URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Шулепова Э.А. Основы музееведения. Серия 'Учебники и учебные пособия по культуре и искусству'
Id: 28389
 
1999 руб.

Основы музееведения. Серия "Учебники и учебные пособия по культуре и искусству"

URSS. 2005. 504 с. Твердый переплет. ISBN 5-354-00857-3.

 Аннотация

На новом историческом этапе развития музееведения ученые вновь обращаются к основным понятиям этой научной дисциплины, предлагая студентам ее теоретические основы и разнообразную музейную практику, сложившуюся на начало XXI века. Впервые в учебном пособии представлен учебный материал по музейному источниковедению и разнообразным современным технологиям.

На базе территориального и тематического подходов раскрыта история музеев мира и России, а их экспозиции охарактеризованы как главные артерии музейной коммуникации. В совокупности учебное пособие представляет музеи как архив человеческой памяти, приобщающий посетителей к культурному наследию и служащий социокультурным потребностям современного человека.


 Оглавление

 Предисловие
I Теоретические основы музееведения
 Глава 1.Музееведение как научная дисциплина
 1.1.История становления музееведения как научной дисциплины
 1.2.Структура, объект, предмет и метод музееведения
 1.3.Базовые понятия музееведения
 1.4.Музееведение в системе наук
 1.5.Направления научно-исследовательской деятельности музея
 1.6.Музееведческие научные и учебные центры
 Глава 2.Музейный предмет и его свойства
 2.1.Историография музейного предмета
 2.2.Музейный предмет как основа музейной коммуникации
 2.3.Классификация музейных предметов
 2.4.Воспроизведения музейных предметов
 2.5.Музейный предмет в коллекции
 2.6.Новейшие тенденции в понимании музейного предмета. Нематериальные объекты наследия в музеях
 Глава 3.Музейное источниковедение
 3.1.Проблема определения источника
 3.2.Объект и предмет музейного источниковедения
 3.3.Традиционное и нетрадиционное источниковедение
 3.4.Классификация источников. Принципы классификации
 3.5.Выявление источников (эвристика)
 3.6.Установление текста источника
 3.7.Установление происхождения источника
 3.8.Источниковедческий анализ (герменевтика)
 3.9.Источниковедческий синтез
II Музей в пространстве культуры: история и основные этапы развития
 Глава 1.Зарождение и развитие музеев
 1.1.Предмузейное собирательство
 1.2.Коллекционирование и возникновение музея в эпоху Возрождения
 1.3.Музей в XVII веке и в эпоху Просвещения
 1.4.Музейное дело в конце XVIII -- первой половине XIX века
 1.5.Музейное дело во второй половине XIX -- начале XX века
 1.6.Музейное дело в 1918--1945 годах
 1.7.Музейной дело с середины XX по XXI век
 Глава 2.Музеи в контексте российской истории
 2.1.Протомузейный этап отечественной культуры
 2.2.Появление музеев в России. Век XVIII -- век Просвещения
 2.3.Развитие социальных функций музея. Формирование музейного дела как особой сферы культурной деятельности
 2.4.Обретение музеями статуса культурной нормы
 2.5.Музеи советской эпохи
 Глава 3.Музейный мир России: XX век
 3.1.История формирования отечественной музейной сети
 3.2.Классификация музеев. Изменения в составе и структуре музейной сети в конце XX века
 3.3.Новые тенденции в музейной деятельности начала XXI века
III Музейная практика
 Глава 1.Научно-фондовая работа музеев: комплектование и учет
 1.1.Музейное законодательство об основных аспектах научно-фондовой работы
 1.2.Научно-фондовая работа музеев
 Глава 2.Музейная экспозиция
 2.1.Проектирование экспозиции
 2.2.Экспозиционные материалы
 2.3.Принципы построения экспозиции
 2.4.Экспозиционные приемы
 2.5.Методы проектирования экспозиции
 Глава 3.Музей и выставка
 3.1.Выставка как первый этап формирования нового музея
 3.2.Выставка в музее: публикация музейных коллекций, научно-просветительская функция, комплектование фондов, инструмент модернизации музея
 3.3.Система выставок как специфическая форма функционирования основной музейной экспозиции
 3.4.Традиционные и нетрадиционные принципы классификации музейных выставок
 Глава 4.Просветительная работа музеев
 4.1.Музеи в системе внешкольного образования императорской России
 4.2.Массовая политико-просветительная работа советских музеев
 Глава 5.От музейного просветительства к музейной педагогике
 5.1.Динамика образовательных моделей музея
 5.2.Музейная педагогика как формирующаяся научная дисциплина
 Глава 6.Музей и памятники
 6.1.Музей как феномен исторической памяти
 6.2.Основы классификации памятников истории и культуры
 6.3.Музеефикация памятников
IV Новые музейные технологии
 Глава 1.Современный музейный менеджмент
 1.1.Общие понятия менеджмента
 1.2.Стратегическое управление
 Глава 2.Музейная коммуникация
 2.1.Появление коммуникационных представлений
 2.2.Коммуникационный подход в структуре музеологического знания
 2.3.Акт музейной коммуникации
 2.4.Теория музейной коммуникации
 2.5.История музейного дела: коммуникационные аспекты
 2.6.Основные задачи прикладных исследований музейной коммуникации
 2.7.Коммуникационный подход в музейном проектировании
 2.8.Горизонты музейной коммуникации
 Глава 3.Музейный маркетинг
 Глава 4.Информационные технологии в музейном деле
 4.1.Музейное дело как информационный процесс
 4.2.Ресурсы культурные и ресурсы информационные
 4.3.Музейные информационные системы и их производные
 4.4.Электронные издания на CD-ROM
 4.5.Музейные веб-сайты
 4.6.Виртуальные экспонаты
 Глава 5.Новые технологии музейного образования
 5.1.Возникновение новых технологий образования -- ответ на потребности социума
 5.2.Формы культурно образовательной деятельности и технология синтеза
 5.3.Технология интерактивности
 5.4.Технология партнерства

