URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Соколов В.В. Средневековая философия
Id: 3016
 
439 руб.

Средневековая философия. Изд.2

URSS. 2001. 352 с. Мягкая обложка. ISBN 5-8360-0409-9. Уценка. Состояние: 5-. Блок текста: 5. Обложка: 4+.

 Аннотация

Предлагаемый читателю курс истории средневековой философии, выросший из лекций автора, читавшихся им в течение ряда лет студентам и аспирантам философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, характеризует углубленность проблемного анализа в сочетании с конкретными историческими реалиями. На фоне цивилизационных процессов поздней Античности и Средневековья книга трактует возникновение религиозной философии и ее многовековое развитие в условиях господства христианства в Западной Европе и Византии, мусульманства на Ближнем Востоке и в арабизированной Испании.

По сравнению с первым изданием 1979 года заново написаны I-III разделы, частично - V раздел, IV и VI исправлены.

Для студентов и аспирантов философских факультетов, преподавателей философии и для широкого круга читателей.


 От автора

Памяти дорогого учителя и друга Валентина Фердинандовича Асмуса посвящается

Предлагаемая читателю книга по истории средневековой философии была опубликована издательством "Высшая школа" в 1979 г. Теперь она переработана в некоторых местах и разделах в соответствии с более углубленной и четкой субъект-объектной парадигмой историко-философского процесса. Отметим здесь два момента, имеющие наибольшее значение для проблематики, трактуемой в названной книге.

Исходя из сути человека как действенно-познающего существа, автор определяет философию как систему верознания. Понятие веры заключает в себе как гносеологический, собственно философский, так и фидеистический, собственно религиозный смысл. Последний наиболее значим для проблематики данной книги, что не означает отсутствия различных элементов веры в ее первом, гносеологическом смысле. Последнее невозможно уже в силу наличия компонента знания в комплексе верознания.

Другой аспект субъект-объектной концепции определяется соотношением органистического и механистического -- в максимально широком смысле этого грекоязычного термина -- компонентов, наиболее значительных при онтологической трактовке бытия. Первый из названных компонентов выражает целостность любых его элементов, осознаваемых верой, а второй -- частичность, устанавливаемую на аналитических путях знания. Более частные моменты субъект-объектной концепции выявляются в изложении конкретной проблематики учений и идей различных философов.

Наиболее переработан в соответствии с названной парадигмой нечетко написанный в предшествующем издании весь первый раздел, трактующий религиозную философию поздней Античности и важнейшую среди них -- христианскую патристику. Краткие историко-биографические сведения перерастают здесь в рассмотрения определяющих проблем всего направления.

В издаваемых у нас, как и за рубежом, общих трудах по средневековой философии, изложение, как правило, начинается с рассмотрения формирования позднеантичной христианской философии, обычно именуемой патристикой. Поскольку такое формирование переплеталось с другими религиозными повериями и учениями, они тоже рассматриваются попутно. Действительно, важнейшие особенности и многие руководящие положения позднеантичной религии и философии были унаследованы, в ряде случаях изменены и развиты философией западноевропейского Средневековья, и, с другой стороны, философией Византии, Армении, Грузии, древней Руси. Хотя поздняя Античность и Средневековье весьма различаются характером существовавших тогда цивилизаций, религиозно-философские учения и идеи сохраняют больше черт сходства, чем различия. Поэтому более правильным названием предлагаемой книги было бы "Антично-средневековая религиозная философия". В особенности имея в виду очерки о могучем направлении неоплатононизма, оказавшего огромное влияние как на христианскую, так и на мусульманскую философию в поздней Античности и во времена Средневековья. Правда, и такое название было бы не вполне адекватным, если учесть, что и в эпоху Средневековья существовало немало таких идей и учений, которые выходили за его рамки и оказывались в оппозиции официально принятым и господствовавшим догматам религиозного вероучения и подчинявшейся ей философии.

Такие ситуации складывались не только на европейском Западе, но и на ближнем, мусульманском (частично и иудейском) Востоке. Поскольку существовавшие здесь философские учения, как в той или иной мере зависевшие от мусульманства и иудаизма, так и становившиеся в оппозицию к ним, оказали значительное влияние на философию западноевропейского Средневековья, они тоже рассматриваются в особом разделе.


 Оглавление

От автора

I.Торжество христианского монотеизма в поздней Античности. Религиозно-философские учения, сопутствующие ему  

 Религия и теология в поисках философского обоснования
 Экзегетика Филона Александрийского
 Теософия гностиков
 Радикальный дуализм манихейства

II.Раннее христианство перед лицом античной философии. Патристика  

 Неоплатонизм как органистический и идеалистический итог античного философствования
 Откровение Cв. Писания как фундамент мировоззрения патристики. Верознание во взаимоотношениях религии и философии
 Бог как сверхабсолютизированный, предельно активный творящий Субъект
 Макрокосм природы перед лицом божественного Сверхабсолюта
 Человек, душа и познание в контексте божественного креационизма
 Человек моральный и социальный в его зависимости от внеприродного Бога

III.Религия и философия между Античностью и Средневековьем, между патристикой и схоластикой в Западной Европе и Византии V--X вв.  

