Обложка Фролов И.Т. О человеке и гуманизме: Работы разных лет
Id: 263442
559 руб.

О человеке и гуманизме:
Работы разных лет Изд. 2

URSS. 2020. 560 с. ISBN 978-5-9710-7871-5.

Аннотация

Настоящая книга является обобщением и развитием работ автора — выдающегося советского философа, посвященных комплексному исследованию человека в современных социально-философских аспектах, с учетом новых факторов существования цивилизации. В книге освещаются также нравственно-философские вопросы смысла человеческой жизни, ее продолжительности, смерти и бессмертия, для чего привлекаются новейшие медико-биологические данные, исторические ...(Подробнее)традиции русской и мировой культуры.

Книга рассчитана не только на специалистов, но и на широкий круг читателей, которых волнуют проблемы человеческого бытия в современном сложном и противоречивом мире.


Оглавление
К читателю 5
Введение
ЧЕЛОВЕК, ЧЕЛОВЕЧЕСТВО, ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ - ГЛОБАЛЬНАЯ ТРИАДА НАСТОЯЩЕГО И БУДУЩЕГО; КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД И ТРИЕДИНАЯ ЗАДАЧА ФИЛОСОФИИ.......... 13
Глава первая
В ПОИСКАХ ЧЕЛОВЕКА РАЗУМНОГО И ГУМАННОГО: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ, МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ........ 31
1. Что такое человек? Постановка вопроса в истории философии и ответ марксизма; социальная сущность человека и его природно-биологическое существование; опосредствование и преобразование природно-биологического социальным; единство сущности и существования человека в его развитии........... 33
2. Гены, либидо или социум? Современный социал-биологизм, вульгарный социологизм и антропологизм; научные дискуссии о соотношении социальных и природно-биологических факторов развития человека......... 69
3. Человек — предпосылка и продукт истории, диалектика его индивидуального и исторического развития как присвоения и воспроизведения социо-культурного опыта человечества, социальная активность личности............... 81
Глава вторая
ЧЕЛОВЕК И МИР ЧЕЛОВЕКА: К ОБЩЕСТВУ РЕАЛЬНОГО ГУМАНИЗМА И НОВОМУ ЧЕЛОВЕКУ - РАЗУМНОМУ И ГУМАННОМУ 91
1. Общественные условия и средства реализации сущностных сил человека; научные прогнозы и гуманистические идеалы нового человека, антинаучные, антигуманные проекты «казарменного коммунизма», отрицающего личность.......... 92
2. Гуманистические приоритеты и цели социализма: теория и практика; автооитарно-бюпокоатические деформации, культ личности и отчуждение человека; марксизм и авторитаризм; возрождение и развитие научной концепции социализма ...... 104
3. Революционная перестройка — путь реального, практического гуманизма и обновления социализма; преодоление отчуждения и развитие нового человека — разумного и гуманного; научная программа комплексного исследования человека ....... 119
Глава третья
ЧЕЛОВЕК - НАУКА — ГУМАНИЗМ: НОВЫЙ СИНТЕЗ.....135
1. Возрастание роли и значения интеллектуальных ресурсов человека и человечества: наука в современном мире, превращение в непосредственную производительную и социальную силу; новейший этап научно-технической революции и развитие человека: процессы информатизации и компьютеризации, необходимость «высокого соприкосновения», новых форм образования и культуры ..................... 139
2. «Демон науки» или культ человека? Дилемма сциентизма и антропологизма, «технократический оптимизм» и «критика науки»; новая технология и новый технократизм, концепции «информационного общества» и «человеческого капитала» ; дискуссии о социальных и человеческих последствиях нового этапа НТР 162
3. Наука для человека, человек — «мера всех наук» : развитие мировоззренческих основ и гуманистического самосознания науки, научное познание и гуманистические идеалы; этика науки и общие социально-этические ценности человечества; на пути к новому типу науки, новый этнос науки будущего...... 194
Глава четвертая
НАУКА И ИСКУССТВО В ПОЗНАНИИ И РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА 225
1. Перспективы человека в «век биологии»: новые пути познания и практики — генная инженерия и биотехнология, генетика человека и новая медицина, резервы мозга и искусственный интеллект, эргономика и психофизиологическое развитие человека 227
2. Научные прогнозы и утопические проекты перестройки биологической природы человека; проблема бессознательного, психоанализ и парапсихология; социально-этические принципы (регулятивы), пределы и беспредельность познания человека, многообразие его форм...................240
3. Человек — центр взаимодействия науки и искусства; становление и разрыв гармонии истины и красоты; в поисках утраченной гармонии, дискуссии о взаимодействии науки и искусства в условиях научно-технической революции; единство «двух культур» — в единстве и целостности человека, гуманистической, нравственно-этической ориентации науки и искусства, всей культуры человечества ....................271
Глава пятая
ЧЕЛОВЕК И ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА: НЕОБХОДИМОСТЬ МЫСЛИТЬ И ДЕЙСТВОВАТЬ ПО-НОВОМУ .... 291
1. Quo wadis? Альтернативы человеческой цивилизации на рубеже третьего тысячелетия; возникновение, сущность и значение глобальных проблем: системный подход; глобальная мирная стратегия — ключ к сохранению человека и человечества . . . 293
2. Глобальные прогнозы, модели и сценарии мирового развития; проблемы и дилеммы современной футурологии, технократические и антропологические утопии, концепции выживания и альтернативные поиски............ 323
3. Марксизм и глобальные проблемы человека и человечества: научный, социальный и гуманистический подход; методология глобального прогнозирования и моделирования, сосуществование и соперничество разных социально-экономических и политических систем в условиях глобальных проблем; диалектика общечеловеческого и классового, приоритетность общечеловеческих ценностей, новое мышление и новый гуманизм..........342
Глава шестая
ЧЕЛОВЕК. ПРИРОДА И РОД ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ: ПЕРСПЕКТИВЫ ГАРМОНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И РОСТА.......383
1. Человек и природа: исторические формы взаимодействия и современные противоречия; ресурсы природы и род человеческий: социальная сущность, тенденции, пределы и последствия роста 385
2. Дилемма, стоящая перед человечеством? Дискуссии о будущем природы и рода человеческого, путях и методах гармонизации их взаимодействия и роста: алармизм, технократизм и неоруссоизм; неомальтузианство, демографический нигилизм и абстрактно-утопический оптимизм............... 407
3- Научная и социальная стратегия, обеспечивающая будущее человека, природы и рода человеческого: экологическое и демографическое регулирование, образование и воспитание; экология — мировоззрение — культура; человек — семья — общество сегодня и в будущем................... 427
Глава седьмая
НОВЫЙ (РЕАЛЬНЫЙ) ГУМАНИЗМ —НРАВСТВЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ жизни...................449
1. Марксизм как новый (реальный) гуманизм, наука об освобождении и развитии человека, нравственная философия жизни . . 452
2. Для чего жить? Биологический, социальный и нравственно-гуманистический смысл человеческой жизни........457
3. Эволюция продолжительности жизни и пути ее искусственного увеличения: pro и contra; нравственно-гуманистические проблемы геронтологии ............ 474
Глава восьмая
О СМЕРТИ И БЕССМЕРТИИ ЧЕЛОВЕКА И ЧЕЛОВЕЧЕСТВА: НРАВСТВЕННО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ....... 495
1. Нравственно-философский смысл смерти и бессмертия человека; призраки и иллюзии «вечной жизни» и «всеобщего воскрешения» (фрагменты из истории русской и мировой мысли) . . 497
2. Новые представления о жизни, смерти и бессмертии человека в свете современной науки; успехи реаниматологии и мифы о «жизни после жизни» ; гуманистические проблемы танатологии: «право на смерть» и «культура умирания»........529
3. Бессмертие разума и гуманности человека — бессмертие человечества; уникальность человека и научные поиски внеземных форм жизни и разума; космизация жизни человечества, его гуманистическое предназначение, глобальная и космическая ответственность ................ ... 547
Вместо заключения
НАДЕЖДА НА БУДУЩЕЕ: К НОВОМУ РЕНЕССАНСУ ЧЕЛОВЕКА
И ГУМАНИЗМА................553

Об авторе
Фролов Иван Тимофеевич
Философ, общественный и политический деятель, академик РАН. Занимался философией биологии, методологическими, социальными и этическими проблемами науки, стал основоположником в разработке таких проблемных областей, как глобальные проблемы

современности, комплексное изучение человека. Одним из первых в нашей стране обратился к изучению биоэтических проблем. С 1968 по 1977 г. был главным редактором журнала "Вопросы философии". В 1992 г. основал и возглавил Институт человека РАН.