URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Болдуин Дж.М. Духовное развитие с социологической и этической точки зрения. Исследование по социальной психологии: Личность Обложка Болдуин Дж.М. Духовное развитие с социологической и этической точки зрения. Исследование по социальной психологии: Личность
Id: 267884
1215 р.

Духовное развитие с социологической и этической точки зрения.
Исследование по социальной психологии: Личность. Кн.1. Изд. стереотип.

URSS. 2021. 512 с. ISBN 978-5-9710-8394-8.
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение)
Типографская бумага
  • Твердый переплет
Книга напечатана по дореволюционным правилам орфографии русского языка (репринтное воспроизведение издания 1913г.)

Аннотация

Вниманию читателей предлагается труд известного американского психолога, социолога и философа Дж.М.Болдуина (1861–1934), посвященный исследованию духовного развития личности с социальной и нравственной точки зрения. Используя генетический метод, автор ставит целью выяснить, в какой мере принципы развития индивидуальной души приложимы к развитию общества.

Настоящее издание, представляющее собой первый том книги, посвящено рассмотрению... (Подробнее)


Содержание
top
Предисловие къ 1-му изданию
Предисловие къ 2-му изданию
Предисловие къ 3-му изданию
Предисловие къ 4-му изданию
Введение
§ 1. Методъ.
§ 2. О социальной психологии и другихъ предметахъ
Часть I. Личность подражающая
ГЛАВА I. Личность, обладающая самосознаниемъ
§ 1. Диалектика личнаго развития.
§ 2. Личность въ качестве некотораго "я".
§ 3. Личность въ качестве нравственнаго "я"
§ 4. Генезисъ представления о собственномъ "я"
ГЛАВА II. Социальная личность
§ 1. Социальная наследственность.
§ 2. Физическая наследственность и социальная среда.
§ 3. Социальное устранение неприспособленныхъ.
§ 4. Социальные изменения.
§ 5. Социальное суждение.
§ 6. Понятие о социальной личности
Часть II. Личность изобретающая
ГЛАВА III. Изобретание въ противоположность подражанию
§ 1. Процессъ изобретания.
§ 2. Изобретания ребенка.
§ 3. Отбирающее мышление.
§ 4. Личное суждение
ГЛАВА IV. Социальныя пособия для изобретания
§ 1. Речь.
§ 2. Игра.
§ 3. Искусство
ГЛАВА V. Гениальность
§ 1. Гениальность – результатъ некотораго изменения.
§ 2. Суждения гениальнаго человека.
§ 3. Изобретения гения.
§ 4. Социальный и подражательный отборъ
Часть III. Одаренность личности.
ГЛАВА VI. Ея инстинкты и эмоции
§ 1. Инстинктивныя и рефлективныя эмоции.
§ 2. Застенчивость и скромность.
§ 3. Сочувствие
§ 4. Социальная эмоция какъ таковая; противоречие личностей.
§ 5. Теория действия толпы.
§ 6. Заключения для социальной теории
ГЛАВА VII. Разсудокъ личности
§ 1. Природа разсудка.
§ 2. Безличный разсудокъ.
§ 3. Разсудокъ, имъющий личный характеръ.
§ 4. Социальный разсудокъ
ГЛАВА VIII. Чувствования личности
§ 1. Генезисъ чувствования.
§ 2. Нравственныя чувствования.
§ 3. Социальное чувствование, какъ таковое: публичность.
§ 4. Практический разумъ
§ 5. Религиозное чувствование
Часть IV. Санкции личности
ГЛАВА IX. Ея личныя санкции
§ 1. Санкции влечений.
§ 2. Низшая гедоническая санкция.
§ 3. Санкция желания.
§ 4. Высшая гедоническая санкция.
§ 5. Санкция права
ГЛАВА Х. Социальныя санкции личности. Социальное противоречие
§ 1. Естественныя санкции.
§ 2. Педагогическия и условныя санкции.
§ 3. Гражданския санкции.
§ 4. Нравственныя и религиозныя санкции

Предисловие къ 1-му изданию
top

ПОСВЯЩАЕТСЯ УЧАСТНИКАМЪ
ПСИХОЛОГИЧЕСКАГО СЕМИНАРИЯ
1896–1897 г. въ Принсетоне

Настоящая книга представляетъ собою продолжение моихъ очерковъ по генетической психологии, началомъ которыхъ служитъ мое сочинение "Духовное развитие детскаго индивидуума и человеческаго рода".

Я намеревался первоначально выпустить и эту книгу подъ темъ же заглавиемъ и включить въ нее некоторыя педагогическия объяснения. Однако, ради сохранения единства настоящей книги – а также въ виду ея объема – представляется более удобнымъ пока оставить въ стороне педагогические вопросы и сделать эту книгу совершенно независимою отъ первой, насколько это допускаетъ естественная связь между ними, заставляющая довольно часто ссылаться на первую мою работу. Это отступление отъ первоначальнаго плана даетъ мне также возможность поместить здесь некоторыя главы, написанныя въ связи съ поставленнымъ Датскою Королевскою Академией вопросомъ.

Я старался также въ виду отсутствия на английскомъ язы ке такой книги по социальной психологии, которою можно было бы пользоваться въ университетахъ въ связи съ курсами психологии, этики и социологии, сделать свою работу пригодною для этой цели. Это повело къ такому пространному изложению основныхъ мыслей настоящей книги (иные, можетъ быть, назовутъ это повторениями), какое представлялось необходимымъ для достаточно полнаго уяснения социальнаго элемента въ связи съ каждою изъ важнейшихъ психологическихъ функций. Такимъ образомъ, книга I сделалась по своимъ темамъ более или менее полнымъ очеркомъ социальной и нравственной психологии. Некоторые отделы были уже напечатаны въ журналахъ, что указывается въ подстрочныхъ примечанияхъ.

Авторы, которымъ я всего более обязанъ, названы мною въ соответствующихъ местахъ книги. Я нахожу, что мои мнения по вопросу о социальной функции подражания въ некоторыхъ отношенияхъ близки къ мнениямъ Г.Тарда. Но это согласие является въ большей мере совпадениемъ, чемъ прямой связью, какъ припомнятъ, быть можетъ, читатели, знающие мою книгу "Духовное развитие детскаго индивидуума и человеческаго рода". Мне приятно отметить более глубокое согласие многихъ главныхъ выводовъ, сд еланныхъ въ обоихъ моихъ сочиненияхъ, съ выводами моего друга, профессора Ройса.

Эпиграфомъ къ книге I я взялъ текст изъ Евангелия отъ Луки подъ влияниемъ моего друга и коллеги, президента Паттона, который произнесъ на этотъ текстъ замечательную речь – свою последнюю прощальную речь – баккалаврамъ въ Принсетонскомъ университете. Въ этой речи онъ использовалъ мысль о тождественности нашихъ пред ставлений "я" и "другой" приблизительно въ техъ направленияхъ, въ какихъ, я полагаю, будетъ развиваться далее социальная философия.

Помимо небольшой книги "Педагогическихь объяснений", которую я надеюсь закончить въ более или менее близкомъ будущемъ, я намеренъ выпустить еще отдельный томъ, где будутъ собраны соображения объ эволюции, связанные съ более правильнымъ изложениемъ принципа органическаго отбора.

Д.М.Б.
Принсетонский университетъ.
Сентябрь 1897 г.

Об авторе
top
photoБолдуин Джеймс Марк
Известный американский психолог, социолог, философ, один из основателей американской социальной психологии. Родился в городе Колумбия (штат Южная Каролина). Образование получил в Принстонском университете, где в 1887 г. защитил магистерскую диссертацию, а затем, в 1889 г., — докторскую диссертацию. С 1887 г. — профессор философии. С 1919 г. — профессор Высшей школы общественных наук в Париже. Почетный доктор ряда зарубежных университетов (Оксфордского с 1900 г., Женевского с 1909 г., почетный доктор права Университета Глазго с 1901 г. и др). В 1897 г. был избран одним из первых президентов Американской психологической ассоциации. Основатель таких авторитетных изданий, как «Психологическое обозрение», «Психологические монографии», «Психологический бюллетень».

В сферу научных интересов Дж. М. Болдуина входили: психология развития, психология образования, история психологии, психология личности и социальная психология, философия и теория психологии. Основной задачей психологии он считал исследование индивидуальных различий. Его главным достижением было введение понятия «круговой реакции», предполагающее, что между организмом и окружающей средой идет процесс непрерывной адаптации и взаимовлияния. Болдуин видел в психическом развитии ребенка проявление биогенетического закона. Он одним из первых отметил социальную роль игры, рассматривая ее как инструмент подготовки человека к жизни в условиях сложных социальных отношений. Его идеи оказали влияние на формирование концепции выдающегося швейцарского психолога Ж. Пиаже, который обучался в Женевском университете у одного из ближайших друзей Болдуина, Э. Клапареда. В педагогике Болдуин выступал за индивидуализацию обучения и использование данных экспериментальной психологии.