URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Эспинас А. Социальная жизнь животных: Опыт сравнительной психологии. Пер. с фр. Обложка Эспинас А. Социальная жизнь животных: Опыт сравнительной психологии. Пер. с фр.
Id: 277834
1002 р.

Социальная жизнь животных:
Опыт сравнительной психологии. Пер. с фр. № 18. Изд. стереотип.

Alfred Victor Espinas. Des sociétés animales
URSS. 2022. 320 с. ISBN 978-5-9519-2393-6.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение)
Типографская бумага
  • Твердый переплет
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение издания 1898 г.)

Аннотация

Вниманию читателей предлагается книга французского философа, социолога и историка Альфреда Эспинаса (1844–1922), посвященная изучению общественной жизни животных. В первом разделе автор рассматривает случайные ассоциации, образующиеся между животными разных видов, выделяя при этом такие типы взаимоотношений, как паразитизм, нахлебничество и мутуализм (взаимовыгодный симбиоз). Во втором разделе описываются так называемые нормальные общества... (Подробнее)


Оглавление
top
Историческое введенiе
 I. Вопросъ: что такое общество животныхъ? У этого вопроса нетъ другой исторiи, кроме исторiи связаннаго съ нимъ вопроса: что такое общество людей? – Постановка зтого вопроса въ Грецiи софистами.– Представленныя решенiя; теорiя Платона: Общество – живое существо, которому мудрецъ предписываетъ законы божественной жизни.– Teopiя Аристотеля: общество, разсматриваемое какъ конкретное существо, составляющее часть природы и изучаемое при помощи экспериментальнаго анализа. – Противоположныя теорiя Гоббса и Локка: общество, разсматриваемое, какъ дело искусства, какъ абстрактное понятiе, подчиненное однимъ законамъ логики и стоящее вне природы.– Возвращенiе къ взглядамъ Аристотеля и его методу; Спиноза.– Эти взгляды согласуются съ метафизикой какъ Лейбница, такъ и Спинозы. Они подтверждаются Монтескье, экономистами и Кондорсэ
 II. Идея абсолютнаго въ политике; Руссо: государство, какъ созданiе искусства, поддерживаемое постоянно деятельной волей гражданъ.– Первый опытъ примиренiя между двумя противоположными направленiями. Кантъ. – Фихте, возобновляющiй Руссо.–Окончательное примиренiе крайностей въ ученiи Гегеля: общество–явленiе природы, организованное существо и въ то же время искусственное осуществленiе идеи: относительный абсолютъ. – Жозефъ де-Местръ, идя по стопамъ Вико, отрицаетъ самопроизвольный естественный характеръ соцiальной жизни. "Искусство есть природа человека"
 III. Начиная съ Гегеля, взгляды Аристотеля развиваются тремя путями: путемъ исторiи, политической экономiи и бiологiи.– Соцiологiя по ученiю Конта и Спенсера.-Возрастающее проникновенiе двухъ враждебныхъ доктринъ одна другой.-Допускаетъ ли естественный методъ существованiе нравственности?-Она допускается имъ, хотя въ зачаточномъ состоянiи, у животныхъ, въ силу самыхъ законовъ общества, а темъ более у человека
Отделъ первы й. Случайныя ассоцiацiи или общества между животными разныхъ видовъ
 Паразиты, нахлебники, мутуалисты
  Сотрудничество, существенная черта всякаго общества, предполагаем органическое сродство; однако же несовершенныя общества могутъ устанавливаться между существами, более или менее несходными.-Паразитизмъ, какъ одна изъ формъ жизненной конкуренции; животныя, проявляющiя его.-О нахлебничестве и его переходахъ къ мутуализму (взаимничеству); животныя области, где они встречаются; ихъ причины.-Прирученiе животнаго человекомъ, какъ случай мутуализма съ подчиненiемъ; вероятное происхожденiе этого факта.-О прирученiи муравьями травяныхъ вшей (тлей); опытъ психологическаго объясненiя; безсознательный умственный процессъ или переходъ отъ частнаго къ частному.-Обобщенiе приведенныхъ наблюденiй
Отделъ второ й. Функцiя питанiя
Нормальныя общества между животными одного и того же вида
 Инфузорiи, животнорастенiя, оболочники, черви
  Нормальныя общества; ихъ определенiе.-Разделенiе этихъ обществъ на три рода.-Общества, имеющiя целью совместное выполненiе функцiи питанiя; ихъ характеръ.-Предварительный вопросъ: где начинается область соцiологiи? Границы, отделяющiя ее отъ бiологiи.- § 1 -й. Общества питанiя безъ сосудистыхъ сообщенiй; инфузорiи; природа этихъ сообществъ и обусловливающiя ихъ причины. - § 2 -й. Общество питанiя съ сосудистымъ сообщенiемъ: А. Полипы; В. Моллюскообразныя (Molluscoides); С. Черви.- Истолкованiе этихъ различныхъ построенiй съ соцiологической точки зренiя.-О цигозе (слiянiи) и конкресценцiи (срощенiи); переходъ къ обществамъ воспроизведенiя
Отделъ третi й. Воспроизводительная способность
ГЛАВА I. Семейство: брачное общество
 Общества, имеющiя целью воспроизведенiе; отличительная ихъ черта въ противоположность съ обществами предыдущей группы.- Три фазы семейнаго общества: общество брачное, материнское, отческое.-О брачномъ обществе.-Происхожденiе половъ; физiологическая точка зренiя; половое влеченiе; точка зренiя психологическая.-Пять родовъ эстетическихъ явленiй, поддерживающихъ брачное общество у животныхъ; характеръ образовавшейся такимъ образомъ пары или четы: битвы изъ-за обладанiя самками. - Недостаточность этихъ явленiй для объясненiя семейнаго общества
ГЛАВА II. Материнское семейное общество: семейство у насекомыхъ
 Возрастающая важность взаимной жизни (vie de relation) въ семейномъ общественномъ организме.-О происхождении материнской любви. - Ея проявленiе у низшихъ животныхъ: попеченiя о яйцахъ со стороны самки у моллюсковъ, кольчецовъ и насекомыхъ (за исключенiемъ перепончатокрылыхъ). Одиночныя перепончатокрылыя. - Семейства, где материнскiя обязанности разделяются между многими индивидами: общественныя перепончатокрылыя.- Общiй взглядъ на соцiальную организацiю и коллективныя занятiя перепончатокрылыхъ.-Осы и ихъ часовые.-Пчелы: объясненiе некоторыхъ деталей въ ихъ экономiи.-Муравьи: государство ли муравейникъ, или семейство? Превосходство ихъ общественнаго устройства и причины этого превосходства; ихъ культура (industrie). Смешанные муравейники; какъ можетъ проявляться взаимное содействiе индивидовъ въ экспедицiяхъ и работахъ? Вытекающее отсюда общественное единство.-Случайныя раздробленiя коллективной индивидуальности. Заключенiе.-Термиты: ихъ общественное устройство и культура (industrie)
ГЛАВА III. Отческое семейное общество: семейство у рыбъ, пресмыкающихся, птицъ и млекопитатцихъ
 Вступленiе самца въ семейство; исключительность его роли при зарожденiи новаго семейства, въ особенности у рыбъ. Попытка объяснить этотъ фактъ; предполагаемое объясненiе одинаково приложимо и къ материнской любви; подтвержденiе гипотезы.-Амфибiи и пресмыкающiяся.-Семейство у птицъ: прихотливыя варiацiи въ ихъ нравахъ располагаютъ къ опаснымъ обобщенiямъ-Птицы полигамическiя и моногамическiя.-Почему самецъ въ различныхъ случаяхъ возвращается или живетъ около самки.-Прочность сознанiй и продолжительность традицiй въ семействахъ птицъ; общественная культура (industrie); территорiя; сравненiе семейства птицъ съ семействомъ насекомыхъ.-Роль самца въ семействе млекопитающихъ; моногамiя и полигамiя, относительная высота этихъ двухъ типовъ; о созидательной деятельности млекопитающихъ; всего чаще она имеетъ индивидуальный характеръ
Отделъ четве ртый. Взаимная жизнь
 Сообщество
 Сообщество образуется вследствiе причинъ чисто интеллектуальнаго характера.-Сообщества случайныя непроизвольные и произвольныя кратковременныя; порождающiе ихъ импульсы.-Сообщества произволъныя и вместе съ темъ продолжительныя или постоянныя; отношенiе сообщества къ семейству; существенный характеръ соцiальной связи; симпатiя, интересъ.-Стаи птицъ.-Почему морскiя птицы собираются въ стаи какъ разъ въ то время, когда большинство другихъ птицъ разделяется на семейства?-Различный степени организацiи и сосредоточенiя: 1) въ стаяхъ птицъ, 2) въ стадахъ млекопитающихъ. - Языкъ, общiя работы (Industrie collective) и тактика. - Нарожденiе и возрастанiе сообщества.-Его распаденiе.-Исходная точка и заключительный выводъ нашихъ изысканы
ЗАКЛЮЧЕНIЕ
 § 1. Законы соцiальныхъ явленiй въ животномъ мiре.- § 2. Природа животныхъ обществъ.- § 3. Нравственность животныхъ
ПРИБАВЛЕНIЯ
 Первое прибавленiе
 Второе прибавленiе.-Теорiя индивидуальностей
  A) Индивидуальности морфологическiя
  B) Теорiя геологическихъ индивидуальностей

Об авторе
top
Альфред Виктор ЭСПИНАС (1844–1922)

Французский философ, социолог и историк. Профессор университета в Бордо; последователь О.Конта и Г.Спенсера. С 1905 г. член Академии моральных и политических наук. Автор книг "Социальная жизнь животных" (1877), "История политико-экономических доктрин" (1891), "Происхождение технологии" (1897), "Социальная философия XVIII века и революция" (1898) и других. Считал себя последователем философии органопроекции. В книге "Происхождение технологии", которая представляла собой сборник его работ, помещенных в различных философских журналах, он разработал концепцию технологии и праксиологии как философии действия (праксиология – учение о человеческой деятельности, о реализации человеческих ценностей в реальной жизни). В 1890 г. впервые использовал термин "праксиология". Социальная концепция А.Эспинаса содержит идеи о том, что рождение социологии было подготовлено изучением связей между животными, а общество – это комплексное живое существо, подверженное в своих изменениях естественным законам.