URSS.ru - Издательская группа URSS. Научная и учебная литература
Об издательстве Интернет-магазин Контакты Оптовикам и библиотекам Вакансии Пишите нам
КНИГИ НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ


 
Вернуться в: Каталог  
Обложка Джермен М. Количественная биология в задачах и примерах
Id: 27353
 

Количественная биология в задачах и примерах. Изд.2

URSS. 2005. 152 с. Мягкая обложка. ISBN 5-484-00023-8.
Обращаем Ваше внимание, что книги с пометкой "Предварительный заказ!" невозможно купить сразу. Если такие книги содержатся в Вашем заказе, их цена и стоимость доставки не учитываются в общей стоимости заказа. В течение 1-3 дней по электронной почте или СМС мы уточним наличие этих книг или отсутствие возможности их приобретения и сообщим окончательную стоимость заказа.

 Аннотация

Книга состоит из нескольких десятков кратких (не более страницы) и независимых один от другого разделов, знакомящих читателя с основными понятиями статистики, функциями, часто встречающимися в различных разделах биологии, с элементами физической химии, необходимыми физиологам, и т.п. После краткого изложения теории в каждом разделе дано несколько задач, позволяющих читателю практически освоить применение того или иного понятия. В конце книги приводятся ответы на все задачи.

Такое построение позволяет использовать книгу и в качестве сборника задач для студентов, и в качестве элементарного справочника по применению математики в биологии.

Предназначена для студентов биологических факультетов и медицинских институтов, для преподавателей средней школы, для учащихся старших классов.


 Содержание

Из предисловия автора
Советы читателю
 1.Размерности
 2.Распределение результатов измерений
 3.Значимость
 4.Среднее квадратичное отклонение и средняя квадратичная ошибка оценки среднего
 5.Накопление ошибок при сложении и вычитании
 6.Накопление ошибок при умножении и делении
 7.Ошибки измерения
 8.Критерий hi2
 9.Метод де Лури
 10.Построение графиков
 11.Логарифмический масштаб: зависимость частоты сокращений сердца червя от температуры
 12.График функции у = Aхn
 13.Номограммы
 14.Дифференцирование
 15.Экспоненциальный рост
 16.Экспонента
 17.Время полужизни и постоянная времени
 18.Логистический закон роста
 19.Величины, обратно пропорциональные расстоянию и квадрату расстояния
 20.Уравнение радиолокатора
 21.Информация
 22.Перекрест (кроссинговер) в хромосомах
 23.Нервная сеть
 24.Простые гармонические колебания
 25.Работа и мощность
 26.Кинетическая и потенциальная энергия
 27.Механический эквивалент химической энергии, содержащейся в пище
 28.Механика мышцы
 29.Коэффициент полезного действия мышцы
 30.Теплота активации и укорочение мышцы
 31.Прыжки
 32.Животное в прыжке
 33.Движение маятника и центростремительная сила
 34.Вязкость
 35.Мощность кита
 36.Реснички
 37.Выражение концентрации в различных единицах
 38.Изменение объема газа
 39.Коэффициент абсорбции
 40.Растворы газов
 41.Растворы газов под давлением
 42.Вычисление объемной скорости кровотока методом Фика
 43.Давление пара
 44.Влажность
 45.Давление пара в пузырьках
 46.Коллигативные свойства
 47.рН
 48.Буферные растворы
 49.Диффузия сквозь мембрану
 50.Доннановское равновесие: общие сведения
 51.Доннановское равновесие: мышца лягушки в растворе сернокислого калия
 52.Диффузионный потенциал
 53.Работа, затрачиваемая на осморегуляцию
 54.Измерение объема крови методом разведения метки
 55.Кровеносная система небольшой собаки
 56.Поверхностное натяжение
 57.Прочность пластрона, определяемая поверхностным натяжением
 58.Реакция на охлаждение
 59.Излучение Солнца и других тел
 60.Излучение абсолютно черного тела
 61.Закон Вебера-Фехнера
 62.Поглощение света в жидкостях
 63.Преломление света на изогнутых поверхностях
 64.Хроматическая аберрация
 65.Острота зрения: дифракция на зрачке
 66.Острота зрения: роль строения сетчатки
 67.Светосила глаза
 68.Глубина фокуса
 69.Дифракция: расцветка животных и слух летучих мышей
 70.Перламутровая раковина
 71.Работа, производимая электрическими органами
 72.Сопротивление микроэлектрода
 73.Примерный расчет сопротивления протоплазмы, окружающей кончик микроэлектрода
 74.Характеристическая длина (постоянная длины) нервного и мышечного волокна
 75.Постоянная времени нервного и мышечного волокна
Ответы
Приложение I. Значения постоянных, встречающихся в книге
Приложение II. Таблицы

 Вступительная статья

Ценность этой небольшой книжки, предназначенной в первую очередь для студентов -- биологов и медиков, состоит в том, что она поможет им практически овладеть весьма элементарным, но необходимым для них физико-математическим аппаратом, постоянно применяемым в биологических исследованиях. Книга состоит из 75 маленьких разделов; каждый из них начинается с изложения некоторого определенного физического или математического понятия или вычислительного приема и заканчивается одной или несколькими задачами, которые читатель должен решить самостоятельно. В конце приведены ответы и пояснения ко всем задачам, а также различные таблицы, необходимые для получения численных решений.

Тематика книги очень разнообразна: здесь и элементы статистики (понятие значимости, вычисление средних квадратичных ошибок, критерий "хи-квадрат" и т.д.), и наиболее употребительные элементарные функции (логарифмы, степени, логистическая функция и др.), и понятия, относящиеся к различным отделам физики (гармонические колебания, потенциальная и кинетическая энергия, диффузия, элементы оптики и т.д.). Ряд разделов посвящен конкретным биологическим понятиям и методам.

Решение приведенных в книге задач, как правило, не требует от читателя какой-либо физико-математической подготовки, выходящей за пределы программы средней школы. Книга может служить задачником для студентов 1-го-2-го курсов, справочником, а может быть использована и для самообразования.


 Из предисловия автора

Эта книга написана с целью показать студентам-биологам уместность и плодотворность количественного подхода при изучении животных. В ней собраны относящиеся к самым различным областям зоологии задачи, для решения которых достаточно знаний в объеме общего курса физики. Этой книгой можно пользоваться как для самостоятельного изучения предмета, так и в качестве пособия при прохождении соответствующих курсов. Для того чтобы дать студентам возможность оценить глубину их знаний, преподаватель может прибегать к задачам, и не содержащимся в этой книге; особенно это относится к физиологии и экологии.

Автор просит всех, обнаруживших какие-либо ошибки в тексте, сообщить ему об этом. Более того, он надеется, что читатели независимо от их ранга укажут ему на все неточности, встретившиеся в книге, а также на разделы, изложенные недостаточно четко, или выскажут любые другие замечания. Помимо всего прочего, автор тешит себя надеждой, что студенты получат не меньшее удовольствие от решения задач, чем получил автор, составляя их.

Бристольский университет

1970

М.Джермен

 Советы читателю (прочитать обязательно!)

1. При работе с этой книгой рекомендуется все время держать под рукой учебники физиологии, физической химии и т.п. и по мере необходимости заглядывать в них.

2. Читатели, не знакомые с логарифмической линейкой и не имеющие представления о таких понятиях, как логарифм, дифференцирование и интегрирование, мощность и т.п., значительно облегчат себе работу и сэкономят массу времени, познакомившись с ними по соответствующим руководствам, прежде чем приступать к чтению этой книги.

3. Решение всех задач, за исключением очень немногих, не должно вызывать никаких затруднений.

4. При решении задач должны получаться разумные величины (исключения всегда очевидны). Если, например, у вас получилось, что блоха прыгает на 200 м в высоту или развивает скорость 1000 км/ч, значит, задача решена неверно.

5. Задачи рекомендуется решать аккуратно и не торопясь. Числа, содержащие большое число нулей, удобнее записывать в виде степеней 10; например, лучше писать 1,28.105 вместо 128000 и 1,28--10--5 вместо 0,0000128.

6. Очень важно все время внимательно следить за размерностями. При решении любой задачи по сути дела приходится одновременно манипулировать с величинами и с единицами их измерения. Часто приходится слышать: "Ах, простите, я лишь перепутал обозначения единиц!", однако никакие извинения не спасут жизнь больному, если медицинская сестра введет ему вместо нескольких гран несколько грамм сильнодействующего препарата.

7. Точно так же надо внимательно следить за тем, чтобы не ошибаться в 10 раз, теряя или по ошибке приписывая лишние нули к большим числам.

8. На любой стадии выкладок достаточно трех-четырех значащих цифр. Как правило, более трех значащих цифр не фигурируют ни в условиях задач, ни в ответах, а потому производить вычисления с большей точностью -- значит бессмысленно тратить время, создавая к тому же дополнительный источник ошибок.

9. Необходимо проверять себя на каждом шагу вычислений. Лучше всего это делать, производя обратные действия. Например, если ответ получен в результате деления, то его полезно проверить, умножая частное на делитель и сравнивая с исходным делимым.

10. Натуральные и десятичные логарифмы обозначаются символами ln и lg соответственно.

В некоторых случаях переменную величину, обозначавшуюся х, мы обозначаем х. Это значит, что данная величина временно предполагается постоянной, т.е. считается параметром. Так, довольно часто через х обозначается предел интегрирования функции от х. Смысл такой смены обозначений обычно интуитивно понятен и потому спутать обозначения в данном случае не страшно.

Нормальными температурой и давлением (НТД) называются температура 0ш С и давление 760 мм рт. ст.

11. При решении некоторых задач удобно изображать рассматриваемые зависимости в виде графиков, построенных либо в обычном линейном масштабе, либо в специально выбранных системах координат, когда по одной или по обеим осям откладываются не сами величины, а их логарифмы (в первом случае принято говорить, что графики построены в полулогарифмическом масштабе, во втором случае -- в логарифмическом). При этом очень удобно пользоваться специальным образом разлинованной бумагой, предназначенной для таких графиков.

12. Нет никакой необходимости штудировать эту книгу подряд, страница за страницей, за исключением тех случаев, когда наиболее удобная последовательность чтения указана в подзаголовках. Не уверенный в своих силах читатель спокойно может опускать разделы, представляющиеся ему слишком сложными (например, задачи по статистике, хотя они на самом деле совсем не столь страшны, как кажутся), и начинать с самых простых вещей, вроде задачи о движении ресничек (разд. 36). Некоторые наиболее сложные места, набранные петитом, при первом чтении могут быть опущены.

 
© URSS 2016.

Информация о Продавце