URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Заховаева А.Г. Искусство: социально-философский анализ
Id: 29011
 
279 руб.

Искусство: социально-философский анализ

URSS. 2005. 208 с. Мягкая обложка. ISBN 5-484-00143-9.

 Аннотация

Книга философа и искусствоведа-культуролога А.Г.Заховаевой посвящена исследованию искусства. Автор рассматривает искусство с точки зрения социальной философии в аспекте его чувственно-образной специфики. Теоретической базой работы являются труды по философии, искусствознанию, психологии, педагогике, психотерапии. В книге рассматривается гуманизирующая роль искусства в формировании человека. Здесь показано прикладное значение искусства и даются конкретные методики решения педагогических и психологических проблем.

Книга заинтересует как специалистов --- искусствоведов, философов, психологов, так и всех ценителей и любителей искусства.


 Оглавление

Предисловие
Глава I. Что такое искусство?
 § 1.К спору о специфике искусства
 § 2.Искусство как мир чувственных образов
 § 3.Социально-философская парадигма искусства
Глава II. Влияние искусства на личность
 § 1.Homo Humanus: откуда черпать человеческое?
 § 2.Гуманизирующая функция искусства
 § 3.Система функций искусства
Глава III. Прикладное значение гуманизирующего фактора искусства
 § 1.Гуманизация личности как результат реализации принципов развивающего обучения через искусство
 § 2.Философские основы арттерапии
Заключение
Библиография

 Предисловие

Предлагаемая Вашему вниманию книга посвящена социально-философской трактовке творческих интересов и потребностей субъекта; анализируется искусство как чувственно-образная сфера культуры в триединстве: искусство -- человек -- общество. В книге рассматривается гуманизирующая роль искусства в формировании человека. Здесь показано прикладное значение искусства в решении педагогических и психологических проблем. Теоретическая трактовка данной проблемы строится на основе как философской литературы, так и исследований по психологии, искусствоведению, педагогике, психотерапии.

Фундаментальные изменения в современном искусстве (распад традиционной изобразительной системы, символизация, размытость границ и жанров искусства, отсутствие единого стиля) делают несостоятельной классическую эстетику в вопросе о специфике искусства, которая оставляет за скобками прежде всего "новое искусство". Современное искусство, или искусство постмодерна, находится вне канонов искусства. Таким образом, "новое искусство" остается и вне границ философских исследований. В этом плане возникает проблема разделения искусства от не-искусства. Следовательно, еще более актуальным становится вопрос: "Что такое искусство"?

Особую практическую значимость сейчас приобретает изучение социальной роли искусства, его влияние на человека, на формирование личности, его педагогическое, прикладное значение.

К настоящему времени накоплен значительный опыт в исследовании проблем искусства. Но всестороннего понимания его сущности мы не находим ни в эстетической, ни в воспитательной, ни в познавательной, ни в игровой, ни в символической, ни в других концепциях искусства. Не находим мы и системного подхода в вопросе о функциях искусства, в свете его чувственно-образной специфики на основе синтеза современных концепций в области философии, психологии, педагогики и искусствоведения.

Любое определение понятия искусства лишь приближает нас к пониманию природы искусства, мы подходим к этому ближе и ближе, но это движение к истине напоминает движение к горизонту: по мере продвижения к ней, она постоянно от нас отодвигается.

Несмотря на большое количество работ по вопросу сущности искусства и его роли в формировании личности, все проблемы еще не разрешены.

Целью настоящего исследования является разработка системного понимания природы искусства с точки зрения социальной философии, раскрытие его гуманизирующей роли в формировании личности, а также практическое решение проблем гуманизации через искусство в педагогике и психотерапии.

В соответствии с этой целью решаются следующие задачи:

  • из совокупности особенностей искусства выделяется его специфическая особенность, имеющая системообразующее значение;
  • искусство рассматривается как социально-философский феномен;
  • в свете чувственно-образной специфики искусства определяется особый смысл, который приобретают эстетический, познавательный и воспитательный моменты;
  • указывается различие между понятиями "эстетическое" и "художественное";
  • гуманизирующая функция понимается как мега-функция искусства;
  • рассматривается нравственно-воспитательная роль искусства в качестве важнейшего элемента гуманизирующей функции;
  • предлагается практическая реализация гуманизирующего фактора искусства в педагогике и психотерапии.


  •  Заключение

    Искусство -- то, без чего невозможно представить полноценную жизнь личности. Возникнув в эпоху верхнего палеолита, искусство развивало человека и развивалось вместе с ним.

    Искусство как сфера духовной деятельности людей рассматривается в различных науках. Для социальной философии искусство -- это сфера межличностного общения, "от личности к личности"; это выражение и отражение социальных чувств, способ социализации, гуманизации личности.

    Но в чем смысл искусства? В чем его предназначение? Искусство воспитывает, возвышает и обогащает личность, просвещает, вносит красоту в жизнь человека. Искусство -- это и творчество, и игра, и общение, и интуиция... Всё это -- ИСКУССТВО.

    Самое важное -- это понять, как искусство воздействует на человека.

    Древние индийцы полагали, что искусство возникло тогда, когда человек не смог сдержать переполняющих его чувств. В "Рамаяне" рассказывается легенда о Вальмики: "Бродя по лесу со своими учениками, Вальмики заметил двух куликов, предававшихся любви и в пылу ее не увидевших приближающихся охотников. Отчаянный крик умирающей птицы пробудил в душе Вальмики чувственные слова, оказавшиеся строками "Рамаяны" -- поэмы о любви Рамы и Ситы".

    Художник в искусстве выражает свой внутренний эмоциональный мир, а зритель, читатель пропускает "этот мир" через свою чувственную сферу, обогащаясь и одухотворяясь.

    Специфика искусства -- в его чувственно-образной природе. Искусство -- это область чувств и настроений человека в форме непосредственного переживания. Носителями эмоций в искусстве выступают образы и символы, организованные с помощью материала в определенных формах.

    Эмоции искусства всегда разумны, своего рода "мысле-чувства". Через чувства, "ворота искусства", искусство влияет на весь духовный мир человека, формирует человека во всей полноте его природы, гуманизируя личность.

    На протяжении всей человеческой жизни, на всех уровнях чувствования ("низшие", "предметные", "надпредметные чувства"), на всех уровнях искусства ("обыденное художественное сознание", "самодеятельное художественное творчество", "массовое искусство", "элитарное искусство") разумные эмоции искусства призваны внести гармонию в духовный мир личности, воздействуя на личность комплексно и многогранно. Искусство способно воздействовать, формировать и корректировать характер, интересы и потребности человека, способности, волю.

    Искусство несет высшие духовные ценности, идеалы, нравственные ориентиры, воспитывает моральные качества личности. Тем самым искусство не просто отражает жизнь, а показывает ее такой, какой она должна быть.

    Наряду с нравственно-гуманизирующим искусством существует и другое искусство, которое может развращать человека, привести к дегуманизации личности. Причина здесь кроется в гражданской, идеологической и моральной позиции автора художественного произведения. Некоторые виды и жанры искусства нейтральны по отношению к морали, однако, косвенно и это искусство способно благоприятно влиять на личность, поскольку искусство имеет гуманизирующее значение.

    Искусство -- это стройная система функций и особенностей, каждая из которых занимает свое особое место при обязательном взаимодействии с другими, база всех функций искусства -- гуманизирующая мегафункция. При этом искусство имеет социальный статус: искусство -- средство межличностного общения (средство, позволяющее избежать отчуждения), в результате чего искусство и гуманизирует личность. Социальность -- это проводник гуманизирующего свойства искусства.

    Искусство способно формировать, развивать личность, нового человека, человека человечного -- homo humanus.

    Синтез технологий развивающего обучения, гуманизирующей составляющей искусства позволяет решать многие педагогические и психологические проблемы воспитания; так искусство само становится образовательной и воспитательной технологией -- arthumanus.

    Искусство -- средство психотерапевтического воздействия на личность, оно есть способ выражения ("снятия") психических и психологических переживаний (арттерапия).

    Искусство -- это мир чувственных образов, сознательно созданных человеком посредством формы и определенного материала; мир, призванный вносить в жизнь человека красоту, знания, наслаждение, творчество, игру воображения, духовность. Искусство гуманизирует человека, формирует полноценную, целостную личность. В этом и заключено главное значение, великая миссия искусства.


     Об авторе

    Анна Георгиевна Заховаева

    Кандидат философских наук, доцент. В 1991 году закончила исторический факультет Ивановского государственного университета по специальности "История и обществоведение", а в 1996 году - Университет Российской академии образования по специальности "Культурология и искусствоведение". Училась в аспирантуре по специальности "социальная философия". С 1997 года работает в Ивановской государственной медицинской академии на кафедре гуманитарных наук.

    Сфера научных интересов -- социальная философия, философия искусства, философия медицины, культурология, политология, социология, этика, биоэтика.

     
    © URSS 2016.

    Информация о Продавце