 Предисловие

В нашем обществе заметно возросло внимание к музееведению как учебной дисциплине историко-культурологического цикла. За последние десять-пятнадцать лет преподавание ее введено в ряде университетов и педагогических институтов. Основы этой дисциплины стали включаться в курсы по истории мировой культуры и по истории родного края. Такой интерес к культуре прошлого, к культурному наследию потребовал осмысления исторического пути, пройденного музейным миром в ходе своего развития, а также изучения процессов, с одной стороны, специализации музеев, а с другой -- их интеграции в систему общечеловеческой культуры.

Охватывая все предметное разнообразие окружающей действительности, музеи, квинтэссенцией которых являются музейные экспозиции, осуществляют интеграцию различных блоков знаний, которые овеществлены в музейных предметах, оказавшихся объединенными в едином пространстве, а важнейшей их задачей становится показ не только разнообразной, но и образно представленной и обладающей значительной содержательной емкостью информации.

Многоаспектность воздействия музейной экспозиции и ее продуманные интерпретации способны и ныне формировать в обществе конкретные установки и стереотипы. Поэтому все попытки провозглашать музей внеидеологическим институтом заранее неискренни и опираются на весьма шаткие основания. Музей всегда, даже в том случае, если он пытается занять позицию стороннего наблюдателя, выражает определенную в идеологическом отношении точку зрения. И это в особой степени касается музеев, имеющих дело с материалами новейшей истории и современности.

Трансляция исторических и культурных смыслов той или иной эпохи происходит через интерпретацию музейных текстов и образов, включенных в экспозиции, которые претерпевают изменения в зависимости от социокультурной ситуации и конкретных форм общения. Интересным и перспективным видится использование входящего ныне в практику представления музейных материалов в электронных версиях. Однако пока остается без ответа далеко не праздный вопрос: "В состоянии ли эти новации заменить традиционные экспозиционные формы?".

В то же время очевидно, что в любом случае музейному языку, истории и практике музейного дела нужно учиться профессионально. Это позволит грамотно включать музейные предметы в контекст сложных культурно-исторических связей, воспроизводимых музеями в соответствии с современным пониманием культурных традиций.

Как правило, музей со своими экспозициями всегда предстает как некий культурный текст (знаковый, вербальный), требующий прочтения, сопровождаемый комментариями. Представляя посетителю те или иные материалы, вводя их в символическую реальность, музей совершает в своей практической работе переход от слова (описания) к событию и при этом нередко превращает человека, пришедшего в музей, в непосредственного и заинтересованного участника этого события. Ныне именно в музее разворачивается образовательный процесс, происходит сближение функций ранее разрозненных компонентов культуры, поскольку музей становится и театром, и библиотекой, и школой. Традиционная музейная среда бытования материальных предметов и произведений искусства превращается в содержательно наполненное пространство, в котором посетителю предоставляется возможность обретения разнообразных впечатлений.

Сегодня, как и прежде, музеи погружены в историю и должны представлять собой специфическую форму ее бытования в современности. Это своеобразный архив человеческой памяти, в котором не должны быть утеряны временн'ые перспективы, поскольку благодаря им осуществляется приобщение посетителя к культурному наследию.

