URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Завалько Г.А. Понятие «революция» в философии и общественных науках: проблемы, идеи, концепции. Серия 'Размышляя о марксизме'
Id: 28006
 
299 руб.

Понятие «революция» в философии и общественных науках: проблемы, идеи, концепции. Серия "Размышляя о марксизме". Изд.2

URSS. 2005. 320 с. Мягкая обложка. ISBN 5-484-00077-7. Уценка. Состояние: 5-. Блок текста: 5. Обложка: 4+.

 Аннотация

В монографии рассмотрены основные проблемы, связанные с использованием понятия "революция" в философии и общественных науках с XVII века до наших дней. Рассмотрены концепции революции, созданные философами, историками, экономистами, политиками Европы, Америки и Азии. Большое внимание уделено России, роли революций и контрреволюций в ее истории и возможным путям дальнейшего развития.

Для политологов, философов, историков --- научных работников, студентов и аспирантов, а также читателей, интересующихся вопросами развития общества.


 Оглавление

Введение
1 К истории понятия "революция"
 Возникновение понятия "революция"
 Начало изучения революций
 Идеологии революций в XIX веке
 Исторический материализм и проблема революции
 Немарксистские концепции революций
 Идеологии революций в XX веке
 Понятие "научная революция"
2 Социальные революции как часть мирового исторического процесса
 Обязательна ли социальная революция при смене формаций?
 Проблема революции в концепции Н.А.Рожкова
 Проблема революции при переходе от бесклассового общества к классовому
 Проблема революций в истории Античности
 Проблема революций в истории Средних веков
 Проблема революций в истории Нового времени
3 Проблема революций в истории Новейшего времени
 До 1917 года. Какой будет революция в России?
 После 1917 года. Какой была революция в России?
 Проблема революций в других периферийных странах
 Как изучается в современной России проблема революции
4 Основные проблемы теории революции
 Прогресс и регресс. Революция, контрреволюция, антиреволюция
 Глобально-стадиальный подход к истории и проблема революции. Магистральные и локальные революции
 Революция как философская проблема
 Революция и борьба "низов"
 Итог революций XX века и перспективы революций XXI века
Заключение
Библиография
Именной указатель

 Введение

Как трудно иногда понять, что субъективно тяжелое есть объективно самое лучшее.
Д.Б.Кедрин. Из записных книжек 1930-х годов

Написать всеобъемлющую историю идеи любых социальных изменений так же невозможно, как написать всеобъемлющую историю самих социальных изменений. Поэтому рамки настоящей работы ограничены историей идеи качественного прогрессивного изменения общества -- историей понятия "революция" -- и связанных с ним научных теорий и идеологических учений.

Ценность философского исследования зависит от того, насколько философские (наиболее общие) положения опираются на данные конкретных наук. Только тогда философия может выполнить свое предназначение -- указать метод, путь к решению проблем, еще не решенных науками. Поэтому в данной работе основное внимание уделено не философским и социологическим спекуляциям по проблеме революции, а поиску возможного объяснения исторических фактов, относящихся к этой проблеме, на базе исторического материализма -- наиболее, на мой взгляд, научно обоснованной концепции социальной философии.

Первая глава посвящена разработке понятия "революция" различными направлениями философской и социологической мысли; вторая -- решению проблем реальных революций исторической наукой; третья -- выводам из рассмотренного материала.

Среди работ, посвященных истории проблемы, особо выделяется книга Р.Н.Блюма "Поиски путей к свободе. Проблема революции в немарксистской общественной мысли XIX века" (1985). Собранный в ней материал столь обширен, что "Поиски путей к свободе" стали необходимой вехой в изучении проблемы революции. Перу Р.Н.Блюма принадлежит также большое число статей по данной тематике; им сформулирована единственная в нашей науке методология изучения теорий революции. Поэтому необходим ее краткий анализ.

С его точки зрения, уходящей корнями в XIX век, не только все революции, но и все теории революции принадлежат к одному из двух направлений -- "политическому" или "социальному". Это именно равноправные, а не разноуровневые направления.

"Политикам" присуще прагматическое стремление осуществить возможные преобразования исключительно в сфере политической жизни; "социальщикам" -- нереализуемая на практике тяга к коренным изменениям всего общества. При этом круг теоретиков революции безмерно широк -- от Дешана до Канта. Подразумевается обязательная революционность теоретиков революции -- либо "социальная", либо "политическая".

В то же время непонятен статус мыслителей, отрицательно относящихся к исследуемой ими революции -- они либо не включены в число теоретиков (А.Ферран, Э.Бёрк), либо выданы за сторонников политической революции (А.де Токвиль, Г.В.Ф.Гегель). Явно недооценена роль А.Барнава.

Между тем начало теория революции берет именно в трудах нереволюционеров и контрреволюционеров, как будет показано ниже, а принятие результатов революции еще не означает принятия самой революции.

Несмотря на достоинства книги, методология Р.Н.Блюма, на мой взгляд, не вполне верна. Ошибка состоит в следующем. Во-первых, писать об ином обществе -- не значит писать об изменении существующего общества. Революция есть изменение существующего; теория революции -- теория изменения, перехода. Мыслители, описывающие идеальное, с их точки зрения, общество, не обязательно революционеры-"социальщики". Это -- утописты, причем разного толка: идеологи неравенства от Платона до Ницше и идеологи равенства от Мора, Кампанеллы, Дешана до Оуэна и Фурье. Тех и других роднит ориентация на цель, а не на путь достижения цели. Это характерная черта утопического мышления, как раз мешающая стать первым теоретиками контрреволюции, а вторым -- теоретиками революции. Революция не входит в круг их интересов. Во-вторых, люди, интересующиеся изменениями в сфере политического устройства, тоже не обязательно проявят интерес к революции. Равнодушие к коренному (революционному) изменению общества -- признак реформиста, а не революционера-"политика". Такова позиция большинства просветителей, включая И.Канта. Использование последним термина "революция" в позитивном значении относится только к переворотам во внутреннем мире человека, что соответствует общей направленности его философии. Любые "внешние" революции Кантом встречались настороженно без серьезного анализа их причин. Теорию революции в этом случае также создать невозможно. В-третьих, отрицательное отношение к революции может подвигнуть мыслителя к поиску причин этого непонятного явления. Таков случай Э.Бёрка, Ж.де Местра, А.Феррана, Г.В.Ф.Гегеля, А.де Токвиля. Тогда концепция революции создается.

Предметом исследования теории революции являются взгляды тех мыслителей, которые (независимо от личного отношения к революции), в отличие от теоретиков утопии и реформы, размышляют о коренном социальном преобразовании, затрагивающем все сферы жизни общества. При этом неизбежно обращение к политическим вопросам, так как социальные преобразования осуществляются методами борьбы за власть, политическими методами, будь то пропаганда, законотворчество или восстание. Любая теория революции -- социальная и политическая одновременно. Фактически это признает и Р.Н.Блюм, вынужденный делать оговорки о синтезе "политического и социального" каждый раз, когда излагает взгляды конкретного персонажа.

Дилемма "социальное -- политическое" ложна, но за ней скрывается реальная проблема отношения революционеров к государству. Обозначить полярные подходы к проблеме "государство и революция" можно как революционный этатизм и анти-этатизм. Особенную актуальность их спор приобретает после завершения эпохи буржуазных революций, осуществленных без упразднения государства, этатистскими методами.

Целью новых революций становится бесклассовое общество. Должны ли теперь революционные преобразования осуществляться государством или вне государства? Это по-настоящему тяжелая проблема, за которой -- множество поломанных человеческих судеб, и теоретическое решение ее, в общих чертах намеченное в марксистском тезисе об отмирании государства после революции, очевидно, неотделимо от практического.

Проблема революции в немарксистской общественной мысли XX века достаточно полно освещена в книгах М.Л.Гавлина и Л.А.Казаковой "Современные буржуазные теории социальной революции" (1980) и Ю.А.Красина "Революцией устрашенные" (1975), хотя последняя носит излишне публицистический характер. Для понимания революционных процессов в "третьем мире" большое значение имеет книга "Общественная мысль развивающихся стран" (1988).

Теория социальной революции представлена в нашей литературе слабее. Наиболее интересны исследования революций в Античности, ведущие начало от книги А.И.Тюменева "Очерки экономической и социальной истории Древней Греции", первый том которой носит название "Революция" (1917, опубликован в 1920). До конца 1930-х годов встречались неординарные работы, такие, как доклады С.И.Ковалева "Проблема социальной революции в античном обществе" и А.И.Тюменева "Разложение родового строя и революция VII--VI веков в Греции" (1933, опубликованы в 1934), статья К.М.Колобовой "Революция Солона" (1939). Интересен и многотомник Н.А.Рожкова "Русская история в сравнительно-историческом освещении. (Основы социальной динамики)" (1919--1926), где в схему всемирной истории включено несколько периодов социальных революций (феодальной, дворянской и буржуазной).

Затем давление идеологии, превратившее материалистическое понимание истории в схоластический "истмат", изъяло тему революции из науки. Большая часть книг по этой тематике -- шаблонный пересказ советских идеологических догм. Сразу скажу, что, являясь последователем материалистического понимания истории, я буду для идеологизированного варианта исторического материализма, существовавшего в СССР, использовать термин "истмат" или "советский истмат", без добавления подразумевающихся эпитетов "догматический", "официальный" и т.д.

Из авторов, не чуждавшихся постановки реальных проблем теории социальной революции, следует отметить М.А.Селезнева -- книга "Социальная революция" (1971); В.Ф.Шелике -- депонированная в ИНИОН РАН рукопись "Социальная революция: общее и особенное" (1987); А.Р.Корсунского -- статьи "Проблема революционного перехода от рабовладельческого строя к феодальному в Западной Европе" (1964) и "О социальных революциях в докапиталистических формациях" (1976); Р.А.Ульяновского -- статья "О некоторых вопросах марксистско-ленинской теории революционного процесса" (1976); Я.С.Драбкина -- доклад "Нерешенные проблемы изучения социальных революций" (1969); С.Л.Утченко и Э.Д.Фролова, ставивших в своих работах проблему революций в Античности. Попытка критического анализа теории революции В.И.Ленина предпринята в книге С.А.Ланцова "Социальные революции и общественный прогресс" (1990). Однако и их мысль не покидала рамок советского истмата.

Ряд интересных идей содержит книга М.Л.Тузова "Революция и история" (1991), но в целом автор склоняется к признанию первичной "революции внутри сознания". Идеализм в исследовании проблем революции, на мой взгляд, бесполезен: мало кто, выдвинув принцип "сначала переворот в умах, затем -- в мире", способен придерживаться его до конца, не потеряв вторую часть. Ведь если революция в умах не вызвана происходящим в мире, перенос ее вовне не так уж важен.

В дальнейшем, после гибели СССР и советской идеологической системы, исследование проблем социальной революции сошло на нет. Единственным органом теоретической марксистской мысли с 1991 года был журнал "Альтернативы", статьи из которого использованы в настоящей работе; лишь в 2003 году к нему присоединился журнал "Экономико-философские тетради".

Буржуазная идеология, присущая нынешнему российскому обществу, принципиально антиреволюционна. В сознании людей средствами массовой информации культивируются самые примитивные антиреволюционные штампы. Революция отождествляется с насилием, ее причиной объявляется деятельность "темных", едва ли не сверхъестественно злых сил, результатом любой революции считается разрушение "нормальной" жизни и усугубление проблем, на решение которых она претендовала. Революция оказывается не локомотивом истории, а диверсией на ее дороге.

Антиреволюционная идеологическая платформа объединяет власть, частный капитал и церковь; прозападных либералов, националистов и популистов, включая именующих себя левыми (КПРФ); милитаристов и правозащитников; идеологов частной собственности и носителей обывательского "здравого смысла".

Между тем наше общество находится в тупике, выход из которого означал бы уничтожение старого и создание нового общественного строя, т.е. социальную революцию. Отсутствие выхода обрекает Россию на деградацию, ведущую к гибели.

В этих условиях теоретическое исследование проблемы социальной революции представляется как нельзя более своевременным.


 Опечатки

1. Рецензент -- не Н.Б.Тер-Акопян, а Ю.И.Семенов.

2. Пропущены сноски:

с.15 -- сноска 18: См.: Блюм Р.Н. Поиски путей к свободе. С.20.

с.30 -- сноска 65: Кропоткин П.А. Хлеб и воля. Современная наука и анархия. М., 1990. С.52.

с.33 -- сноска 73: Цит. там же. С.84.

с.103 -- сноска 25: Там же. С.354.

с.122 -- сноска 98: Выступление А.Г.Пригожина. // Там же. С.221.

с.157 -- сноска 8: Герцен А.И. Журналисты и террористы // Там же. Т. XVI. С.224.

с.167 -- сноска 30: Ленин В.И. Отношение социал-демократии к крестьянскому движению. // Там же. Т. 11. С.222--223.

3. С. 76, сноска 203. Напечатано: "13 августа". Надо: "13 мая"

4. С. 81. Напечатано: "презрение к индивидуальности. Требование". Надо: "презрение к индивидуальности, требование"

5. С. 220, сноска 198. Напечатано: "3 апреля". Надо: "3 октября";

сноска 198. Напечатано: "13 августа". Надо: "19 августа"

6. С. 222, сноска 202. Напечатано: "Гоббс Т. Левиафан. Т. 2". Надо: "Гоббс Т. Левиафан. // Сочинения. Т. 2"


 Об авторе

Григорий Алексеевич Завалько

Родился в 1970 г. Кандидат философских наук. Диссертация "Возникновение, развитие и современное состояние мир-системного подхода" защищена в Московском государственном университете им. М.В.Ломоносова в 1998 г. Преподавал философию в МАрхИ, МГУ. В настоящее время работает в Государственном университете гуманитарных наук (ГУГН).

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце