URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Дзикики А. Творчество в науке
Id: 2848
 
239 руб.

Творчество в науке

URSS. 2001. 240 с. Твердый переплет. ISBN 5-8360-0296-7.

 Аннотация

Книга известного итальянского физика Антонино Дзикики посвящена вопросам творческого подхода к решению научных проблем. Профессор Дзикики в течение многих лет возглавлял Европейский Союз Физиков и был и остается одним из руководителей ЦЕРН'а, где занимается исследованием элементарных частиц. На примере своего практического опыта автор рассматривает почти не отраженную в отечественной литературе проблему творчества в науке. Впервые после Ж.Адамара и А.Пуанкаре ученый такого масштаба раскрывает творческую лабораторию исследователей, работающих на переднем крае науки, рассматривает природу инсайта и анализирует те эвристические приемы, которые позволили ему сделать свои открытия.

Книга представляет несомненный интерес как для зрелых ученых, так и для учащейся молодежи, готовящейся посвятить себя научной деятельности.


 Предисловие к русскому изданию

Книга известного итальянского физика А.Дзикики посвящена вопросам творчества в исследовательском процессе. Профессор Дзикики в течение многих лет возглавлял Европейский Союз Физиков и был и остается одним из руководителей ЦЕРН'а, где занимается исследованием элементарных частиц. На примере своего практического опыта автор рассматривает почти не отраженную в отечественной литературе проблему творчества в науке. Впервые после работ Ж.Адамара и А.Пуанкаре ученый такого масштаба раскрывает творческую лабораторию исследователей, работающих на переднем крае науки, рассматривает природу инсайта и анализирует те эвристические приемы, которые позволили ему сделать свои открытия. Книга представляет несомненный интерес, как для зрелых ученых, так и для учащейся молодежи, готовящейся посвятить себя научной деятельности.

В вводной главе автор дает исторический очерк философских проблем творчества в современной науке от времен Галилео Галилея до наших дней. В главе с характерным названием "Я свидетельствую" А.Дзикики на примерах из своего собственного опыта и опыта своих коллег по исследованию элементарных частиц показывает решающее значение творческого озарения как в теоретической работе, так и в организационно-политических решениях, направленных на разработку крупных проектов ускорителей элементарных частиц.

Отдельный раздел книги посвящен международной деятельности профессора А.Дзикики в таких организациях как Всемирная Лаборатория и Всемирная Федерация Ученых, создателем и душой которых он является.

Целью этих организаций (в которых мне довелось уже в течение многих лет работать вместе с профессором А.Дзикики) является привлечение творческого потенциала ученых-естественников как развитых, так и развивающихся стран мира к решению глобальных проблем современности -- экологии, энергетики, безопасности.

Как, например, совместить традиционные представления о стабильности, выработанные совместными усилиями в течение десятилетий холодной войны, и необходимость обеспечить защиту планеты от новых потенциальных вызовов и угроз?

К этим сложным проблемам лидеры России и США обратились еще в январе 1992 г. в совместной декларации президентов Б.Ельцина и Дж.Буша о глобальной системе защиты (ГСЗ), основанной в том числе и на разработках Всемирной Лаборатории.

И хотя, к сожалению, военно-политические бюрократии обеих стран с тех пор успешно похоронили рассмотрение этой важнейшей проблемы глобальной и национальной безопасности, она не утратила от этого своей актуальности.

В заключение мне хотелось бы поблагодарить всех тех, кто был причастен к проекту, сделавшему возможным появление русского издания этой замечательной книги, и прежде всего моего бессменного помощника Людмилу Прокопьевну Обухову.

Академик Евгений Велихов

P.S. Поскольку эта книга представляет собой изложение лекции, прочитанной на симпозиуме "Творчество в экономике, искусстве и в науке" в Зерматте (Швейцария), в переводе сохранены стилистические особенности оригинала, отражающие колоритное своеобразие личности автора.


 Введение

Однажды в июле 1995 года я находился под землей в экспериментальном зале L3 в ЦЕРН'е с моим другом и коллегой Сэмом Тингом, с которым мы обсуждали возможности усовершенствования детектора L3 с целью поиска суперчастиц, когда мне неожиданно позвонил доктор Готтлиб Гюнтерн. Его звонок был совершенно неотложным, поскольку он безуспешно пытался отыскать меня в течение нескольких недель. Он хотел, чтобы я принял участие в работе симпозиума в Зерматте, где мне предлагалось выступить с лекцией перед сугубо разношерстной аудиторией, состоящей, среди прочих, из ученых, менеджеров и инженеров, желающих узнать о процессе творчества, которым человечество отличается от других форм жизни.

