URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Саркисов С.К. Инновации в архитектуре: Человек-новатор. Инновационные продукты и среда их создания. Методы создания инноваций. Учебные игры — пропедевтика изобретательства. Эвристические приемы в архитектуре Обложка Саркисов С.К. Инновации в архитектуре: Человек-новатор. Инновационные продукты и среда их создания. Методы создания инноваций. Учебные игры — пропедевтика изобретательства. Эвристические приемы в архитектуре
Id: 270968
1215 р.

ИННОВАЦИИ В АРХИТЕКТУРЕ:
Человек-новатор. Инновационные продукты и среда их создания. Методы создания инноваций. Учебные игры — пропедевтика изобретательства. Эвристические приемы в архитектуре. Изд. стереотип.

Инновации в архитектуре: Человек-новатор. Инновационные продукты и среда их создания. Методы создания инноваций. Учебные игры — пропедевтика изобретательства. Эвристические приемы в архитектуре URSS. 2021. 336 с. ISBN 978-5-397-07939-6.
Белая офсетная бумага
  • Твердый переплет

Аннотация

ИННОВАЦИИ В АРХИТЕКТУРЕ... И НЕ ТОЛЬКО!

Издавна бытует мнение, что архитектура — это застывшая музыка. Однако в наше динамичное время архитектура должна быть прежде всего новаторской, что и стремится показать автор настоящей книги. Инновационное творчество способствует прогрессу в науке, технике, искусстве и других областях человеческой деятельности. Признание и всемирное развитие этого поистине неисчерпаемого ресурса и использование... (Подробнее)


Оглавление
top
Глава 1.Введение
Глава 2. Человек-новатор
 2.1.Основные требования к личности новатора
   1.Глубокие переживания
   2.Самоосознание творческой личности
   3.Смелость
   4.Сквозь тернии к звездам (сопротивляемость)
   5.Высокое трудолюбие
   6.Стремление к новизне
   7.Способность отстаивать свою позицию
   8.Стремление к свободе
   9.Выбор достойных оппонентов
  1 .Владение методом
  11.Безразличие к излишествам
  12.Двенадцатая заповедь
 2.2.Стимулы к созданию инноваций
   1.Творческая обстановка
   2.Объективная оценка суточных ритмов
   3.Состояние здоровья
 2.3.Препятствия на пути новатора
Глава 3. Инновационные продукты и среда их создания
 3.1.Инновационные продукты
   1.Независимые продукты
   2.Многофункциональные продукты
   3.Многоотраслевые продукты
   4.Системные продукты
   5.Продукты с удаленными признаками
   6.Продукты с синергетическими признаками
   7.Безаналоговые продукты
 3.2.Пакеты и их категории
   1.Импортационный пакет
   2.Дендритные пакеты
   3.Унификационные пакеты
 3.3.Среда, благоприятная для изобретательства
Глава 4. Методы создания инноваций
 4.1.Общие принципы решения творческих проблем
 4.2.Ассоциативность
 4.3.Системный подход
 4.4.Фрактальность
   1.Море информации и капля времени
   2.Дихотомия – оптимальное средство сокращения вариантов решения проблемы
   3.Симметрия бифуркационного дерева и подбор вариантов-антиподов
 4.5.Методы поиска новых технических решений
   1.Метод мозговой атаки
   2.Метод корабельного совета
   3.Метод музейного эксперимента
   4.Синектика
   5.Метод десятичных матриц поиска
   6.Метод фракталов
 4.6.Методика создания инноваций
   1.Общая схема методики
   2.Алгоритм решения проблем
Глава 5. Учебные игры – пропедевтика изобретательства
 5.1.Ассоциативные игры
 5.2.Фуркационные игры
 5.3.Рекурсивные игры
 5.4.Флуктуационные игры
Глава 6. Эвристические приемы в архитектуре
 6.1.Использование ассоциативных образов в архитектурном творчестве
 6.2.Примеры использования ассоциативных образов в архитектурном творчестве
Глава 7. Примеры студенческих работ
 7.1.Продуктивный уровень обучения
 7.2.Примеры решения архитектурных задач
   1.Автономный дом
   2.Плавучий космодром
   3.Комплекс в Когалыме
   4.Форум мира
 7.3.Изобретательская деятельность
   1.Подземная теплица
   2.Вертикальная теплица
   3.Многоярусная теплица
   4.Подводный аппарат
Глава 8.Заключение
Литература

Глава 1. Введение
top

Когда-то в нашей стране всех считали одинаковыми, как винтики некого механизма. От каждого требовалось лишь неукоснительное выполнение инструкций и циркуляров.

В начавшемся столетии востребованы специалисты совершенно другого типа. В условиях быстро меняющегося мира они должны прежде всего отличаться своим более высоким творческим потенциалом.

Со временем, благодаря развитию компьютеризации и робототехники, огромная армия людей, занимающихся сейчас рутинной работой, будет сведена к минимуму. Телефонистку уже сегодня заменяет автоответчик, кассира – магнитная карта, стенографиста – диктофон. Умные роботы, созданные человеком, оставят ему лишь те рабочие процессы, где нужны будут творческий поиск, смекалка, решение новых нестандартных задач.

Нельзя не заметить те разительные изменения, которые произошли на нашей планете.

Возросла численность населения, появились крупные города – настоящие человеческие муравейники, насыщенные современными коммуникациями и транспортом. В строительстве широко используются новые конструкции, меняются методы возведения зданий, внедряются современные строительные материалы и новейшее электронное оборудование.

Подверглись существенному изменению санитарно-гигиениїческие нормы в области архитектуры и строительства.

Архитектуру XXI века уже трудно представить без включения в ее структуру современных прецизионных технологий. Жилой дом ближайшего будущего – это здание, насыщенное электроникой, материалы для которого выполнены будут на основе использования нанотехнологий. Здесь будет обеспечен высокий комфорт проживания и в то же время снижены энергозатраты на эксплуатацию объекта.

Задачей архитектора в этих условиях является объединение достижений научно-технического прогресса с высокими эстетическими характеристиками сооружения. Это возможно осуществить лишь в результате использования эвристических приемов и возможностей современных технологий.

Но для этого нужны соответствующие условия и подготовленные кадры.

Если необходимые условия, затратив нужные средства, можно быстро обеспечить, то обучение инновационно продвинутых кадров потребует значительно больших усилий и времени.

К сожалению, в настоящее время не ведется подготовка изобретателей и рационализаторов. Доперестроечная система ВОИР (Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов) прекратила свою активную деятельность.

Отбор и обучение новаторов пущены на самотек. Стимулирование изобретателей недостаточно для того, чтобы приобщить молодежь к этой сложной, но исключительно важной для общества деятельности.

А ведь в перспективе произойдут еще большие серьезные изменения, связанные с модернизацией, наметившейся в нашей стране. Потребуются специалисты, способные быстро адаптироваться к новым проблемам и принимать безотлагательные решения. Зодчие будущего должны создавать объекты, которые бы противостояли возможным нежелательным антропогенным и природным ситуациям и нейтрализовали их. А при возможности использовали эти ситуации на благо человеку.

Нужна новая образовательная стратегия, когда, начиная со школьной скамьи, молодые люди могли бы готовиться к созданию новых нетрадиционных разработок. При такой же постановке дела, когда школьники, участвуя в олимпиадах, натасканы на решение типовых задач, с которыми они в дальнейшем столкнутся при сдаче ЕГЭ, а студенты приносят рефераты, целиком и полностью заимствованные из Интернета, можно подготовить лишь гоголевского Хлестакова или описанного Федором Достоевским в романе "Преступление и наказание" Лебезятникова.

Потом такие специалисты в угоду начальству смогут лишь составить генпланы крупных городов, где будут равномерно размещены мусоросжигательные заводы и деловые центры, не обеспеченные стоянками для автотранспорта.

Инновационное творчество способствует прогрессу в науке, технике, искусстве и других областях человеческой деятельности.

Признание и всемирное развитие этого поистине неисчерпаемого ресурса и использование его в качестве экономического актива может стать решающим фактором процветания современного мира. Многие страны и наиболее дальновидные государственные деятели активно включают вопрос развития интеллектуальной собственности в стратегию национального развития и достигают благодаря этому высоких показателей в области научно-технического прогресса и благоденствия государства.

Ниже мы попробуем ответить на следующие вопросы: кто способен изобретать, что следует изобретать в первую очередь и как это сделать.


Об авторе
top
photoСаркисов Сергей Карпович
Доктор архитектуры, профессор кафедры архитектуры Государственного университета по землеустройству, автор более 250 научных публикаций и 36 изобретений. Область научных интересов и практической деятельности: проблемы инновационного творчества в архитектурно-строительной сфере.