|
|
ПРЕДИСЛОВИЕ |
ГЛАВА 1. | СТАНОВЛЕНИЕ СИНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ: ИСТОРИЯ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ |
| 1.1. | Краткий экскурс в историю: предтечи и творцы |
| 1.2. | Постнеклассическая картина мира: многообразие функций синергетики в культуре |
| 1.3. | Физик, лирик, математик: проблемы метаязыка |
| 1.4. | Аутентичная синергетика как ядро синергетической парадигмы. Проблема канона |
| 1.5. | Синергетика и либерализация математики |
| 1.6. | Междисциплинарные ландшафты и коммуникация |
| 1.7. | Онтологические и эпистемологические основания синергетики |
| 1.8. | Мезопарадигма синергетики: проблемы моделирования в антропной сфере |
ГЛАВА 2. | СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ I: ПРИНЦИПЫ, ТЕХНОЛОГИЯ, ФИЛОСОФИЯ |
| 2.1. | Типы научной рациональности по В.С. Степину и возможный образ постнеклассической методологии |
| 2.2. | Методологические принципы синергетики I. Критерии отбора. Структурные принципы "Бытия": гоместатичность, иерархичность |
| 2.3. | Методологические принципы синергетики II. Порождающие принципы "Становления": нелинейность, незамкнутость, неустойчивость |
| 2.4. | Методологические принципы синергетики III. Конструктивные принципы "Становления" или принципы сборки и сопряжения: динамическая иерархичность, наблюдаемость |
| 2.5. | О границах применимости и перспективах развития семи методологических принципов синергетики |
| 2.6. | Об этапах синергетического моделирования сложных систем и практической философии |
ГЛАВА 3. | СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ II: МОДЕЛИ И СОЦИОГУМАНИТАРНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ, ЛАБОРАТОРИЯ ПРИРОДЫ И ЛАБОРАТОРИЯ КУЛЬТУРЫ |
| 3.1. | Лаборатория природы и лаборатория культуры |
| 3.2. | Режимы с обострением и информационные кризисы: социокультурный аспект |
| 3.3. | Социальный хаос: сценарии прохождения, адаптации, управления |
| 3.4. | О параллелях естественных и формальных языков. Язык как лингвохромодинамика, когнитивные границы |
| 3.5. | Космомузыкальные коды раннегреческих мифов -- пример междисциплинарного естественнонаучного, культурно-исторического мегапроекта |
| 3.6. | Космические эволюционные синхронизмы: гипотеза косморитмической сети восприятия и глобальной гармоничности |
ГЛАВА 4. | САМООРГАНИЗАЦИЯ ВРЕМЕНИ: ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ПАРТИТУРЫ |
| 4.1. | Универсальный эволюционизм и нелокальные законы развития |
| 4.2. | Развивающиеся системы с памятью. Эволюция энтропии и информации. Законы гармонии как эволюционные синхронизмы |
| 4.3. | Задачи коллективного потребления с иерархией приоритетов: фрактальность эволюционного времени, ритмокаскадный оптимум |
| 4.4. | Метод ритмокаскадов |
| 4.5. | Проблемы моделирования истории: ритмокаскадный подход |
| 4.6. | Ритмокаскадная модель истории и будущего России: структура и эволюция социокультурных архетипов |
ГЛАВА 5. | СИНЕРГЕТИКА И ОБРАЗОВАНИЕ |
| 5.1. | Синергетика в диалоге культур и естественнонаучном образовании гуманитариев |
| 5.2. | Синергетические стратегии и трансдисциплинарное образование в ХХI веке |
| 5.3. | О курсах "Синергетика для гуманитариев" |
| 5.4. | "Концепции современного естествознания" и "философия науки": проблемы взаимодействия учебных дисциплин. Модель эволюции физики |
| 5.5. | Управление образовательным процессом в современных условиях: инновации и проблемы моделирования |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
ЛИТЕРАТУРА |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. | СИНЕРГЕТИКА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. | АНТИСИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ СИНДРОМ |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. | ЧТО ТАКОЕ САНТА-ФЕ И НУЖЕН ЛИ В РОССИИ АНАЛОГИЧНЫЙ ИНСТИТУТ (Д.С.Чернавский) |
Светлой памяти моих родителей посвящается
Развитие науки последних десятилетий отмечается целым рядом
особенностей, что позволяет говорить о становлении его нового,
уже постнеклассического, этапа. Согласно В.С. Стёпину, этот этап
характеризуется радикальными сдвигами в основаниях науки,
изменениями характера научной деятельности, обусловленными,
помимо прочего, стремительным ростом междисциплинарных и
проблемно-ориентированных форм исследований. Объектами этих
исследований, все чаще становятся уникальные системы, обладающие
свойствами открытости и саморазвития. В контексте познания
такого рода объектов важнейшее место принадлежит синергетике --
междисциплинарному направлению исследований, ставящему своей
стратегической задачей познание общих принципов, лежащих в
основе процессов самоорганизации в системах самой разной
природы, в том числе, и в социальных системах. Последнее,
казалось бы, естественно вытекает из того факта, что
синергетика, в качестве одного из своих специфических объектов,
имеет дело с человекомерными системами. К обороту "казалось
бы" приходится прибегать здесь неслучайно: использование
методов синергетики для представления или, точнее, моделирования
социальных процессов до сих пор вызывает критические возражения
(якобы, от имени философии). Нередки и до боли знакомые, по
другим сюжетам и временам, упреки в механицизме, физикализме,
редукционизме и т.д.; упреки, у некоторых авторов, порой,
переходящие в обвинение в подрыве основ современной науки вообще.
Я не вижу смысла в том, чтобы заниматься опровержениями такого
рода обвинений. Свою задачу я вижу в том, что бы конструктивно
представить методологию синергетики, систему ее принципов в
качестве ядра методологии постнеклассической науки; представить
ее как методологию, которая еще только становится, но уже
достаточно эффективна для того, чтобы успешно моделировать
процессы самоорганизации и саморазвития человекомерных систем.
Книга дополняет прекрасные монографии С.П. Курдюмова, Е.Н.
Князевой, Д.С. Чернавского, Д.И. Трубецкова, Г.Г. Малинецкого в
части философско-методологического анализа прикладной
синергетики и образования.
В первой главе монографии рассмотрен генезис методов
синергетики, ее место среди междисциплинарных направлений ХХ
века. Обсуждаются социокультурные и междисциплинарные ландшафты
ее приложений в постнеклассической науке, проблемы
взаимопонимания естественников, математиков и гуманитариев в
междисциплинарных коммуникативных дискурсах. Рассмотрены
возможности метафорической и аутентичной синергетики, которая
рождается в области взаимодействия нелинейного моделирования,
предметного знания и практической философии. Много внимания
уделено онтологическим и эпистемологическим основаниям
синергетической картины мира, новой научной рациональности.
Вторая, центральная глава книги целиком посвящена принципам
синергетики -- конструктивным основаниям методологии
синергетического моделирования и адекватного представления
развивающихся систем. Неотделимой компонентой этапов
синергетического моделирования является практическая философия.
В третьей главе рассмотрены социо-гуманитарные приложения
синергетической методологии. Построены модели информационных и
социальных кризисов, динамики и взаимодействия формальных и
естественных языков, возможного генезиса раннегреческого мифа и
принципов гармонии. Эти примеры дают характерную палитру проблем
и возможностей, возникающих при синергетическом моделировании
гуманитарной сферы. В четвертой главе предлагаются новые подходы
к проблеме моделирования времени, -- одной из центральных тем
синергетики, восходящей к трудам А.Уайтхеда и И. Пригожина.
Вводится понятие самоорганизации времени, как процесса
реализации принципов отбора оптимальных, по темпу эволюции,
законов развития. Показано, что режимы с обострением и найденные
автором ритмокаскадные режимы реализуют такие оптимумы. Метод
ритмокаскадов применен к моделированию истории развития
социально-психологических архетипов России. Последняя, пятая
глава целиком посвящена синергетическим стратегиям в
образовании, ключевой роли синергетики в формировании
холистической научной картины мира. Анализируются их приложения
к диалогу двух культур в курсах "Концепции современного
естествознания", "Философия науки" и "Синергетика" для
гуманитариев, а также, при построении когнитивно-генетических
моделей истории развития физики. Предложена также модель
управления образовательным пространством региона. Показана
эффективность синергетических образовательных стратегий в
междисциплинарном проектировании, когда экспертное сообщество
работает в режиме взаимообучения.
Эта книга складывалась последние десять лет в период бурного
развития синергетики в России. В ней использован мой многолетний
опыт чтения курсов естествознания и синергетики гуманитариям, а
также синергетического моделирования. Книга возникла благодаря
вниманию и поддержке замечательных философов и синергетиков С.П.
Курдюмова, В.С. Степина, Д.С. Чернавского, В.И. Аршинова, Г.Г.
Малинецкого, у которых я многому научился, а также -- помощи
моих коллег по сектору Междисциплинарных проблем
научно-технического развития ИФ РАН и моих близких. Всем им я
выражаю искреннюю благодарность.
Третье издание дополнено тремя приложениями, последнее из них
"Что такое Санта-фе и нужен ли в России аналогичный институт"
принадлежит перу классика синергетики -- Дмитрия Сергеевича
Чернавского.
Буданов Владимир Григорьевич Физик-теоретик, синергетик, философ. С отличием окончил физический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, кандидат физико-математических наук (диссертация по квантовой теории, 1985), доцент кафедры физики (1988), доктор философских наук (диссертация по методологии синергетики, 2007). С 1995 г. работает в Секторе междисциплинарных проблем научно-технического развития Института философии РАН, ведущий научный сотрудник ИФ РАН. Один из инициаторов исследований по методологии синергетики и преподавания синергетики гуманитариям, а также преподавания естествознания гуманитариям в России. Соавтор государственных программ по дисциплине «Концепции современного естествознания» для гуманитарных специальностей университетов (1994, 2000). Двадцать пять лет преподает физику, математику, современное естествознание и синергетику школьникам, а также гуманитариям, инженерам, управленцам в ведущих университетах: МГУ, МГТУ ГА, ГУГН, РАГС. Организатор открытой кафедры «Синергетика образования» в Удмуртском государственном университете. Академик Международной академии исследований будущего и отделения синергетики РНАН. Член редколлегии серий книг «Синергетическая парадигма», «Синергетика в гуманитарных науках» и «Синергетика: труды семинара МГУ». Главный научный редактор программы А. Гордона «Россия 2030» (2005–2006).
В. Г. Буданов — автор более 150 научных работ и редактор десятка монографий, посвященных философии науки, теоретической физике, преподаванию естествознания и синергетики гуманитариям, философии и методологии междисциплинарных исследований и синергетики, синергетическому моделированию в гуманитарной сфере. В частности, им сформирован целостный комплекс методологических принципов синергетики, упрощающий процессы моделирования и понимания сложного, а также комплекс методологических принципов преподавания синергетики; разработан оригинальный метод ритмокаскадов для моделирования развивающихся систем, например организмов и социально-исторических систем; найдены синергетические основания принципов гармонии и событийного языка. Работы последних лет посвящены синергетической методологии, философско-методологическому анализу постнеклассической картины мира, антропологии, моделированию и прогнозу общественного развития.
|
|
|
|