Стоящая перед школой ответственная задача – развивать и обогащать речь учащихся, обеспечивать возможно более широкое овладение богатствами русского языка – среди других вопросов выдвигает и вопрос о пособиях по стилистике для школы вообще, в частности для учителя. До сих пор мы не располагаем такими пособиями, вследствие чего преподаватели по вопросам стилистики в общем не получают помощи и лишь в порядке личной инициативы углубляют свои знания в этой области. Это и побудило автора попытаться подготовить пособие по стилистике, рассчитанное на преподавателей и студентов педагогических институтов, несмотря на огромные трудности такой попытки. Эти трудности в основном связаны, с одной стороны, с безграничным богатством выразительных средств русского языка, вследствие чего отбор и анализ этих средств нередко сопряжены с разнообразными затруднениями, с другой стороны, – с очень слабой разработкой вопросов стилистики. Причем даже ее содержание, объем, отношение к грамматике не нашли сколько-нибудь четкого и общепризнанного решения. В связи с таким положением вопросов стилистики настоящий опыт не может не заключать спорных моментов: как в отношении общей структуры и концепции стилистики, так и в освещении отдельных вопросов возможны другие подходы. Отдельные темы изложены неравномерно – одни довольно подробно, другие очень кратко; некоторые темы совсем не затронуты. Все же и в таком виде, при отсутствии в нашей школе пособий по стилистике, настоящие очерки могут принести свою долю пользы в практической работе, а кроме того, способствовать дальнейшей разработке вопросов стилистики. Второе издание сохраняет в основном структуру и основные положения первого издания. Исходя из практических устремлений пособия – дать анализ конкретного материала со стилистической точки зрения для преподавателей и студентов, – в нем освещаются некоторые явления, не затронутые или бегло характеризованные в первом издании, например, расширена характеристика стилей, рассмотрена синонимика видовых форм, внесены добавления и расширен иллюстративный материал по ряду рассматриваемых тем. При подготовке к переизданию были приняты во внимание и учтены многие критические замечания, сделанные как в специальных рецензиях на книгу, так и в ряде статей по вопросам стилистики. В то же время не все критические замечания оказалось возможным использовать: иногда в них предъявлялись такие требования, которые легче поставить, чем выполнить при настоящем положении в разработке стилистических проблем; некоторые пожелания не отличаются достаточной определенностью, а некоторые заявления носят следы полемических увлечений. Дискуссия, проходившая по вопросам стилистики на страницах журнала "Вопросы языкознания", почти целиком была посвящена общему вопросу о стилях речи и мало коснулась конкретных вопросов относительно стилистических ресурсов русского языка. В статье "Итоги обсуждения вопросов стилистики" акад, В.В.Виноградов так оценивает результаты дискуссии: "Дискуссия по вопросам стилистики дала меньше обобщений и выводов, меньше достоверных результатов и доказанных положений, чем предложений и вопросов" ("Вопросы языкознания", 1955, N1, стр.87). Александр Николаевич Гвоздев (1892–1959) Выдающийся языковед-русист, оставивший фундаментальные труды в разных областях лингвистики: в грамматике, в теории орфографии, фонологии и морфонологии, в русской диалектологии, в исследовании детской речи, в методике вузовского и школьного преподавания русского языка. Он автор 14 книг, неоднократно переиздававшихся. Среди них двухтомный вузовский курс "Современный русский литературный язык" и публикуемые в настоящем издании "Очерки по стилистике русского языка". В предисловии к третьему изданию "Очерков" редактор этого издания, член-корреспондент АН СССР С.Г.Бархударов писал: "Написанные с полным знанием дела как с научной, так и с педагогической стороны, эти книги обеспечили должный научный уровень преподавания русского языка в наших педвузах". Настоящая книга, вышедшая в 1952 г. (далее – в 1955 и посмертно в 1965 г.), была практически первым обобщающим трудом в той области филологии, которая сейчас именуется лингвостилистикой. Это определило поисковый характер книги (о чем в предисловии говорит автор) и отдельные (немногие) проявления неполного совпадения с современной системой лингвистических понятий. Но богатство представленных материалов, точность интерпретации языковых явлений, установка на приобщение читателя к бережному и вдумчивому их осмыслению, наконец – ясность изложения обеспечивают книге непреходящую ценность. Разные разделы ее могут с успехом использоваться в вузовском курсе стилистики и риторики речи, в вузовском и школьном преподавании риторики, во внеклассной работе с учащимися, а также в качестве своеобразного справочного пособия. |