 Религиозная и светская образованность в раннем западноевропейском Средневековье
 Православная религия и философия в ранней Византийской империи. Аристотелизм и зарождение схоластики
 Научно-философская многоаспектность Боэция
 Философско-теологическая оригинальность Эриугены

IV.Схоластика, мистика и оппозиционные направления в теологии и философии в Западной Европе XI--XII вв.  

 Оформление римско-католической церкви
 Общество, государственность и церковь
 Народно-еретические движения и их идеология
 Культура, образование, элементы научных знаний
 Диалектики и антидиалектики
 Ансельм Кентерберийский и оформление схоластики
 Схоластический реализм Ансельма
 Концепция Бога и доказательство его бытия
 Теологическая схоластика после Ансельма
 Росцелин и начало борьбы реализма и номинализма
 Абеляр и его борьба с ортодоксальными схоластиками и церковниками
 Абеляр как представитель диалектики. Его решение проблемы веры и разума
 Проблема универсалий и особенности номинализма Абеляра
 Этическая доктрина Абеляра
 Рационализм и натурализм Шартрской школы
 Гносеологические идеи шартрианцев. Зарождение концепции "двух истин"
 Критицизм Иоанна Солсберийского
 Мистическое направление XII в. Бернар Клервосский
 Умеренный мистицизм Сен-Викторской школы

V.Религиозная и светская философия в мусульманских странах. Еврейская философия там же  

 Культура и религия в арабо-мусульманских странах
 Ислам. Мировоззренческие направления в нем и в связи с ним
 Калам -- мусульманская схоластика. Мутазилиты и ашариты
 Философия и наука в странах Ближнего Востока в раннем Средневековье
 Ал-Кинди и начало арабоязычной философской традиции
 Ал-Фараби и усиление аристотелизирующего рационализма
 Классификация наук
 Метафизика. Бог и мир
 Разум и познание
 Этико-социальная доктрина
 Рационализм, натурализм и синкретизм "чистых братьев"
  Вольнодумство в мусульманских странах
 Расцвет философской и научной мысли в творчестве Ибн Сины. Его жизнь и произведения
 Общий характер мировоззрения Авиценны. Его энциклопедия
 Познаваемость мира. Материя и форма. Проблема универсалий
 Метафизика Ибн Сины. Проблема Бога и мира. Натурализм и детерминизм
 Вопросы психологии и этики
 Ал-Газали и мистико-теологические итоги философского развития на арабоязычном Востоке
 Культура и философия в мусульманской Испании
 Творчество Ибн Рушда как вершина арабоязычного перипатетизма
 Разновидности знания. Религия, теология и философия
 Вечность мира и его отношение к Богу. Органицизм натуралистической онтологии Ибн Рушда
 Смертность индивидуальной души и бессмертие разума
 Истолкование человека и общества
 Еврейская философия Средневековья
 Пантеизм Ибн Гебироля
 Аристотелизирующий рационализм Маймонида

VI.Расцвет схоластики. Оппозиционность номиналистических и мистико-пантеистических направлений в западноевропейской философии XIII--XIV вв.  

 Общество, церковь и образованность в странах Западной Европы XIII в.
 Некоторые новые явления сектантско-еретической идеологии
 Освоение схоластической ученостью античного и арабоязычного знания
 Пантеизм и натурализм Давида Динанского
 Латинский аверроизм. Сигер Брабантский
 Концепция двоякой истины латинского аверроизма. Натурализм его трактовки природы и человека
 Августинизм XIII в. Мистицизм Бонавентуры
 Оксфордская школа и естественнонаучное направление в западноевропейской схоластике XIII в.
 Роджер Бэкон и его позиция по отношению к знанию и наукам
 Проблема опыта. Соотношение теологии и философии
 Социальные выводы
 Католический аристотелизм. Альберт Больштедт
 Фома Аквинский -- центральная фигура схоластической философии в Западной Европе
 Теология выше философии
 Естественная теология
 Метафизика Аквината. Сущность и существование
 Форма и материя. Проблема универсалий
 Аристотелизирующий креационизм Аквината и его картина мира
 Антропология Аквината как проблема души и тела
 Познание человеческое и познание божественное
 Этико-социальная доктрина
 Судьбы философии Аквината
 Схоластическая логика. Раймунд Луллий
 Общество, церковь, народно-еретические движения в странах Западной Европы XIV в.
 Мистический пантеизм Мейстера Экхарта
 Этико-социальные идеи Экхарта и его историческое значение
 Схоластика на распутье. Иоанн Дунс Скот
 Метафизика Дунса Скота
 Воля человека и воля Бога
 Аверроистское направление позднесхоластической философии и его отражение в политической мысли
 Номиналистический крицитизм в схоластике. Уильям Оккам и его решение проблемы философии и теологии
 Номиналистическое истолкование предмета философии. Номинализм Оккама как терминизм
 Парижский оккамизм. Социально-историческая роль номинализма XIV  в.

VII.Средневековая философия -- история и современность  

Библиография
Именной указатель
 
© URSS 2016.

Информация о Продавце