Так случилось, что в течение довольно длительного времени я обсуждал понятие Творчество с моим старым другом Федерико Феллини. У нас родилась идея грандиозного проекта: создать фильм о Логике Природы, который так никогда и не был осуществлен, поскольку нам все время приходили в головы все более и более замечательные и волнующие идеи. Федерико был выдающейся личностью с огромным кругом интересов. Я помню, он как-то спросил меня, могу ли я объяснить, что такое "электрический заряд" так, чтобы любой человек проникся его идейной значимостью. Он был готов посвятить этому пять или даже десять минут в задуманном нами фильме. Поэтому, получив приглашение доктора Гюнтерна, я сразу вспомнил мои беседы с Федерико и мои сожаления по поводу того, что ни одна из наших оригинальных идей по поводу Логики Природы не дошла до широкой публики. На самом деле, одним из отсутствующих в нашем проекте компонентов было Творчество.

После звонка доктора Гюнтерна я сначала подумал, что он знал о задуманном нами фильме, сообщения о котором были в прессе, и что он хочет, чтобы я развил эту тему в лекции. Но оказалось, что он прекрасно знал, чем я занимаюсь, и хотел бы, чтобы это стало фокусом моего выступления. Он читал мою книгу "L'Infinito" ("Бесконечное") (Rizzoli-Bur, 1998, 1995), а также книгу "Scienza ed Emergenze Planetaria: il paradosso dell'era moderno" ("Наука и планетарная угроза: Парадокс современности") (Rizzoli, 1993, 1994), в которых я рассуждал о парадоксе нашего времени, заключающемся в огромных достижениях науки, с одной стороны, и в обилии водородных бомб на планете и постоянной угрозе экологической катастрофы, с другой. "Чтобы быть более точным" -- добавил доктор Гюнтерн, -- "Вы должны быть готовы отвечать не только на вопросы, относящиеся к вашему творчеству в физике и к таким физическим проектам, как, например, ваша лаборатория Гран Сассо, но также и на вопросы о роли научной культуры и международных усилий, направленных на преодоление ядерной конфронтации Восток--Запад, а в будущем -- на смягчение остроты конфликта Север--Юг".

Симпозиум в Зерматте оказался для меня откровением. Эта книга вообще была написана только благодаря царившей там атмосфере и благодаря доктору Гюнтерну, который убедил меня потратить некоторое время на обсуждение с другими людьми моего опыта из области творческой сферы нашего бытия.


 Оглавление

Предисловие к русскому изданию
Введение
Значение Творчества
 1.Язык, Логика, Наука
 2.Творчество в Языке, Логике и в Науке: теоретических (чистых) и прикладных
Я свидетельствую
 3.Новые направления мысли
 4.Технологические изобретения для физических экспериментов: три примера
   Регулировочные лепестки
   Прешауэр{2}
   Время пролета
 5.Новые идеи в физике
  5.1.Начнем со странности
  5.2.Лептон, аналогичный электрону
  5.3.Происхождение третьего семейства: тяжелый лептон и его нейтрино
  5.4.Времениподобная структура протона
  5.5.Ядерная антиматерия
  5.6.Как открыли, что протон нельзя расщепить, несмотря на то, что он состоит из кварков и глюонов
  5.7.Свойства универсальности многочастичных систем в субъядерных явлениях
  5.8.Объединение всех фундаментальных сил природы
 6.Новые проекты для больших физических установок
  6.1.LEP
  6.2.От 10-процентного ELN к LHC
  6.3.Гран Сассо
  6.4.HERA
  6.5.LAA
  6.6.ELN
 7.Международное сотрудничество за новую научную культуру (EMCSC, Эриче -- Всемирная Федерация Ученых)
  7.1.Центр Научной Культуры им. Этторе Майорана (Эриче)
  7.2.Всемирная Федерация Ученых (ВФУ) -- Эриче, Женева, Москва, Пекин
   Декларация Эриче
 8.Международное сотрудничество в осуществлении проектов, направленных на преодоление конфронтации, сначала Восток--Запад, а затем Север--Юг (Планетарные угрозы и Всемирная Лаборатория)
   Структура
   Проекты Всемирной Лаборатории
   Основные группы проектов
   Достижения
Подведение итогов
 9.Заключение
 10.Благодарности
 
© URSS 2016.

Информация о Продавце