Современный музей как относительно устойчивый элемент социокультурной жизни общества прошел длительный период институционализации, на протяжении которого происходило взаимодействие трех социальных групп: владельцев музейных ценностей, музейных профессионалов и публики. Особенности этих групп наложили свой отпечаток на специфику деятельности и обусловили исторические формы организации музеев -- личностную, корпоративную и государственную. Все эти формы объединены наличием общих признаков: это музейные предметы и их коллекции как системообразующее начало в "организме" музея; это круг лиц, вступающих в процессе функционирования музея в определенного рода отношения, которые приобретают устойчивый характер; это социально-значимые функции, относящиеся как к удовлетворению конкретных социокультурных потребностей человека, так и к организации предметно-содержательной деятельности учреждения.

Выступая в качестве специфического средства коммуникации, музеи, относящиеся к любой форме организации, приглашают современного посетителя к восприятию исторических пространств и разнообразных экспонатов, к постижению неисчислимых богатств человеческого опыта и размышлению о воспринятом, о познанном и т.д.

Об этих и других особенностях музея как социокультурного организма поведает студенту, осваивающему азы музееведения, данное учебное пособие, которое представляет современный музей в соответствии с позицией русского философа Н.Ф.Федорова, считавшего, что "...музей возникает именно из противоречия духу обличия, безжалостной критики, суда пессимизма, готовых обречь чуть ли не все прошлое на уничтожение... он рождается именно на защиту, на оборону веры, надежды, любви".

Сегодня каждый российский музей, определяя в процессе творческой деятельности свое место в истории региона, страны и музейного сообщества, осознает себя в качестве носителя конкретных страниц отечественной культуры и предлагает посетителю различные способы ориентации в культурном пространстве. Поэтому музейная практика России представлена в учебном пособии с учетом реального опыта работы разнопрофильных музеев и музеев-заповедников, а также разнообразных интересов их посетителей.

Авторы учебного пособия, не отвергая, как и прежде, просветительную модель музея, впервые уделяют особое внимание более современным формам его работы с посетителями, учитывая при этом широкое распространение социального маркетинга в культурной сфере. С одной стороны, в учебном пособии подчеркивается возросшая роль музейного специалиста в формировании экспозиционного пространства, а с другой -- стремление посетителей заполнить свой досуг в соответствии с субъективными особенностями как присущих им интересов, так и умения воспринимать исторические реалии.

Современная ориентация музеев на личное наследие, конкретного человека, достойный уровень потребления культурных услуг активно приближает, по мнению авторов учебного пособия, этот тип учреждений культуры к индивидуальным вкусам современного человека. Этому сближению успешно способствуют новые музейные технологии, впервые широко представленные в данном учебном пособии.

Структурно учебное пособие включает следующие разделы: теоретические основы музееведения, историю и основные этапы развития музеев в России и за рубежом, а также раздел, посвященный совокупности разнообразных музейных практик. Кроме того, пособие освещает весьма актуальные проблемы, касающиеся места и роли новых технологий в организации работы современных музеев.

Авторский коллектив учебного пособия: кандидат экономических наук Т.В.Абанкина (глава 3 в разделе IV), доктор философских наук К.З.Акопян (научное редактирование), кандидат политологии Л.Е.Востряков (глава 1 в разделе IV), кандидат исторических наук Е.Л.Галкина (глава 1 в разделе III (в соавторстве)), кандидат исторических наук М.Б.Гнедовский (глава 2 в разделе IV), доктор культурологии В.П.Грицкевич (глава 1 в разделе II), кандидат исторических наук М.Е.Каулен (главы 1, 2 в разделе I; глава 2 в разделе III), доктор искусствоведения А.В.Лебедев (научное редактирование; глава 4 в разделе IV), кандидат исторических наук Е.Б.Медведева (глава 5 в разделе IV (в соавторстве)), кандидат исторических наук Т.А.Пархоменко (глава 4 в разделе III), кандидат исторических наук Т.П.Поляков (глава 3 в разделе III (в соавторстве), кандидат исторических наук Н.Г.Самарина (глава 3 в разделе I), кандидат исторических наук А.А.Сундиева (глава 2 в разделе II), кандидат культурологии О.Е.Черкаева (глава 3 в разделе II (в соавторстве)), кандидат исторических наук И.В.Чувилова (глава 3 в разделе II (в соавторстве)), доктор исторических наук И.И.Шангина (глава 1 в разделе III (в соавторстве)), действительный член Академии гуманитарных наук РФ, доктор культурологии Э.А.Шулепова (ответственный редактор; предисловие; главы 3 (в соавторстве), 6 в разделе III), кандидат педагогических наук М.Ю.Юхневич (глава 5 в разделе III; глава 5 в разделе IV (в соавторстве)).

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце