URSS.ru Магазин научной книги
30 лет Издательской группе URSS
Обложка Гуревич Л.Я. Творчество актера: О природе художественных переживаний актера на сцене Обложка Гуревич Л.Я. Творчество актера: О природе художественных переживаний актера на сцене
Id: 267039
6.9 EUR

Творчество актера:
О природе художественных переживаний актера на сцене. Изд. стереотип.

URSS. 2021. 62 с. ISBN 978-5-397-07638-8.
Типографская бумага
  • Мягкая обложка

Аннотация

Вниманию читателей предлагается книга известного русского литературного и театрального критика, переводчика и публициста Л.Я.Гуревич, посвященная исследованию психологии актерского творчества, в частности природы переживаний актера на сцене. Центральной проблемой книги является вопрос: должен ли актер "претворяться или притворяться" во время игры на сцене? Другими словами, должен ли актер переживать всей душой и всем телом то, что хочет передать ...(Подробнее)зрителю, или он может изображать любые чувства, волнения, не испытывая их в данный момент и даже не имея опыта подобных переживаний? В работе исследуется история феномена сценического перевоплощения и выявляются новые подходы к его теоретическому и практическому осмыслению.

Книга будет интересна искусствоведам и историкам театра, специалистам по психологии творчества, профессиональным актерам и студентам театральных вузов, а также всем любителям театра.


Содержание
top
Глава I7
Глава II24
Глава III38
Глава IV49

Из главы I (отрывок)
top

"П р е т в о р я т ь с я или п р и т в о р я т ь с я на сцене – - вот в чем вопрос. Нерешенный вопрос!" – сказала мне однажды довольно известная интеллигентная артистка Александринского театра. – Итак, это нерешенный вопрос для многих из самих артистов: должен ли актер переживать то, что он передает на сцене всеми средствами своего телесного аппарата, или же он может изображать, не испытывая и даже не испытав тех чувств, волнений, внутренних движений, которые он хочет вызвать в зрители.

Спор на эту тему длится уже двести лет. Началом его можно считать появление в 1727 г. сочинения о принципах сценической игры, написанного на латинском языке известным деятелем иезуитского школьного театра Франциском Лангом, из Мюнхена, и напечатанного после его смерти, под названием "Dissertаtiо de Actione Scenicа". Определяя сценическое искусство, как "подходящее к каждому данному случаю движение всего тела и голоса" и "подражание характерам" с целью "подвигнуть зрителей к душевным движениям", Ланг говорит, что последнее возможно только в том случае, если чувство, которое актер хочет возбудить в зрителе, раньше всего возникнет в его собственной душе, "ибо воспламенить других может только тот, кто не холоден в глубине своей души". Слова, напоминающие знаменитый стих Горация: "Умей заплакать сам, чтобы других заставить и плакать".

Почти одновременно с соч. Ланга, в 1828 г., в Лондоне, вышло в свет единственное дошедшее до нас сочинение по сценическому искусству итальянских актеров, принадлежащее одному из крупных артистов комедии делль'арте и автору классической "Истории итальянского театра", Луиджи Риккобони. Оно было написано, как это было принято тогда, в стихах и озаглавлено: "Dell'arte rappresentativa". Это сочинение, говорит автор, написано не только для пользы актеров, но и для того, чтобы научить самих зрителей "отличать чистое золото натурального исполнения от фальшивой алхимии плохо понятого искусства". Актер может "позабыть с существовании своих рук и ног, а может быть, и головы", но он должен стремиться почувствовать изображаемое положение так, чтобы оно казалось его собственным, а не чужим: "Изображай любовь, гнев, ревность так, как если бы ты переживал их собственным сердцем". Всякая иная манера актерской игры кажется Риккобони настолько несостоятельной, что он предлагает подвергнуть кастрации актеров, "отличающихся невосприимчивыми, слабыми и вялыми чувствами". В сочинении "Реnsееs sur 1а de`clamation", написанном десять лет спустя, в 1738 г., и вышедшем в Париже, Риккобони развивает те же мысли, указывая, что вся тональная, как и вся пластическая сторона роли, определяется для актеров только душевными переживаниями. Никакие правила и никакие размышления не укажут актеру нужных жестов, поз, интонаций голоса, но все это заключено в нашей душе и может быть подсказано актеру только ею. Однако уже сын Луиджи Риккобони, Франческо Риккобони, актер итальянской комедии в Париже, в книжке своей "1'аrt du the`atrе", l750 г., возражает отцу, говоря, что роль создается не чувством только, но и умом – внимательным анализом и обсуждением; что же касается участвующего в сценической игре чувства, то оно не может быть предоставлено своему естественному течению, но требует от актера неусыпного контроля и полного самообладания.

Теоретик французского театра середины XVII в. Ремон де Сент–Альбин, а также Мармонтель, в статьях его "Declaration" и "Geste" в знаменитой французской Энциклопедии, признавая, что искусство актера требует разнородных психических и физических способностей, начиная с ума (esprit, intelligence), вновь подчеркивают незаменимость в игре живого чувства. Актер, который не чувствует, – говорит Мармонтель, – "прибегает к тем праздным и неправильным движениям, которые охлаждают его исполнение и делают его невыносимым". У актеров этого типа "рутина и память являются главной пружиной того механизма, который движется и произносит слова".

Заметим, что это говорит представитель энциклопедистов, которые, с одной стороны, придавали во всем такое огромное значение сознательному, логически oneрирующему разуму, а с другой стороны – в области театра начинали уже вести борьбу с напыщенной певучей декламацией в трагедии и требование естественности игры соединяли с требованием характерности сценических образов. Это осложняло вопрос – указывало на то, что актеру, действительно, невозможно отдаваться в роли своим личным чувствам, ибо они могут совсем не подойти к образу. Но о каких же иных, не личных" чувствах может итти речь? В то время это было еще неясно, и вопрос запутывался, плодил бесконечные недоразумения. Спор продолжался. <...>


Об авторе
top
Любовь Яковлевна ГУРЕВИЧ (1866–1940)

Литературный и театральный критик, писатель, переводчик, публицист и общественный деятель. Родилась в Петербурге, в семье известного педагога Я.Г.Гуревича. Окончила историко-филологическое отделение Высших женских (Бестужевских) курсов (1888). Дебютировала в печати в 1887 г. В 1891–1898 гг. – издатель журнала "Северный вестник". В начале 1900Нх гг. активно занималась общественной деятельностью: была одной из активисток "Всероссийского союза равноправия женщин". 9 января 1905 года стала свидетелем событий "Кровавого воскресенья" в Петербурге; впоследствии написала очерк "Народное движение в Петербурге 9Нго января 1905 года", который стал классическим описанием событий этого исторического дня. С 1913 г. – заведующая литературным отделом журнала "Русская мысль". После Октябрьской революции 1917 г. сотрудничала в театральных учреждениях Петрограда, а затем Москвы, куда переехала в 1920 г.

Л.Я.Гуревич – автор большого числа литературных произведений и критических статей, опубликованных в газетах и журналах "Жизнь", "Русская мысль", "Освобождение", "Наша жизнь", "Слово", "Речь", "Русские ведомости", "Русская молва" и других. Она привлекла к участию в журнале "Северный вестник" выдающихся русских писателей – Л.Н.Толстого, Максима Горького, Н.С.Лескова, К.Д.Бальмонта и многих других. Критические статьи Л.Я.Гуревич были собраны в книге "Литература и эстетика" (1912). С середины 1900Нх гг. она занималась преимущественно театральной критикой; дружила с К.С.Станиславским, о котором написала книгу "К.С.Станиславский" (1929). Известность получили и другие ее труды по театральной тематике: "Творчество актера: О природе художественных переживаний актера на сцене" (1927) и "История русского театрального быта" (1939).


Об авторе
top
Гуревич Любовь Яковлевна
Литературный и театральный критик, писатель, переводчик, публицист и общественный деятель. Родилась в Петербурге, в семье известного педагога Я. Г. Гуревича. Окончила историко-филологическое отделение Высших женских (Бестужевских) курсов (1888). Дебютировала в печати в 1887 г. В 1891–1898 гг. — издатель журнала «Северный вестник». В начале 1900-х гг. активно занималась общественной деятельностью: была одной из активисток Всероссийского союза равноправия женщин. 9 января 1905 года стала свидетелем событий «Кровавого воскресенья» в Петербурге; впоследствии написала очерк «Народное движение в Петербурге 9-го января 1905 года», который стал классическим описанием событий этого исторического дня. С 1913 г. — заведующая литературным отделом журнала «Русская мысль». После Октябрьской революции 1917 г. сотрудничала в театральных учреждениях Петрограда, а затем Москвы, куда переехала в 1920 г.

Л. Я. Гуревич — автор большого числа литературных произведений и критических статей, опубликованных в газетах и журналах «Жизнь», «Русская мысль», «Освобождение», «Наша жизнь», «Слово», «Речь», «Русские ведомости», «Русская молва» и других. Она привлекла к участию в журнале «Северный вестник» выдающихся русских писателей — Л. Н. Толстого, Максима Горького, Н. С. Лескова, К. Д. Бальмонта и многих других. Критические статьи Л. Я. Гуревич были собраны в книге «Литература и эстетика» (1912). С середины 1900-х гг. она занималась преимущественно театральной критикой; дружила с К. С. Станиславским, о котором написала книгу «К. С. Станиславский» (1929). Известность получили и другие ее труды по театральной тематике: «Творчество актера: О природе художественных переживаний актера на сцене» (1927) и «История русского театрального быта» (1939).

Информация / Заказ
2024. 288 с. Мягкая обложка. 15.9 EUR Новинка недели!

Особенности 20-го выпуска:

- исправили предыдущие ошибки

- Добавлены разновидности в раздел разновидностей юбилейных монет СССР

- В раздел 50 копеек 2006-2015 добавлены немагнитные 50 копеек

10 копеек 2005 М (ввел доп. разворот)

- Добавлена информация о 1 рубле 2010 СПМД немагнитный... (Подробнее)


Информация / Заказ
Зиновьев А.А. ЗИЯЮЩИЕ ВЫСОТЫ
2024. 720 с. Твердый переплет. 19.9 EUR

Книга «Зияющие высоты» – первый, главный, социологический роман, созданный интеллектуальной легендой нашего времени – Александром Александровичем Зиновьевым (1922-2006), единственным российским лауреатом Премии Алексиса де Токвиля, членом многочисленных международных академий, автором десятков логических... (Подробнее)


Информация / Заказ
2022. 1656 с. Твердый переплет. 169.9 EUR

Впервые в свет выходит весь комплекс черновиков романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», хранящихся в научно-исследовательском отделе рукописей Российской государственной библиотеки. Текст черновиков передаётся методом динамической транскрипции и сопровождается подробным текстологическим... (Подробнее)


Информация / Заказ
2023. 274 с. Мягкая обложка. 14.9 EUR

Арабо-израильский конфликт, в частности палестино-израильский, на протяжении многих десятилетий определял политическую ситуацию на Ближнем Востоке. На современном этапе наблюдается падение значимости палестинской проблемы в системе международных приоритетов основных акторов. В монографии... (Подробнее)


Информация / Заказ
URSS. 2024. 136 с. Мягкая обложка. В печати

В настоящей книге, написанной выдающимся тренером А.Н.Мишиным, описывается техника фигурного катания, даются практические советы по овладению этим видом спорта. В книге рассматриваются основы техники элементов фигурного катания и то, как эти элементы соединяются в спортивные программы, излагаются... (Подробнее)


Информация / Заказ
2024. 400 с. Твердый переплет. 16.9 EUR

Как реализовать проект в срок, уложиться в бюджет и не наступить на все грабли? Книга Павла Алферова — подробное практическое руководство для всех, кто занимается разработкой и реализацией проектов. Его цель — «переупаковать» проектное управление, сделать метод более применимым к российским... (Подробнее)


Информация / Заказ
URSS. 2024. 344 с. Мягкая обложка. 18.9 EUR

Мы очень часто сталкиваемся с чудом самоорганизации. Оно воспринимается как само собой разумеющееся, не требующее внимания, радости и удивления. Из случайно брошенного замечания на семинаре странным образом возникает новая задача. Размышления над ней вовлекают коллег, появляются новые идеи, надежды,... (Подробнее)


Информация / Заказ
URSS. 2023. 272 с. Мягкая обложка. 15.9 EUR

Настоящая книга посвящена рассмотрению базовых понятий и техник психологического консультирования. В ней детально представлены структура процесса консультирования, описаны основные его этапы, содержание деятельности психолога и приемы, которые могут быть использованы на каждом из них. В книге... (Подробнее)


Информация / Заказ
URSS. 2024. 704 с. Твердый переплет. 26.9 EUR

В новой книге профессора В.Н.Лексина подведены итоги многолетних исследований одной из фундаментальных проблем бытия — дихотомии естественной неминуемости и широчайшего присутствия смерти в пространстве жизни и инстинктивного неприятия всего связанного со смертью в обыденном сознании. Впервые... (Подробнее)


Информация / Заказ
URSS. 2024. 576 с. Мягкая обложка. 23.9 EUR

Эта книга — самоучитель по военной стратегии. Прочитав её, вы получите представление о принципах военной стратегии и сможете применять их на практике — в стратегических компьютерных играх и реальном мире.

Книга состоит из пяти частей. Первая вводит читателя в мир игр: что в играх... (Подробнее)