URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Разлогов К.Э. Новые аудиовизуальные технологии. Серия 'Учебники и учебные пособия по культуре и искусству'
Id: 28390
 
399 руб. Бестселлер!

Новые аудиовизуальные технологии. Серия "Учебники и учебные пособия по культуре и искусству"

URSS. 2005. 488 с. Твердый переплет. ISBN 5-354-00856-5.

 Аннотация

Настоящее учебное пособие --- первое систематическое изложение основ экранной культуры --- принципиально новой парадигмы коммуникации между людьми, стремительно и интенсивно развивающейся с конца XIX века. Помимо культурологических курсов пособие может быть использовано при подготовке кадров для кино, телевидения, видео-культуры и творческого использования возможностей компьютерной техники и Интернета: дизайнеров сайтов, режиссеров, художников, операторов, сценаристов, разработчиков программ и др.


 Оглавление

 Предисловие
I Введение и предыстория
 1.Аудиовизуальная культура
 1.1.Чувственная реальность экрана
 1.2.Экран и научно-техническая революция
 1.3.Информационная революция и культура
 2.Современный концерт
 2.1.Эффекты и впечатления
 2.2.Концерт в истории культуры
 2.3.Концертные коммуникации
 3.Категории аудиовизуального
 4.Человекомерность аудиовизуальных пространств
 4.1.Аудиовизуальный синкретизм в истории культуры и искусства
 4.2.Логическое и интуитивное восприятие, образное и понятийное мышление
 4.3.Психофизиология зрения и слуха
 4.4.Концепции психического инструментального действия
 4.5.Синергетическая теория психических потребностей
 4.6.Творческие способности и синкретичные авторские технологии
 4.7.Феноменология сна
 5.Научный контекст аудиовизуальной культуры
 5.1.Постановка задачи
 5.2.Наука как культура: сходства и различия
 5.3.Парадигмальное развитие науки
 5.4.Визуальные образы научных парадигм
 5.5.Линии и фракталы: примеры визуальных образов различных научных парадигм
 5.6.Особенности и образы синергетической научной парадигмы
 5.7.Визуальные образы как параметры порядка зрительного восприятия
 5.8.Когнитивные науки
 5.9.Семиотика
 6.Артефакты
 6.1.Аудиовизуальные артефакты на основе механической и пневматической энергии
 6.2.Аудиовизуальные артефакты на основе электрической энергии
 7.Введение в методологию искусствоведческого анализа
 7.1.Современное общество
 7.2.Искусствоведческая характеристика предыстории
II Пути аудиовизуального синтеза
 1.Экранная культура вчера, сегодня и завтра
 2.Оргструктура управления киноделом
 3.Техника периода немого кино
 3.1.Съемочно-проекционная техника
 3.2.Артефакты звукового сопровождения фильма
 4.Радио и звукозапись
 5.Средства массовой коммуникации и экранное искусство
 5.1.Техника и коммуникация
 5.2.Коммуникация и искусство
 6.Рождение магнитной записи и телевидения
 6.1.Первые опыты магнитной записи звука
 6.2.Первые опыты телевизионной трансляции
 7.Искусствоведческая характеристика аудиовизуального синтеза
 7.1.Два способа отношения человека к миру: технический и художественно-эстетический
 7.2.Пути аудиовизуального синтеза
 7.3.Приход звука
III Электронная революция
 1.Электронная революция и повседневная культура
 2.Рынок и СМИ
 3.Телевизионная специфика
 4.Техническая основа новых аудиовизуальных технологий
 4.1.Начало истории вычислительной техники и даты некоторых событий
 4.2.Вычислительная техника
 4.3.Персональные компьютеры
 4.4.Программное обеспечение ЭВМ
 4.5.Компьютерные телекоммуникации и Интернет
 4.6.Нанотехнологии
 5.Электронная революция: искусствоведческий аспект
IV Интерактивность
 1.Технологии интерактивных компьютерных игр
 1.1.Предыстория -- традиционные игры
 1.2.Видеоэкранные компьютерные и сетевые игры
 1.3.Характеры и жанры видеоэкранных игр
 1.4.Клоны видеоэкранных игр
 2.Экранные языки
 2.1.Проблема определения языка экрана
 2.2.О языках искусств
 2.3.Язык киноискусства
 2.4.Элементы киноязыка
 2.5.Структура языка киноэкрана
 2.6.Язык дигитального экрана
 3.Современная анимация. Рождение виртуальной реальности
 3.1.Компьютерная графика
 3.2.Компьютерная анимация
V Конвергенция
 1.Человек в культуре и процессы глобализации
 2.Общение в Интернете
 2.1.О потребности общения и его особенностях
 2.2.Существует ли общение в Интернете?
 2.3.О поведении и общении
 2.4.Эволюция заочного общения
 2.5.Эволюция сетевого общения
 2.6.Виртуальное общение виртуальных личностей
 2.7.Партнеры в самоподдерживающейся сетевой беседе
 2.8.Общение как труд и беседа как работа
 2.9.Коммуникации и тексты: презумпции и отношения
 3.Творческий процесс создания виртуальной реальности
 3.1.Что такое виртуальная реальность?
 3.2.Виртуальная реальность в контексте психических процессов
 3.3.Психология виртуальной реальности первого порядка: телевидение и мультимедиа на подходах к ВР
 3.4.Ожидание ВР: от "детских" представлений о виртуальной реальности до телепатии
 3.5.Интернет-сообщество для обычных людей: от интернет-зависимости к интернет-терапии
 4.Виртуальный "концерт": представление и звук в виртуальной реальности
 4.1.Интерактивный компьютерный перформанс
 4.2.Компьютерная музыка
 5.Аудиовизуальная художественно-эстетическая активность на пороге нового тысячелетия
 5.1.Интернет и интерактивность
 5.2.Гипертекст и виртуальная реальность
 5.3.Эволюция экранных искусств на рубеже нового тысячелетия
Заключение
Глоссарий
Сокращения
Литература

 Предисловие

ПредисловиеПредисловие

Настоящее учебное пособие -- первая попытка систематического изложения основ экранной культуры -- принципиально новой парадигмы коммуникации между людьми, стремительно и интенсивно развивающейся с конца XIX века. Пособие было подготовлено в рамках мегапроекта Министерства культуры Российской Федерации по обновлению учебников культурологического и искусствоведческого профиля по направлению 520100 и специальности 020600 "Культурология". Помимо культурологических курсов пособие может быть использовано при подготовке кадров для кино, телевидения, видеокультуры и творческого использования возможностей компьютерной техники и Интернета: дизайнеров сайтов, режиссеров, художников, операторов, сценаристов, разработчиков программ и др.

Культура массовых коммуникаций и культура информационного общества -- ключевые разделы прикладной культурологии. Культурологические аспекты "компьютерной революции" и качественно нового этапа цивилизации, началом которого можно считать "информационное общество", относятся к числу наиболее широко обсуждаемых в прессе. На Западе с начала 1980Нх годов и у нас в последние 10 лет был опубликован целый ряд исследований, показывающих огромную, можно сказать, определяющую роль гуманитарных проекций данной проблематики, которая еще вчера казалась чисто технической. Из области дискуссии эти теории быстро перешли в сферу практики, поскольку без решения принципиальных вопросов взаимодействия человека с машиной и социума с новыми поколениями электронно-вычислительной и коммуникационной техники любая программа развития общества обречена на неудачу. В предлагаемом пособии, на основе новейших научных данных, студентам дается общее представление об основных этапах и перспективах развития технологий культуры в зависимости от темпов, характера и направления социокультурного и научно-технического прогресса.

Первоисточником рассматриваемых в книге процессов является та эволюционная цепь, которая тянется от письменной к экранной культуре.

Мы берем в руки книгу и видим, что, о чем бы она нам ни рассказывала, повествование вытягивается в книжную строчку, поскольку основано на "линейном языке" письменности. Появление на книжной странице иллюстраций дает уже некоторое новое качество этой страницы (и книги в целом). В данном случае линейный язык письменности сочетается с языком изобразительного искусства (в этом смысле языком "плоскостным"), эволюция которого накануне XX века приводит к рождению кинематографа, сумевшего передать реальную последовательность движения в замкнутом пространстве экрана. Итак, "ожившая" страница сменилась экраном, который затем с появлением телевидения пришел к нам в дом и стал, как книга, предметом домашней культуры. Наконец, видеомагнитофон предоставил возможность обратной связи с экраном. Видеокассета -- то же запечатление фрагмента мировой культуры в "памяти квартиры", какое характерно для книги. В видеоварианте зрелищного искусства мы стоим перед порогом "новой книги", который экран компьютера спокойно перешагивает. При этом экран компьютера, его дисплей, становится как бы компьютерной страницей. Процесс миниатюризации и совершенствования средств вычислительной техники на наших глазах привел к тому, что персональный компьютер уже стал сначала большой (лэп-топ), а затем маленькой (палм) "книжкой", с которой мы можем вести диалог и которая отвечает нам как на языке экрана, так и с помощью синтезированного компьютером голоса.

Таким образом, "культура компьютерной страницы" есть не что иное, как трансформированная книжная культура, определенный итог эволюции книги.

Самое существенное в контексте настоящего пособия -- то, что компьютерная технология выстраивается в определенном смысле "в затылок" технологии полиграфической, оказываясь тем самым необходимым логическим звеном в эволюции культуры, а компьютер проявляет себя в первую очередь феноменом культуры.

В культурологии уже появились понятия "полилога" (широкого обмена смыслами, значениями, в которые вступает каждый новый автор и каждый новый текст), гипертекста и "интертекста" (взаимодействия между текстами). Тем самым компьютер благодаря самому понятию информационных сетей становится важнейшей составной частью глобального полилога, охватывающего в перспективе все человечество.

Невиданная мобильность и изменчивость содержания и оформления компьютерной страницы буквально "подталкивают" читателя-зрителя к диалогу с ней. И, наконец, ее "потенциальная сверхъемкость" обеспечивается глобальной сетью баз видеоданных (знаний) и экспертных систем, в которую включена каждая экранная книга. Перед нами, если угодно, "книга тысячи и одного автора".

Компьютерная страница на наших глазах становится опорой не просто нового типа экранного искусства, а все более выступает как основа становления зрелой формы экранной культуры -- новой историко-культурной целостности. В этом смысле экранная культура продолжает и развивает широчайшие возможности книжной культуры. И так же, как книга стала материальным носителем художественной, научной, сакральной и обыденной форм мировой культуры, так и компьютерная страница взрывным образом расширяет социокультурный диапазон использования экрана. Здесь широчайшие общекультурные возможности книги возводятся в степень наличием диалога и полилога (в том числе интерфейса человека и машины).

Таким образом, дело не не только в бурном развитии новых информационных технологий как механоцентристского процесса, а в том, что наряду с двумя традиционными типами культуры -- личным контактом (культурой непосредственного общения -- базовым слоем человеческой цивилизации) и книжной культурой -- на наших глазах складывается третий тип культуры, а именно -- экранная культура. Складывается на основе синтеза компьютера с видеотехникой, средств связи и каналов передачи информации, образующих в совокупности информационный космос. В частности, освобождение действий человека от рабского подчинения изначальным "здесь" и "теперь" приводит нас к проблемам деятельности человека в масштабе информационного космоса (добавляя к всевозможным проблемам адаптации еще и адаптацию человека в нем).

Именно информационный космос становится интеллектуальной опорой для XXI века, как века гуманитарных, социальных и коммуникативных наук. Более того, эта тенденция, заложенная в основе экранной культуры, не ограничится масштабами одного века.

Структура учебного пособия отражает комплексный характер наук о культуре. Поскольку развитие техники и технологии неразрывно связано и с собственно научными открытиями, и с их художественным освоением, изложение опирается на данные культурологии и искусствоведения, а также междисциплинарных и когнитивных наук. Описываются и анализируются различные периоды развития экранной коммуникации: от предыстории, через аудиовизуальный синтез и электронную революцию, вплоть до современной интерактивности и конвергенции всех форм аудиовизуального. Особое внимание уделяется техническим артефактам, обусловившим творческий потенциал развития экранной культуры на различных ее этапах.

В пособие включаются элементы понятийного аппарата и образных вербальных моделей новейших наук -- семиотики, теории систем, синергетики, кибернетики, информатики и др., имеющих прямое отношение к возникновению, становлению и развитию аудиовизуальной культуры, к познанию ее особенностей, техники, технологии и человеческого фактора во взаимодействии с разнообразными средствами в контексте культурологии и искусствознания.

Текст учебного пособия структурируется по периодам, границы которых определяются возникновением базовых артефактов аудиовизуальной культуры.

Родовое качество аудиовизуальной культуры заключено в определяющей зависимости ее от технических изобретений, их совершенствования и развития соответствующей индустрии. Структура на основе периодов скорее логическая, чем хронологическая, поскольку технические артефакты развиваются неравномерно, и соответствующая отрасль входит в пору зрелости по-разному -- кинематограф создал новое искусство в форме немого кино значительно раньше, чем радио сумело завоевать сходные позиции, хотя "год рождения" у них один и тот же.

Культурологические и искусствоведческие темы, обрамляющие каждый раздел учебного пособия, определяются концепциями и теориями, актуальными в данный период. Введение посвящено роли экранной коммуникации в культуре, психофизиологическим аспектам восприятия и общенаучному контексту развития аудиовизуальной культуры, в первую очередь междисциплинарным и когнитивным наукам. На примере современного концерта демонстрируется пронизанность современной культуры техникой и технологией. Предыстория вводит студентов не только в проблематику пособия, но и, исторически, -- в экранную культуру, которая в течение XX века становится важнейшим механизмом формирования и трансляции норм, обычаев, традиций и ценностей, составляющих основу различных сообществ людей и массовой культуры в целом.

Эти положения конкретизируются в ходе описания и анализа последовательных периодов развития экранной культуры. Каждый из таких периодов выделяется на основе технических артефактов, обуславливающих возможности развития и распространения артефактов культурных -- произведений экранных искусств. Период аудиовизуального синтеза связан с формированием немого кино и радио, с изобретением звукозаписи и мультипликации. Его кульминацией становится приход звука в кино, который завершил этап становления экранной культуры, и киноискусства в особенности, и способствовал взаимодействию кинематографа с различными формами театральных зрелищ и представлений. При этом традиционные художественные "ручные" инструменты (например, музыкальные) начинают постепенно замещаться более сложными механизмами, автоматическими аппаратами, которые лишают художника атрибутов авторства, а само произведение -- "ауры" уникальности и неповторимости. Эта тенденция усиливается с развитием технических средств экранной культуры вплоть до настоящего времени.

Электронный монтаж, компьютерные спецэффекты, съемка отдельных эпизодов, репетиций и т.д. с помощью видеотехники и приход "оцифровки" -- все это знаменует начало электронной революции, как специфического периода развития экранной культуры, связанного со сменой "поколений" технических средств и возникновением эстетики телевидения, базирующейся на видеоэффектах. Технические возможности новых средств коммуникации инициировали процессы глобализации культуры, подтвердившие фундаментальное единство разных технических форм аудиовизуальной коммуникации и искусства экрана. На этом этапе характер революционных изменений экранной культуры решающим образом определил персональный компьютер. Распространение Интернета способствовало развитию двух взаимодополнительных процессов в современной культуре: глобализации, с одной стороны, и диверсификации -- с другой. Период интерактивности в экранных формах культуры характеризуется стремительным распространением компьютерных игр и телевизионных игровых приставок, элементы интерактивности возникают в телевидении и видео, в производственных процессах создания аудиовизуальных произведений, во всех сферах жизни, куда проник теперь уже вездесущий компьютер. Интернет и другие глобальные информационные сети изменили характер общения между людьми, они влияют на идеологические установки, изменяют стиль и темп жизни. Интерактивность становится важнейшей составляющей актуальной художественной деятельности.

Появление технологий "виртуальной реальности" характеризует начавшийся на рубеже веков и тысячелетий период конвергенции. Современная художественная деятельность ориентирована, прежде всего, на процесс, на жест художника, на коммуникативную ситуацию, в которой происходит его встреча с аудиторией. Сверхминиатюризация и интеграция информационной техники обещает в недалеком будущем на основе нанотехнологий погружение инфосферы в мир индивида.

Авторский коллектив учебного пособия: кандидат культурологии О.В.Грановская (разделы 2 в главе II; 2 в главе III), доктор философских наук Е.В.Дуков (раздел 2 в главе I), доктор искусствоведения Я.Б.Иоскевич (разделы 3, 7 в главе I; 7 в главе II; 5 в главе III; 5 в главе V), кандидат педагогических наук Н.П.Петрова (разделы 3 в главе IV; 3, 4 в главе V), кандидат физико-математических наук А.В.Прохоров (предисловие, раздел 2 в главе V; заключение), доктор искусствоведения К.Э.Разлогов (предисловие, разделы 1 в главе I; 1, 5 в главе II; 1, 3 в главе III; 1 в главе V, заключение), кандидат технических наук П.Г.Сибиряков (предисловие, разделы 1, 6 в главе I; 2, 4 в главе III; 1, 2 в главе IV; 6 в главе V), кандидат философских наук В.В.Тарасенко (раздел 5 в главе I), кандидат педагогических наук Н.Ф.Хилько (разделы 4 в главе I; 3, 4, 6 в главе II).

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце