URSS.ru Магазин научной книги
Обложка Копнин П.В. Введение в марксистскую гносеологию Обложка Копнин П.В. Введение в марксистскую гносеологию
Id: 267370
699 р.

Введение в марксистскую гносеологию № 220. Изд. 3

URSS. 2021. 288 с. ISBN 978-5-9710-8305-4.
Белая офсетная бумага
Белая офсетная бумага.

Аннотация

Предлагаемая вниманию читателей книга известного советского философа П.В.Копнина посвящена некоторым коренным проблемам материалистической диалектики как теории познания марксизма.

Автор предпринял попытку пересмотреть существующую ранее схему изложения процесса познания, взяв за исходный пункт тезис марксизма о познании как результате и моменте практического взаимодействия субъекта и объекта.

Книга рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся... (Подробнее)


От автора
top

Предлагаемая книга не является в строгом смысле монографией, ибо она охватывает очень большой круг вопросов, по традиции включаемых в гносеологию, которые трудно исследовать с монографической полнотой в сравнительно небольшой по объему работе. Но она не должна рассматриваться и как учебник, хотя автор и использовал свой опыт чтения лекционного курса по проблемам гносеологии на философском факультете Киевского университета, в Институте повышения квалификации преподавателей общественных наук (г. Киев) и в других учебных заведениях. Книга не следует ни за одной существующей учебной программой и рассчитана на читателя, уже подготовленного в философии, по крайней мере прослушавшего обычный вузовский курс.

Автор выбрал большой круг проблем, имеющих принципиальное значение не только для гносеологии, но и для марксистской философии в целом, обобщил свои исследования и изложил их в системе, которая ему представляется наиболее целесообразной.

Надеемся, что специалист в области философии найдет в этой работе новую постановку и решение некоторых актуальных вопросов гносеологии, а студент, аспирант, читатель вообще — систематическое изложение одной из сторон марксистской философии.

Учитывая своеобразие книги, автор использовал для ее названия такое емкое слово, как «Введение».

Советскому читателю известна книга видного английского философа Бертрана Рассела «Человеческое познание» (М, 1957), в которой дано понимание процесса познания, типичное для современного позитивизма. «Введение в марксистскую гносеологию» является в определенном смысле «Анти-Расселом». Не следуя за ходом рассуждений Рассела, не критикуя его по всем коренным проблемам гносеологии, автор стремится изложить марксистско-ленинскую концепцию процесса познания и противопоставить ее направлениям современной буржуазной философии вообще и неопозитивизму в особенности.

Читатель сам найдет, что удалось автору, а что оказалось лишь намерением. Нам остается только сердечно поблагодарить всех товарищей, принявших участие в обсуждении и подготовке книги к печати.

1966 г.


Об авторе
top
photoКопнин Павел Васильевич
Известный советский философ, гносеолог и логик. Доктор философских наук, профессор, член-корреспондент АН СССР, академик АН УССР. Родился в селе Гжель под Москвой, в семье железнодорожника. Учился на философском факультете Московского государственного университета. Участник Великой Отечественной войны. В 1947–1955 гг. — доцент, заведующий кафедрой Томского университета. В 1956–1958 гг. заведовал кафедрой философии Академии наук СССР. С 1958 г. заведовал кафедрой философии Киевского политехнического института, а затем, в 1959–1961 гг. — кафедрой диалектического и исторического материализма Киевского государственного университета. В 1962–1968 гг. работал директором Института философии АН УССР, с 1968 г. — директор Института философии АН СССР. Профессор кафедры диалектического материализма философского факультета МГУ. Член редколлегий «Философской энциклопедии» (1961–1970) и журнала «Вопросы философии» (1963–1971). С 1963 г. — член Исполнительного комитета Международной федерации философских обществ.

П. В. Копнин — автор многих научных работ по вопросам диалектического материализма, теории познания, методологии и логики науки, один из инициаторов разработки в СССР логики научных исследований. Им были осуществлены работы по анализу логико-методологических основ современной науки, сделана попытка диалектико-материалистического обобщения отдельных сфер конкретно-методологических знаний, исследованы логические функции диалектики, освещена концепция совпадения диалектики, логики и теории познания. В течение всей жизни он занимался изучением фундаментальных философских вопросов развития науки — от исследования методологических и логико-гносеологических проблем отдельных отраслей естествознания до проблем, объединяющих несколько областей (физика, биология, кибернетика), а также тех проблем, которые возникают в междисциплинарном знании.