможности. Происхождение правил как речевых структур, сопряженных с мозгом человека и формирующих речевое сознание (где в виде знаков и смыслов присутствуют не только элементы окружающего мира, но и формируется внутреннее знаково-смысловое пространство, в котором собственное Я существует как рефлексия образования смыслов), необъяснимо с точки зрения эволюции живого.

Монография предназначена для студентов, аспирантов, преподавателей и научных работников, изучающих формирование и развитие социальной и культурной структур общества, а также вопросы, связанные с происхождением человека и формированием социальных и культурных механизмов его развития.


 Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. БИОЛОГИЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
 Биологическая теория познания
 Некоторые вопросы антропо- и социогенеза
 Генетическая психология Ж.Пиаже
 Культурно-историческая психология Л.С.Выготского
 Н.А.Бернштейн о биомеханике человека
 Экологическая оптика Дж.Гибсона
ГЛАВА 2. ЧЕЛОВЕК И КУЛЬТУРА
 Мозг и окружающий мир
 Мир и структура мозга
 Структура
 Речь и письменность
 Гипотеза возникновения речи письменность
 Гипотеза происхождения человека
 Человек в пространстве правил
 Правила -- механизм осознания себя и другого
 Механизм передачи правил
 Стадии развития человека
 Нейротипология культуры
 Конструирование социокультурного пространства
 Информация в генезисе культуры и социальной структуры
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 Введение

Животные организмы в процессе эволюции приобрели необходимые адаптационные механизмы, которые имеют большой спектр возможностей, позволяющий адаптироваться к самому широкому диапазону условий на планете. Все механизмы, появившиеся в истории эволюции животных, не могут исчезнуть сами по себе, если в изменившихся условиях жизни они не используются. Эти механизмы могут исчезнуть только вместе с видом животных, которые ими овладели. Например, у рыб, обитающих в подземных водоемах, где нет света, отсутствует зрение, но имеются глаза, как и у всех рыб, которые не воспринимают свет, и никуда не исчезли. Один из видов ящериц -- "желтопузик" -- перешел к способу передвижения ползанием по типу змей, но у них, несмотря на такое резкое изменение способа передвижения по поверхности, сохранились редуцированные пояса верхних и нижних конечностей, как у всех их сородичей. Хвостовые и боковые плавники, возникшие у дельфинов и китов, имеют иное строение, чем у рыб. Предки китообразных некогда обитали на суше, а затем перешли в водную среду обитания. Изменения, произошедшие в строении тела, являются вторичными адаптационными механизмами. Поэтому у всех китообразных продолжают существовать редуцированные пояса верхних и нижних конечностей, а в плавниках находятся кости этих конечностей. По природе происхождения эти органы являются аналогичными с плавниками рыб, но имеют совершенно другую природу происхождения. То же самое можно сказать и о механизмах адаптации животных к социальной среде обитания. Такие механизмы, раз возникнув, уже никуда не исчезают. К основным адаптационным механизмам животных к социальной среде относятся: подражание, игра, ритуализация поведения, и у более высокоразвитых животных -- ритуал. Также у животных существует система знаковой коммуникации, которую можно рассматривать как разновидность зачаточного речевого общения, носящего прикладной характер для биологического выживания.

Поэтому, чтобы понять, каким образом функционирует человек как биологический организм в социокультурной среде, среде артефактов, необходимо рассматривать человека как систему различных адаптационных механизмов, возникших на разных этапах эволюции мира животных и человека. Появление этих механизмов, как приспособительная реакция, было вызвано особыми условиями окружающего мира, социальными отношениями и формированием культурных артефактов. Для животных факторами приспособления являются экологические и социальные изменения. Для человека к этим двум факторам добавляется мир культурных артефактов, скорость изменения в котором значительно превышает изменения в окружающем мире. Это обстоятельство и является основным ускорителем изменений человека и мира артефактов. Поэтому речь, несмотря на то, что имеет социальную природу с формированием и развитием культуры, превратилась в артефакт и затем стала источником для появления письменности.

Развитие социальных отношений привело к необходимости развития коммуникаций между членами социальных групп. В качестве одних из первых коммуникационных механизмов была игра, на базе которой развился ритуал. Но ритуальные коммуникации были неспособны охватить все стороны социальной жизни. Следующим этапом в развитии человека как общественного животного стало формирование речи. И только на последней стадии развития человека появляется письменность.

До появления письменности человек был хранителем не только своего личного опыта, но и всего опыта той социальной группы, в которой он жил. Поэтому объем этой информации был достаточно ограничен объемом человеческой памяти, т.е. его способностью запоминать эту информацию не только в виде какого-то личного опыта, но и также в виде определенной системы знаковых комбинаций, с помощью которых можно было вступать в акты социальной коммуникации. Появление письменности резко изменило отношение человека к информации, она превратилась из акта коммуникации в текст, к которому стало возможно обращаться любое количество раз безо всякой потери информации текстом. Собственные мысли человека стали не неким внутренним актом саморефлексии, а превратились с помощью письменности в текст, отчужденный от самого создателя этого текста. Появилась возможность накапливать тексты как отпечатки состояния собственного сознания, чего практически не было в бесписьменных культурах. Письменность способствовала росту и накоплению знаний, но при всем при этом более ранние способы социальной коммуникации не только не утратили своего значения, но и приобрели новые свойства. Новые условия жизни подвергают трансформации существующие механизмы, расширяют диапазон их применения в самых различных областях.

Исходя из вышесказанного, человека необходимо рассматривать не как свершившийся факт, а как динамическую структуру, состоящую их наследственных механизмов и механизмов, усваиваемых прижизненно, обеспечивающих биологическую и социальную адаптацию, формирование и развитие культуры, вне которой человек не существует. Человек не рождается с готовым и сформированным головным мозгом, который практически не требует обучения. Мозг человека развивается под воздействием наследственных механизмов и той социокультурной среды, в которой протекает такой период биологического развития и обучения. Развитие и обучение протекает под непрерывным и постоянным мощнейшим давлением культуры, а все то, что было сформировано тысячи лет назад -- ушедшими в безликую вечность предками -- оказывает на формирующийся головной мозг такое же воздействие, как и все самые последние новообразования в культуре. Для растущего и формирующегося человека не существует различий во временном происхождении знаний, которые он получает, все они для него одинаково новы и требуют для своего усвоение немалых усилий. Культура оказывает селективное давление на развитие и формирование мозга, а следовательно, на все те уникальные особенности, под воздействием которых происходило формирование уникальной личности. Каждый человек уникален по-своему и его опыт восприятие и рефлексии себя и мира является уникальным, а так как нет двух одинаковых людей, то также не существует и двух одинаковых культур, каждая из которых -- это уникальный опыт существования группы людей в особых условиях на планете.


 Об авторе

Виктор Дмитриевич Шинкаренко

Выпускник МГУ им.М.В.Ломоносова. Окончил факультет почвоведения, философский факультет и факультет вычислительной математики и кибернетики, аспирантуру факультета социологии по специальности "Социология культуры". В настоящее время является докторантом Института социально-политических исследований РАН (ИСПИ РАН).

Автор трех монографий: "Нейротипология культуры" (М.: URSS, 2005), "Смысловая структура социокультурного пространства: игра, ритуал, магия" (М.: URSS, 2005), "Смысловая структура социокультурного пространства: миф и сказка" (URSS, 2005).

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце