Обложка Пихорович В.Д. Логика «коронакризиса»: Мировая экономическая катастрофа начала XXI века. Марксистский анализ
Id: 264538
349 руб.

Логика «КОРОНАКРИЗИСА»:
Мировая ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА начала XXI века. Марксистский анализ
Логика «коронакризиса»: Мировая экономическая катастрофа начала XXI века. Марксистский анализ

URSS. 2021. 200 с. ISBN 978-5-9710-7955-2.

Аннотация

Под влиянием коронавируса подавляющее большинство людей разделилось на «коронапаникеров» и «коронаскептиков».

Одни предлагают верить в то, что никакого коронавируса не существует или что его создали искусственно, чтобы обвалить мировую экономику. Другие – что это совершенно невиданный ранее вирус, способный убить сотни миллионов людей, против которого нет никакого спасения, кроме «самоизоляции» и всеобщей вакцинации, и что именно этот страшный ...(Подробнее)вирус стал причиной экономического кризиса.

Автор предлагает читателям не верить никому и попробовать вместе разобраться, что же произошло (а подобное обязательно теперь будет повторяться) на самом деле. Для этого не обязательно быть вирусологом, эпидемиологом или экономистом, а достаточно иметь нормальные знания по основным предметам в рамках курса средней школы, общие навыки логического мышления, привычку анализировать и сравнивать разные точки зрения на любую проблему и не бояться думать самостоятельно. И, самое главное, нужно иметь хотя бы немножко развитое чувство юмора. Без него с этой проблемой не справиться.


Содержание
От автора5
Глава 1. Урок политической арифметики9
Глава 2. О причинах и поводах25
Глава 3. Был ли бы кризис, если б не было коронавируса?36
Глава 4. Закономерности развития производительных сил49
Глава 5. Соотношение классовых сил, или Классовая война53
Глава 6. Кризис образования67
Глава 7. Логический анализ одного интервью84
Глава 8. Начнем сначала. Читать «Капитал»96
Глава 9. Логика экономического кризиса109
Глава 10. Несколько соображений в защиту «теорий заговора»116
Глава 11. Марксизм и теории заговоров124
Глава 12. Гносеологические основы анализа общественных явлений вообще и данного кризиса в частности139
Глава 13. Извините, но еще совсем немножко про Билла, у которого все в жизни получалось145
Глава 14. Психическая эпидемия150
Глава 15. Для психологического эффекта157
Глава 16. Что же было на самом деле?160
Глава 17. О роли личности и кружков самообразования в истории170
Глава 18. Чего не должна делать философия, или Могут ли нас всех чипировать?184
Глава 19. Полезные советы относительно гигиены189

От автора

Автор не принадлежит ни к "коронапаникерам", ни к "коронаскептикам".

В силу жизненных обстоятельств, а именно в силу того, что жизнь свела его и крепко связала с профессиональным вирусологом, автор принадлежит к той группе людей, которые привыкли каждый день тщательно мыть руки с мылом перед едой и после прихода с улицы, никогда не грызть кончик ручки или дужки очков, а ручки дверей в общественных местах не лапать руками без крайней необходимости. Также автор привык считать не очень гигиеничной привычку обниматься и целоваться при встрече с кем попало или, скажем, ходить дома в той же обуви и одежде, что и по улице.

В периоды же эпидемии гриппа автор привык, кроме того, при возвращении домой мыть с мылом и лицо, включая слизистую носа, при выходе же из дома, если в период эпидемии предстоит посещать места скопления людей, мазать нос оксолинкой или другими жиросодержащими мазями, принимать для профилактики иммуностимулирущие препараты, когда есть большой риск заразиться, например, уезжая в командировку, или даже когда просто нужно много ездить в метро. При первых же симптомах ОРВИ автор всегда оставался дома и постоянно разъяснял студентам, что грипп -- это очень опасная болезнь, что "для больного человека нужен врач, нужна аптека", что приходить, будучи "весь в соплях, как в шелках", чихая и кашляя, на занятия и там заражать товарищей -- это признак крайней некультурности, а не особой "сознательности".

Кстати, именно таким "сознательным" во время "коронапаники" сложнее всего было объяснить, что паниковать не нужно, что здоровым людям нет необходимости на протяжении нескольких месяцев сидеть взаперти и вообще не выходить на улицу, или, например, что хождение по улице в маске не только не уменьшает, но и увеличивает риск заболеть. Обычно даже ссылки на ту же самую ВОЗ не помогали, поскольку эти "сознательные" были свято уверены, что вирус живет на всех поверхностях, постоянно летает в воздухе, особенно в парках, в лесу и прибрежных зонах.

В силу все тех же указанных выше жизненных обстоятельств автор привык читать литературу по вирусологии, в том числе и чисто профессиональную, хотя, разумеется, далеко не все там понимая. Но автор понимает вполне, что в этой науке ситуация ничем не лучше (но и не хуже), чем в остальных науках, что далеко не все вирусологи интересуются именно своей наукой, а не, скажем, возможностью "срубить бабло" на ажиотаже вокруг коронавируса.

Именно этим объясняется, что даже некоторые вирусологи помогали нагонять панику. Но в целом, хотел бы отметить к чести этой науки, таких было все-таки не так много среди тех, кто может хотя бы относительно связно что-нибудь сказать по поводу коронавируса. Видимо, по этой причине профессиональных вирусологов и эпидемиологов почти не показывали в этот период по телевизору, хотя "экспертами по коронавирусу" в это время были все, кому не лень.

Автор, конечно же, не хочет уподобляться таким "экспертам", поэтому будет стараться без необходимости не лезть в сферу вирусологии и эпидемиологии, но поскольку предмет исследования таков, что избежать этого полностью не удастся, то автор предупреждает, что будет анализировать данные представителей этих наук, их высказывания, а также высказывания и действия представителей власти, журналистов и прочих "коронаэкспертов" с точки зрения логики, преподаванием которой занимается несколько десятков лет. Причем речь идет не только о формальной логике, с которой очень часто ассоциируют всякую логику, но и о логике диалектической, которая в последние полтора столетия крепко-накрепко связана с политической экономией.

А поскольку кроме того, что он долгие годы преподает логику и философию, а в последние годы и социологию экономики (современная подпольная кличка бывшей политической экономии) и даже такой странный предмет, как критическое мышление (как будто возможно некритическое мышление), автор еще много лет пишет всяческую публицистику. Так что стиль книги будет достаточно острый, иронический, в связи с чем нужно предупредить читателя, что в книге есть места, которые могут быть расценены как "оскорбление чувств коронаверующих", точно так же, как и весьма скептические высказывания в отношении "коронаскептиков".

Автор даже уверен, что как тем, так и другим эту книгу читать не стоит -- по крайней мере, до тех пор, пока ажиотаж вокруг коронавируса не спадет, поскольку книга никого не может переубедить (это уже проверено). Она написана, скорее, для будущего, поскольку автор уверен, что "технология коронапаники", независимо от того, была ли она специально кем-то придумана или сложилась стихийно, будет использоваться и в будущем. Сама "коронапаника" пройдет. О ней забудут точно так же, как сегодня никто не помнит о том, что точно такая же паника в 2009 году раздувалась вокруг "свиного гриппа". Возможно, "коронапаника" пройдет даже раньше, чем эта книга попадет в руки читателя, но "технология" останется.

Как не последним был экономический кризис, исключительно благодаря которому, по мнению автора, и возникла проблема коронавируса, каковую при иных обстоятельствах мы и не заметили бы.

И поэтому крайне печально будет, если "коронапаника" пройдет только потому, что люди от нее устанут. Она сойдет на нет сама собой, и никакие уроки из нее не будут извлечены.

Все знают фразу Гегеля "История учит лишь тому, что она никогда ничему не научила народы". Но при этом редко задумываются о том, какую плату она потом взыскивает с народов за невыученные уроки.


Об авторе
Пихорович Василий Дмитриевич
Старший преподаватель кафедры философии Национального технического университета Украины "Киевский политехнический институт" (НТУУ КПИ). Окончил философский факультет Киевского университета. Основной научный интерес — материалистическая диалектика. Является постоянным участником "Ильенковских чтений". С конца 1990-х гг. начал заниматься вопросами политэкономии социализма и общегосударственных автоматизированных систем управления. Автор около трех десятков научных и публицистических статей по этой теме, опубликованных на Украине, в России и по одной в Греции и Эквадоре. Был ответственным редактором книги "Академик В. М. Глушков — пионер кибернетики". Подготовил к печати книгу "Маленькие рассказы о больших ученых" о С. А. Лебедеве, Н. М. Амосове и В. М. Глушкове (в соавторстве с членом-корреспондентом НАН Украины Б. Н. Малиновским).

Организатор двух круглых столов, посвященных ОГАС — Общегосударственной автоматизированной системе учета и обработки информации (в Институте стратегических исследований при президенте Украины в 2010 г. и в Киевском политехническом институте в 2012 г.). Был участником Первого международного политэкономического конгресса в Москве, в материалах которого "Политэкономия: социальные приоритеты. Т. 1" (М.: URSS) вышла его статья "Что противопоставить „рыночноцентризму“?". Был руководителем четырех дипломных работ, посвященных проблемам ОГАС. Принимал участие в подготовке первых Глушковских чтений, посвященных 90-летию со дня рождения В. М. Глушкова.